Интеллектуальная игра "Турнир знатоков"
методическая разработка по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Турнир знатоков»
8 класс
Цели: а) закрепить знания биографий великих математиков, усовершенствовать навыки по основным понятиям курса математики 5-8 кл.
б) развитие интереса к математическим задачам, навыка поиска логических решений задач, кругозора в математическом пространстве;
в) воспитание работы в команде, логического мышления, целеустремленности.
Ход урока:
- Организационный момент, учащиеся делятся на три команды, выбираются капитаны, команды рассаживаются за столы с номерами 1, 2, 3.
- Учитель объясняет правила игры – ответы на вопросы команды готовят вместе, а оглашает ответ команды капитан, за недисциплинированность у команд будут взиматься штрафы, за правильные ответы командам будут выдаваться жетоны, по окончанию игры жетоны подсчитываются, и объявляется победитель.
1 задание:
1 задача
Найдите все натуральные числа, которые в 7 раз больше своей последней цифры. (5 баллов)
2 задача
Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по убыванию слева направо?
3 задача
Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по возрастанию слева направо?
2 задание
1) Сколько всего треугольников на каждом из рис. А, Б.
А)Б)
Ответы: 18 и 28 (5 баллов за каждый).
2) (и на карточках): Расположите в кружках на рисунке все цифры от 1 до 9 так, чтобы для каждого отрезка, имеющего кружки на концах и посередине, сумма чисел, записанных в этих трех кружках, равнялась 18.(5 б)
Ответ:
3 задание:
Задача:
1)У мальчика столько же сестер, сколько и братьев; а у сестры его вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всего братьев и сестер? Ответ: 4 брата и 3 сестры (5 б).
2) Этот ученый больше знаменит своими открытиями в физике. Но благодаря его занятиям математикой появилась высшая математика, элементы которой изучаются и в школе в старших классах? Ответ: Ньютон.(3 б).
3) Этот ученый увлекался не только математикой, но и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в середине XIX века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцатиугольник, вписанный в круг. Это была первая решенная им задача, которой он гордился больше всего. О каком ученом идет речь? Ответ: Карл Фридрих Гаусс (6 б).
4 задание:
Блиц-опрос (быстро читаются 10 вопросов для каждой команды, за каждый правильный ответ дается 1 балл).
Вопросы для первой команды
1. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
2. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана)
3. Математическое предложение, требующее доказательства. (Теорема)
4. График квадратичной функции. (Парабола)
5. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
6. Направленный отрезок. (Вектор)
7. Угол, меньший прямого. (Острый)
8. Угол, равный 180°. (Развернутый)
9. Прибор для измерения углов. (Транспортир)
10. Чему равен радиус окружности, если ее диаметр равен 6 см? (3 см)
Вопросы для второй команды
1. Какую часть суток составляют 6 часов? (одна четвертая)
2. Чему равен корень уравнения х2 = -4? (Не существует)
3. Прибор для построения окружности. (Циркуль)
4. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)
5. График обратной пропорциональности. (Гипербола)
6. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
7. Отрезок, соединяющий любые 2 точки окружности. (Хорда)
8. Угол, больший прямого. (Тупой)
9. Математическое предложение, принимаемое на веру без доказательства. (Аксиома)
10. Сумма сторон треугольника. (Периметр)
Вопросы для третьей команды
1. Самая большая хорда в круге. (Диаметр)
2. Величина прямого угла. (90°)
3. Чему равен диаметр окружности, если радиус ее 8 см? (16 см)
4. Какую часть суток составляют 8 часов? (одна третья)
5. Чему равен корень уравнения |х| = -1? (Не существует)
6. Треугольник, в котором есть два равных угла. (Равнобедренный)
7. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус)
8. Часть прямой, ограниченная, с одной стороны. (Луч)
9. Чертежный инструмент для построения прямой. (Линейка)
10. Сумма углов треугольника. (180º).
5 задание: Практическое задание: на клетчатой бумаге нарисован квадрат размером 5х5. Как разрезать его по сторонам клеток на 7 различных прямоугольников? (4 б)
Разминка:
Математический фокус (проводится учителем):
Учитель предлагает учащимся умножить номер месяца своего рождения на 100, к полученному произведению прибавить число месяца, на которое приходится день рождения. Затем полученную сумму умножить на 2 и к результату прибавить 8. Полученный результат умножить на 5, к произведению прибавить 4 и получившуюся сумму умножить на 10. К полученному результату прибавить полное число лет и еще 4, назвать число.
Разгадка. Для угадывания дня, месяца рождения и возраста учитель вычитает из полученного результата 444. А оставшиеся цифры в числе разбивает на группы по 2, начиная слева. Тогда цифры первой группы дают возраст ученика, цифры второй – дату рождения, а третьей – номер месяца дня рождения.
(((100х + у) *2 +8) *5 + 4) * 10 + а + 4 = 10000х + 100у + а + 444.
Подведение итогов: подсчет жетонов и награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон знатоков искусства
Презентация "Интеллектуальный марафон знатоков искусства" может быть использованна как на уроках ИЗО, МХК, так и во внеклассной работе по данным предметам....
Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)
Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...
Интерактивная интеллектуальная игра "Знатоки природы Кубани"
Интерактивная интеллектуальная игра предназначена для учащихся 8-х классов. В игре принимают участие две команды по ...
Презентация к интеллектуальной игре "Знатоки"
Слайды для использования в ходе интеллектуальной игры "Знатоки"...
Интеллектуальная игра "Знатоки истории"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории Нового времени...
Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знатоки".
Игра проводится между командами 5-7 классов и посвящена 65-летию Сахалинской области. Игра организуется как конкурс, включающий несколько этапов с различными заданиями. Итоги подводятся по сумме ...
Разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуальный марафон "Знатоки естественных наук". 9 класс
Внеклассное мероприятие, направленное на формирование интереса у обучающихся к естественным наукам: биологии, химии, географии....