"Треугольник и его виды" математика 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Ким Ольга Владимировна

Виды треугольников,  различие  треугольников по характерным признакам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treugolnik_i_ego_vidy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области»

Разработка урока математики 5 класс на тему «Треугольник и его виды»

Выполнила учитель математики Ким О.В.

2018 год

Урок с применением активных методов обучения.

Тема: «Треугольник и его виды».

(слайд 1)

 «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия»        (Ле Корбюзье)

Цель урока: создание условий для формирования понятия треугольник,  видов треугольника, свойства углов треугольника.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с разными видами треугольников;

- формирование навыка различать треугольники по характерным признакам;

- закрепить знаний о геометрических фигурах;

развивающие:

- развитие внимательности, быстроты мысли;

- развитие умения делать выводы и культуры речи;

- развитие и укрепление интереса к математике;

воспитательные:

- воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности;

- воспитание у учащихся аккуратности при оформлении;

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих

знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, наборы треугольников из цветной бумаги, транспортиры, линейки, карандаши, учебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Е.А. Бунимовича.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с этим знаменательным днем! Какой у нас сегодня день?

Я надеюсь, что вы пришли с хорошим настроением, и к концу урока оно у вас станет еще лучше.

  1. Погружение в тему (слайд 2).  

- повышение интереса учащихся к изучаемому материалу;

- актуализация знаний по теме урока.

Учитель: Я хочу начать наш сегодняшний урок с математической сказки, которую придумала одна девочка.

В геометрическом царстве, планиметрическом государстве, на пересечении двух перпендикулярных дорог расположился город Многоугольник. В городе этом проживали самые различные многоугольники: квадраты и трапеции, параллелограммы и прямоугольники, ромбы и n-угольники с разным количеством сторон, углов и вершин. Но самым простым был Треугольник: у него всего три угла, три стороны и три вершины, меньше не бывает. Жители города часто над ним подсмеивались. И поэтому он всегда грустил, редко выходил на улицу.

Однажды в город Многоугольник приехала прекрасная Биссектриса. Эта новость облетела мгновенно весь город, все спешили на главную городскую площадь Планиметрия, чтобы посмотреть на гостью и запечатлеть ей своё почтение. Ох, как же Треугольнику хотелось её увидеть! Но она такая важная и красивая, наверняка будет смеяться над этим «простаком». И все же треугольник рискнул.  Он пробрался по безлюдным улицам к площади и стал тайком наблюдать за происходящим. Но тут прекрасная Биссектриса заметила Треугольника, она очень обрадовалась и подозвала его к себе. Затем она рассказала всем жителям о том, что треугольник, хоть и является самым простым многоугольником, но обладает таким большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. С этого времени жизнь Треугольника сильно изменилась, его стали все уважать, а Биссектриса вышла за него замуж. И они стали жить счастливо, дополняя друг друга.

- Вот такая сказка. А вы догадались, о какой геометрической фигуре сегодня на уроке пойдет речь? (ответы детей)

- А что вы уже знаете о треугольнике? (ответы детей, попросить начертить на доске треугольник, обозначить его, назвать и показать элементы треугольника, вспомнить понятие треугольника: замкнутая линия, которая состоит из трех звеньев).

- Что же нам необходимо выяснить о треугольниках? (какие бывают треугольники, (слайд 3).

- Ребята, мы уже с вами изучили вопрос о том, какими бывают углы. Кто может напомнить?  (углы бывают прямыми, острыми и тупыми)

- Сегодня на уроке, мы узнаем, какие виды треугольников бывают, познакомимся с очень важным свойством и научимся применять знания на практике. Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока: «Треугольник».

3. Интерактивная лекция.  Проработка содержания темы.

- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

Учитель: Давайте, поработаем с учебником. Откройте страницу 116, первая геометрическая птичка Квадратик. (Работа с учебником, ученики читают текст, отвечают на вопросы учителя)

- По какому признаки разделили треугольники?  (по числу равных сторон)

- Какие виды треугольников бывают? (равнобедренный, равносторонний, разносторонний)

- Какой треугольник называется равнобедренным?

- Какой треугольник называется равносторонним?

- Какой треугольник называется разносторонним? (слайд 4)

- После прочтения этого фрагмента текста, я оформила конспект в виде таблицы. Посмотрите на слайд, и подумайте, как можно заполнить данную таблицу.

-Теперь давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу (слайд 5)

- Ребята, подумайте и скажите где можно встретить треугольники?     О пирамиде нам сегодня расскажет Стас. (слайд 6)

Треугольник в архитектуре

Первое чудо света всех времен - каменная пирамида Хеопса в Египте. Ее охраняет сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва, а голова человека. Это самая высокая пирамида около 150 метров, это высота 50 этажного дома. Была она построена около 2600 года до нашей эры.

- На какой треугольник похожа пирамида?

- На партах у вас находится конверт, возьмите его. В конверте вы видите треугольники разных цветов. Покажите мне данный треугольник. А теперь перечертите его в тетрадь и измерьте боковые стороны.

