программа элективного курса
рабочая программа по математике (10, 11 класс)

Абубакирова Зилия Рафинатовна

Элективный курс  соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10_mat.doc210 КБ
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10_fizika.doc76.5 КБ
Файл elektivnyy_kurs_11_klass_mat.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

        Содержание рабочей программы элективного курса соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 10-11 классов, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа и курса геометрии.

        Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.

С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся длительные домашние контрольные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и систематизации. В учебно-тематическом плане определены виды контроля по каждому блоку учебного материала в различных формах (домашние контрольные работы на длительное время, обобщающие семинары).

Рабочая программа элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» рассчитана на два года обучения, 1 час в неделю, всего в объеме 70 часов – 35 часа в 10-м классе и 35 часа в 11-м классе.

Цели

           Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Цель курса

Основная цель курса:

  • дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • определение модуля числа, свойства модуля, геометрический смысл модуля;
  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, систем уравнений, содержащих модуль;
  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств, систем неравенств, содержащих модуль;
  • приемы построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной  функций;
  • алгоритм Евклида, теорему Безу, метод неопределенных коэффициентов;
  • формулы тригонометрии;
  • понятие арк-функции;
  • свойства тригонометрических функций;
  • методы решения тригонометрических уравнений и неравенств и их систем;
  • свойства логарифмической и показательной функций;
  • методы решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
  • понятие многочлена;
  • приемы разложения многочленов на множители;
  • понятие параметра;
  • поиски решений уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
  • алгоритм аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;
  • методы решения геометрических задач;
  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
  • понятие производной;
  • понятие наибольшего и наименьшего значения функции;

уметь

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений и тригонометрических выражений;
  • решать уравнения, неравенства с модулем и их системы;
  • строить графики линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной  функций;
  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
  • выполнять преобразования тригонометрических выражений, используя формулы;
  • объяснять понятие параметра;
  • искать решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
  • аналитически решать простейшие уравнений и неравенства с параметрами;
  • решать текстовые задачи на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • выполнения тождественных преобразований выражений, содержащих знак модуля;
  • решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений вида: f|x|= a; |f(x)|= a; |f(x)|= g(x); |f(x)|= |g(x)|;
  • решения уравнений, содержащих несколько модулей; уравнений с «двойным» модулем;
  • решения системы уравнений, содержащих модуль;
  • решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств вида: f|x| > a; |f(x)| ≤ a; |f(x)| ≤ g(x); |f(x)| ≤ |g(x)|; |f(x)| > g(x);
  • решения неравенств, содержащих модуль в модуле;
  • решения систем неравенств, содержащих модуль;
  • построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных функций содержащих  модуль;
  • поиска решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
  • аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;
  • описания свойств квадратичной функции;
  • построения «каркаса» квадратичной функции;
  • нахождения соотношения между корнями квадратного уравнения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Тема 1. Преобразование алгебраических выражений

        Алгебраическое выражение. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Различные способы тождественных преобразований.

Тема 2. Методы решения алгебраических уравнений и неравенств

        Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильных уравнений. Приемы решения уравнений. Уравнения, содержащие модуль. Приемы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

        Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и иррациональность.

Тема 3. Многочлены

        Действия над многочленами. Корни многочлена.

        Разложение многочлена на множители.

        Четность многочлена. Рациональные дроби.

        Представление рациональных дробей в виде суммы элементарных.

        Алгоритм Евклида.

        Теорема Безу. Применение теоремы Безу для решения уравнений высших степеней.

        Разложение на множители методом неопределенных коэффициентов.

        Методы решения уравнений с целыми коэффициентами.

Тема 4. Множества. Числовые неравенства

        Множества и условия. Круги Эйлера.

        Множества точек плоскости, которые задаются уравнениями и неравенствами.

        Числовые неравенства, свойства числовых неравенств. Неравенства, содержащие модуль, методы решения. Неравенства, содержащие параметр, методы решения. Решение неравенств методом интервалов.

        Тождества.

