Доклад "Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения"
методическая разработка на тему
Доклад содержит информацию о сущности и основных принципах коммуникативного метода обучения. Приведены примеры коммуникативных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tekhnologiya_kommunikativnogo_obucheniya.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени П.Н.Самусенко»
Педагогический совет
Доклад
«Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Подготовила
социальный педагог
г. Братск, 2014.
Доклад по теме
"Технология коммуникативного обучения в условиях реализации
ФГОС второго поколения"
Содержание:
Введение
Глава I. Теоретическая часть
- Сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам
- Принципы коммуникативного метода обучения.
Глава II.Практическая часть
2.1. Условно - речевые и речевые упражнения.
2.2. Примеры коммуникативных упражнений
2.3. Ошибки
2.4. Пространство общения.
Заключение
Список литературы
Введение
Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Поэтому педагогическим кредо современного учителя должны стать слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Сущность коммуникативного метода обучения.
Эффективные приёмы, разработанные на основе технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов), способствуют реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, а также их уровня обученности. Базовые принципы коммуникативного метода обучения соответствуют положениям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС НОО поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности.
При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
- самовыражение личности становится важнее демонстрации знаний;
- поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки;
- отношения строятся на безоценочности, некритичности и «эмпатийности» (сопереживании и понимании переживаний других).
1.2. Принципы коммуникативного метода обучения.
Принципами построения содержания технологии коммуникативного обучения являются:
- Речевая направленность, обучение через общение.
- Функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и фонетической сторон речевой деятельности. Как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: ученик выполняет какую-либо речевую задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чём-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.
- Ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной мотивированности учебных ситуаций. Принципиально важными являются отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы усвоить язык, нужно изучать окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у обучающихся только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.
- Новизна, проявляющаяся в различных компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов работы.
- Личностная ориентация общения, заключающаяся в изначальном различии людей между собой в умении осуществлять учебную и речевую деятельность, в наличии определённого опыта, контексте деятельности, наборе определённых чувств и эмоций. Учёт всех этих личностных характеристик позволяет создать условия общения: положительную эмоциональную насыщенность, коммуникативную мотивацию, целенаправленность говорения и т.д.
- Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса, при котором обучающиеся активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных; самореализация личности в группе.
- Моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний, необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка в этом случае составляют проблемы, а не темы.
Главная идея новой образовательной парадигмы состоит в том, что обучающиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности. Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой:
а) взаимодействие;
б) решение коммуникативных (проблемных) задач.
Организация работы обучающихся на уроке происходит с учётом нового содержания этапов урока: самостоятельного выдвижения цели предстоящей учебной деятельности обучающимися, планирования своих действий для достижения поставленной цели, осуществления деятельности, рефлексии полученных результатов.
Глава II. Практическая часть.
2.1. Условно - речевые и речевые упражнения.
При коммуникативном методе обучения все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Е.И. Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.
Условно-речевые упражнения - это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени. При выполнении условно-речевых упражнений у учащихся на первом плане речевая задача. Выполняя ее, он образует по аналогии с образцом и использует нужную для выражения речевой задачи форму. Это означает, что форма усваивается не в отрыве от функции, а наоборот, в тесной связи с функцией, за счет последней.
Для речевых упражнений характерно то, что при их выполнении учащиеся решают речемыслительную задачу. Они используются при пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для комментирования каких- то событий, для высказывания собственной оценки и отношения к тому или иному факту.
Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Речь и мышление взаимосвязаны друг с другом, одно без другого невозможно. И в этом случае следует вспомнить, что мышление выполняет две функции: познавательную и коммуникативную.
В процессе познавательной деятельности (в научных исследованиях, в учебном познании) человек решает чисто мыслительные задачи, ищет посредством познавательной, исследовательской деятельности что-то неизвестное для людей, для себя (новые знания).
В процессе коммуникативной деятельности и в общении человек решает коммуникативную задачу (например, как возразить кому-то, как одобрить чей-то поступок). Здесь требуется речевой поступок. Но чтобы совершить такой поступок, нужно подумать, учесть, что сказать, как преподнести ту или иную фразу, как отреагировать и стоит ли это вообще говорить в данный момент и т.д. Такая задача становится уже речемыслительной. Основным признаком коммуникативности всегда являются подлинно коммуникативные задания, т.е. такие, которые ставят перед учащимися речемыслительную задачу. Рассмотрим следующие примеры.
