Учебно - методические материалы по теме "Дроби и проценты"
методическая разработка по математике (6 класс)
Предлагается небольшая подборка задач по теме "Дроби и проценты", используемая мною при подготовке учащихся к ВПР в 6 классе. Она будет полезна и при повторении решения задач на проценты при подготовке к ГИА в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drobi_i_protsenty.docx | 52.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методические материалы по теме «Дроби и числа» в 6 классе
В ходе подготовки к ВПР по математике в 6 классе при работе по учебнику Математика : 6 класс : методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. — М. : Вентана-Граф, 2018 определились следующие этапы решения задач в течение всего года по теме «Дроби и проценты».
При подготовке к урокам большую помощь в подборе задач оказали следующие электронные ресурсы и литература:
- С.С. Минаева Дроби и проценты. М.: Экзамен, 2017
- СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР https://math6-vpr.sdamgia.ru/
- Открытый банк математических задач ЕГЭ http://mathege.ru/ и др.
Рассмотрим примеры некоторых типов задач, с которыми необходимо познакомить учащихся для успешного усвоения материала.
- Решение задач на перевод десятичных и обыкновенных дробей в проценты
Прежде всего, с учащимися необходимо повторить понятие процента и перевод процентов в десятичную и обыкновенную дробь и обратно. С этой целью кроме подробного разбора примеров со всем классом можно предложить подобную таблицу для самостоятельного заполнения:
Обыкновенная Дробь | |||||||||
Десятичная Дробь | 0,25 | 0,04 | 0,008 | ||||||
Проценты,% | 20 | 5 | 2 | 10 |
- Решения задач на нахождение дроби от числа с использованием умножения натурального числа на дробь, в частности на нахождение процентов от числа
а) Миша вышел из дома к школе, до которой 900 м. Пройдя пути, он встретил друга. На каком расстоянии от дома Миша встретил друга?
Решение:
б) Туристы за три дня прошли 108 км. В первый день они прошли треть всего пути, а во второй день - всего пути. Сколько километров они прошли в третий день?
в) Для приготовления компота собирают фруктовую смесь: составляют яблоки, груши, пятую часть сливы, а остальное – изюм. Сколько изюма надо взять для приготовления 1,5 кг такой смеси?
г) В избирательном округе 37000 избирателей. В голосовании приняло участие 65% всех избирателей. Сколько человек голосовало?
д) Евгений в декабре весил 72 кг. В январе он стал весить на 10% больше. Определите вес Евгения в декабре.
Решение: 1 способ: 10%=0,1; ;
2 способ: ; 110%=1,1%;
е) Ирина дала в долг подруге 60000 руб. в ноябре. Каждый месяц, начиная с декабря, подруга выплачивает ей 30% от оставшейся суммы долга. Определите, сколько останется выплатить подруге Ирины после того она отдаст часть денег в январе.
ж) Оля потратила в книжном магазине 500 рублей. На покупку книги она израсходовала 65% этой суммы, а на покупку календаря — 20% этой суммы. Сколько рублей стоили остальные товары?
З) Для приготовления компота собирают фруктовую смесь: 40% смеси составляют яблоки, 25% - груши, 20% - сливы, а остальное – изюм. Сколько изюма надо взять для приготовления 1,5 кг такой смеси?
- решения задач на нахождение числа по значению его дроби, в частности задач на нахождение числа по его процентам.
а) Миша вышел из дома к школе и, пройдя пути, он встретил друга. Расстояние от дома до встречи с другом составило 540 км. Каково расстояние от дома Миши до школы?
Решение:
б) В сборнике для детей две сказки. Первая занимает 35 страниц, что составляет книги. Сколько всего страниц в книге?
в) В избирательном округе голосовало 24050 избирателей. В голосовании приняло участие 65% всех избирателей. Сколько всего избирателей в округе?
Решение: 65%=0,65;
в) Изюм, поучаемый при сушке винограда, теряет 68% его массы. Из какого количества винограда получится 2 кг изюма?
Решение: 100%-68%=32%; 32%=0,32
г) Цену на ковер повысили на 25%, и он стал стоить 1500 р. Сколько стоил ковер до повышения цены?
д) Выход масла из сливок составляет веса сливок, а выход сливок из молока составляет 16% веса молока. Сколько надо взять молока, чтобы получить 1 ц масла?
е) Автомобиль в первый час прошел расстояния между городами, во второй - оставшегося расстояния и в третий – остальные 90 км. Найти расстояние между городами.
ж) На заводе 35% всех рабочих составляют женщины, а остальные – мужчины, которых на 420 человек больше, чем женщин. Определить общее число рабочих на заводе.
з) Первого апреля цену на набор елочных игрушек снизили на 10%. Первого мая цену на этот набор ещё раз снизили на 20%. После этого набор стал стоить 2880 рубля. Сколько стоил набор 31 марта?