Тема 5. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства

        Методы решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Логарифмическая и показательная функции, их свойства. Применение свойств логарифмической и показательной функции при решении уравнений и неравенств.

        Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в задачах ЕГЭ.

Тема 6. Тригонометрия

        Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства.

        Системы тригонометрических уравнений и неравенств.

Тригонометрия в задачах ЕГЭ

Тема 7. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств

        Формулы тригонометрии. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы их решения.

        Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения, рациональная запись ответа.

        Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях.

        Тригонометрические уравнения в задачах ЕГЭ. Преобразование тригонометрических выражений.

        Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств.

        Тригонометрия в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Коли

чество часов

1

Преобразование алгебраических выражений

2

2

Методы решения алгебраических уравнений и неравенств

3

3

Многочлены

6

4

Множества. Числовые неравенства

6

5

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

5

6

Тригонометрия.

5

7

Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств

6

8

Итоговое занятие

2

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема

Коли

чество часов

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата

План

Факт

1. Преобразование алгебраических выражений (2 ч)

1.1

Алгебраическое выражение. Тождество

1

Доказывать тождества

1.2

Тождественные преобразования алгебраических выражений. Различные способы тождественных преобразований

1

Выполнять тождественные равносильные преобразования выражений

1.3

Домашняя контрольная работа № 1

2. Методы решения алгебраических уравнений и неравенств (3 ч)

2.1

Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильности уравнений. Приемы решения уравнений

1

Решать уравнения, используя основные приемы

2.2

Уравнения, содержащие модуль. Приемы и методы решения уравнений  и неравенств, содержащих модуль

1

Решать уравнения  и неравенства, содержащие модуль, разными приемами

2.3

Решение уравнений  и неравенств, содержащих модуль и иррациональность

1

Решать уравнения и неравенства нестандартными приемами

2.4

Домашняя контрольная работа № 2

3. Многочлены  (6 ч)

3.1

Многочлены.  Действия над многочленами. Корни многочлена

0,5

Выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена

3.2

Разложение многочлена на множители

0,5

Применять разные способы разложения многочлена на множители

3. 3

Четность многочлена. Рациональность дроби

1

Определять четность многочлена, выполнять действия с рациональными дробями

3.4

Представление рациональных дробей в виде суммы элементарных. Алгоритм Евклида

1

Применять алгоритм Евклида для деления многочленов

3.5

Теорема Безу. Применение теоремы

1

Применять теорему Безу в решении нестандартных уравнений

3.6

Разложение на множители методом неопределенных коэффициентов

1

Использовать метод неопределенных коэффициентов в разложении многочленов на множители

3.7

Решение уравнений с целыми коэффициентами

1

Иметь представление о решении уравнений с целыми коэффициентами

3.8

Домашняя контрольная работа № 3

4. Множества. Числовые неравенства (6 ч)

4 .1

Множества и условия. Круги Эйлера. Множества точек плоскости, которые задаются уравнениями и неравенствами

1

Выполнять графическое представление уравнений и неравенств. Решать задачи с помощью кругов Эйлера

4.2

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств

1

Применять свойства числовых неравенств при решении математических задач

4.3

Неравенства, содержащие модуль

1

Решать неравенства, содержащие модуль, применять свойства модуля

4.4

Неравенства, содержащие параметр

1

Решать неравенства, содержащие параметр

4.5

Решение неравенств методом интервалов

1

Применять метод интервалов при решении неравенств

4.6

Тождества

1

Доказывать тождества, выполнять тождественные преобразования выражений

4.7

Домашняя контрольная работа № 4

5. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства (5 ч)

5.1

Логарифмическая и показательная функции, их свойства

1

Анализировать свойства логарифмической и показательной функций

5.2

Применение свойств  логарифмической и показательной функций при решении уравнений и неравенств

2

Решать логарифмические и показательные уравнения и неравенства на основе свойств функций

5.3

Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в задачах ЕГЭ, методы решения

2

Вести поиск методов решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств, их систем, включенных в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ

