Развитие предметной одаренности на кроках математики в свете требований ФГОС
статья
Выступление на заседании РМО учителей математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_23.11.18.docx | 25.49 КБ |
razvitie_predmetnoy_odaryonnosti_na_urokah_matematiki.pptx | 337.23 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1)РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЁННОСТИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
(слайд 2)В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
М.Горький
В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?
Рассмотрим такую логическую цепочку: индивидуальность - способность - одаренность – талант - гениальность.
Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков, отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду.
Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности. Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии у других.
Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Современная наука различает следующие степени одаренности детей:
- Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
- Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
- Третья — собственно одаренные (15-25 %).
- Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
Как видим, одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка. Современная наука определяет эти понятия как патологию нормы.
Таким образом, около 25 процентов всех детей нуждаются в продвинутом обучении. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые. Однако процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Куда же деваются наши одарённые дети?
По оценкам специалистов, в России идёт большая утечка талантов до подросткового возраста.
Как же не просмотреть того или иного ребёнка? Как понять, обладает он одарённостью или нет?
В нашей учительской среде бытует мнение, что все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно.
Однако есть примеры, которые доказывают обратное. Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей, и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
Учителям сложно осознать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным!
Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. У одаренных детей хорошо развито чувство юмора.
Если у вас в классе есть такие дети, присмотритесь к ним, возможно, им нужно помочь в чём-то проявить себя.
Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности:
- Факультативные занятия. В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
- Предметные кружки. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.
- Интеллектуальные марафоны и игры. Это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.
- Научно-практические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.
- Олимпиады. Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в нашей школе являются олимпиады. Мы принимаем активное участие в дистанционных олимпиадах «Олимпус», в интернет-олимпиадах, конкурсах, блицтурнирах проектов «Инфоурок», «Кенгуру»
Большое внимание придаём вовлечению одарённых детей во внеурочную работу по математике.
В нашей школе действуют кружки по математике: «Занимательная математика», «Юный математик» На кружковых занятиях большое внимание уделяется истории математики, изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению творческих проектов. Результатом этой работы являются: успешное участие ребят в различных олимпиадах, математических конкурсах; создание банка нестандартных задач.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. К учителю, работающему с одарёнными детьми, предъявляются следующие требования:
- нравственность
- мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися
- знание психологии одарённых учащихся
- эрудированность
- знание всех областей человеческой жизни
- любознательность
- поисковая активность
- увлечённость своим делом
- желание работать нестандартно
В своей работе придерживаюсь правила: «Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется»
Хочется закончить своё выступление словами Сократа: «В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат. М.Горький
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.
Главные задачи современной школы: Раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации .
Ступени развития творческих способностей человека:
Степени одарённости
Все одарённые учатся легко и быстро ! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении. Учителям сложно осознать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным!
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Методы работы с одарёнными детьми на уроке: проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный
Формы внеурочной деятельности Факультативные занятия. Внеурочные занятия. Интеллектуальные игры. Олимпиады .
Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися : нравственность увлечённость своим делом знание всех областей человеческой жизни любознательность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися знание психологии одарённых учащихся эрудированность поисковая активность желание работать нестандартно
В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить. Сократ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения
Выпускная квалификационная работа краткосрочных курсов повышения кавлификации по проблеме "Актульные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете треб...
Современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС
Данная статья предназначена,для составления технологических карт,учитывая современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС....
Система оценки достижения планируемых предметных результатов по математике в контексте требований ФГОС ОО.
Будет представлен опыт по организации рефлексии на уроках математики, о рейтинговой оценке обучающихся, о «Портфеле достижений ученика».Рефлексия дает возможность учителю научить обучающихся...
Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .
Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....
РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЁННОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
С докладом по этой теме я выступала на заседании РМО. это своего рода творческий отчёт о моеё работе с одарёнными детьми....
Конструирование современного урова математики в свете требований ФГОС
В статье рассматриваются основные типы уроков и их конструирование....
Самоанализ деятельности" Применение современных педагогических образовательных технологий на уроках математики в свете требований ФГОС"
самоанализ деятельности к аттестации...