Учебно-методические материалы
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Дубровина Ирина Евгеньевна

В помощь учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с разными частями речи.

Часть речи.

Раздельно.

Слитно.

1. Имя существительное.

Есть противопоставление с союзом «а» ( не правда, а ложь ).

1. Не употребляется без НЕ (невольник).

2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправда = ложь).

2.Полные прилагательные.

Краткие прилагательные.

Наречия на –О,- Е.

1. Есть противопоставление с союзом «а» ( не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо).

2. Впереди есть слова:

вовсе не…  отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ).

1. Не употребляется без НЕ  (ненастный, ненастно ).

2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправдивый=лживый,

неправдив = лжив, неправдиво = лживо ).

3. Полные причастия.

1. У причастия есть зависимое слово ( не решённый мной ).

2. Есть противопоставление с союзом «а» ( не решённый, а списанный пример ).

1. Не употребляется без НЕ  (недоумевающий ).

2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ).

3. Нет противопоставления с союзом «а».

4. Краткие причастия.

Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены.


_________________________

5. Глагол.

1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё ( не было, не мог ).

2. НЕ  до…. ( действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу ).

1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ ( ненавидеть, негодовать )

2. НЕДО… ( выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ).

6.Деепричастие.

С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая .

Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили речи Введение в стилистику

Слайд 2

Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить объявление; б) рассказать о собрании родителям. Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?

Слайд 3

Речь Речь Книжная Разговорная научно-деловая художественная

Слайд 4

Обратите внимание! Разговорная речь = разговорный стиль. Художественная речь = художественный стиль.

Слайд 5

Что такое стиль?

Слайд 6

Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой речи? Почему? 1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.

Слайд 7

Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили? 1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев) 3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало. разговорная художественная научно-деловая

Слайд 8

Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи. (1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

Слайд 9

Проверь себя! Научно-деловая речь: (1), (3). Разговорная речь: (4), (6). Художественная речь: (2), (5).

Слайд 10

Найдите отличительные особенности каждого стиля речи. Научно-деловая речь: Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь. Задача речи – сообщение. Сообщаются точные данные. Есть термины. Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении. Тире между подлежащим и сказуемым.

Слайд 11

Художественная речь Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. Задача речи – воздействие. Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.). Нет терминов. Есть слова в переносном значении. Многоточие.

Слайд 12

Разговорная речь - Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. - Не повезло тебе! Задача речи – общение. Нет терминов. Фразеологизмы. Местоимения 1 и 2 лица. Диалог. Краткость речи.

Слайд 14

Словесное описание картины Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт. Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.

Слайд 15

Задание Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться: 1) словесная зарисовка этого дня; 2) краткая сводка погоды; 3) разговор в семье на эту тему.

Слайд 16

Подведём итоги и поразмышляем… Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?

Слайд 17

Молодцы!

Слайд 18

Используемая литература www.levitan.org.ru Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., 2007.

Слайд 19

Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 758 г. Москвы



Предварительный просмотр:

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

ПРЕ-

 Если имеет значение ОЧЕНЬ

пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать и т.п.

 Если имеет значение ПЕРЕ

преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик)

ПРИ-

 Если обозначает близость, сближение или присоединение

прибить, примыкающий, принести, приблизиться

 При неполноте действия

приоткрытый, пригореть, прикоснуться

 Если имеет значение завершенности действия

приглушить, придумать, присмотреть

 Совершает действие в чьих-либо интересах

приберечь, припрятать


Следует различать слова

ПРЕ

ПРИ

Презреть врага (возненавидеть)
Пребывать в городе (находиться)
Преклоняться перед талантами (восхищаться)
Претворить в жизнь (исполнить)
Превратности судьбы
Предавать врагам (передавать)
Претерпеть (пережить)
Предел (граница)
Преткнуться (запнуться)
Светопреставление (конец света)

Призреть сироту (приютить)
Прибывать в город (приезжать)
Приклоняться к земле (наклоняться)
Притворить дверь (прикрыть)
Привратник у ворот
Придавать значение (добавлять)
Притерпеться (привыкнуть)
Придел (пристройка)
Приткнуться (устроиться без удобств)


Следует помнить слова

ПРЕ

ПРИ

Премировать
Предика
Преферанс
Преамбула
Престиж
Превалировать
Прелюдия
Премьера
Препона
Прерогатива
Прелиминарный
Превентивный
Презент
Прецедент
Презентабельный
Президент
Президиум
Презумпция
Власть предержащие
Препарат
Прерия
Пресса
Прецедент
Префикс
Претендент
Престо
Прейскурант

Приватный
Примадонна
Примат
Примитив
Неприхотливый
Привередливый
Приведение
Привилегия
Придирчивый
Приоритет
Присягать
Притязание
Приукрасить
Примелькаться
Прискорбный
Пригожий
Причудливый
Привходящие обстоятельства
Приичудливый
Привилегия
Приоритет



Предварительный просмотр:

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Человеческая речь состоит из звуков речи.

Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).

В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.

В русском языке 36 согласных звуков:

[б], [б’]

[н], [н’]

[в], [в’]

[п], [п’]

[г], [г’]

[р], [р’]

[д], [д’]

[с], [с’]

[ж]

[т], [т’]

[з], [з’]

[ф], [ф’]

[й']

[х], [х’]

[к], [к’]

[ц]

[л], [л’]

[ч’]

[м], [м’]

[ш]

 

[щ’]

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости.

[б] — [п]

[б’] — [п’]

[в] — [ф]

[в’] — [ф’]

[г] — [к]

[г’] — [к’]

[д] — [т]

[д’] — [т’]

[з] — [с]

[з’] — [с’]

[ж] — [ш]

 

Некоторые согласные являются только глухими или только звонкими. Они не образуют пар по глухости / звонкости.

Только глухие согласные:

[х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Только звонкие согласные:

[й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

  1. На конце слова:

Хлеб — [хл’э́п].

(Много) цветов — [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Когти — [ко́кт’и].

Ложка — [ло́шка].

Под полом — [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

Просьба — [про́з’ба].

Отбой — [адбо́й'].

С другом — [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

 Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

[б] — [б’]

[л] —  [л’]

[т] —  [т’]

[в] — [в’]

[м] —  [м’]

[ф] —  [ф’]

[г] — [г’]

[н] —  [н’]

[х] —  [х’]

[д] — [д’]

[п] —  [п’]

 

[з] —  [з’]

[р] —  [р’]

 

[к] — [к’]

[с] —  [с’]

 

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.

 

Только твердые согласные:    [ж], [ш], [ц].

Только мягкие согласные:  [й’], [ч’], [щ’]. 

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик — [мужы́к] (здесь после всегда твердого Ж звучит [ы]).

Учил — [уч’и́л]  (здесь после всегда мягкого Ч звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин —   блинчик  [бл’и́н’ч’ик].

Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].

 

Твердые  [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Свист —   сви[с’т’]еть.

Лес — ле[с'н']ик.

Казна — в ка[з'н']е.

Бант — ба[н'т']ик.

Индия — И[н'д']ия.

Ударение

В потоке речи один из слогов в слове выделяется с помощью ударения.

Ударение — это произнесение одного из слогов с бо́льшей силой и длительностью. В отличие от некоторых других языков (например, вьетнамского, сербскохорватского), в русском языке ударение не связано с изменением тона.

В отличие от некоторых других языков (например, французского, польского), в русском языке ударение разноместное — оно не закреплено за определенным по счету слогом:

све́тлый (ударение падает на первый слог).

светле́ть (ударение падает на второй слог).

светлячо́к (ударение падает на последний слог).

Русское ударение может падать на разные части слова:

Нормы ударения для большинства слов в русском языке содержатся в орфоэпическом словаре.

Запомните, где стоит ударение в следующих словах:

Алфави́т.

Алфави́тный.

Аге́нт.

Балова́ть, балу́ю, балу́ясь.

Бензопрово́д.

Была́, бы́ло, не́ был, не была́.

Взя́ты, взята́.

Воро́та.

Газопрово́д.

Диспансе́р.

Догово́р.

Добела́.

До́суха.

До́сыта.

До́чиста.

До́низу.

До́верху.

Досу́г.

Жила́, жи́ли.

Звони́ть, звони́шь, звони́т, звоня́т, звони́те.

Зави́дно.

Заперла́сь.

И́здавна.

Инструме́нт.

Искри́ться.

Каучу́к.

Катало́г.

Кварта́л.

Киломе́тр.

Краси́вее.

Ку́хонный.

Ме́льком.

На́бок.

Нанесена́.

