Технология дифференцированного обучения в условиях ФГОС ООО
методическая разработка по математике (6 класс)

Наталья Александровна Амин

Выступление на городском семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Амин Н.А. выступление на городском семинаре

«Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС»

Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит и нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов, понижает мотивацию к обучению.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны -  во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

  • изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;
  • определения критериев деления обучающихся на группы;
  • умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;
  • умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;
  • умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.[1]

Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.

С социальной точки зрения -целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.[2]

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

  • внешняя (профильная) предполагает создание особых типов школ и классов;
  • внутренняя (уровневая) предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам обучающихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.

В массовой практике не всегда удается достичь положительного результата в обучении по отдельным предметам. В школах бывает достаточно большой процент обучающихся, не усвоивших программу или усвоивших ее очень слабо. Поэтому, одним из направлений организации учебного процесса является дифференциация образования.

Можно выделить несколько педагогических задач, которые могут быть решены при помощи внедрения её в работу:

  1. Научить критически относиться к собственным познаниям.
  2. Научить самоанализу успехов и неудач.
  3. Научить самостоятельно работать над своим образованием.
  4. Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.
  5. Научить целеполаганию как на долгий срок, так и на короткий период.
  6. Воспитывать культуру общения:
  • помогать и принимать помощь;
  • руководить процессом;
  • работать в группе;
  • адекватно относиться к замечаниям;
  • аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств

Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Организация учителем внутриклассной дифференциации предполагает несколько этапов:

  • определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся.
  • проведение диагностики по выбранному критерию.
  • распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики.
  • выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.
  • реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
  • диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.

В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации:

  • обученность – это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;
  • обучаемость – характеристика его потенциального развития.

Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, умений и навыков, качества знаний и навыков (например, осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения.

В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно класс разделить на группы:

  • 1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;
  • 2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;
  • 3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с  отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

Особо надо отметить, что немаловажную роль в процессе усвоения учебного материала играет способ восприятия информации, поскольку этот фактор влияет на скорость и способ усвоения информации. В тех случаях, когда материал подается способом, не воспринимаемым обучающимися, и темпом, заведомо им недоступным, эффективность самого передового урока с применением новаторских приемов и методов будет низкой, и, наоборот, традиционная форма организации урока при учете индивидуальных способов восприятия информации дает высокий результат.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель, и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физической культуры и трудового обучения).

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям.

Чтобы распознать ведущий канал восприятия и переработки информации нужно обращать внимание на словарь общения, направление взгляда, особенности внимания, особенности запоминания.

Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

Особенности внимания.Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания.Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.Аудиал, если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Много информации даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Специалисты говорят:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;

- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";

- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

При дифференциации обучения очень важно учитывать и психологическое состояние каждого ученика. Так при делении класса на варианты необходимо каждому обучающемуся объяснить причину определения его в ту или иную группу. Необходимо акцентировать внимание детей, что у определенной группы учащихся есть серьезные пробелы в знаниях, и для того, чтобы эти пробелы ликвидировать, необходимо вернуться назад и найти те темы, пробелы в которых мешают дальнейшему успешному продвижению вперед. При таком подходе не травмируется психическое состояние ребенка, включаются скрытые резервы для достижения поставленной цели, тем более, что у ребенка появляется реальная возможность почувствовать свою значимость, неповторимость.

Кроме этого того ученикам следует определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень:

- Выполнить задание своего варианта.

- Проверить правильность выполненной работы по справочнику.

- Выполнить хоть одно задание большей сложности.

- Добиться 10 зачтенных заданий.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые требования, можно дифференцировать задания по следующим направлениям:

  • степени самостоятельности обучающихся;
  • характеру помощи учителя;
  • форме учебных действий.

Кроме уровня обученности и мотивации к обучению при разделении класса на варианты, необходимо учитывать способы усвоения информации.

