Технологическая карта открытого урока по математике в 5 классе по теме "Квадрат и куб числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Хасметдинова Анна Александовна

Урок математики в 5 классе по теме "Квадрат и куб числа" показывает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.

Тема: "Квадрат и куб числа"

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 5 в

Цели урока- формирование понятий «степень числа», «квадрат числа», «куб числа»;

- формирование  умений возводить в степень натуральное число;

- формирование умений находить значения выражений, содержащих степень;

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- уметь читать и записывать степень числа;

- закрепить понятия «квадрат» и «куб» числа;

- уметь  записать выражение при возведении в степень;

-  составлять алгоритм вычисления заданного выражения;

Метапредметные:

- уметь обрабатывать информацию;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- высказывать свое предположение;

- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;

Личностные:

- развитие активности, находчивости;

умение общаться в коллективе и в паре;

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- делать проверку вычислений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvadrat_i_kub_chisla.doc111 КБ
Файл individualnye_rabochie_karty.docx43.23 КБ
Файл prezentatsiya.pptx314.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме "Квадрат и куб числа"

Урок математики в 5 классе по теме "Квадрат и куб числа" показывает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.

Тема: "Квадрат и куб числа"

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 5 в

Цели урока- формирование понятий «степень числа», «квадрат числа», «куб числа»;

- формирование  умений возводить в степень натуральное число;

- формирование умений находить значения выражений, содержащих степень;

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- уметь читать и записывать степень числа;

- закрепить понятия «квадрат» и «куб» числа;

- уметь  записать выражение при возведении в степень;

-  составлять алгоритм вычисления заданного выражения;

Метапредметные:

- уметь обрабатывать информацию;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- высказывать свое предположение;

- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;

Личностные:

- развитие активности, находчивости;

умение общаться в коллективе и в паре;

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- делать проверку вычислений.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, создает благоприятный психологический настрой на работу.

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Устный счет

  1. Проверьте правильность расстановки действий:       

         1      3           2         4
508 * 609 - (22313 + 345)
 : 69

Проверка:

         3      4           1         2
508 * 609 - (22313 + 345)
 : 69

Решите примеры и заполните таблицу.

2*2*2*2*2    -  Ь                      

3+3+3    -   Е                  

3*3*3    -   П

4*12   -  Л                        

5*13   -    Т                    

8*8    -    И

5+5+5+5+5  -  Н          

11*7   -   С          

4*4   -   А          

0*23   -   Ч

Какое  словосочетание получилось? Знаете ли вы,  что такое степень числа?

Ребята, некоторые примеры содержали в себе произведение нескольких одинаковых множителей (1,7,8,9). Как вы думаете, можно ли упростить эти выражения? Можно ли их записать короче? 

Индивидуальное задание на доске

Фронтальная работа (Устный счет по порядку)

Решают примеры

Получается словосочетание «Степень числа».

Отвечают на вопрос. Приходят к затруднению.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих  высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

 фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

Объясняет, что у детей возникло затруднение, т.к. они не знают правило, по которому быстро можно выполнить умножение некоторого количества одинаковых чисел.

Поясняет, что произведение, в котором все множители одинаковые, можно записать короче.

С понятием степень числа неразрывно связаны 2 геометрические фигуры, которые показаны на слайде. Назовите их, пожалуйста.

Итак, тема нашего урока: Квадрат и куб числа.

Предлагает записать тему урока

Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь тему урока .

Формулируют цели.

 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


Построение проекта выхода из затруднения

400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей

5 · 5 · 5 · 5 = 54

Запись 54  читают «пять в четвёртой степени».

Основные понятия

Основание                      Показатель

Внимательно смотри             - Степень
Основание – цифра 3
Показатель – цифра 7
Общий вид степени

an – cтепень

a – основание степени

n – показатель степени

 an    = а*а*а*…*а (n раз)

Предлагает ответить на вопросы, что означают записи. Назвать основания и показатель степеней.

Итак, ребята, тема нашего урока звучала как «Квадрат и куб числа».

