Программа по внеурочной деятельности « Математика вокруг нас»
рабочая программа по математике (6 класс)

Самойленко Раиса Павловна

Программа факультатива «Математика вокруг нас» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

           Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию      

           Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_vokrug_nas_6_klass.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании методического объединения

учителей

______________  Кашкина А.В.

Протокол № 1 от 26 08  2016 г.

Принято

на заседании педагогического совета

МКОУ Калачеевская СОШ № 6

Протокол   №1 от 29 08  2016 г.

Утверждено

Директор  МКОУ  Калачеевская

 СОШ № 6

 ____________               Кузнецова Г.П.

Приказ по школе  ОД – №195 от 29 08. 2016 г.

Программа

 по внеурочной деятельности

 Кружок « Математика вокруг нас»

учителя  высшей квалификационной категории

Самойленко Раисы Павловны

в 6  классе

                                                                                 

                                                                        МКОУ Калачеевская СОШ № 6

2016 - 2017  учебный год

                                                                    Возраст детей – 11-12 лет ( 6 класс)

Срок реализации программы - 1 год

Автор программы:– учитель математики

                 

Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочной деятельности

« Математика вокруг нас»

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

              Программа факультатива «Математика вокруг нас» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

           Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию      

           Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

           Связь с уже существующими программами. Программа по курсу « Математика вокруг нас» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения).

          Вид программы - авторская

          Новизна  данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с  категориями математических задач,  не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.

2.Цель и задачи программы

Цель – повышение уровня математической культуры учащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе  рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать  интерес к изучению математики как к учебному предмету;
  • Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
  • Развитие мотивации к изучению математики;
  • Развитие творчества;
  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
  • Способствовать развитию математических способностей;
  • Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

Воспитывающие:

  • Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
  • Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
  • Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие:

  • Способствование развитию  у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;
  • Развитие кругозора учащихся;

Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

        Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа « Математика вокруг нас» предусматривает   углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора.  Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.

Дополнительная образовательная программа « Математика вокруг нас» рассчитана на один год обучения.

4. Особенности возрастной группы детей 11-12 лет

          Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательной математики и организационных форм занятий.

  - Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- Особенность набора детей  - свободная;  

- Сформированы  одна  группа из учащихся 6 Б класса  11-12 лет,  занятия проводятся в группе по 10-12 человек .

- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество  часов  и занятий в неделю – 1, один раз  в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  • быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.
  • научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий
  • использовать рациональный способ решения задач;
  • работать с чертежными инструментами;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
  • создавать творческие работы,  доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.

  5.Уровень результатов работы по программе:

Результаты первого уровня  приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении математики; приобретение навыков нестандартного мышления.  

Результаты второго уровня  развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня  школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике;  опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. Универсальные учебные действия

Личностные результаты:

  1. Готовность и способность к саморазвитию.
  2. Сформированность мотивации к обучению.
  3. Самостоятельность мышления.
  4. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний
  5. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
  6. Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
  7. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
  8. Способность к самоорганизованности.
  9. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Предметные результаты:

  1. Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры
  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  3. Овладение основами математической речи
  4. Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
  5. Овладение основами пространственного воображения.
  6. Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его
  7. Умение работать в информационном поле
  8. Умение анализировать и интерпретировать данные.

Метапредметные результаты:

  1. Готовность слушать собеседника, вести диалог.
  2. Умение работать в информационной среде.
  3. Активное использование математической речи для

решения разнообразных коммуникативных задач

  1. Адекватное оценивание результатов своей деятельности
  2. Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
  3. Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата
  4. Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения

       6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.     

Учебно– тематический план

(35часов)

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Делимость чисел

11

1

Введение. Из истории интересных чисел

1

2

Интересные свойства чисел

1

3

 Новый знак деления

1

4-5

Признаки делимости

2

6-7

Алгоритм Евклида

2

8-9

 НОД, НОК и калькулятор

2

10

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость

1

11

Некоторые приемы устных вычислений

1

Математические головоломки

6

12

Пифагорейский союз

1

13

Софизмы

1

14-16

Числовые ребусы (криптограммы)

3

17

Конкурс художников

1

Решение нестандартных задач

18

18

Как научиться решать задачи

1

19-20

 Решение задач на совместную работу

2

21-22

Решение задач на движение

2

23

Решение задач «обратным ходом»

1

24

 Старинный способ решения задач на смешение веществ

1

25-26

Прямая и обратная пропорциональности

2

27

 Денежные расчеты

1

28

О правилах «фальшивых и гадательных»

1

29

Как уравнять два выражения

1

30-31

 Решение уравнений

2

32

Игра «Звездный час дроби»

1

33

 Игра «Математическое ралли»

1

34

Математические аттракционы и истории

1

35

Подведение итогов

1

Содержание программы

 « Математика вокруг нас»- 35 часов

1.Делимость чисел – 11ч

 Тема 1.Введение. Из истории интересных чисел.

Основные узловые моменты: знакомство с историей возникновения чисел.

Формы организации: теоретические

Тема 2.Интересные свойства чисел.