и) В магазине цену товара сначала увеличили на 20%, а затем сделали скидку 20% от новой цены. На сколько процентов изменилась первоначальная стоимость товара?
Решение: Пусть товар изначально стоил х. Тогда при увеличении цены на 20% , товар будет стоить 1,2х. А при уменьшении цены на 20% цена товара станет равной . Значит, стоимость товара уменьшится на 4%.
к) Путь от пункта А до пункта В поезд преодолел за три часа. За первый час он проехал 30% всего пути, за второй час - пути, пройденного в первый час, а за третий час – оставшиеся 72 км. Найдите длину всего пути.
- решение задач на нахождения процентного отношения.
а) Сколько процентов число 25 составляет от числа 125?
б) В первый день туристы проехали 25 км, а во второй день – 75 км. На сколько процентов в первый день прошли меньше, чем во второй? На сколько процентов прошли во второй день больше, чем в первый?
в) Евгений в декабре весил 72 кг. В январе он стал весить на 10% больше, а в феврале он прибавил в весе еще на 18 кг. Определите, сколько процентов от декабрьского веса составляет вес Георгия в феврале.
г) В сосуд содержащий 5 литров 10-процентного водного раствора соли, добавили 5 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора.
д) Смешали 3 литра 10-процентного водного раствора соли с 9литрами 30-процентного водного раствора соли. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора.
При проведении итогового повторения по теме учащимся можно предложить для индивидуального или группового решения следующие задачи:
№ | Задача | Решение: |
1 | Сколько процентов число 125 составляет от 25? | |
2 | В килограмме сыра содержится 200 г белка. Сколько процентов белка содержится в сыре? | |
3 | Каково процентное содержание соли в растворе, если в 600г раствора содержится 54 г соли? | |
4 | В классе 28 учеников. В течение учебного года число хорошо успевающих по математике возросло с 16 учеников в начале года до 23 учеников в конце года. На сколько процентов от общего числа учеников за год возросло число хорошо успевающих? | |
5 | Ваня потратил в компьютерном магазине 600 рублей. На покупку кабеля он потратил 15% этой суммы, а на покупку мыши – 30% этой суммы. Сколько рублей стоили остальные товары, купленные Ваней? | |
6 | Миша истратил на покупку подарка для мамы 45% имеющихся у него денег. Сколько стоил подарок, если у мальчика осталось 660 рублей. | |
7 | В январе в магазине появилась новая модель телефона по цене 4500 рублей. В июне эта модель подешевела на 10%, а в ноябре еще на 20% от новой цены. Сколько рублей стоила эта модель телефона в ноябре? | |
8 | В Краснодаре один килограмм яблок стоит 75 рублей. В Санкт-Петербурге цена килограмма яблок на 40% больше, чем в Краснодаре, а в Москве - на 20% больше, чем в Петербурге. Сколько рублей стоит килограмм яблок в Москве? | |
9 | Первого апреля цену на набор елочных игрушек снизили на 20%. Первого мая цену на этот набор еще раз снизили на 20%. После этого набор стал стоить 160 рублей. Сколько стоил набор 31 марта? | |
10 | В январе в магазине появилась новая модель ноутбука по цене 40000 рублей. В июне эта модель подешевела на 8000 рублей, а в ноябре еще на 15% от новой цены. Сколько процентов от первоначальной цены стоил этот ноутбук в ноябре? | |
11 | В магазине цену на товар сначала увеличили на 40%, а затем сделали скидку на 50% от новой цены. На сколько процентов изменилась первоначальная стоимость товара? | |
12 | Одну сторону квадрата уменьшили на 10%, а другую увеличили на 10%. Как и на сколько процентов изменилась площадь получившегося прямоугольника по сравнению с площадью квадрата? | |
13 | Путь от пункта А до пункта В поезд преодолел за три часа. В первый час он проехал 30% всего пути, за второй час - пути, пройденного в первый час, а за третий час – оставшиеся 72 км. Найдите длину всего пути. | |
14 | Задумали три числа. Первое число составляет 42% суммы всех трех чисел, второе – 30% этой суммы. Найдите сумму всех трех чисел, если разность между наибольшим и наименьшим числами равна 77. | |
15 | Смешали 8 литров 5-процентного водного раствора соды с 12 литрами 10-процентного водного раствора соды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к учебно-методическому материалу “Helping Around the House: Laying the Table. Table Manners”.
Данная презентация может быть использована для демонстрации с целью поддержки урока по той же теме. В ней представлены не только контестные и ситуационные задачи, но и отражен ход урока....
Дидактический материал к комплексу учебно-методических материалов объединения дополнительного образования «Народный костюм Белгородчины»
Дидактический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или п...
Учебно-методические материалы
В помощь учителю...
Учебно-методические материалы для организации групповой работы по теме "Вводные слова"
Учебно-методические материалы для организации групповой работы по теме "Вводные слова". Для 8 класса. Задания разноуровневые....
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...