Внимательно следят за информацией на слайдах

Отвечают на вопросы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, даёт рекомендации по выполнению.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два ─ согнуться – потянутся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

     Пять и шесть тихо сесть.

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностныеформирование ЗОЖ

Реализация построенного проекта

(закрепление формируемых знаний и умений)

Определение квадрата числа и куба числа.

Произведение n и n называют квадратом числа и  записывают    

Произведение n, n и n называют кубом числа и записывают    

В древнем Вавилоне для облегчения вычислений люди составляли таблицы квадратов и кубов чисел.

Назовите, пожалуйста, квадраты чисел 7, 3, 4? (49, 9, 16)

Куб чисел 5, 8, 2? (125, 512, 8)

Записывают определения в тетрадь

Называют квадраты и кубы чисел, работая в паре

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .

Первичное закрепление во внешней речи

1. Давайте попробуем угадать корни уравнений.

а) x • x = 25;         б) y • y =81;         в) a • a =1;

г) b • b • b =0.

Ответы:  а) х=5;   б) y=9;  в) а=1;   г) b=0

А как вы догадались? Какие понятия помогли вам с ответами?

4 человека у доски, остальные в тетрадях.

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

Включение в систему знаний и повторение

Предлагает выполнить тест

1.  В выражении 64 число __________ основание степени,

число ___________________ - показатель степени.

2.  У степени _____________ основание равно 2,

а показатель равен 5.

3. Куб числа – это:

 

  А) произведение трех одинаковых чисел

  Б) сумма трех одинаковых чисел

  В) сумма двух чисел

4. Числовое значение выражения 6² равно:

         А) 12,       Б) 36,      В) 8.  

5. Числовое значение выражения 8³ равно:

         А) 24,      Б) 64,       В) 512.

6. Выражение 5 + 5 + 5 означает

         А) 5³,       Б) 5 + 3,        В) 5 · 3.

7. С какими геометрическими фигурами ассоциируются слова: а) квадрат, б) куб

А)     Б)          В)        Г)  

Выполняют тест самостоятельно в индивидуальных рабочих листах.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; построение своих  высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Контроль усвоения, обсуждение допущен-ных ошибок и их кор-ректировка. Коррекция знаний и способов действий

Предлагает учениками поменяться рабочими листами с целью самопроверки результатов теста.

Проверяет качество выполнения теста

Обмениваются тетрадями и проверяют ответы по эталону на слайде

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Регулятивные: 

оценивать работу друг друга; осуществлять самоконтроль;  контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает ученикам закончить предложения, с помощью «Облака слов»

-Сегодня на уроке я узнал ...

-Я повторил …

-Я закрепил…

-Я научился…

-Было трудно ...

- Было интересно ...

- Я смогу ...

Предлагает оценить свою работу и результаты.

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

Познавательныепостроение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

Домашнее задание

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы:

№  666, 668(1ст), 670, 672.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



Предварительный просмотр:

ФИ___________________________________________________

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

n2

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

n3

1

8

27

64

125

216

343

512

729

1000

Угадайте корни уравнения:

а) x*x=25;    б) y*y=81;    в) a*a=1;   г) b*b*b=27.

ТЕСТ

1.  В выражении 64 число __________ основание степени,

число ___________________ - показатель степени.

2.  У степени _____________ основание равно 2,

а показатель равен 5.

3. Куб числа – это:

  А) произведение трех одинаковых чисел

  Б) сумма трех одинаковых чисел

  В) сумма двух чисел

4. Числовое значение выражения 6² равно:

         А) 12,       Б) 36,      В) 8.  

5. Числовое значение выражения 8³ равно:

         А) 24,      Б) 64,       В) 512.

6. Выражение 5 + 5 + 5 означает

         А) 5³,       Б) 5 + 3,        В) 5 · 3.

7. С какими геометрическими фигурами ассоциируются слова: а) квадрат, б) куб

А)     Б)          В)        Г)  

ФИ___________________________________________________

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

n2

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

n3

1

8

27

64

125

216

343

512

729

1000

Угадайте корни уравнения:

а) x*x=25;    б) y*y=81;    в) a*a=1;   г) b*b*b=27.