Нача́ть, на́чал, на́чали, начала́, нача́вший, на́чатый.

Наме́рение.

Нефтепрово́д.

Облегчи́ть.

Парте́р.

Повтори́т.

Полила́.

Положи́л, поло́жишь, положи́ла.

По́нял, поняла́, поня́вший, по́нятый.

По́ двое.

По́ трое.

Плато́.

Пломбирова́ть.

Переведе́н, переведена́.

(Она) права́, (вы) пра́вы.

При́был, прибыла́, прибы́ть, прибы́вший.

Подкра́лась.

Приняла́сь.

Путепрово́д.

Сантиме́тр.

Свёкла.

Со́здал, созда́л, создала́, создана́.

Сре́дства, сре́дствами.

Столя́р.

То́тчас.

Украи́нский.

Углуби́ть, углуби́шь.

Хода́тайствовать.

Цеме́нт.

Че́рпая.

Шофёр, шофёры.

Щаве́ль.


Обозначение на письме мягкости согласных

Мягкость согласных обозначается на письме несколькими способами.

Непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’] обозначаются на письме буквами й, ч, щ.

Парные мягкие согласные [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] не имеют для обозначения «собственных» букв. Их мягкость обозначается на письме двумя способами:

1)  при помощи гласных букв  е, ё, ю, я, и:

мел — [м’э́л],

лёд — [л’о́т],

люк — [л’у́к],

мяч — [м’а́ч’],

пить — [п’и́т'];

2)  при помощи ь на конце слова или перед другими согласными:

моль — [мо́л’],

пальцы - [па́л’цы].

В русском языке в некоторых заимствованных словах перед гласной буквой е звучит не мягкий, а твердый согласный звук: темп — [тэ́мп]. Произношение таких слов следует запоминать. Нужно запомнить также произношение некоторых заимствованных слов, в которых перед гласной е звучит мягкий согласный.

В этих заимствованных словах перед Е звучит твердый согласный

В этих заимствованных словах перед Е звучит мягкий согласный

Ателье [тэ]

Интерьер [тэ]

Кашне [нэ]

Кафе [фэ]

Критерий [тэ]

Модель [дэ]

Партер [тэ]

Претензия [тэ]

Реле [рэ]

Свитер [тэ]

Тире [рэ]

Темп [тэ]

Тест [тэ]

Теннис [тэ]

Термос [тэ]

Шимпанзе [зэ]

Штемпель [тэ]

Шоссе [cэ]

Агрессия

Депо

Рельс

Рейд

Рейка

Рейс

Резерв

Спортсмен

Сессия

Территория

Фанера

Экспресс

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. 

Буквы е, ё, ю, я обозначают сразу два звука в следующих фонетических позициях:

- в начале слова

- после разделительных Ъ и Ь

- после гласного звука

Есть — [й’э́с'т'] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет — [прал'й'о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я, стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

Лес — [л’э́с].

Мёд — [м’о́т].

Люк — [л’у́к].

Ряд — [р’а́т].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфемика СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Слайд 2

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования новых слов в языке.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО - ИСХОДНОЕ СЛОВО – СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА – СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ МОРФЕМЫ – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР – ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА – АФФИКСЫ – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО -

Слайд 4

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Слайд 5

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО ЗЕМЛЯ зем н ой не земной земл ян ой землян к а землян и ка землянич н ый землянич к а земл як земляч еств о при земл и ть приземлить ся приземл ённ ый земн оводн ый земл едели е земледел ец земледельч еск ий

Слайд 6

НАШ ДРУГ И ПОМОЩНИК - СЛОВАРЬ Осознанному пониманию процесса словообразования в русском языке поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем, и вы научитесь правильно разбирать слова по составу!

Слайд 7

ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ – образование слов путем присоединения к исходному слову одной приставки.

Слайд 8

ПРИМЕРЫ со + ученик → соученик пре + больш ой → пребольш ой пере + бежа ть → перебежа ть от + ныне → отныне производное слово исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово

Слайд 9

СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ – образование слов путем присоединения к исходному слову одного суффикса.