5.4

Домашняя контрольная работа № 5

6. Тригонометрия (5 ч)

6.1

Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений

1

Использовать формулы тригонометрии в преобразовании тригонометрических выражений

6.2

Тригонометрические уравнения и неравенства

1

Использовать общие приемы решения уравнений и частные методы в решении тригонометрических уравнений. Применять методы решения тригонометрических неравенств

6.3

Системы тригонометрических уравнений и неравенств. Методы решения

1

Решать системы тригонометрических уравнений, отбирать корни уравнений

6.4

Тригонометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

2

Классифицировать тригонометрические задачи в контрольно-измерительных материалах по типам

6.5

Домашняя контрольная работа № 6

7. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств (6 ч)

7.1

Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений

1

Выполнять преобразования тригонометрических выражений, используя формулы

7.2

Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы решения

1

Решать тригонометрические уравнения разных типов

7.3

Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения – рациональная запись ответа. Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях

1

Решать более сложные тригонометрические уравнения, осуществлять отбор корней

7.4

Тригонометрические уравнения в задачах ЕГЭ

1

Решать уравнения разного уровня сложности КИМов ЕГЭ

7.5

Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств

1

Решать уравнения разного уровня сложности КИМов ЕГЭ

7.6

Тригонометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

1

Выполнять задания КИМов ЕГЭ по тригонометрии

7.7

Домашняя контрольная работа № 7

8. Итоговое занятие (2ч)

8.1

Семинар «Методы решения задач повышенного уровня сложности»

2

Выполнять задания КИМов ЕГЭ

ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

11 класс

Тема 1. Методы решения уравнений и неравенств

        Уравнения, содержащие модуль. Приемы решения уравнений с модулем.

        Решение неравенств, содержащих модуль.

        Тригонометрические уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения.

Тема 2. Типы геометрических задач, методы их решения

        Решение планиметрических задач различного вида.

Тема 3. Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения

        Приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление». Задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Тема 4. Производная. Применение производной

        Применение производной для исследования свойств функции, построение графика функции.

        Наибольшее и наименьшее значения функции, решение задач.

        Применение методов элементарной математики и производной к исследованию свойств функции и построению её графика.

        Решение задач с применением производной, уравнений и неравенств.

Тема 5. Квадратный трехчлен с параметром

        Решение математических задач на квадратный трехчлен с параметром.

Тема 6. Методы решения задач с параметром

        Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

        Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

        Квадратный трехчлен с параметром. Свойства корней квадратного трехчлена.

        Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения.

        Параметры в задачах ЕГЭ.

Тема 7. Функции и графики

        Функции. Способы задания функции. Свойства функции. График функции.

        Линейная функция, её свойства, график (обобщение).

        Тригонометрические функции, их свойства и графики.

        Дробно-рациональные функции, их свойства и графики.

Тема 8. Обобщающее повторение курса математики

        Тригонометрия.

Применение производной в задачах на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.

        Уравнения и неравенства с параметром.

        Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

        Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Коли

чество часов

1

Методы решения уравнений и неравенств

4

2

Типы геометрических задач, методы их решения

5

3

Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения

6

4

Производная. Применение производной.

1

5

Квадратный трехчлен с параметром.

1

6

Методы решения задач с параметром

5

7

Функции и графики.

6

8

Обобщающее повторение курса математики

5

9

Итоговое занятие

2

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел, тема

Коли

чество часов

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата

План

Факт

1. Методы решения уравнений и неравенств (4 ч)

1.1

Уравнения, содержащие модуль. Приемы решения уравнений с модулем. Решение неравенств, содержащих модуль

1

Применять приемы раскрытия модуля и свойства модуля в решении уравнений и неравенств

06.09

1.2

Тригонометрические уравнения и неравенства

1

Использовать общие приемы решения уравнений и частные методы в решении тригонометрических уравнений. Применять методы решения тригонометрических неравенств

13.09

1.3

Иррациональные уравнения

1

При решении иррациональных уравнений применять специфические методы, отбирать корни уравнений

