Урок по теме: «Путешествие по миру математики, физики и информатики»
план-конспект урока по математике (10 класс)

Харламова Елена Сергеевна

Цель урока : 

- совершенствование, обобщение и закрепление знаний по предметам естественно-математического цикла, осуществление межпредметных связей;

-  показать взаимосвязь математики, физики, информатики с другими науками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

«Путешествие по миру математики, физики и информатики»

Цели:

Образовательная:

– Совершенствование, обобщение и закрепление знаний студентов по предметам естественно-математического цикла, осуществление межпредметных связей;

– Показать взаимосвязь математики, физики, информатики с другими науками.

Развивающая:

 – Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели;

 – Развивать культуру общения, умение работать в смешанных группах.

Воспитательная: 

– Развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения;

– Воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти.

Задачи игры:

  • Повторение и обобщение знаний.
  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Тип урока: Нестандартный, интегрированный,  групповой

Методы: Словесный, ИКТ, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация “Своя игра”.

Ход урока

Добро пожаловать дорогие гости и участники игры!

О, физика, наука из наук!
Всё впереди! Как мало за плечами!
Пусть и
нформатика нам будет вместо рук,
Пусть будет 
математика очами.
Не разлучайте этих 
трёх сестёр
Познания
 всего в подлунном мире, 
Тогда лишь будет ум и глаз остёр
И знанья человеческие шире.

Для кого же мы сегодня проводим Свою игру - конечно, для вас, наши ученики! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

А для чего мы начинаем игру? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: «А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!» А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает учиться и приобретать знания; «фюзис» - в переводе «природа». И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют «гимнастикой ума».  

А информатика, наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.   Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика и информатика –  это не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно,  как и играть в игру.

Правила игры:

В игре принимают участие 2 команды. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы.

1 Пора и поближе познакомится с командами. Представление команды

2 Разминка (Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что ум в порядок будем приводить. Мы будем задавать вопросы, а вы по возможности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

№1- Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь

Во втором классе они простые, в 7 классе – линейные, в 8 – квадратные,

- Не знаю, есть ли у них листья и стебли, а вот корни бывают, может быть один, а может и больше.

Уравнение

№2 В воде не тонет и в огне не горит.что это такое?

  1. лёд  
  2. дерево  
  3. золото

Лёд

№3 – Это такая геометрическая фигура, интересная , красивая, у которой нет начала и нет конца. Эта фигура используется везде: в быту, в технике, архитектуре и других областях;

- Если пойдешь по нему, то все равно, когда-нибудь придешь туда, откуда ушел;

- А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, Там он называется спасательным.

Круг

№4 - Всё поведает, хоть и без языка, Когда будет ясно, а когда – облака      

  1. термометр
  2. мензурка
  3. барометр

Барометр

№5 - Это такая кривая, уходящая в бесконечность. Если взять нитку или веревку двумя руками, так, чтобы они провисли, то тоже в общем то ее получим;

- Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова тоже ее часть.

- А. вообще то, это красивая кривая – график одной из функций, а точнее квадратичной функции.

Парабола

№6  Кто ввел в русский язык слово «ФИЗИКА»?

  1. М. В. Ломоносов
  2. Д. И. Менделеев
  3. И. Ньютон

М.В.Ломоносов

№7 - Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те,   кто ее еще не изучал. В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства,

- Ее нужно доказывать. А зачем? Ведь он ее доказал уже давным-давно

- А над самим  ученым часто смеются, говорят, что у него штаны во все стороны  равны

Теорема Пифагора

№8Какой российский город назван «в честь» древнейшего компьютера?

 Абакан

№9Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Впервые вы знакомитесь с ней в 6 классе. С ее помощью можно и уравнения решать и задачи.

- Если готовят какое-нибудь лекарство, настои или мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмешь одного вещества больше  или меньше чем надо и не получишь то, что нужно.

А в математике равенство двух отношений называется…

Пропорция

№10– Это выражение содержит две части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обеих частях выражения, которые требуют преобразований: иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего  не сделаешь.

- Вообще-то надо еще доказать, что это равенство – оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство верно.

Значит оно -....

Тождество

№11Учёный, открывший этот закон, родился в городе Сирокузы. Действует в жидкости и в газе. Братья Монгольфье воспользовались этим законом.

Архимед

3Своя игра(Игра состоит из 2-х туров. Каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос.).

1 ТУР

Математика

10

Об этой науке Цицерон сказал: “Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – чтобы измерять земельные участки”

Геометрия.

