программа элективного курса 6 класс
элективный курс по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено» на заседании метод совета «____»________________20___г. _____________Моторина О Р | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______Окольничникова Л В «_____»______________20__г. | «Утверждаю» Директор МОУ «ОСОШ№1» ___________ Наумова Г А
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Живая математика».
Срок реализации: 1 год.
Возрастная категория обучающихся: 6 класс (11-12 лет)
Составил: учитель математики
Федоренко В Г
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе:
- Закона РФ «Об образовании в РФ»;
-Основная образовательная программа основного общего образования школы;
- Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)
Предлагаемая рабочая программа «Живая математика» для 6 класса предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание рабочей программы «Живая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Рабочая программа «Живая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.
Рабочая программа «Живая математика» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Задачи внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.
Рабочая программа курса «Живая математика» разработана для занятий с учащимися 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Курс рассчитан на 34 часов в год , 1 час в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(кол-во часов в неделю –1, кол-во часов всего - 34, резерв – 0 час)
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||||
Всего | Уроки | Лабор. работа | Контр. работа | Экзамен, зачет | ||
1 | Из истории математики | 9 | 8 | 1 | ||
2 | Занимательные задачи | 13 | 12 | 1 | ||
3 | Занимательное в математике | 11 | 10 | 1 | ||
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
- Из истории математики
История математики. Старинные системы записи чисел. Римские цифры. Алфавитные системы. Числа великаны. Четыре действия арифметики. Открытие нуля. История линейки.
Проектная деятельность по теме «Из истории математики» - 1 час
Учащиеся должны знать:
- краткую историю возникновения математики, старинные системы записи чисел;
- римские цифры, алфавитные системы;
- названия чисел великанов;
- историю возникновения линейки, открытия нуля.
уметь:
- применять знания в решении задач;
- осуществлять презентацию проектов.
- .Занимательные задачи
Занимательные задачи в стихах. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Решение задач шуток. Задачи - графы. Комбинаторные задачи.
Проектная деятельность по теме «Занимательные задачи» - 1 час
Учащиеся должны знать:
- как решать логические задачи, задачи-графы, задачи-шутки
уметь:
- записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ;
- осуществлять презентацию проектов.
3. Занимательное в математике
Магические квадраты. Перегибания, плоские разрезания. Логические лабиринты. Головоломки.
Проектная деятельность по теме «Занимательное в математике» - 1 час
Учащиеся должны знать:
- как решать магические квадраты;
- как разрезать треугольник на три равные фигуры;
- как решить логический лабиринт
уметь:
- осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений;
- осуществлять презентацию проектов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов) | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Демонстрации | Требования к уровню подг. уч-ся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | УУД | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 2 | Из истории математики (9ч) | История математики. Старинные системы записи чисел | 1 1 | Комбинированный | Старинные системы записи чисел. Иероглифическая система | Иероглифы | Знать: краткую историю возникновения математики, старинные системы записи чисел. | Текущий | личностные: выражают готовность к продолжению обучения ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели познавательные: объясняют взаимосвязь первоначальных понятий и реальной действительности | |||
3 4 | Римские цифры. Алфавитные системы. | 1 1 | Комбинированный | Римские цифры. Алфавитные системы. | Презентация | Знать: римские цифры, алфавитные системы | Текущий | личностные: выражают положительное отношение к процессу познания познавательные: выражают структуру задачи разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи регулятивные: осознают качество и уровень усвоения коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать | ||||
5 | Числа великаны | 1 | Комбинированный | Числа великаны | Таблица чисел великанов | Знать: названия чисел великанов | Текущий | личностные: выражают положительное отношение к процессу познания познавательные: выражают структуру задачи разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи регулятивные: осознают качество и уровень усвоения коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||||
6 | Четыре действия арифметики. | 1 | Комбинированный | Сложение , вычитание, умножение, деление | Знать: четыре действия арифметики. Уметь применять в решении задач | Текущий | личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; регулятивные: ставят задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||
7 8 | Открытие нуля. История линейки. | 1 1 | Комбинированный | Число 0. История линейки | Презентация | Знать: историю возникновения линейки, открытия нуля | Текущий | личностные: адекватно оценивают свою учебную деятельность познавательные: строят логические цепи рассуждений, выбирают основания и критерии для сравнения, регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | ||||
