Программа по внеурочной деятельности « Математика вокруг нас»
рабочая программа по математике (6 класс)
Программа факультатива «Математика вокруг нас» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_vokrug_nas_6_klass.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании методического объединения учителей ______________ Кашкина А.В. Протокол № 1 от 26 08 2016 г. | Принято на заседании педагогического совета МКОУ Калачеевская СОШ № 6 Протокол №1 от 29 08 2016 г. | Утверждено Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 6 ____________ Кузнецова Г.П. Приказ по школе ОД – №195 от 29 08. 2016 г. |
Программа
по внеурочной деятельности
Кружок « Математика вокруг нас»
учителя высшей квалификационной категории
Самойленко Раисы Павловны
в 6 классе
МКОУ Калачеевская СОШ № 6
2016 - 2017 учебный год
Возраст детей – 11-12 лет ( 6 класс)
Срок реализации программы - 1 год
Автор программы:– учитель математики
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности
« Математика вокруг нас»
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа факультатива «Математика вокруг нас» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Связь с уже существующими программами. Программа по курсу « Математика вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения).
Вид программы - авторская
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
2.Цель и задачи программы
Цель – повышение уровня математической культуры учащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
- Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
- Развитие мотивации к изучению математики;
- Развитие творчества;
- Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
- Способствовать развитию математических способностей;
- Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
Воспитывающие:
- Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
- Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
- Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
- Способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;
- Развитие кругозора учащихся;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа « Математика вокруг нас» предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.
Дополнительная образовательная программа « Математика вокруг нас» рассчитана на один год обучения.
4. Особенности возрастной группы детей 11-12 лет
Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательной математики и организационных форм занятий.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Сформированы одна группа из учащихся 6 Б класса 11-12 лет, занятия проводятся в группе по 10-12 человек .
- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
- быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.
- научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий
- использовать рациональный способ решения задач;
- работать с чертежными инструментами;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
- создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
5.Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении математики; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
- Готовность и способность к саморазвитию.
- Сформированность мотивации к обучению.
- Самостоятельность мышления.
- Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний
- Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
- Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
- Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
- Способность к самоорганизованности.
- Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Предметные результаты:
- Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Овладение основами математической речи
- Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
- Овладение основами пространственного воображения.
- Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его
- Умение работать в информационном поле
- Умение анализировать и интерпретировать данные.
Метапредметные результаты:
- Готовность слушать собеседника, вести диалог.
- Умение работать в информационной среде.
- Активное использование математической речи для
решения разнообразных коммуникативных задач
- Адекватное оценивание результатов своей деятельности
- Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
- Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата
- Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.
Учебно– тематический план
(35часов)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
Делимость чисел | 11 | |
1 | Введение. Из истории интересных чисел | 1 |
2 | Интересные свойства чисел | 1 |
3 | Новый знак деления | 1 |
4-5 | Признаки делимости | 2 |
6-7 | Алгоритм Евклида | 2 |
8-9 | НОД, НОК и калькулятор | 2 |
10 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость | 1 |
11 | Некоторые приемы устных вычислений | 1 |
Математические головоломки | 6 | |
12 | Пифагорейский союз | 1 |
13 | Софизмы | 1 |
14-16 | Числовые ребусы (криптограммы) | 3 |
17 | Конкурс художников | 1 |
Решение нестандартных задач | 18 | |
18 | Как научиться решать задачи | 1 |
19-20 | Решение задач на совместную работу | 2 |
21-22 | Решение задач на движение | 2 |
23 | Решение задач «обратным ходом» | 1 |
24 | Старинный способ решения задач на смешение веществ | 1 |
25-26 | Прямая и обратная пропорциональности | 2 |
27 | Денежные расчеты | 1 |
28 | О правилах «фальшивых и гадательных» | 1 |
29 | Как уравнять два выражения | 1 |
30-31 | Решение уравнений | 2 |
32 | Игра «Звездный час дроби» | 1 |
33 | Игра «Математическое ралли» | 1 |
34 | Математические аттракционы и истории | 1 |
35 | Подведение итогов | 1 |
Содержание программы
« Математика вокруг нас»- 35 часов
1.Делимость чисел – 11ч
Тема 1.Введение. Из истории интересных чисел.
Основные узловые моменты: знакомство с историей возникновения чисел.
Формы организации: теоретические
Тема 2.Интересные свойства чисел.