20

Это число показывает, во сколько раз окружность длиннее диаметра.

3,14… – число Пи.

30

Два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять. Чему равен угол в квадрате?

90 градусов.

40

Три разных числа сначала сложили, потом их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?

1; 2; 3.

Физика

10

Он открыл 3 закона динамики.

И. Ньютон.

20

В какую сторону отклоняются пассажиры относительно автобуса при повороте его в левую сторону? Почему?

В правую. Инерция.

30

Единица измерения заряда?

Кулон.

40

Прибор для измерения силы.

Динамометр.

Информатика

10

Какая величина из области информатики:

  • Киловатт,
  • Килобайт,
  • Килобар,
  • Киловольт?

Килобайт.

20

Как называется человек на компьютерном языке?

  • Клиент;
  • Пациент;
  • Пользователь;
  • Заказчик.

Пользователь.

30

Дайте правильную интерпретацию пословице:

“Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит”.

Всяк кулик своё болото хвалит.

40

Антивирусная программа – залог здоровья компьютера.

(Опознайте пословицу).

Чистота – залог здоровья.

2 ТУР

Математика

50

В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин?

В прямоугольном.

60

Что больше, произведение или сумма этих чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9?

Почему?

Сумма.

Произведение равно 0, а сумма – 45.

70

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено.

Задача.

80

В каком числе столько же цифр, сколько букв в названии?

Число 100содержит 3 цифры.

Слово стосодержит три буквы.

Физика

50

Ученый, установивший правило рычага.

Архимед.

60

Когда автомобиль больше расходует горючего: при езде без остановки или с остановками? Почему?

С остановками, т.к. при торможении кинетическая энергия автомобиля превращается во внутреннюю энергию дороги и колёс, а при увеличении скорости энергия горючего расходуется на увеличение кинетической энергии автомобиля.

70

Почему во время сильных морозов в лесу трещат деревья?

Вода замерзает, образуется лёд, который, расширяясь, разрывает волокна деревьев.

80

Почему пловцы, бросаясь в воду, выставляют вперед сложенные вместе руки?

Для лучшей обтекаемости тела.

Информатика

50

Дырявая, короткая, девичья, историческая, генетическая, внешняя, оперативная…

Память.

60

Антивирусная программа,

Компьютерный вирус, или

Звуковой сигнал компьютера –

ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ?

Компьютерный вирус.

70

Разрыв в расписании уроков и прямоугольная область экрана, в которой выполняется Windows-программа.

Окно.

80

Клавиша на клавиатуре – “звук [п] стеснялся”

Пробел.

4 Решение логических задач (Каждой команде дается по три задачи на логику. За каждое правильное решение  одной задачи прибавляет по 5 баллов команде).

Карточка №1

Задача №1 Пять землекопов за 5 часов выкопали 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов для того чтобы выкопать 100 метров за 100 часов? (5 землекопов)

Задача №2 Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Время, температура)

Задача №3 Из чисел 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 6, 27 подберите такие три числа, сумма которых будет равна 50. (19, 6, 25)

Карточка №2

Задача №1 Часы бьют три, и пока они бьют, проходит 3 секунды. Сколько времени пройдёт, пока часы будут бить семь? (9 секунд)

Задача №2 Что поднять с земли легко, но трудно кинуть далеко? (пух)

Задача №3 Можно ли пятью двойками выразить число 28? Объясните. (Можно: 22+2+2+2=28)

5 Домашнее задание: составить три вопроса по математике, информатике и физике.

6  Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Оцените по пятибалльной шкале:

Мне было интересно…

Моя команда работала…

Я работал на уроке…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь –
Говорим мы: “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”


                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии.Тип урока: Интегрированный.Форма: Урок-путешествие.Цели урока:·         Повторить содержание важнейших понятий ...

Интегрированный урок по теме "Стандартный вид числа". (математика, физика, химия)

Урок посвящен ДНЮ КОСМОНАВТИКИ,  используется много мультимедийной информации, рассказывается о профессии космонавта.......

Урок: Интегрированный урок обобщающего повторения "Путешествуем по миру" (география + математика)

Интегрированный урок обобщающего повторения темы «Масштаб». Подготовлен совместно с учителем математики. Обобщение знаний проходит в форме виртуального путешествия по разным странам и конт...

План-конспект урока на тему "Путешествие по миру"

План-конспект урока на тему "Путешествие по миру"...

Бинарный урок "Путешествие по миру математики и физики".

Материал-презентация бинарного урока (математика и физика) 8 класс....