ТЕСТ

1.  В выражении 64 число __________ основание степени,

число ___________________ - показатель степени.

2.  У степени _____________ основание равно 2,

а показатель равен 5.

3. Куб числа – это:

  А) произведение трех одинаковых чисел

  Б) сумма трех одинаковых чисел

  В) сумма двух чисел

4. Числовое значение выражения 6² равно:

         А) 12,       Б) 36,      В) 8.  

5. Числовое значение выражения 8³ равно:

         А) 24,      Б) 64,       В) 512.

6. Выражение 5 + 5 + 5 означает

         А) 5³,       Б) 5 + 3,        В) 5 · 3.

7. С какими геометрическими фигурами ассоциируются слова: а) квадрат, б) куб

А)     Б)          В)        Г)  

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Домашнее задание:

П.16,№666,668(1ст.),670,672

Амирханов

Султан

Ахметзянова

Лия

Бабин

Максим

Бушуров

Никита

Варламова

Софья

Гайнутдинова

Ляйсан

Донгузов

Алексей

Захарова

Милена

Иванов Дмитрий

Каргина

Снежана

Лотфуллин

Амир

Малахова

Мария

Мамчиц

Дарья

Мингазов

Рустем

Нехаев Данил

Осипова Елена

Паймухина

Каролина

Сапунова Яна

Хузина Сабина

Смоленкова

Дарья

Эрназаров

Самир

Анна

Александровна

Хасметдинова

Анна

Александровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

77 65 9 27 9 25 32 0 64 77 48 16 С Т Е П Е Н Ь Ч И С Л А

Слайд 3

Тема урока: Квадрат и куб числа.

Слайд 4

400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей 5 · 5 · 5 · 5 = 5 4 Запись 5 4 читают « пять в четвёртой степени»

Слайд 5

Основные понятия Основание Показатель Внимательно смотри - Степень Основание – цифра 3 Показатель – цифра 7 Помнить надо всем!!!

Слайд 6

Общий вид a n – cтепень a – основание степени n – показатель степени a n = а* а * а *…* а n раз

Слайд 7

5 4 6 5 7 8 6 5 =6·6·6·6·6 7 8 =7·7·7·7·7·7·7·7 Что означают записи ? Назовите основание и показатель степени. 5 4 =5·5·5·5

Слайд 8

Произведение n и n называют квадратом числа записывают

Слайд 9

Произведение n , n и n называют кубом числа записывают

Слайд 10

Ответы 1. 6-основание; 4-показатель 2. 3. А) 4. Б) 5. В) 6. В) 7. а)-Б); б )-Г.

Слайд 12

Что это ? Основание Подведем итоги Что это ? Показатель =3*3*3*3*3*3*3 “ Три в седьмой степени ” “ Три в кубе ” “ Три в квадрате ” 3 7 3 3 7 3 3 7 3 3 3 3 3 2

Слайд 13

Домашнее задание п. 16, № 666, 668(1ст),670,672


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе "Стиль барокко"

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе по теме "Стиль барокко" в рамках проведения профориентационной работы и исследовательской проектной деятельности учащихся....

Технологическая карта открытого урока по математике в 6 классе по теме "Раскрытие скобок"( в соответствии с ФГОС). Технология деятельностного метода

Урок "открытия нового знания"составлен в соответствии с ФГОС, использую несколько технологий: системно-деятельностного подхода ,игровые,здоровьесберегающие ....

Технологическая карта открытого урока по математике

Тема: «Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число»...

Открытый урок по математике 6 класс на тему: "Взаимно обратные числа"

Открытый урок по математике 6 класс. Согласноу чебного плана был дан в 1 полугодии. Содержит технологическую карту в соответствии с ФГОС, дидактический и раздаточный материал....

технологическая карта открытого урока по математике

Технологическая карта открытого урока по теме "Комбинаторные задачи" 5 класс...

Технологическая карта открытого урока по математике 5 класс "Умножение дробей"

Технологическая карта открытого урока по математике 5 класс "Умножение дробей" по учебнику "Математика 5" С.М.Никольский...

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...