План-конспект урока "Элементы комбинаторики для группы логистов"
план-конспект урока по математике (10 класс)
Урок, в процессе которого презентуется исследователская работа студента по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект | 126.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Элементы комбинаторики»
Цели:
Обучающие:
- формирование основных понятий комбинаторики: размещения из mэлементов по n, сочетания из m элементов по n, перестановки из nэлементов;
- формирование умений и навыков вычисления значений комбинаторных выражений по формулам, решения простейших комбинаторных задач;
Развивающие:
-развитие умения анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Воспитательные:
-воспитание интереса к дисциплине, честности, аккуратности, эстетического отношения к оформлению математических решений, воспитание умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; прививать чувство патриотизма.
Обучающийся должен:
знать:
-определения трех важнейших понятий комбинаторики:
- размещения из n элементов по m;
- сочетания из n элементов по m;
- перестановки из n элементов, а также, формулы вычисления их количества.
уметь:
- отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга;
- применять основные комбинаторные формулы при решении простейших комбинаторных задач.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
Тема сегодняшнего урока «Основные понятия комбинаторики». Давайте вместе попробуем сформулировать цели урока
- ознакомиться с основными понятиями комбинаторики (размещения, сочетания, перестановки)
- научиться решать простейшие комбинаторные задачи
3. Актуализация опорных знаний.
3.1. Исследовательская работа «Математика в профессии логист».
3.2. Прежде чем перейти к изучению нового материала, повторим то, что имеет к нему непосредственное отношение. Это уже известное вам понятие «факториал». Итак, кто помнит, что называют «n-факториалом»? Запишите формулу.
Чему, к примеру, равны 2!, 3!, 4!, 5!, 6! ? А кто сможет показать вычисления на доске? А чему равен 1! ? Какие значения в данном случае может принимать n?
4. Изложение нового материала.
4.1. Введение общих понятий
Комбинаторикой называют область математики, которая изучает вопросы о числе различных комбинаций (удовлетворяющих тем или иным условиям), которые можно составить из данных элементов.
Комбинаторика – раздел математики, в котором исследуются и решаются задачи выбора элементов из исходного множества и расположения их в некоторой комбинации, составляемой по заданным правилам.
Группы, составленные из каких-либо элементов, называются соединениями.
Различают три вида соединений: размещения, перестановки и сочетания.
Задачи, в которых производится подсчет возможных различных соединений, составленных из конечного числа элементов по некоторому правилу, называются комбинаторными, а раздел математики, занимающийся их решением, - комбинаторикой. Рассмотрим три основных вида соединений и формулы вычисления их количества. Для этого сначала рассмотрим 2 задачи, которые помогут нам сосредоточиться на сути новых понятий.
4.2. Создание проблемной ситуации.
Тексты двух задач на слайде:
Задача 1. Со склада в магазин требуется доставить товар на автомобиле-рефрижераторе в сопровождении экспедитора. Сколькими способами можно сформировать пару водитель и экспедитор из сотрудников Иванов, Петров, Сидоров, имеющих обе специальности.
Задача 2. Строительной фирме требуется доставить на объект навалочные грузы: песок и гравий. Для этих целей у компании-перевозчика есть три грузовых автомобиля с водителями Иванов, Петров, Сидоров. Сколькими способами можно организовать доставку.
Задача 3. Сколькими способами можно рассадить пассажиров Иванова, Петрова, Сидорова на заднем сиденье легкового такси.
Студентам предлагается два проблемных задания: 1) установить различие между этими двумя внешне схожими задачами и 2) предположить, в какой задаче результат будет больше, и почему. После этого предлагается решить эти задачи методом перебора всевозможных вариантов.
Решение задачи 1. AB, BA, BC, CB, AC, CA (всего шесть способов).
Решение задачи 2. AB, BC, AC (всего три способа).
Преподаватель обращает внимание студентов на то, что эти задачи оказались похожими только внешне, из-за того, что в обеих присутствуют два числа: m=3 – общее количество элементов и n=2 – количество выбранных элементов. Но в первой задаче составляются упорядоченные соединения, тогда как во второй задаче порядок следования элементов в соединении не имеет значения.
А если вместо чисел 3 и 2 будут например числа 8 и 3. Подойдет ли этот метод для решения этих задач? Поэтому существуют комбинаторные выражения (формулы) для этих соединений
5. Лекция «Основные комбинаторные понятия и формулы».
1) Размещения.
Определение. Размещениями из m элементов по n элементов ( n ≤ m ) называются такие соединения, каждое из которых содержит n элементов, взятых из m данных разных элементов, и которые отличаются одно от другого либо самими элементами, либо порядком их расположения.