Слайд 10

Примеры комнат а + -к- → комнатк а комнат а + -н- → комнатн ый свет + -л- → светл ый светл ый + -еньк- → светленьк ий светл ый + -е → светле ть исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово производное слово производное слово

Слайд 11

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ - присоединение к исходному слову одновременно одной приставки и одного суффикса. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ

Слайд 12

ПРИМЕРЫ не- + избеж ать + -н- → неизбежн ый под- + слеп ой + -оват- → подслеповат ый по- + французск ий + и → по-французски со- + курс + ник → сокурсник в- + чита ть + ся → вчита ть ся исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово производное слово производное слово

Слайд 13

БЕССУФФИКСНЫЙ СПОСОБ БЕЗАФФИКСНЫЙ СПОСОБ – образование существительных от глаголов и прилагательных без прибавления аффиксов (приставок и суффиксов).

Слайд 14

заплыв ать → заплыв рассвет ать → рассвет зелён ый → зелень исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово ПРИМЕРЫ

Слайд 15

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ – образование сложного слова путем соединения двух или более элементов: слов, основ с помощью интерфиксов (соединительных гласных), начальных букв слов, слогов или частей слов полного названия, начальной части слова с целым словом.

Слайд 16

диван-кровать диван + кровать пылесос сос ать + Е + пыль продмаг прод овольственный + маг азин вуз в ысшее у чебное з аведение стенгазета стен ная газета ПРИМЕРЫ

Слайд 17

ПЕРЕХОД В ДРУГУЮ ЧАСТЬ РЕЧИ ПЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.

Слайд 18

больной (прил. в форме м. рода) → больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) → приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) → лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) → весной (наречие). ПРИМЕРЫ

Слайд 19

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР Поставить анализируемое слово в начальную форму. Подобрать к анализируемому слову исходное слово. Выделить производящую основу в исходном слове. Указать словообразующую морфему Указать способ словообразования Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных).

Слайд 20

расположить росточек вытереть наездник вырастить узаконить оживить бесчувственный положить росток тереть ездить растить закон живой чувственный П П П С П/С П П/С П/С

Слайд 21

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный ← обед ( суф.) Перерыв ← перерывать ( бессуф.) Сотрудники ← труд ( прист .- суф.) Поели ← ели ( прист.) Отправились ← отправили ( суф.) Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.) ( переход)

Слайд 22

КАКОЕ ИЗ ЭТИХ СЛОВ ОБРАЗОВАНО ПРИСТАВОЧНЫМ СПОСОБОМ? УКОЛ ЗИМОВКА НЕГРОМКИЙ

Слайд 23

СЛОВО , ОБРАЗОВАННОЕ БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМ ЗАПЛЫВ ПЕРЕСКОЧИТЬ ЗАСМОТРЕТЬСЯ

Слайд 24

СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ПОДОСИНОВИК БЕССУФФИКСНЫЙ ПРИСТАВОЧННЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ

Слайд 25

СЛОВО, ОБРАЗОВАННОЕ СЛОЖЕНИЕМ ПЕШЕХОД ГОЛУБОВАТЫЙ РАССМЕЯЛСЯ

Слайд 26

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА РАССВЕТ СУФФИКСАЛЬНЫЙ БЕЗАФФИКСНЫЙ СЛОЖЕНИЕ

Слайд 27

СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ЗАДАЧНИК СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СЛОЖЕНИЕ

Слайд 28

СЛОВО , ОБРАЗОВАННОЕ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБ ПЕЧНИК СТОЛИЧНЫЙ ПРИМОРСКИЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфемика СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Слайд 2

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования новых слов в языке.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО - ИСХОДНОЕ СЛОВО – СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА – СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ МОРФЕМЫ – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР – ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА – АФФИКСЫ – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО -

Слайд 4

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Слайд 5

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО ЗЕМЛЯ зем н ой не земной земл ян ой землян к а землян и ка землянич н ый землянич к а земл як земляч еств о при земл и ть приземлить ся приземл ённ ый земн оводн ый земл едели е земледел ец земледельч еск ий

Слайд 6

НАШ ДРУГ И ПОМОЩНИК - СЛОВАРЬ Осознанному пониманию процесса словообразования в русском языке поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем, и вы научитесь правильно разбирать слова по составу!

Слайд 7

ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ – образование слов путем присоединения к исходному слову одной приставки.

Слайд 8

ПРИМЕРЫ со + ученик → соученик пре + больш ой → пребольш ой пере + бежа ть → перебежа ть от + ныне → отныне производное слово исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово

Слайд 9

СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ – образование слов путем присоединения к исходному слову одного суффикса.

