"Треугольник и его виды" математика 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)
Виды треугольников, различие треугольников по характерным признакам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treugolnik_i_ego_vidy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области»
Разработка урока математики 5 класс на тему «Треугольник и его виды»
Выполнила учитель математики Ким О.В.
2018 год
Урок с применением активных методов обучения.
Тема: «Треугольник и его виды».
(слайд 1)
«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия» (Ле Корбюзье)
Цель урока: создание условий для формирования понятия треугольник, видов треугольника, свойства углов треугольника.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с разными видами треугольников;
- формирование навыка различать треугольники по характерным признакам;
- закрепить знаний о геометрических фигурах;
развивающие:
- развитие внимательности, быстроты мысли;
- развитие умения делать выводы и культуры речи;
- развитие и укрепление интереса к математике;
воспитательные:
- воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности;
- воспитание у учащихся аккуратности при оформлении;
- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих
знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, наборы треугольников из цветной бумаги, транспортиры, линейки, карандаши, учебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Е.А. Бунимовича.
Ход урока:
- Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с этим знаменательным днем! Какой у нас сегодня день?
Я надеюсь, что вы пришли с хорошим настроением, и к концу урока оно у вас станет еще лучше.
- Погружение в тему (слайд 2).
- повышение интереса учащихся к изучаемому материалу;
- актуализация знаний по теме урока.
Учитель: Я хочу начать наш сегодняшний урок с математической сказки, которую придумала одна девочка.
В геометрическом царстве, планиметрическом государстве, на пересечении двух перпендикулярных дорог расположился город Многоугольник. В городе этом проживали самые различные многоугольники: квадраты и трапеции, параллелограммы и прямоугольники, ромбы и n-угольники с разным количеством сторон, углов и вершин. Но самым простым был Треугольник: у него всего три угла, три стороны и три вершины, меньше не бывает. Жители города часто над ним подсмеивались. И поэтому он всегда грустил, редко выходил на улицу.
Однажды в город Многоугольник приехала прекрасная Биссектриса. Эта новость облетела мгновенно весь город, все спешили на главную городскую площадь Планиметрия, чтобы посмотреть на гостью и запечатлеть ей своё почтение. Ох, как же Треугольнику хотелось её увидеть! Но она такая важная и красивая, наверняка будет смеяться над этим «простаком». И все же треугольник рискнул. Он пробрался по безлюдным улицам к площади и стал тайком наблюдать за происходящим. Но тут прекрасная Биссектриса заметила Треугольника, она очень обрадовалась и подозвала его к себе. Затем она рассказала всем жителям о том, что треугольник, хоть и является самым простым многоугольником, но обладает таким большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. С этого времени жизнь Треугольника сильно изменилась, его стали все уважать, а Биссектриса вышла за него замуж. И они стали жить счастливо, дополняя друг друга.
- Вот такая сказка. А вы догадались, о какой геометрической фигуре сегодня на уроке пойдет речь? (ответы детей)
- А что вы уже знаете о треугольнике? (ответы детей, попросить начертить на доске треугольник, обозначить его, назвать и показать элементы треугольника, вспомнить понятие треугольника: замкнутая линия, которая состоит из трех звеньев).
- Что же нам необходимо выяснить о треугольниках? (какие бывают треугольники, (слайд 3).
- Ребята, мы уже с вами изучили вопрос о том, какими бывают углы. Кто может напомнить? (углы бывают прямыми, острыми и тупыми)
- Сегодня на уроке, мы узнаем, какие виды треугольников бывают, познакомимся с очень важным свойством и научимся применять знания на практике. Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока: «Треугольник».
3. Интерактивная лекция. Проработка содержания темы.
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
Учитель: Давайте, поработаем с учебником. Откройте страницу 116, первая геометрическая птичка Квадратик. (Работа с учебником, ученики читают текст, отвечают на вопросы учителя)
- По какому признаки разделили треугольники? (по числу равных сторон)
- Какие виды треугольников бывают? (равнобедренный, равносторонний, разносторонний)
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Какой треугольник называется разносторонним? (слайд 4)
- После прочтения этого фрагмента текста, я оформила конспект в виде таблицы. Посмотрите на слайд, и подумайте, как можно заполнить данную таблицу.
-Теперь давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу (слайд 5)
- Ребята, подумайте и скажите где можно встретить треугольники? О пирамиде нам сегодня расскажет Стас. (слайд 6)
Треугольник в архитектуре
Первое чудо света всех времен - каменная пирамида Хеопса в Египте. Ее охраняет сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва, а голова человека. Это самая высокая пирамида около 150 метров, это высота 50 этажного дома. Была она построена около 2600 года до нашей эры.
- На какой треугольник похожа пирамида?
- На партах у вас находится конверт, возьмите его. В конверте вы видите треугольники разных цветов. Покажите мне данный треугольник. А теперь перечертите его в тетрадь и измерьте боковые стороны.
