выступление на РМО "Игровые технологии на уроках математики"
статья по математике (6 класс)

Включение игровых технологий повышают интерес к урокам математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrov.tehn_.docx24.95 КБ
Файл igrov.tehn_.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей математики «Игровые технологии на уроках математики»

Учитель математики МОУ «Поповская ООШ» Курова С.С.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес к предмету.

Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игра – понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках, они различны по способам подачи информации, а также различаются по формам проведения.

По дидактическим целям урока игры подразделяются на:                   обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения  и навыки.

Контролирующей будет игра, цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

Игровые технологии можно применять на различных типах и этапах урока.

1. Игра как отдельный этап урока  

На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры. Она заводит, интригует, мобилизует силы, открывает нераскрытые резервы:

  1. Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал.
  2. Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала.
  3.  На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.
  4. Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.
  5. Вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального.
  6. После игры дети могут некоторое время монотонно работать, что тоже важно. Поэтому, поиграв с детьми на внимание, можно спокойно и вполне размеренно вести урок.

Важно и то, что в игре у ребенка пропадают многие школьные комплексы, связанные с общением, боязнью ответить неправильно, оказаться в одиночестве своих проблем и своего непонимания. Единственное – это, как и в любом деле, необходимо знать меру, “ не заиграться”, т.е. не превращать учебу в нечто поверхностное и игривое.

2. Игра как отдельный урок

Важную роль имеют уроки обобщения знаний по теме. Обычно, стараюсь провести такой урок в форме игры.

Обычно при проведении урока соблюдаются следующие правила игры:

1. За правильный ответ команде начисляются очки; ошибка, допущенная в ответе, неправильный ответ, нарушение дисциплины приводят к штрафным очкам.

2. Каждый член команды может вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды. Это исключает случаи, когда некоторые ученики за урок ни разу не опрашиваются.

3. Вопросы и задания даются учителем. Счет соревнования записывается капитаном команды на отдельном листе по каждому виду заданий, а так же дублируется учителем на доске.

4. После постановки общего задания разрешаются консультации внутри команд.

5. Все необходимые записи делаются на индивидуальных листах, заранее заготовленных к уроку.

6. За правильные и аргументированные дополнения ответов учащихся из другой команды каждая команда может получить дополнительные очки.

Игровые действия участников состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы; выполнять нужные записи; выполнять задания у доски; следить за правильностью ответов своих одноклассников; во время объявленной консультации консультировать соседей по команде или при необходимости самому брать консультацию; не нарушать дисциплину; быть внимательным и активным.

Игры, используемые при актуализации знаний:

Игра «Соревнование художников»

Тема: «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс).

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),

(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0)

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить

с предыдущей отрезком.

Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся.

Игра «Солнышко»

В лучах солнца помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лучах. Ученики выполняют указанные действия, записывая на доске результаты вычислений.

Игра «Математическое лото»

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 10 – 12 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляет какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Эта игру можно проводить в парах и группах.

Игра «Лестница»

Тема: «Арифметические действия с рациональными числами»

Данные задания составляются по числу команд (3 команды). Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример, отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх - к заветному флажку. Можно проводить в виде эстафеты.

Игра «Эстафета»

При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 6 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку». Каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.

Игра «Русское лото»

В игре участвуют 4 команды.

Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель достает из мешка бочонки с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего, и право ответа передается другой команде, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон в ходе игры можно «выкупить» тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у учителя. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки..

При изучении математики необходимо обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов; сформировать прочные вычислительные навыки, добиться запоминания результатов. Поэтому при актуализации знаний учащихся я часто применяю «Математические цепочки».
Математические цепочки  позволяют выработать у учащихся быстроту вычислений, тем самым, повышая уровень вычислительной культуры.

 Помимо этого, я применяю на своих уроках для актуализации знаний, для подведения к теме нового урока, закрепления материала,  для привлечения внимания и повышения интереса к предмету: ребусы, загадки, шарады, анаграммы, «магические» квадраты, кроссворды, занимательные задачи, лото, домино, эстафеты, головоломки, создаю проблемные ситуации.  Например:

  • Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

1.  ЧАДАЗА ; МЕНПЕРНАЕЯ ; ВАРУНИЕНЕ ; ЦИЯКУНФ.

2.  МАПРЯЯ ; ЧУЛ ; РЕЗОТОК ; РИПЕТРЕМ.

  • Проблемные ситуации на уроке:

1)  задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении;

2)  задания на исправление частично стёртых записей.

Возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки  5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.    Задание: Объясните в чём ошибка.

Многократные тренировки заставляют учеников быть внимательными; следить за речью учителя, решением на доске, своими записями в тетради.

Результативность: формируется внимательность и заинтересованность; развивается мыслительная деятельность учащихся.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  • Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
  • Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  • Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
  • Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
  • В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
  • Игру нужно закончить в данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

    Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь учащихся, а в том, чтобы на основе “праздника” превратить урок в процесс активной деятельности ребят по теме.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала.

«На уроках математики игра приобретает особенное значение, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.»  Я.И. Перельман



Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей математики «Игровые технологии на уроках математики»

Учитель математики МОУ «Поповская ООШ» Курова С.С.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес к предмету.

Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игра – понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках, они различны по способам подачи информации, а также различаются по формам проведения.

По дидактическим целям урока игры подразделяются на:                   обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения  и навыки.

Контролирующей будет игра, цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

Игровые технологии можно применять на различных типах и этапах урока.

1. Игра как отдельный этап урока  

На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры. Она заводит, интригует, мобилизует силы, открывает нераскрытые резервы:

  1. Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал.
  2. Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала.
  3.  На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.
  4. Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.
  5. Вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального.
  6. После игры дети могут некоторое время монотонно работать, что тоже важно. Поэтому, поиграв с детьми на внимание, можно спокойно и вполне размеренно вести урок.

Важно и то, что в игре у ребенка пропадают многие школьные комплексы, связанные с общением, боязнью ответить неправильно, оказаться в одиночестве своих проблем и своего непонимания. Единственное – это, как и в любом деле, необходимо знать меру, “ не заиграться”, т.е. не превращать учебу в нечто поверхностное и игривое.

2. Игра как отдельный урок

Важную роль имеют уроки обобщения знаний по теме. Обычно, стараюсь провести такой урок в форме игры.

Обычно при проведении урока соблюдаются следующие правила игры:

1. За правильный ответ команде начисляются очки; ошибка, допущенная в ответе, неправильный ответ, нарушение дисциплины приводят к штрафным очкам.

2. Каждый член команды может вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды. Это исключает случаи, когда некоторые ученики за урок ни разу не опрашиваются.

3. Вопросы и задания даются учителем. Счет соревнования записывается капитаном команды на отдельном листе по каждому виду заданий, а так же дублируется учителем на доске.

4. После постановки общего задания разрешаются консультации внутри команд.

5. Все необходимые записи делаются на индивидуальных листах, заранее заготовленных к уроку.

6. За правильные и аргументированные дополнения ответов учащихся из другой команды каждая команда может получить дополнительные очки.

Игровые действия участников состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы; выполнять нужные записи; выполнять задания у доски; следить за правильностью ответов своих одноклассников; во время объявленной консультации консультировать соседей по команде или при необходимости самому брать консультацию; не нарушать дисциплину; быть внимательным и активным.

Игры, используемые при актуализации знаний:

Игра «Соревнование художников»

Тема: «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс).

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),

(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0)

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить

с предыдущей отрезком.

Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся.

Игра «Солнышко»

В лучах солнца помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лучах. Ученики выполняют указанные действия, записывая на доске результаты вычислений.

Игра «Математическое лото»

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 10 – 12 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляет какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Эта игру можно проводить в парах и группах.

Игра «Лестница»

Тема: «Арифметические действия с рациональными числами»

Данные задания составляются по числу команд (3 команды). Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример, отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх - к заветному флажку. Можно проводить в виде эстафеты.

Игра «Эстафета»

При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 6 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку». Каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.

Игра «Русское лото»

В игре участвуют 4 команды.

Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель достает из мешка бочонки с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего, и право ответа передается другой команде, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон в ходе игры можно «выкупить» тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у учителя. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки..

При изучении математики необходимо обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов; сформировать прочные вычислительные навыки, добиться запоминания результатов. Поэтому при актуализации знаний учащихся я часто применяю «Математические цепочки».
Математические цепочки  позволяют выработать у учащихся быстроту вычислений, тем самым, повышая уровень вычислительной культуры.

 Помимо этого, я применяю на своих уроках для актуализации знаний, для подведения к теме нового урока, закрепления материала,  для привлечения внимания и повышения интереса к предмету: ребусы, загадки, шарады, анаграммы, «магические» квадраты, кроссворды, занимательные задачи, лото, домино, эстафеты, головоломки, создаю проблемные ситуации.  Например:

  • Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

1.  ЧАДАЗА ; МЕНПЕРНАЕЯ ; ВАРУНИЕНЕ ; ЦИЯКУНФ.

2.  МАПРЯЯ ; ЧУЛ ; РЕЗОТОК ; РИПЕТРЕМ.

  • Проблемные ситуации на уроке:

1)  задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении;

2)  задания на исправление частично стёртых записей.

Возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки  5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.    Задание: Объясните в чём ошибка.

Многократные тренировки заставляют учеников быть внимательными; следить за речью учителя, решением на доске, своими записями в тетради.

Результативность: формируется внимательность и заинтересованность; развивается мыслительная деятельность учащихся.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  • Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
  • Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  • Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
  • Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
  • В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
  • Игру нужно закончить в данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

    Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь учащихся, а в том, чтобы на основе “праздника” превратить урок в процесс активной деятельности ребят по теме.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала.

«На уроках математики игра приобретает особенное значение, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.»  Я.И. Перельман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Инновационные технологии на уроках математики"

"Инновационные технологии на уроках математики"...

Выступление на методсовещании. Игровые технологии на уроках математики

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Выступление на педсовете по теме «Применение современных образовательных технологий на уроках математики»

Выступление на педсовете по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках математики"...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...

Тема выступления «Здоровье - сберегающие технологии на уроках математики»

 Существует достаточно много образовательных технологий. И одним из основных критериев качества любой образовательной технологии, должен быть – «сертификат безопасности» ...