Олимпиадные задания по математике для 11 класса школьный тур
олимпиадные задания по математике (11 класс)

Светлакова Ольга Батыровна

Олимпиадные задания по математике для 11 класса школьный тур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_mat_ko.docx.docx136.38 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по математике

2019-2020 уч. год

11 класс

Ответы

Задача 1. Большой деревянный куб, все грани которого окрашены, распилили на 1000 маленьких равных кубиков. Определите, сколько потребуется краски, чтобы покрасить все неокрашенные грани маленьких кубиков, если на окраску одной грани  большого куба было потрачено 100 граммов краски. Ответ дайте в килограммах.

Решение. Чтобы получить 1000 одинаковых кубиков, нужно исходный куб распилить в каждом из трёх взаимно перпендикулярных направлений на десять равных пластов. Тогда получаем 8 кубиков (угловых) с тремя окрашенными гранями,   кубиков (вдоль рёбер) с двумя окрашенными гранями,  кубика (по граням) с одной окрашенной гранью и  кубиков (внутри куба) без окрашенных граней. В сумме получаем  неокрашенных граней. Одна грань большого куба включает 100 граней маленьких кубиков и на неё тратится 100 г краски, поэтому на все неокрашенные грани будет истрачено 5400 г краски. Ответ: кг.

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

15

Полное верное решение.

10

Решение в целом верное. Однако оно содержит арифметическую ошибку или недочет.

5

Все идеи, необходимые для решения, найдены. Однако приведённое решение имеет существенные недостатки, например, не рассмотрены кубики без окрашенных граней или не произведен расчет необходимого количества краски.

0

Решение неверное или решение отсутствует.

Задача 2. Найти четырехзначное число, у которого две первые цифры, так же как и две последние, одинаковы, а само оно совпадает с квадратом целого числа.

Решение: Пусть х — число, которое требуется найти. Тогда , где  Число х делится на 11, поскольку .

По условиям задачи х – квадрат целого числа. Следовательно, если число х делится на 11, то оно делится и на 121, поэтому число  делится на 11. Но тогда  делится на 11, а поскольку , то . Таким образом, , откуда следует, что существует натуральное число m такое, что . Учитывая, что  получаем , тогда .

Ответ:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

20 баллов

Получен правильный ответ. Приведено полное обоснование решения

15 баллов

Получен верный ответ, однако приведенное решение содержит некоторые недочеты (например, отсутствует обоснование единственности полученного решения)

10 баллов

Получен верный ответ, однако приведенное обоснование неполно (например, отсутствует обоснование единственности полученного решения и еще что-то)

5 баллов

Есть верное частичное рассуждение, которое не приводит к получению верного ответа

0 баллов

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок

Задача 3. Дан параллелограмм ABCD, в котором . Известно также, что центры окружностей, описанных около треугольников  и  расположены на . Чему равен ?

Решение: Может быть 2 возможных случая:

  1. Центры окружностей совпадают. В этом случае получаем, что вокруг параллелограмма можно описать окружность, откуда получаем, что параллелограмм является прямоугольником и значит
  2. Центры окружностей различны (). Так как центр описанной окружности – точка пересечения серединных перпендикуляров и сторона АС данных треугольников – общая, то , откуда ABCD – ромб и .

Ответ:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

20 баллов

Получен полный правильный ответ

15 баллов

Верно рассмотрены обе возможные ситуации, однако в одном из случаев допущена арифметическая ошибка

10 баллов

Верно рассмотрена одна из возможных ситуаций

5 баллов

Рассмотрена одна из ситуаций, получен правильный ответ, который не обоснован или неверно обоснован

0 баллов

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок

Задача 4. Решите неравенство

https://ege.sdamgia.ru/formula/a6/a650ca0129bdf0cd949cedd99d16f644p.png

Решение. Преобразуем неравенство:

https://ege.sdamgia.ru/formula/d6/d6186114316deee73b2fd7208b600716p.png

Решим неравенство https://ege.sdamgia.ru/formula/5b/5b6681cab77b866dfe12740cd952d2fbp.png

https://ege.sdamgia.ru/formula/73/739ab075a26154c51aefe6de6adb9ea3p.png

Исключая из полученного набора точки 1 и 4, получаем множество решений исходного неравенства: https://ege.sdamgia.ru/formula/70/70f1dadb06ea400f19f6b8fe04082fd9p.png

Ответ: https://ege.sdamgia.ru/formula/70/70f1dadb06ea400f19f6b8fe04082fd9p.png

Кол-во баллов

Критерий

20

Обоснованно получен верный ответ.