Дифференцированный подход можно использовать на различных этапах усвоения учебного материала. Рассмотрим некоторые возможные варианты дифференцированных заданий.

На этапе закрепления учебного материала предполагается дифференциация содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует их по

  • уровню творчества обучающихся;
  • степени самостоятельности обучающихся;
  • характеру помощи учителя;
  • форме учебных действий;
  • по способу восприятия материала.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.

В результате дифференцированного подхода к обучению повышается качество знаний обучающихся, т.к. почувствовав поддержку учителя, обучаясь практически по индивидуальному плану, подросток не чувствует себя отверженным, поскольку он не попадает в ситуацию систематических неудач. Это позволяет обучающимся осознать свои пробелы в обучении и, не снижая темпа работы, продвигаться с классом по программе. Кроме того, такой подход к обучению помогает обучающимся раскрыться в тех направлениях, которые невозможны при общем подходе, без учета индивидуальности подростков (например, подготовка сообщений на грамматическую тему, оформление «раскладушки», создание кроссвордов, ребусов, написание сценариев и т.д.)

Традиционный метод, в котором учащиеся являются объектом обучения, устарел. Учащиеся, при этом, похожи на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становиться все тяжелее и тяжелее, и наступает время, когда учащиеся не может его сдвинуть с места. Отсюда и низкие отметки, которые сказываются на дальнейшее обучение, приводит некоторых в депрессию, нежелание учиться. И поэтому необходимо по возможности отказаться от неудовлетворительных отметок путем дифференциации обучения.

В инновационном обучении важно, чтобы ученик был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой вопрос интересующий его и самостоятельно найти на свой вопрос ответ. Важно так организовать образовательный процесс, чтобы ученик сам добывал знания. Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении.

Используемая литература:

1. Долгунов В. Этот сложный процесс познания: индивидуализация и дифференциация. Педагогика. 2000, №4.

2. Иванов. Ю.А. Дифференцированное обучение / Ю.А.Иванов / Дифференциация как система - М.: Новая школа. 1992 г.: Ч. 1. – С. 43-64.

3. Моргун В.Ф. Интеграция и дифференцированное образование: личностный и технологический аспекты/Школьные технологии. – 2003. – № 3.

4. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.

5. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.: Сентябрь, 2002 - 159с.

6. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. – 148 стр.

Перед вами анкета, которая поможет вам определить ваш тип восприятия информации.

Отвечайте на вопросы "согласен" или "не согласен".

Выпишите в столбик номера вопросов, на которые вы ответили положительно.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4.0божаю плескаться в ванне.

5. При выборе телефона больше всего обращаю внимание на цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание животным.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Во время приветствия люблю обнимать друзей.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.

13. Когда слышу знакомую мелодию, вспоминаю события, с ней связанные.

14. Часто читаю во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Склонен к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После неудачного дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. После длительной поездки на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобные туфли.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.

34. Умею слушать собеседника.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохаястереоаппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт нотой.

39. На отдыхе не люблю осматривать достопримечательности.

40. Не выношу беспорядка.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Теперь подсчитайте, в какой из следующих строк больше совпадений с вашим числовым рядом:

Тип А 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45

Тип В 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47

Тип С 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

Это ваш главный тип восприятия.

Тип А (Визуалы). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: "не видел этого", "это, конечно, проясняет все дело", "заметил прекрасную особенность". Рисунки, образные описания, фотографии значат для типа А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Тип В (Кинестетики). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: "не могу этого понять", "атмосфера в квартире невыносимая", "ее слова глубоко меня тронули", "подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь". Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Тип С (Аудиалы).  "Не понимаю что мне говоришь", "это известие для меня...", "не выношу таких громких мелодий" - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.


[1] Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблемы дифференциации обучения в средней школе. – М., 1990.