Если заглянуть в класс и прислушаться к установкам, которые дает учитель учащимся, то очень часто можно услышать следующее:
- Составьте рассказ по теме «Как я провел каникулы».
- Ответьте на вопросы по тексту.
- Составьте диалог с новыми словами.
Вполне знакомая картина. И таких примеров можно приводить бесконечное множество. Если обратиться к учащимся и спросить у них, о чем они думают, когда получают подобные задания, то можно услышать следующие ответы: «Чтобы ошибок не наделать», «Стараюсь выполнить, чтобы получить хорошую отметку» или «Да ни о чем!»
Приведем примеры заданий другого типа.
- Каждому из вас хотелось провести каникулы интересно и с пользой для себя. Как вы считаете, что это значит?
- О чем бы вы хотели расспросить своего друга, если бы узнали, что он отдыхал за границей?
Конечно, можно заметить разницу между заданиями. А все дело в том, что эти два учителя по-разному понимают коммуникативность. Для первого учителя важно выполнение самого задания. Для второго - желание, потребность, интерес учащихся в его выполнении. Его задания затрагивают сферу эмоций, чувств, ценностей, а это именно то, что предполагает наше общение с другим человеком. В процессе общения у человека формируются модели и образцы поведения, которые впоследствии «входят внутрь» человека. Усваивается только то, что вызывает интерес и потребность выразить свое отношение.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что выделение и использование речемыслительных задач обеспечивает все остальные признаки коммуникативности. Поэтому, если мы хотим реализовать подлинно коммуникативное обучение общению, нужно позаботиться прежде всего о том, чтобы задания, предлагаемые ученикам, были по сути речемыслительными задачами.
2.2. Примеры коммуникативных упражнений.
Приведу примеры коммуникативных заданий, учебных речевых ситуации и коммуникативной игры, на примере обучения английскому языку:
- Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Тренируя вопросительные структуры, можно показать фотографию и попросить их расспросить о том, где и когда это было, а на следующий урок они приносят свои фото и работают в парах.
- Вариация: предлагаем вжиться в роль одного персонажа на фото и рассказать, что было до и после. Каждый получает картинку с изображением человека, даёт ему /ей имя, обозначает глаголами в начальной форме род его занятий или хобби. Необходимо составить рассказ об этом человеке в соответствующей временной форме.
- “Комнатный бой” (в игре участвуют два человека). Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнёра, который будет заполняться “мебелью” по ходу игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнёра. Если ответ утвердительный, то спрашивавший делает соответствующие рисунки в пустом квадрате – “комнате” и задаёт следующий вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнёра. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в “комнате” партнёра и заполнил пустой квадрат.
2.3 Ошибки.
При партнерских отношениях учеников и учителя возникает вопрос, как исправлять их ошибки. Это зависит от вида работы.
Фонетические ошибки рекомендуется исправлять не одновременно, а взять какой-то один звук и отрабатывать его в течение 1-2 недель (другие искаженные звуки пока не замечать); затем так поступить со 2-м, 3-м звуком и т.д. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание класса, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ученика от речевой задачи. При высказывании в ситуации ошибки исправлять вообще нецелесообразно. Достаточно исправить лишь те, которые мешают пониманию.
2.4 Пространство общения.
Методика «интенсива» требует иной, отличной от традиционной, организации учебного пространства. Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство, должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать «погружение» в данную проблему.
Заключение
Как видно из приведённых примеров любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для учащихся тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно чётко определить цель задания, чтобы побудить учащихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности. Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностная вовлечённость учащихся в процесс общения носит подлинно речевой характер, что в наибольшей степени соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции.
Применение данной технологии коммуникативного обучения позволяет в педагогической деятельности максимально погрузить обучающихся в атмосферу общения и сделать процесс обучения информативным, интересным и увлекательным.
Список литературы
- Н.И. Гез. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // Иностранные языки в школе, 1999. - №2 - С. 32-38.
- Я.М. Колкер. Практическая методика обучению иностранному языку : учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Академия, 2001. - 253 с.
- Г.А. Китайгородская. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. - №6 - С. 18-20.
- О.Н. Опойкова. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. - №8. - С. 39-42.
- Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования
Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...
Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....
Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...
Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения
В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...
Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...