Основные узловые моменты: знакомство с интересными математическими закономерностями чисел.

Формы организации: теоретические и практические

 Тема 3.Новый знак деления.

Основные узловые моменты: узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из неправильной дроби.

Формы организации: теоретические и практические

 

Тема 4-5.Признаки делимости.

Основные узловые моменты: показывают, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.  Используют  признаки делимости на  4; 7; 11,13

Формы организации: теоретические и практические

Тема 6-7.Алгоритм Евклида.

Основные узловые моменты: Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК.

Формы организации: теоретические и практические

 

Тема 8-9. НОД, НОК и калькулятор.

Основные узловые моменты:  осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации; обобщают полученные результаты и делают выводы.

Формы организации: теоретические и практические

 

Тема 10.Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

Основные узловые моменты: знакомство с принципом Дирихле и применение  его при решении задач на делимость.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 11.Некоторые приемы устных вычислений.  

Основные узловые моменты: знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.

Формы организации: теоретические и практические

2.Математические головоломки – 6 ч.

Тема 12.Пифагорейский союз.

Основные узловые моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяющий многое в жизни человека.

Формы организации: теоретические и практические

Тема13.Софизмы.

Основные узловые моменты: учатся строгости рассуждений и  более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 14-16.Числовые ребусы (криптограммы).

Основные узловые моменты:  применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логическое мышление и терпение.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 17.Конкурс художников.

Основные узловые моменты: перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.

Формы организации: теоретические и практические

3.Решение нестандартных задач – 18 ч.

Тема 18.Как научиться решать задачи.

Основные узловые моменты: познакомить с  основными приемами работы над текстом задачи

Формы организации: теоретические и практические

Тема 19-20.Решение задач на совместную работу.

Основные узловые моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 21-22.Решение задач на движение.

Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 23.Решение задач «обратным ходом».

Основные узловые моменты: рассмотреть графический способ решения задач.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 24.Старинный способ решения задач на смешение веществ.

Основные узловые моменты: познакомить с  различными способами  решения задач

Формы организации: теоретические и практические

Тема 25-26.Прямая и обратная пропорциональности.

Основные узловые моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 27. Денежные расчеты

Основные узловые моменты: вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. ГРИВНА = 10 КОПЕЕК; АЛТЫН = 3 КОПЕЙКИ; ПОЛУШКА = 1/4 КОПЕЙКИ.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 28.О правилах «фальшивых и гадательных».

Основные узловые моменты: рассмотреть традиционные и нестандартные способы решения задач

Формы организации: теоретические и практические

Тема 29.Как уравнять два выражения.

Основные узловые моменты: показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания.

Формы организации: теоретические и практические

 

Тема 30-31.Решение уравнений.

Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 32.Игра «Звездный час дроби».

Основные узловые моменты: занятие  проводится в игровой форме.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 33.Игра «Математическое ралли».

Основные узловые моменты: занятие  проводится в игровой форме.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 34.Математические аттракционы и истории.

Основные узловые моменты: в игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 35.Подведение итогов.

 

Планируемые формы работы  – индивидуальные и групповые;

Формы занятий – беседа, практикум, игра

2.Математические головоломки

 Планируемые формы работы  – индивидуальные и групповые;

Формы занятий – беседа, практикум, соревнование.

3.Решение нестандартных задач 

Планируемые формы работы  – индивидуальные и групповые;

Формы занятий – беседа, практикум, игра.

Материально-техническое обеспечение программы

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

2.Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

•        Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.

•        Путеводитель «В мире науки» для школьников:  http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/

Список литературы

Литература для учителя

1.Аллан Рей, Вилльямс Мартин. Математика на 5. - М., 1998. БалкМ., Балк Г. Поиск решения. - М., 1983. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике. - М., 1984.

2.Кинг Эндрю. Учим дроби. - М., 1998.

3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математики. - М., 1990.

4.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.

5.Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.

6.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М., 1996.

7.Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.

8.Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. - М., 1992.

9.Петраков КС. Математические кружки. - М., 1987.

10.Предметные недели в школе. Математика. - Волгоград, 1997.

Раз, два, три - отвечай!: Математические развлечения для младших школьников. - М., 1993.

11.Смекалка для малышей: Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М., 1996.

12.Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.

13.Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.

14.Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М., 2002.

15.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. -М., 1996.

16.Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М., 1996.

17.Анфимова Татьяна Борисовна. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5-6 классы. ООО «Илекса» г. Москва,2012 г.

Литература для детей и родителей

1.Кинг Эндрю. Учим дроби. - М., 1998.

2.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.

3.Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.

4.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М., 1996.

5.Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.

6.Смекалка для малышей: Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М., 1996.

7.Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.

8.Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.

9.Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М., 2002.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Математика вокруг нас"

Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке, будет способствовать пов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс.

Программа внеурочной деятельности по алгебре "Математика вокруг нас" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, н...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на весь учебный год, 1 час в неделю....

Курс внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, де- лать логические выводы, на расширение кругозора учащихс...

рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс

Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...