[2] Журнал «Профильное обучение». №1. 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология дифференцированного обучения

Слайд 2

Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню: Дай сделать – и я пойму. Китайская притча

Слайд 3

Понятие дифференциации Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

Слайд 4

Цели дифференцированного обучения психолого-педагогическая : индивидуализация обучения социальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала дидактическая : решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе

Слайд 5

Дифференцированное обучение организация личностно-ориентированного процесса обучения: относительно однородные группы, отдельное обучение ( постоянно, временно) внутренняя (внутриклассная) внешняя (классы, школы)

Слайд 6

Виды внутриклассной дифференциации Внутренняя дифференциация - применение форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований

Слайд 7

Технология дифференцированного обучения - процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Слайд 8

Этапы организации дифференцированного обучения 1. Определение критерия , на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. 2. Проведение диагностики по выработанному критерию. 3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики. 4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся. 5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. 6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Слайд 9

Критерии обученность – достигнутый уровень усвоения знаний, качество знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения обучаемость – восприимчивость к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития

Слайд 10

Характерные особенности групп и задачи по работе с ними 1 группа: устойчивая высокая успеваемость, достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума (абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности), низкая утомляемость от активного, напряженного умственного труда, высокий уровень самостоятельности. Задача - воспитание трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы 2 группа: средние учебные возможности. Задача - развитие их способностей, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, создание условий для продвижения в развитии и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту 3 группа: пониженная успеваемость Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно

Слайд 11

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Слайд 12

Направления дифференциации обучения по образовательным целям по уровням выполнения заданий по времени обучения, времени выполнения заданий по содержанию обучения по последовательности учебного материала по структуре учебного материала по подходам к обучению по видам учебной деятельности по способам применения заданий по оценке деятельности

Слайд 13

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества по уровню трудности по объему учебного материала по степени самостоятельности по характеру помощи учащимся

Слайд 14

«+» дифференциации исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности повышается уровень мотивации

Слайд 15

«-» дифференциации трудоемкость, сложность подготовки урока трудоемкость, напряженность организации урока опасность наклеивания «ярлыков» необходимость длительной и тщательной психологической подготовки учащихся и их родителей

Слайд 16

Приемы опроса учащихся: Прием 1. Солидарный опрос. Прием 2. Взаимоопрос. Прием 3. Тихий опрос. Прием 4. Защитный лист. Прием 5. Идеальный опрос

Слайд 17

Приемы подачи домашнего задания: Прием 1. Три уровня домашнего задания. Прием 2. Задание массивом. Прием 3. Сам себе учитель. Прием 4. Идеальное задание.

Слайд 18

Приемы оценивания: Прием 1. Оценка – не отметка. Прием 2. Рейтинг. Прием 3. Кредит доверия. Прием 4. Система стимулов.

Слайд 19

Кодекс чести учителя (принципы отношения к ребенку, сформулированные Г.Л. Лэндгрет): 1. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому открыта детям. 2. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволяю детям учить меня. 3. Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям. 4. Я люблю, чтобы меня принимали такой, какая я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его. 5. Я склонна ошибаться, поэтому буду терпелива к человеческой сущности ребенка.

Слайд 20

6. Я единственная, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка. 7. Я научилась почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобретать свои. 8. Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка. 9. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться смягчить удар. 10. Я чувствую страх, когда беззащитна, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Слайд 21

Из всех насилий, Творимых человеком над людьми, Убийство – наименьшее, Тягчайшее же – воспитание. Максимилиан Волошин

Слайд 22

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий традиционного обучения в условиях ФГОС

В связи с внедрением стандартов второго поколения возникает много вопросов, связанных с переходом от "знаниевой" парадигмы к "деятельностной", с базовыми компетенциями педагогической деятельности учит...

доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"

технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС...

Доклад "Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Доклад содержит информацию о сущности и основных принципах коммуникативного метода обучения. Приведены примеры коммуникативных упражнений....

«Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС»

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой систе...

Дифференцированное обучение в условиях ФГОС

Особенностью подросткового возраста является то, что подросток хочет получать знания новыми путями, стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять ...