Методическая разработка. Самостоятельная работа по теме "Нахождение математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины. Находить моду, медиану, среднее арифметическое выборки, размах выборки"
методическая разработка по математике
Самостоятельная работа проводится на 2 курсе в СПО по математике. Предлагается справочный материал по данной теме,разбираются примеры. Студентам предлагается ряд задач решить самостоятельно. В конце работы сдать преподавателю отчет по работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
Нахождение математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины.
Находить моду, медиану, среднее арифметическое выборки, размах выборки.
Цель работы: овладеть навыком вычисления математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины.
Умение и навыки, которые должны приобрести студенты: самостоятельно вычислять математическое ожидание и дисперсию дискретной случайной величины, находить моду, среднее арифметическое выборки, размах выборки, осуществлять поиск информации с использованием компьютерной техники и Интернета.
Рекомендации по выполнению.
- Прочитать справочный материал.
- Разобрать решение примера.
- Выполнить задания самостоятельно.
- Оформить решение задач в тетради.
1. Прочитать справочный материал.
К числу важных числовых характеристик дискретной случайной величины относится математическое ожидание и дисперсия.
Определение: Математическим ожиданием М(Х)дискретной случайной величины Х называется сумма произведений всех ее значений на соответствующие им вероятности:
М(Х)=∑ xiрi=x1р1 + x2р2+…+ xnрn
Математическое ожидание служит характеристикой среднего значения случайной величины.
Свойства математического ожидания:
1)M(C)=C, где С - постоянная величина;
2)М(С•Х)=С•М(Х),
3)М(Х±Y)=М(Х) ±M(Y);
4)M(X•Y)=M(X) •M(Y), где X,Y- независимые случайные величины;
5)M(X±C)=M(X)±C, где С - постоянная величина;
Для характеристики степени рассеивания возможных значений дискретной случайной величины вокруг ее среднего значения служит дисперсия.
Определение: Дисперсией D(X) случайной величины Х называется математическое ожидание квадрата отклонения случайной величины от ее математического ожидания:
D(X) = M(X-M(X))2.
Свойства дисперсии:
1)D(C)=0, где С - постоянная величина;
2)D(X)>0, где Х - случайная величина;
3)D(C•X)=C2•D(X), где С - постоянная величина;
4)D(X+Y)=D(X)+D(Y), где X,Y- независимые случайные величины;
Для вычисления дисперсии часто бывает удобно пользоваться формулой:
D(X) = M(X2)-(M(X))2,
где М(Х)=∑ xi2рi=x12р1 + x22р2+…+ xn2рn, i=1
Дисперсия D(X) имеет размерность квадрата случайной величины, что не всегда удобно. Поэтому в качестве показателя рассеяния возможных значений случайной величины используют также величину √D(X).
Определение: Средним квадратичным отклонением σ(Х) случайной величины Х называется квадратный корень из дисперсии:
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Найдем среднее арифметическое для чисел 5,24, 6,97, 8,56, 7,32 и 6,23.
a=5,24+6,97+8,56+7,32+6,235=6.864a¯=5,24+6,97+8,56+7,32+6,235=6.864
Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.
Размах ряда 5,24, 6,97, 8,56, 7,32, 6,23 равен 8,56-5,24=3.32
Модой ряда чисел называется число, которое встречается в данном ряду чаще других.
Ряд чисел может иметь более одной моды, а может не иметь моды совсем.
Модой ряда 32, 26, 18, 26, 15, 21, 26 является число 26, встречается 3 раза.
В ряду чисел 5,24, 6,97, 8,56, 7,32 и 6,23 моды нет.
Ряд 1, 1, 2, 2, 3 содержит 2 моды: 1 и 2.
Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с чётным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.
2. Разберите решение примеров.
Пример 1.
Случайная величина Х задана рядом распределения:
xi | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
pi | 0.5 | 0.3 | 0.15 | 0.03 | 0.02 |
Вычислить математическое ожидание случайной величины
Решение
Математическое ожидание находим по формуле m = ∑xipi.