20.09

1.4

Домашняя контрольная работа № 1

27.09

2. Типы геометрических задач, методы их решения (5 ч)

2.1

Решение планиметрических задач различного вида

1

Решать планиметрические задачи на конфигурации фигур

04.10

2.2

Решение стереометрических задач различного вида

1

Решать простейшие стереометрические

задачи различного вида

11.10

2.3

Геометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

3

Решать планиметрические и стереометрические задачи разного уровня сложности КИМов ЕГЭ

18.10

2.4

Домашняя контрольная работа № 2

25.10

3. Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения (6 ч)

3.1

Приемы решения текстовых задач на «работу», «движение»

1

Решать текстовые задачи на «работу», «движение» арифметическим и алгебраическим способами

08.11

3.2

Приемы решения текстовых задач на «проценты», «пропорциональное деление»

1

Решать текстовые задачи на «проценты», «пропорциональное деление» арифметическим и алгебраическим способами

15.11

3.3

Приемы решения текстовых задач на «смеси», «концентрацию»

1

Решать текстовые задачи на «смеси», «концентрацию» арифметическим и алгебраическим способами

22.11

3.4

Текстовые задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ

3

Решать текстовые задачи разного уровня сложности КИМов ЕГЭ арифметическим и алгебраическим способами

29.11

3.5

Домашняя контрольная работа № 3

06.12

4. Производная. Применение производной (1 ч)

4.1

Применение производной для исследования свойств функции и построения графика функции. Наибольшее и наименьшее значение функции, решение задач

1

Исследовать свойства функции с применением производной. Строить графики функций с использованием производной. Находить наибольшее и наименьшее значения функции через производные и по алгоритму

13.12

5. Квадратный трехчлен с параметром (1 ч)

5.1

Решение математических задач на квадратный трехчлен с параметром.

1

Иметь представление о решении математических задач на квадратный трехчлен с параметром.

20.12

6. Методы решения задач с параметром (5 ч)

6.1

Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения

1

Решать линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр

27.12

6.2

Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения

1

Вести поиск решения дробно-рациональных уравнений и неравенств с параметром

10.01

6.3

Квадратный трехчлен с параметром. Свойства корней трехчлена

1

Исследовать квадратный трехчлен с параметром на наличие корней

17.01

6.4

Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения.

1

Исследовать квадратные уравнения с параметрами.

24.01

6.5

Параметры в задачах ЕГЭ

1

Решать уравнения с параметрами разного уровня сложности

31.01

6.6

Домашняя контрольная работа № 4

07.02

7. Функции и графики (6 ч)

7.1

Функция. Способы задания функции. Свойства функции

1

Повторить способы задания функции, свойства разных функций

14.02

7.2

График функции

1

Строить графики элементарных функций

21.02

7.3

Линейная функция, её свойства и график

1

Называть свойства линейной функции в зависимости от параметров

28.02

7.4

Тригонометрические функции, их свойства

1

Повторить свойства тригонометрических функций, устанавливать их свойства

06.03

7.5

Дробно-рациональные функции, их свойства, график

1

Строить графики дробно-рациональных функций, выделять их свойства

13.03

7.6

Функции и графики: решение задач

1

Использовать функционально-графический метод решения уравнений и неравенств

20.03

7.7

Домашняя контрольная работа № 5

03.04

8. Обобщающее повторение курса математики (5 ч)

8.1

Тригонометрия

1

Решать тригонометрические задачи из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

10.04

8.2

Применение производной в задачах на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции

1

Решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции по алгоритму

17.04

8.3

Уравнения и неравенства с параметрами

1

Обобщать и систематизировать приемы решения уравнений и неравенств с параметрами

24.04

8.4

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства. Методы их решения

1

Анализировать методы решения логарифмических и показательных уравнений

08.05

8.5

Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ

1

Анализировать КИМы ЕГЭ и выделить геометрические задачи по типам

15.05

10. Итоговое занятие (1 ч)

9.1

Семинар «Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения»

2

Проводить исследовательскую работу по поиску идей и методов решения заданий повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ

22.05

22.05

ИТОГО

35



Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) и кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  единого государственного экзамена по физике.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Настоящая программа является дополнительным материалом к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы решений на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, способствующие творческому и осмысленному восприятию материала.

Результаты освоения элективного курса

В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции:

  • систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики;
  • умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Цель: обеспечить дополнительную подготовку учащихся, проявляющих  интерес к предмету; углубить практическую часть курса физики, изучаемого на базовом уровне, решением  задач повышенной сложности, формируя общие приемы их выполнения.

 Задачи:

  1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
    2. Развитие физического и логического мышления школьников.
    3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;
  • проговаривать вслух решение;
  • анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу;
  • составлять простейших задачи;
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
  • выбирать рациональный способ решения задачи;
  • решать комбинированные задачи;
  • владеть различными методами решения задач:   аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

- владеть методами самоконтроля и самооценки

Содержание элективного курса

1. Эксперимент (1 ч.)

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

2. Механика (14 ч.)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
 Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
 Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
 Законы сохранения импульса и энергии.

3. Молекулярная физика и термодинамика (10 ч.)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. Газовые законы.
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.

4. Электродинамика (электростатика и постоянный ток) (10ч.)
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

Тематическое планирование

                                 

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Эксперимент

1

2

Механика

14

3

Молекулярная физика и термодинамика

10

4

Электродинамика (электростатика и постоянный ток)

10

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата по плану

Дата по факту

 I. Эксперимент (1 ч.)

1/1

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

II. Механика (14 ч.)

2/1

Кинематика поступательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

3/2

Решение задач по кинематике поступательного движения.

4/3

Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров»

5/4

Кинематика вращательного движения. Решение задач по кинематике  вращательного движения.

6/5

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике.

7/6

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

8/7

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

9/8

Решение задач по теме «Силы в механике»

10/11

Решение задач по теме «Движение связанных тел»

11/10

Статика.

12/11

Решение задач по теме «Статика»

13/12

Законы сохранения.

14/13

Решение задач по теме «Законы сохранения»

15/14

Контрольная работа №1 «Механика»

III. Молекулярная физика и термодинамика (10 ч.)

16/1

Основы МКТ.

17/2

Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы

18/3

 Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа»

19/4

Решение задач по теме «Изопроцессы. Газовые законы»

20/5

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы.

21/6

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики и  на уравнение теплового баланса»

22/7

Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.

23/8

Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

24/9

Решение задач по теме «Насыщенный пар»

25/10

Контрольная работа № 2. «Молекулярная физика»

IV. Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (10 ч.)

26/1

Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

27/2

 Решение задач по теме «Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов»

28/3

Конденсаторы. Энергия электрического поля.

29/4

Решение задач по теме « Конденсаторы. Энергия электрического поля.  Движение электрических зарядов в электрическом поле»

30/5

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

31/6

Решение задач по теме «Закон Ома для однородного участка цепи»

32/7

Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи, на расчет работы и мощности электрического тока.»

33/8

Электрический ток в различных средах.

34/9

Контрольная работа № 3
«Электродинамика (электростатика, постоянный ток)»

35/10

Итоговый урок



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор НРМОБУ  «Лемпинская СОШ»

______________________А.В. Сочинская

№ _____  от «__» ______2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

для 11класса.

Название курса: « Избранные задачи по математике».

Составитель:  АбубакироваЗилияРафинатовна

Учитель математики

2019 год

Пояснительная записка.

Данный элективный курс направлен на организацию заключительного повторения перед экзаменом по алгебре и началам анализа в 11 классе, на выработку умений выполнять устно промежуточные преобразования при решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств различной сложности. Основной задачей изучения данного курса является повторение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, расширение знаний учащихся по всем выбранным темам курса, повышению уровня математической подготовки через решение большого класса задач как экзаменационного, так и олимпиадного характера. Характерной особенностью данного элективного курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по каждой выбранной теме. Наряду с основной задачей обучения математики – сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предметам физико-математического цикла, выявление и развитие математических способностей, ориентирование на профессию, в которой математика играет важную роль.

