программа элективного курса 6 класс
элективный курс по математике (6 класс)

Федоренко Вера Геннадьевна

программа элективного курса 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_matematika.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская  средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании метод совета

«____»________________20___г.

   _____________Моторина О Р

«Согласовано»

     Зам. директора по УВР

_______Окольничникова Л В

 «_____»______________20__г.

«Утверждаю»

      Директор МОУ       «ОСОШ№1»

___________  Наумова Г А

                               

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Живая математика».

Срок реализации:                                       1 год.

Возрастная категория обучающихся:           6 класс (11-12 лет)

Составил: учитель математики 

                                      Федоренко В Г

                                                                     

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Данная программа разработана на основе:

- Закона РФ «Об образовании в РФ»;

-Основная образовательная программа основного общего образования школы;

- Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)

Предлагаемая рабочая программа  «Живая математика»  для 6 класса  предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

          Содержание рабочей программы «Живая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

          Рабочая программа «Живая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

           В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Рабочая программа «Живая математика» учитывает возрастные особенности  школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

       Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

              Задачи внеурочной деятельности:

 -  воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;

 - оказать конкретную помощь обучающимся  в решении  текстовых задач;

 - способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

         Личностными результатами изучения данного  курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

          Метапредметными результатами  изучения данного  курса являются:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать    ситуацию,    описанную    в    тексте    задачи.    Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

    Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.

     Рабочая программа курса  «Живая математика» разработана для занятий с учащимися 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Курс рассчитан на 34 часов в год , 1 час в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(кол-во часов в неделю –1, кол-во часов всего - 34, резерв – 0 час)

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Уроки

Лабор.

работа

Контр.

 работа

Экзамен,

 зачет

1

Из истории математики

9

8

1

2

Занимательные  задачи

13

      12

1

3

Занимательное в математике

11

10

1

4

Итоговое занятие

1

1

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Из истории математики

История математики. Старинные системы записи чисел. Римские цифры. Алфавитные системы. Числа великаны. Четыре действия арифметики. Открытие нуля.  История линейки.

Проектная деятельность  по теме «Из истории математики» - 1 час

Учащиеся должны знать:

- краткую историю возникновения математики, старинные системы записи чисел;

- римские цифры, алфавитные системы;

- названия чисел великанов;

- историю возникновения линейки, открытия нуля.

уметь:

- применять знания  в решении задач;

- осуществлять презентацию проектов.

  1. .Занимательные  задачи

Занимательные задачи в стихах. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.  Решение задач шуток. Задачи - графы. Комбинаторные задачи.

Проектная деятельность  по теме «Занимательные задачи» - 1 час

Учащиеся должны знать:

- как решать логические задачи, задачи-графы, задачи-шутки

уметь:

- записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ;

- осуществлять презентацию проектов.

     

 3. Занимательное в математике

Магические квадраты. Перегибания, плоские разрезания.  Логические лабиринты. Головоломки.

Проектная деятельность  по теме «Занимательное в математике» - 1 час

Учащиеся должны знать:

- как решать магические квадраты;

- как разрезать треугольник на три равные фигуры;

- как решить логический лабиринт

уметь:

           - осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки  умозаключений;

- осуществлять презентацию проектов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Наименование раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов)

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Демонстрации

Требования к уровню подг. уч-ся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

УУД

Дата

 проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

Из истории математики

(9ч)

История математики.

Старинные системы записи чисел

1

1

Комбинированный

Старинные системы записи чисел.

Иероглифическая система

Иероглифы

Знать: краткую историю возникновения математики, старинные системы записи чисел.

Текущий

личностные: выражают готовность к продолжению обучения ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели

познавательные: объясняют взаимосвязь первоначальных понятий   и  реальной действительности

3

4

Римские цифры.

Алфавитные системы.

1

1

Комбинированный

Римские цифры.

Алфавитные системы.

Презентация

Знать: римские цифры, алфавитные системы

Текущий

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания

познавательные: выражают структуру задачи разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать

5

Числа великаны

1

Комбинированный

Числа великаны

Таблица чисел великанов

Знать: названия чисел великанов

Текущий

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания

познавательные: выражают структуру задачи разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

6

Четыре действия арифметики.

1

Комбинированный

Сложение , вычитание, умножение, деление

Знать: четыре действия арифметики.

Уметь применять в решении задач

Текущий

личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

регулятивные: ставят  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7

8

Открытие нуля.  

История линейки.

1

1

Комбинированный

Число 0.