Математическое ожидание M(Х);
M(Х) = 0*0.5 + 1*0.3 + 2*0.15 + 3*0.03 + 4*0.02 = 0.77
Ответ: 0,77
Пример 2.
Найти дисперсию случайной величины Х, которая задана следующим законом распределения:
2 | 3 | 5 | |
0,1 | 0,6 | 0,3 |
Решение. Найдем математическое ожидание М(Х):
М(Х) = 2*0,1 + 3*0,6+5*0,3= 3,5
Напишем закон распределения случайной величины Х2:
4 | 9 | 25 | |
0,1 | 0,6 | 0,3 |
Найдем математические ожидания М(Х2):
М(Х2) =4*0,1 + 9 *0,6 + 25*0,3 = 13,3
Искомая дисперсия
D(X) = М(Х2)-(М(Х))2 = 13,3 – (3,5)2 = 1,05
3. Выполнить задания самостоятельно.
ЗАДАНИЯ:
Пример 1. Дискретная случайная величина имеет ряд распределения
Хi | 6 | 8 | 10 | 18 | 21 |
Рi | 0.1 | 0.2 | 0.1 | 0.3 | 0.4 |
Найти математическое ожидание и дисперсию.
Пример 2. Дискретная случайная величина имеет ряд распределения.
х | 3 | 9 | 12 | 17 | 23 |
р | 0,124 | 0,243 | 0,283 | 0,198 | 0,467 |
Найти математическое ожидание и дисперсию.
Пример 3.
Задан закон распределения дискретной случайной величины X.
х | 0,3 | 0,4 | 0,7 | 0,9 | 0,2 |
р | 0,1 | 0,3 | р | 0,4 | 0,1 |
Найти неизвестную вероятность p, математическое ожидание M и дисперсию, построить многоугольник распределения.
*Пример 4.
Найти р2 и р4, если р4 в 6 раз больше р2, если задана дискретная случайная величина Х и имеется закон распределения. Найти математическое ожидание и дисперсию дискретной случайной величины.
х | 2 | 6 | 7 | 9 | 3 |
р | 0,12 | Р2 | 0,25 | Р4 | 0,41 |
*Пример 5.
Выигрыши, которые приходятся на один билет в каждой из двух лотерей, имеют следующие законы распределения:
х | 12 | 25 | 31 | 17 |
р | 0,9 | 0,06 | 0,03 | 0,01 |
у | 12 | 25 | 31 | 17 |
р | 0,85 | 0,12 | 0,02 | 0,01 |
Пример 6. Находить моду, медиану, среднее арифметическое выборки, размах выборки.*
- Найти моду: 1,3,5,1,4,3,2
- Найти медиану выборки 4,1,8,9,13,10
- Найти среднее арифметическое значение выборки и размах выборки 24, -5, 13, -8
- Какой из лотерей вы отдадите предпочтение? Найти математическое ожидание и дисперсию.
4.Оформить отчет.
По результатам решения тренажера выставляется оценка, которая учитывается при приеме зачета.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (оценка) | Вербальный аналог | |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной
Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1950-2010 ГОДЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Самостоятельная работа по вариантам в данной методической разработке «Развитие России за период 1950-2010 г.г.» для студентов по общеобразовательной дисциплине «История» разработана в соответств...
Методическая разработка: Самостоятельная работа в MS Word 2007
Содержание:1. Изучение списков2. Вставка рисунков3. Создание колонтитулов и сносок4. Вставка таблицы5....
Методическая разработка самостоятельной работы
Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ учащихся в процессе изучения курса является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний ...
Методическая разработка самостоятельной работы по алгебре в 7 классе
Методическая разработка самостоятельной работы по алгебре в 7 классе по теме «Решение текстовых задач с помощью уравнений»...
Методическая разработка «Самостоятельная работа для 3-х классов с углубленным изучением английского языка »
Материал для проведения срезовой самостоятельной работы в 3-х классах с углубленным изучением английского языка....
Методическая разработка "Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»"
Данная разработка может быть использована для проведения лабораторных работ по физике в 7 классе....