Слайд 10

Примеры комнат а + -к- → комнатк а комнат а + -н- → комнатн ый свет + -л- → светл ый светл ый + -еньк- → светленьк ий светл ый + -е → светле ть исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово производное слово производное слово

Слайд 11

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ - присоединение к исходному слову одновременно одной приставки и одного суффикса. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ

Слайд 12

ПРИМЕРЫ не- + избеж ать + -н- → неизбежн ый под- + слеп ой + -оват- → подслеповат ый по- + французск ий + и → по-французски со- + курс + ник → сокурсник в- + чита ть + ся → вчита ть ся исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово производное слово производное слово

Слайд 13

БЕССУФФИКСНЫЙ СПОСОБ БЕЗАФФИКСНЫЙ СПОСОБ – образование существительных от глаголов и прилагательных без прибавления аффиксов (приставок и суффиксов).

Слайд 14

заплыв ать → заплыв рассвет ать → рассвет зелён ый → зелень исходное слова исходное слова исходное слова производное слово производное слово производное слово ПРИМЕРЫ

Слайд 15

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ – образование сложного слова путем соединения двух или более элементов: слов, основ с помощью интерфиксов (соединительных гласных), начальных букв слов, слогов или частей слов полного названия, начальной части слова с целым словом.

Слайд 16

диван-кровать диван + кровать пылесос сос ать + Е + пыль продмаг прод овольственный + маг азин вуз в ысшее у чебное з аведение стенгазета стен ная газета ПРИМЕРЫ

Слайд 17

ПЕРЕХОД В ДРУГУЮ ЧАСТЬ РЕЧИ ПЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.

Слайд 18

больной (прил. в форме м. рода) → больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) → приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) → лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) → весной (наречие). ПРИМЕРЫ

Слайд 19

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР Поставить анализируемое слово в начальную форму. Подобрать к анализируемому слову исходное слово. Выделить производящую основу в исходном слове. Указать словообразующую морфему Указать способ словообразования Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных).

Слайд 20

расположить росточек вытереть наездник вырастить узаконить оживить бесчувственный положить росток тереть ездить растить закон живой чувственный П П П С П/С П П/С П/С

Слайд 21

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный ← обед ( суф.) Перерыв ← перерывать ( бессуф.) Сотрудники ← труд ( прист .- суф.) Поели ← ели ( прист.) Отправились ← отправили ( суф.) Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.) ( переход)

Слайд 22

КАКОЕ ИЗ ЭТИХ СЛОВ ОБРАЗОВАНО ПРИСТАВОЧНЫМ СПОСОБОМ? УКОЛ ЗИМОВКА НЕГРОМКИЙ

Слайд 23

СЛОВО , ОБРАЗОВАННОЕ БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМ ЗАПЛЫВ ПЕРЕСКОЧИТЬ ЗАСМОТРЕТЬСЯ

Слайд 24

СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ПОДОСИНОВИК БЕССУФФИКСНЫЙ ПРИСТАВОЧННЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ

Слайд 25

СЛОВО, ОБРАЗОВАННОЕ СЛОЖЕНИЕМ ПЕШЕХОД ГОЛУБОВАТЫЙ РАССМЕЯЛСЯ

Слайд 26

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА РАССВЕТ СУФФИКСАЛЬНЫЙ БЕЗАФФИКСНЫЙ СЛОЖЕНИЕ

Слайд 27

СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ЗАДАЧНИК СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СЛОЖЕНИЕ

Слайд 28

СЛОВО , ОБРАЗОВАННОЕ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБ ПЕЧНИК СТОЛИЧНЫЙ ПРИМОРСКИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права

Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...

Презентация к учебно-методическому материалу “Helping Around the House: Laying the Table. Table Manners”.

Данная презентация может быть использована для демонстрации с целью поддержки урока по той же теме. В ней представлены не только контестные и ситуационные задачи, но и отражен ход урока....

Дидактический материал к комплексу учебно-методических материалов объединения дополнительного образования «Народный костюм Белгородчины»

Дидактический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или п...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко

Переработанные рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко...

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

Описание учебно-методического комплекса «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов»

ВВЕДЕНИЕУчебно-методический комплекс (УМК) «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов» направлен на решение актуальных задач организации дополните...