- Табличный способ представления информации один из самых распространенных, так как работать с табличной информацией более удобно, чем просто с текстом. Вам не раз придется заполнять таблицы, обучаясь в старших классах. Давайте потренируемся в этом деле. Оказывается, что существуют ещё другие виды треугольника, которые делятся по видам углов в треугольнике. Прочтите фрагмент текста на странице 117, вторая Геометрическая птичка Квадратик, начертите в тетради таблицу и заполните её, аналогично первой таблице (слайд 7)
Ученики работают с текстом и заполняют таблицу. Проверка (слайд 8)
Треугольник в природе (слайд 9-11)
Бермудский треугольник – это самая опасная аномальная зона на Земле – люди, корабли и самолеты исчезают бесследно. Бермудский треугольник расположен в северо-западной части Атлантического океана. Условно символическими вершинами Бермудского треугольника являются южный мыс Флориды (Майами), Бермудские острова и Пуэрто-Рико. В данном случае форма треугольника также весьма условна, трагические исчезновения происходят и за его пределами в Мексиканском заливе и в северной части Карибского моря.
- На какой треугольник похож бермудский? Перечертите его
4. Динамическая пауза (выполнение упражнений для глаз).
- здоровье сбережение на уроке.
5. Интерактивная лекция. Проработка содержания темы (слайд 12).
- самостоятельное «открытие» свойства углов треугольника;
- закрепление изученного при решении задач.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить творческий эксперимент. Представьте себе, что мы находимся в научной лаборатории, и нам предстоит сделать научное открытие. Задание ученики 1 ряда – начертите в тетради остроугольный треугольник, 2 ряда – прямоугольный. Измерьте все углы с помощью транспортира, найдите сумму углов треугольника. (Ученики выполняют практическую работу)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученики называют сумму, учитель записывает на доске)
- Что вы можете сказать о полученных результатах? (Ученики отмечают, что получились близкие значения, следует отметить, что измерения неточные, измерять точно невозможно) (слайд 13).
- Вы начертили треугольники разного вида, разных размеров, но у всех вас получилось число близкое к 180. Это не случайно. Учитывая погрешности при измерении, можно сделать вывод, что сумма углов треугольника равно 1800. Это научный факт, для нас это сегодняшнее открытие. В 7 классе на уроках геометрии мы докажем это важное свойство углов треугольника.
- Давайте, посмотрим, как свойство можно применять при решении задач? (Задачи на слайде 14, ученики устно решают задачи)
- Ребята, я предлагаю вам встать и при помощи рук изобразить разные виды треугольников (равнобедренный и остроугольный, прямоугольный, тупоугольный и разносторонний)
- Молодцы! У вас отлично получилось!
- Ребята, где еще можно встретить треугольники?
Треугольник в астрономии (слайд 15-16)
Треугольник — небольшое и красивое созвездие северного полушария неба, содержит примерно двадцать звёзд разной величины. Для невооруженного глаза оно видно как прямоугольный треугольник, расположенный под Андромедой. Только одна звезда — а Треугольника — имеет собственное имя — Металлах, что по-арабски означает «вершина треугольника». Самой яркой звездой является 3 Треугольника.
Из треугольников можно получить различные фигуры. Слайд 18.
Пирамида состоит из 4 треугольников, она также имеет другое название - ТЕТРАЭДР ( тетра - 4, эдр - грань), октаэдр (8 граней), икосаэдр (20 граней)
6. Рефлексия. Слайд 19.
Ребята, ответьте на вопросы.
- Что вы узнал нового?
- Было интересно для вас интересно на уроке?
- Могут ли вам в дальнейшем пригодиться знания по данной теме?
7. Домашнее задание. Слайд 20.
- сделать аппликацию из треугольников или придумать стихотворение о нем.
- Я согласна, что знания по теме: «Треугольник», несомненно, вам пригодятся в будущем. А я хочу вам математический «фокус». Вы любите фокусы? (демонстрация флексагона, демонстрируется шестиугольник разного цвета с двух сторон, но при «выворачивании» одна сторона «меняет» цвет). Эта фигура называется «флексагон».
- Из каких фигур состоит флексагон? (из треугольников).
- А вот как его правильно сделать, мы разберем с вами на следующем занятии. Всего доброго. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Треугольник и МЫ" 6 класс
Презентация к уроку геометрии, по программам школы VIII вида, 6 класс к теме "Треугольник". Данную презентацию целесообразнее использовать на уроке закрепления и обобщения знаний,на этапе повторения....
Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)
Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....
Треугольники. Итоговое повторение 9 класс.
Презентация содержит подборку задач для итогового повторения тем "Признаки равенства треугольников", "Соотношения между сторонами и углами треугольника", "Прямоуголььные треугольники", "Подобные треуг...
Лабораторная работа по теме: «Сумма углов треугольника» (наглядная геометрия, 5 класс)
Цель лабораторной работы: проверить знания, умения, навыки учащихся по теме: «Сумма углов треугольника», проверить знания определения остроугольного треугольника, прямоугольного треугольника, ту...
Презентация к уроку "Свойства прямоугольного треугольника" по геометрии 7 класса, УМК Л.С. Атанасян
Презентация к уроку изучения нового материала "Свойства прямоугольного треугольника" по геометрии 7 класса, УМК Л.С. Атанасян...
Первый признак подобия треугольников. Решение задач (8 класс)
Урок на тему «Первый признак подобия треугольников. Решение задач» направлен на обобщение и систематизацию знаний по данной теме. А также на проверку знаний теоретического материала по теме и на отраб...
Площадь треугольника (самостоятельная работа) 8 класс
Площадь треугольника. Самостоятельная работа на отработку формул ( 8 класс)....