10

Допущена единичная ошибка, возможно, приведшая к неверному ответу, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения.

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше.

Задача 5. В школьной олимпиаде по математике участвовало 100 человек, по физике — 50 человек, по информатике — 48 человек. Когда каждого из учеников спросили, в скольких олимпиадах он участвовал, ответ «по крайней мере в двух» дали в два раза меньше человек, чем ответ «не менее, чем в одной», а ответ «в трех» — втрое меньше человек, чем ответ «не менее, чем в одной». Сколько всего учеников приняло участие в этих олимпиадах?

Решение. Пусть https://ege.sdamgia.ru/formula/9d/9dd4e461268c8034f5c8564e155c67a6p.png учеников ответили «не менее, чем в одной», значит, они могли участвовать в одной, или в двух, или в трех олимпиадах. Заметим, что это количество и требуется найти в задаче. Пусть https://ege.sdamgia.ru/formula/41/415290769594460e2e485922904f345dp.png учеников ответили «по крайней мере в двух», значит, они могли участвовать в двух или в трех олимпиадах.

Пусть https://ege.sdamgia.ru/formula/e5/e561592c4edee0cf68df878549863a93p.png учеников ответили «в трех», значит, они участники всех трех олимпиад. По условию https://ege.sdamgia.ru/formula/59/5956db2c29391760fa26574ea8688fa6p.png и https://ege.sdamgia.ru/formula/a5/a58861056092a23be220d4c9b9ed759ap.png

Заметим, что если сложить всех участников математической олимпиады, всех участников физической олимпиады и всех участников олимпиады по информатике, то мы посчитаем участников всех трех олимпиад по три раза, участников ровно двух олимпиад по два раза, а участников ровно одной олимпиады — один раз. Точно то же самое мы получим, сложив числа https://ege.sdamgia.ru/formula/65/6509178a68718a46e69f0945145599d3p.png Получается уравнение: https://ege.sdamgia.ru/formula/2d/2dd7feec5d68064738805d4bbf2ad860p.png Отсюда https://ege.sdamgia.ru/formula/f4/f4e5ef696e34c038163bab63066979f0p.png Решая, получаем, что https://ege.sdamgia.ru/formula/fe/fe63acafa55d083065922910063d7b88p.png

Ответ: 108.

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

25

Полное верное решение.

20

Математическая модель построена верно, но решение содержит арифметическую ошибку или недочет.

10

Все идеи, необходимые для решения, найдены. Однако приведённое решение имеет существенные недостатки, например, не обоснован переход к уравнению.

5

В решении имеется только очень мелкое продвижение, как то: приведён (но не обоснован) верный ответ, который не вполне тривиален.

0

Решение неверное, продвижения отсутствуют или решение отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания по математике 5 класс

олимпиадные задания по математике 5 класс...

Олимпиадные задания по математике. 5 класс.

Задания городской олимпиады по математике для 5 класса....

Олимпиадные задания для 6 - 7 классов. (школьный этап)

Олимпиадные задания по географии разработаны в соответствии с требованиями Всероссийской олимпиады школьников. Включены задания - 4, на распознавание географических объектов, определение по описанию и...

Олимпиадные задания по технологии 8 класс школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиадные задания по технологии 8 класс школьный этап Всероссийской олимпиады школьником состоят из тестовых части  с творческим заданием, практической части....

Олимпиадные задания по биологии 11 класс (школьный этап ВСОШ)

Олимпиадные задания по биологии 11 класс...

Олимпиадные задания по математике для проведения школьного этапа олимпиады школьников (6 класс)

Олимпиадные задания по математике предназначены для проведения школьного этапа олимпиады школьников 6-х классов. Данная разработка содержит олимпиадные задания, ответы к заданиям,...