- Табличный способ представления информации один из самых распространенных, так как работать с табличной информацией более удобно, чем просто с текстом. Вам не раз придется заполнять таблицы, обучаясь в старших классах.  Давайте потренируемся в этом деле. Оказывается, что существуют ещё другие виды треугольника, которые делятся по видам углов в треугольнике. Прочтите фрагмент текста на странице 117, вторая Геометрическая птичка Квадратик, начертите в тетради таблицу и заполните её, аналогично первой таблице (слайд 7)

Ученики работают с текстом и заполняют таблицу. Проверка (слайд 8)

Треугольник в природе (слайд 9-11)

Бермудский треугольник – это самая опасная аномальная зона на Земле – люди, корабли и самолеты исчезают бесследно.  Бермудский треугольник расположен в северо-западной части Атлантического океана. Условно символическими вершинами Бермудского треугольника являются южный мыс Флориды (Майами), Бермудские острова и Пуэрто-Рико. В данном случае форма треугольника также весьма условна, трагические исчезновения происходят и за его пределами в Мексиканском заливе и в северной части Карибского моря.

- На какой треугольник похож бермудский? Перечертите его

              4. Динамическая пауза (выполнение упражнений для глаз).

- здоровье сбережение на уроке.

              5. Интерактивная лекция. Проработка содержания темы (слайд 12).

- самостоятельное «открытие» свойства углов треугольника;

- закрепление изученного при решении задач.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить творческий эксперимент. Представьте себе, что мы находимся в научной лаборатории, и нам предстоит сделать научное открытие. Задание ученики 1 ряда – начертите в тетради остроугольный треугольник, 2  ряда – прямоугольный. Измерьте все углы с помощью транспортира, найдите сумму углов треугольника. (Ученики выполняют практическую работу)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученики называют сумму, учитель записывает на доске)

- Что вы можете сказать о полученных результатах? (Ученики отмечают, что получились близкие значения, следует отметить, что измерения неточные, измерять точно невозможно) (слайд 13).

- Вы начертили треугольники разного вида, разных размеров, но у всех вас получилось число близкое к 180. Это не случайно. Учитывая погрешности при измерении, можно сделать вывод, что сумма углов треугольника равно 1800. Это научный факт, для нас это сегодняшнее открытие. В 7 классе на уроках геометрии мы докажем это важное свойство углов треугольника.

- Давайте, посмотрим, как свойство можно применять при решении задач? (Задачи на слайде 14, ученики устно решают задачи)

- Ребята, я предлагаю вам встать и при помощи рук изобразить разные виды треугольников (равнобедренный и остроугольный, прямоугольный, тупоугольный и разносторонний)

- Молодцы!  У вас отлично получилось!    

- Ребята, где еще можно встретить треугольники?          

Треугольник в астрономии (слайд 15-16)

Треугольник — небольшое и красивое созвездие северного полушария неба, содержит примерно двадцать звёзд разной величины. Для невооруженного глаза оно видно как прямоугольный треугольник, расположенный под Андромедой. Только одна звезда — а Треугольника — имеет собственное имя — Металлах, что по-арабски означает «вершина треугольника». Самой яркой звездой является 3 Треугольника.

             Из треугольников можно получить различные фигуры. Слайд 18.

Пирамида состоит из 4 треугольников, она также имеет другое название -  ТЕТРАЭДР       ( тетра - 4, эдр - грань), октаэдр (8 граней), икосаэдр (20 граней)

       6. Рефлексия. Слайд 19.

Ребята, ответьте на вопросы. 
- Что вы  узнал нового?

- Было интересно для вас интересно на уроке?

- Могут ли вам в дальнейшем пригодиться знания по данной теме?

        7. Домашнее задание. Слайд 20.

- сделать аппликацию из треугольников или придумать стихотворение о нем.

        - Я согласна, что знания по теме: «Треугольник», несомненно, вам пригодятся в будущем. А я хочу вам математический «фокус». Вы любите фокусы? (демонстрация флексагона, демонстрируется шестиугольник разного цвета с двух сторон, но при «выворачивании» одна сторона «меняет» цвет). Эта фигура называется «флексагон».

- Из каких фигур состоит флексагон? (из треугольников).

- А вот как его правильно сделать, мы разберем с вами на следующем занятии. Всего доброго. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Треугольник и МЫ" 6 класс

Презентация к уроку геометрии, по программам школы VIII вида, 6 класс к теме "Треугольник". Данную презентацию целесообразнее использовать на уроке закрепления и обобщения знаний,на этапе повторения....

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Треугольники. Итоговое повторение 9 класс.

Презентация содержит подборку задач для итогового повторения тем "Признаки равенства треугольников", "Соотношения между сторонами и углами треугольника", "Прямоуголььные треугольники", "Подобные треуг...

Лабораторная работа по теме: «Сумма углов треугольника» (наглядная геометрия, 5 класс)

Цель лабораторной  работы: проверить знания, умения, навыки учащихся по теме: «Сумма углов треугольника», проверить знания определения остроугольного треугольника, прямоугольного треугольника, ту...

Презентация к уроку "Свойства прямоугольного треугольника" по геометрии 7 класса, УМК Л.С. Атанасян

Презентация к уроку изучения нового материала "Свойства прямоугольного треугольника" по геометрии 7 класса, УМК Л.С. Атанасян...

Первый признак подобия треугольников. Решение задач (8 класс)

Урок на тему «Первый признак подобия треугольников. Решение задач» направлен на обобщение и систематизацию знаний по данной теме. А также на проверку знаний теоретического материала по теме и на отраб...

Площадь треугольника (самостоятельная работа) 8 класс

Площадь треугольника. Самостоятельная работа на отработку формул ( 8 класс)....