История линейки

Презентация

Знать: историю возникновения линейки, открытия нуля

Текущий

личностные: адекватно оценивают свою учебную деятельность

познавательные: строят логические цепи рассуждений, выбирают основания и критерии для сравнения,

регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном

коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

9

Проектная деятельность  по теме «Из истории математики»

1

Урок проверки и коррекции знаний

Мини-рассказы,

доклады, презентации

Доклады, презентации

Уметь: осуществлять презентацию проектов

Итоговый

личностные: выражают готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели

 познавательные: применяют навыки по использованию компьютера для решения учебных задач

коммуникативные: используют информацию с учётом   правовых норм

10

11

Занимательные  задачи

(13 ч)

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.  

2

Изучение нового материала

Комбинированный

Анализ условия логических  задач, способы их решений, проверка правильности решения

Презентация

Уметь: записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ

Текущий

личностные: понимают личностный смысл учения

познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

12

13

14

15

16

17

Решение задач шуток.

Задачи в стихах

3

3

Комбинированный

Анализ условия  задач-шуток, способы  решения, проверка правильности решения

Презентация

Уметь: записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ

Текущий

личностные: понимают личностный смысл учения

познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

18

19

20

21

Задачи - графы.

Комбинаторные задачи

2

         

2

Изучение нового материала

Комбинированный

Анализ условия  задач-граф, способы  решения, проверка правильности решения

Презентация

Уметь: записывать условие задачи в виде схемы, составлять план решения, находить ответ

Текущий

личностные: понимают личностный смысл учения

познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

22

Проектная деятельность  по теме «Занимательные задачи»

1

Урок проверки и коррекции знаний

Мини-рассказы,

доклады, презентации

Доклады, презентации

Уметь: осуществлять презентацию проектов

Итоговый

личностные: учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели

познавательные: применяют логику при решении информационных задач

коммуникативные: умеют использовать иронию, самоиронию и юмор в процессе общения

23

24

25

Занимательное в математике (11ч)

Магические квадраты.

3

Комбинированный

Магические квадраты

Презентация

Уметь осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений

Текущий

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания

познавательные: применяют методы информационного поиска

регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

коммуникативные: проявляют адекватное межличностное восприятие.

26

27

28

Перегибания, плоские разрезания.  

3

Комбинированный

Перегибания, плоские разрезания.  

Презентация

Уметь осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений

Текущий

личностные: объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения

познавательные: произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель

коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

29

30

31

32

Логические лабиринты. Головоломки.

4

Комбинированный

Занимательные задачи, математические головоломки

Презентация

Уметь осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений

Текущий

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания

познавательные: применяют методы информационного поиска

регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

коммуникативные: проявляют адекватное межличностное восприятие.

33

Проектная деятельность  по теме «Занимательное в математике»

1

Урок проверки и коррекции знаний

Мини-рассказы,

доклады, презентации

Доклады, презентации

Уметь: осуществлять презентацию проектов

Итоговый

личностные: учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели

познавательные: применяют логику при решении информационных задач

коммуникативные: умеют использовать иронию, самоиронию и юмор в процессе общения

34

Обобщающий урок

1

Комбинированный

Уметь: использовать приобретенные знания в жизни

Итоговый

П: выбирают, сопоставляют и обосновывают темы курса

Р:осознают качество и уровень усвоения

К:умеют представлять конкретное содержание и сообщают ее  в письменной или устной форме

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате освоения данной программы учащиеся приобретут:

  1. в направлении личностного развития:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

           2) в метапредметном  направлении:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

           3) в предметном направлении:

-  различные системы счисления;

- приёмы рациональных устных и письменных вычислений;

- различные системы мер;

- приёмы решения практических задач на  перегибание, плоские разрезания, делимость чисел;

-  находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

- оценивать логическую правильность рассуждений;

- распознавать плоские геометрические фигуры;

- применять  свойства геометрических фигур  при решении различных задач;

- уметь составлять занимательные задачи;

- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки;

- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1  Глейзер Г.И.  История математики в школе. 5 – 6классы.

2. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.

3 Минковский В.Л.  За страницами учебника   математики.

4. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.

5. Я.И. Перельман Занимательная арифметика- М.: АО «Столетие» 1994 г.

6. А.Савин  Математические миниатюры. Москва «Детская литература»1991

7. Из сумки «Кенгуру» выпуск 2. Санкт-Петербург 2014г

8.Все задачи «Кенгуру» 20 лет в России. Санкт-Петербург 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...