9 | Проектная деятельность по теме «Из истории математики» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Мини-рассказы, доклады, презентации | Доклады, презентации | Уметь: осуществлять презентацию проектов | Итоговый | личностные: выражают готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели познавательные: применяют навыки по использованию компьютера для решения учебных задач коммуникативные: используют информацию с учётом правовых норм | ||||
10 11 | Занимательные задачи (13 ч) | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 2 | Изучение нового материала Комбинированный | Анализ условия логических задач, способы их решений, проверка правильности решения | Презентация | Уметь: записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ | Текущий | личностные: понимают личностный смысл учения познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |||
12 13 14 15 16 17 | Решение задач шуток. Задачи в стихах | 3 3 | Комбинированный | Анализ условия задач-шуток, способы решения, проверка правильности решения | Презентация | Уметь: записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ | Текущий | личностные: понимают личностный смысл учения познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | ||||
18 19 20 21 | Задачи - графы. Комбинаторные задачи | 2
2 | Изучение нового материала Комбинированный | Анализ условия задач-граф, способы решения, проверка правильности решения | Презентация | Уметь: записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ | Текущий | личностные: понимают личностный смысл учения познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | ||||
22 | Проектная деятельность по теме «Занимательные задачи» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Мини-рассказы, доклады, презентации | Доклады, презентации | Уметь: осуществлять презентацию проектов | Итоговый | личностные: учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели познавательные: применяют логику при решении информационных задач коммуникативные: умеют использовать иронию, самоиронию и юмор в процессе общения | ||||
23 24 25 | Занимательное в математике (11ч) | Магические квадраты. | 3 | Комбинированный | Магические квадраты | Презентация | Уметь осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений | Текущий | личностные: выражают положительное отношение к процессу познания познавательные: применяют методы информационного поиска регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи коммуникативные: проявляют адекватное межличностное восприятие. | |||
26 27 28 | Перегибания, плоские разрезания. | 3 | Комбинированный | Перегибания, плоские разрезания. | Презентация | Уметь осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений | Текущий | личностные: объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения познавательные: произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | ||||
29 30 31 32 | Логические лабиринты. Головоломки. | 4 | Комбинированный | Занимательные задачи, математические головоломки | Презентация | Уметь осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений | Текущий | личностные: выражают положительное отношение к процессу познания познавательные: применяют методы информационного поиска регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи коммуникативные: проявляют адекватное межличностное восприятие. | ||||
33 | Проектная деятельность по теме «Занимательное в математике» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Мини-рассказы, доклады, презентации | Доклады, презентации | Уметь: осуществлять презентацию проектов | Итоговый | личностные: учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели познавательные: применяют логику при решении информационных задач коммуникативные: умеют использовать иронию, самоиронию и юмор в процессе общения | ||||
34 | Обобщающий урок | 1 | Комбинированный | Уметь: использовать приобретенные знания в жизни | Итоговый | П: выбирают, сопоставляют и обосновывают темы курса Р:осознают качество и уровень усвоения К:умеют представлять конкретное содержание и сообщают ее в письменной или устной форме |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате освоения данной программы учащиеся приобретут:
- в направлении личностного развития:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2) в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
3) в предметном направлении:
- различные системы счисления;
- приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
- различные системы мер;
- приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость чисел;
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры;
- применять свойства геометрических фигур при решении различных задач;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1 Глейзер Г.И. История математики в школе. 5 – 6классы.
2. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.
3 Минковский В.Л. За страницами учебника математики.
4. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.
5. Я.И. Перельман Занимательная арифметика- М.: АО «Столетие» 1994 г.
6. А.Савин Математические миниатюры. Москва «Детская литература»1991
7. Из сумки «Кенгуру» выпуск 2. Санкт-Петербург 2014г
8.Все задачи «Кенгуру» 20 лет в России. Санкт-Петербург 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...