сценарий урока в 5 классе "Прямоугольный параллелепипед"
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Данный урок проводится в классе, изучавшим эту тему в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед»
Автор: Лиц Людмила Юрьевна,
учитель математики МАОУ «Средняя школа № 6», г. Когалым
1 урок по теме «Прямоугольный параллелепипед»
Данный урок проводится в классе, изучавшим эту тему в начальной школе.
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Тема урока | Прямоугольный параллелепипед |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Создание условий для вывода формулы площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Формирование умений применять эту формулу при решении практических задач. |
Задачи урока | Образовательные: организовать деятельность учащихся на самостоятельный вывод формулы; сформировать навык вычисления по формуле при решении практических задач. Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать математическую речь обучающихся (устную и письменную); содействовать развитию навыков оценивания и самооценивания, развитие умения сотрудничества в коллективе. Воспитательные: способствовать выработке умения анализировать проделанную работу; формировать положительную мотивацию к обучению; способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, ответственности. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Метапредметные УУД |
Организационный | 1.Приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку. Напоминает о правилах работы в группах. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность. |
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. | 1.С помощью презентации проверяет домашнюю работу. Контролирует правильность выполнения домашнего задания. Организует устранение пробелов в знаниях учащихся. (Слайд 2) 2.Организует фронтальную работу учащихся с понятиями: площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника, периметр прямоугольника. (Слайды 3,4) 3.Обращает внимание обучающихся на то, что формул, которых они не знают, еще очень много. | 1.Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, решают устные упражнения, анализируют ответы одноклассников. 2.Комментируют домашнюю работу, вносят дополнения и исправления. | Познавательные: структурировать собственные знания. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
Самоопределение в деятельности. | Подводит учащихся к формулировке темы урока: Помимо плоских фигур (фигуры, которые можно положить на плоскость) существуют пространственные фигуры, которые окружают нас повсюду. (Слайды 5,6) Эти фигуры и их свойства мы будем изучать в 10-11 классах. Но об одной из них поговорим сегодня. Дома вы прочитали п.20, вспомнили все, что изучили об этой фигуре в начальной школе и изготовили ее модель по заданным размерам. -Какова тема нашего урока? Предлагает в группах заполнить таблицу с вопросами по теме «Прямоугольный параллелепипед», используя прочитанный дома материал и модели фигуры (Приложение). | 1.Слушают учителя. Формулируют тему урока. (Слайд 7) 2.Работают в группах, отвечают на предложенные в таблице вопросы, используя ранее полученные знания. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, основываясь на прочитанном дома тексте. Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного). Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
Выявление места и причины затруднения. | 1.Предлагает проверить ответы, сделать выводы об элементах прямоугольного параллелепипеда. Выясняет, на какие вопросы получены разные ответы и какое задание вызвало затруднение. 2.Предлагает представителям от каждой группы написать решение к заданию№10. 3.Контролирует выполнение задания, задает вопросы, корректирует выявленные пробелы. 4.Подводит обучающихся к формулировке цели урока. | 1.Отвечают на вопросы, сверяют ответы своей группы с ответами других, задают уточняющие вопросы. Делают выводы. (Слайд 8) 2. Записывают на доске решение. 3.Формулируют собственные затруднения. 4.Формулируют цель урока: «Вывести формулу для нахождения площади прямоугольного параллелепипеда». | Познавательные: уметь выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения. Коммуникативные: слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий. |
Реализация проекта выхода из затруднения. | 1.Организует учащихся на выполнение задания №11, предложив записать решение задания №10 в форме числового выражения. 2.Предлагает заменить числа в данном выражении на буквы. 3. Приглашает к доске представителя от каждой группы записать полученную формулу. 4. Организует обсуждение полученных формул. | 1.Обсуждают ход решения задачи. 2.Записывают числовое выражение. 3.Выводят формулу для нахождения площади прямоугольного параллелепипеда. 4.Записывают на доске полученные формулы. (Слайд 9) | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы. Регулятивные: вносить исправления в выполненную работу. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 1.Используя данную формулу, предлагает найти площадь поверхности параллелепипеда с измерениями 2дм, 3дм, 11дм. 2. Из фанеры требуется сделать открытый ящик, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 40 см, 20 см, 15 см. Сколько фанеры потребуется для изготовления ящика? 3.Организует работу по проверке предложенных заданий. | 1.Решают в группах предложенные задания. 2.Обсуждают и проверяют решение. (Слайды 10,11) | Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, отстаивать свое мнение. контролировать действия одноклассников. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке, информация о домашнем задании. | Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Проводит беседу по вопросам: - Какую цель вы ставили на уроке? - Достигли вы поставленной цели? -Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу (Приложение). Комментирует задание на дом. | 1.Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень ее соответствия. 2.Записывают домашнее задание. (Слайд 12) | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
Приложение
вопросы | ответы |
1.Назовите три предмета, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. | |
2.Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда? | |
3.Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? | |
4.Сколько измерений имеет прямоугольный параллелепипед? | |
5.Как называются эти измерения? | |
6.Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? | |
7.Какую форму имеют эти грани? | |
8.Противоположные грани параллелепипеда покрасьте одинаковым цветом. | |
9.Что вы можете сказать о противоположных гранях? | |
10.Найдите площадь поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда. | |
11.Напишите формулу для вычисления площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны а, b, c. |
Лист самооценки
Утверждения | Поставь знак «+», «-» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я знаю формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. | |
4) Я умею находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | |
Напиши имена одноклассников(двух), которые лучше всех сегодня работали в твоей группе: |
Литература
1. Н.Я. Виленкин. Математика 5 класс.
2. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон, 5 класс (часть 1). № 272
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"
В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....
Конспект урока "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения" Н.Я. Виленкин, 5 класс, составленный по ФГОС.
Конспект составлен по ФГОС, выделены этапы урока....
Разработка к уроку "Объем прямоугольного параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В.
Технологическая карта к уроку по ФГОС "Объем параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В....
Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда"
Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда" - второй урок по данной теме + презентация...
Урок-презентация "Объём параллелепипеда" 5 класс
Закрепление материала по теме "Объём параллелепипеда"...
Сценарий урока по математике "Прямоугольный параллелепипед, пирамида"
урок на развитие пространственного мышления в 5 классе...
Конспект урока математики в 9 классе (для учащихся с интеллектуальными нарушениями). Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда».
Открытый урок по математике для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проведён в рамках предметной недели по математике для учащихся 9 класса. Тема урока "Объём прямо...