Рассматриваемый материал курса составляет 35 часов из расчета по 1 часу в неделю.

Результаты освоения элективного курса

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. Точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения.
  2. Применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств.
  3. Уметь отличать экзаменационные задания различных типов:

а) с кратким ответом;

б) с развернутым ответом ,

и уметь выполнять эти задания за определенное время.

  1. Выработать стратегию подготовки и сдачи традиционного и Единого Государственного экзамена в соответствии с целями, которые учащиеся ставят перед собой.
  2. Уметь оценивать свою экзаменационную работу по следующим параметрам:

а) общее число правильно решенных заданий;

б) типы заданий и количество баллов за каждое задание;

в) уровень сложности: базовый, повышенный.

Цели и задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики.
  2. Познакомить учащихся с некоторыми методами и приёмами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника.
  3. Сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач.
  4. Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
  5. Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
  6. Расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах и решении математических задач.

Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме.

Содержание элективного курса.

1.Решение текстовых задач-7 ч.

2.Элементарные графики и статистическая обработка информации-2ч.

3.Уравнения и системы уравнений-14ч.

4.Математический анализ-5ч.

5.Геометрия-7ч.

Всего 35 часов

Тематическое планирование.

№ п/п

тема

Кол-во часов

1

Решение текстовых задач

7

2

Элементарные графики и статистическая обработка информации

2

3

Уравнения и системы уравнение

14

4

Математический анализ

5

5

Геометрия

7

Итого

35


Календарно-тематическое планирование

№ занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Решение текстовых задач(7ч.)

1.

Решение текстовых задач на движение

1

06.09

2.

Решение текстовых задач на движение.

1

13.09

3.

Решение задач на проценты.

1

20.09

4.

Решение задач на сложные проценты

1

27.09

5.

Решение задач на смеси и сплавы

1

04.10

6.

Решение текстовых задач.

1

11.10

7.

Закрепление. Решение задач.

18.10

Элементарные графики и статистическая обработка информации.(2ч.)

8.

Работа с графиками

1

25.10

9.

Работа со схемами и таблицами.

1

08.11

Уравнения и системы уравнение(14ч.)

10

Линейные и квадратные уравнения. Решение систем уравнений.

1

15.11

11

Дробно-рациональные уравнения.

1

22.11

12

Иррациональные уравнения.

1

29.11

13

Иррациональные уравнения и системы

1

06.12

14

Тригонометрические уравнения.

1

13.12

15

Тригонометрические уравнения. Решение систем

1

20.12

16

Тригонометрические уравнения. Закрепление.

1

27.12

17

Показательные уравнения.

1

10.01

18

Показательные уравнения и системы.

1

17.01

19

Логарифмические уравнения.

1

24.01

20

Логарифмические уравнения и системы.

1

31.01

21

Логарифмические уравнения. Закрепление.

1

07.02

22

Уравнения с модулем

1

14.02

23

Решение уравнений, содержащих модуль , методом интервалов.

1

21.02

Математический анализ(5ч.)

24

Область определения и множество значений функций

1

28.02

25

Возрастание (убывание), экстремумы функций.

1

06.03

26

Возрастание (убывание), экстремумы функций.

1

13.03

27

Наибольшее (наименьшее) значение функции

1

20.03

28

Наибольшее (наименьшее) значение функции. Закрепление .

1

03.04

Геометрия(7ч.)

29

Вычисление площадей плоских фигур.

1

10.04

30

Вычисление элементов прямоугольного треугольника.

1

17.04

31

Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью.

1

24.04

32

Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями.

1

08.05

33

Вычисление площадей поверхностей многогранников и тел вращения.

1

15.05

34

Вычисления объемов многогранников и тел вращения.

1

22.05

35

Итоговый урок. Обобщение знаний .

1

22.05

Итого 35



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...