Число размещений из m элементов по n обозначают (от французского «arrangement» - «размещение») и вычисляют по формуле:
Пример 1. Решим задачу 1 с помощью этой формулы:
А теперь решим ту же задачу для случая m=8, n=3:
2) Перестановки.
Определение. Перестановкой из n элементов называют размещение из n элементов по n.
Число перестановок из n элементов обозначается и вычисляется по формуле:
Задача. Сколькими способами можно расположить в столбик три детали конструктора, различающиеся по цвету?
Ответ:6.
3) Сочетания.
Определение. Сочетаниями из m элементов по n элементов ( n ≤ m ) называются такие соединения, каждое из которых содержит n элементов, взятых из m данных элементов, и которые отличаются друг от друга по крайней мере одним элементом.
Число сочетаний из n элементов по m обозначают (от французского «combination» - «сочетание») и вычисляют по формуле:
Пример 2. Решим задачу 2 с помощью этой формулы:
А теперь решим ту же задачу для случая m=8, n=3:
Снова, как и ожидалось, результат в первой задаче оказался больше, чем во второй.
Мы рассмотрели теоретические основы комбинаторики. Теперь перейдем к этапу закрепления новых знаний при решении задач.
6. Закрепление материала
6.1. Решение комбинаторных задач.
При решении комбинаторных задач важно научиться различать виды соединений.
Чтобы отличать задачи на подсчёт числа размещений от задач на подсчёт числа сочетаний, определим, важен или нет порядок в следующих выборках:
а) судья хоккейного матча и его помощник;
б) три ноты в аккорде;
в) «Шесть человек останутся убирать класс!»
г) две серии для просмотра из многосерийного фильма.
Ответ: а) да; б) нет; в) нет; г) да.
Задача 1. Сколькими способами могут занять I, II, III места 8 участниц финального забега на дистанции 100 м?
Ответ: 366.
Задача 2. Из 30 обучающихся группы надо выбрать старосту и помощника старосты. Сколькими способами это можно сделать?
Ответ: 870.
Задача 3. Сколькими способами можно составить букет из трёх цветков, выбирая цветы из девяти имеющихся?
Ответ: 84.
Задача 4. В группе 7 человек успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в математической олимпиаде?
Ответ:21
6.2 Самостоятельная работа
Проверь себя
1.Определите вид соединений:
а) Соединения из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов, называются __________перестановки
б) Соединения из m элементов по n, отличающихся друг от друга только составом элементов, называются _______________сочетания
в) Соединения из m элементов по n, отличающихся друг от друга составом элементом и порядком их расположения, называются _________размещения
2.Восстановите соответствие типов соединений и формул для их подсчёта
А.сочетания | |
В. размещения | |
С. перестановки |
3. Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать: а) двух дежурных; б) старосту и помощника старосты?
Ответ: а)276; б)552.
4. «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка задумали сыграть квартет». Сколькими способами они могут выбрать каждый для себя по одному инструменту из 10 данных различных инструментов?
Ответ:
Подведение итогов самостоятельной работы
7. Подведение итогов урока
Обобщаются новые знания, делаются выводы о достигнутых целях урока. Поощряются активные студенты, выставляются обоснованные преподавателем оценки.
8. Домашнее задание
Подготовка сообщений по темам: «Истории комбинаторики», «Комбинаторика и ее применение в реальной жизни».
Самостоятельная работа.
Студента группы______________________
1.Определите вид соединений:
а) Соединения из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов, называются __________
б) Соединения из m элементов по n, отличающихся друг от друга только составом элементов, называются _______________
в) Соединения из m элементов по n, отличающихся друг от друга составом элементом и порядком их расположения, называются _________
2.Восстановите соответствие типов соединений и формул для их подсчёта
А.сочетания | ||
В. размещения | ||
С. перестановки |
3. Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать:
а) двух дежурных;
б) старосту и помощника старосты?
Ответ: а) б)
4. «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка задумали сыграть квартет». Сколькими способами они могут выбрать каждый для себя по одному инструменту из 10 данных различных инструментов?
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по футболу для группы дополнительного образования.
В ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга уже 2 года работает Школьный спортивный клуб "Стимул".Самой популярной является секция "Футбола", в которой занимаются более 50 мальчишек от 7...
План-конспект занятия по футболу для группы дополнительного образования.
В ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга уже 2 года работает Школьный спортивный клуб "Стимул".Самой популярной является секция "Футбола", в которой занимаются более 50 мальчишек от 7...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод о характ...
План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"
План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"...
План-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему:
Спортивное развлечение " Красный, желтый, зеленый"....
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для группы обучающихся 1 класса.
«Дифференциация [Т] – [Д], [Т’] – [Д’] в слогах, словах»....