Основные узловые моменты: знакомство с интересными математическими закономерностями чисел.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 3.Новый знак деления.
Основные узловые моменты: узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из неправильной дроби.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 4-5.Признаки делимости.
Основные узловые моменты: показывают, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида. Используют признаки делимости на 4; 7; 11,13
Формы организации: теоретические и практические
Тема 6-7.Алгоритм Евклида.
Основные узловые моменты: Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 8-9. НОД, НОК и калькулятор.
Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации; обобщают полученные результаты и делают выводы.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 10.Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.
Основные узловые моменты: знакомство с принципом Дирихле и применение его при решении задач на делимость.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 11.Некоторые приемы устных вычислений.
Основные узловые моменты: знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.
Формы организации: теоретические и практические
2.Математические головоломки – 6 ч.
Тема 12.Пифагорейский союз.
Основные узловые моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяющий многое в жизни человека.
Формы организации: теоретические и практические
Тема13.Софизмы.
Основные узловые моменты: учатся строгости рассуждений и более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 14-16.Числовые ребусы (криптограммы).
Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логическое мышление и терпение.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 17.Конкурс художников.
Основные узловые моменты: перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.
Формы организации: теоретические и практические
3.Решение нестандартных задач – 18 ч.
Тема 18.Как научиться решать задачи.
Основные узловые моменты: познакомить с основными приемами работы над текстом задачи
Формы организации: теоретические и практические
Тема 19-20.Решение задач на совместную работу.
Основные узловые моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 21-22.Решение задач на движение.
Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 23.Решение задач «обратным ходом».
Основные узловые моменты: рассмотреть графический способ решения задач.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 24.Старинный способ решения задач на смешение веществ.
Основные узловые моменты: познакомить с различными способами решения задач
Формы организации: теоретические и практические
Тема 25-26.Прямая и обратная пропорциональности.
Основные узловые моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 27. Денежные расчеты
Основные узловые моменты: вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. ГРИВНА = 10 КОПЕЕК; АЛТЫН = 3 КОПЕЙКИ; ПОЛУШКА = 1/4 КОПЕЙКИ.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 28.О правилах «фальшивых и гадательных».
Основные узловые моменты: рассмотреть традиционные и нестандартные способы решения задач
Формы организации: теоретические и практические
Тема 29.Как уравнять два выражения.
Основные узловые моменты: показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 30-31.Решение уравнений.
Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 32.Игра «Звездный час дроби».
Основные узловые моменты: занятие проводится в игровой форме.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 33.Игра «Математическое ралли».
Основные узловые моменты: занятие проводится в игровой форме.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 34.Математические аттракционы и истории.
Основные узловые моменты: в игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 35.Подведение итогов.
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;
Формы занятий – беседа, практикум, игра
2.Математические головоломки
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;
Формы занятий – беседа, практикум, соревнование.
3.Решение нестандартных задач
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;
Формы занятий – беседа, практикум, игра.
Материально-техническое обеспечение программы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
2.Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
- Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Список литературы
Литература для учителя
1.Аллан Рей, Вилльямс Мартин. Математика на 5. - М., 1998. БалкМ., Балк Г. Поиск решения. - М., 1983. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике. - М., 1984.
2.Кинг Эндрю. Учим дроби. - М., 1998.
3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математики. - М., 1990.
4.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.
5.Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.
6.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М., 1996.
7.Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.
8.Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. - М., 1992.
9.Петраков КС. Математические кружки. - М., 1987.
10.Предметные недели в школе. Математика. - Волгоград, 1997.
Раз, два, три - отвечай!: Математические развлечения для младших школьников. - М., 1993.
11.Смекалка для малышей: Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М., 1996.
12.Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.
13.Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.
14.Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М., 2002.
15.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. -М., 1996.
16.Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М., 1996.
17.Анфимова Татьяна Борисовна. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5-6 классы. ООО «Илекса» г. Москва,2012 г.
Литература для детей и родителей
1.Кинг Эндрю. Учим дроби. - М., 1998.
2.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.
3.Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.
4.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М., 1996.
5.Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.
6.Смекалка для малышей: Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М., 1996.
7.Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.
8.Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.
9.Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Математика вокруг нас"
Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке, будет способствовать пов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс.
Программа внеурочной деятельности по алгебре "Математика вокруг нас" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, н...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на весь учебный год, 1 час в неделю....
Курс внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, де- лать логические выводы, на расширение кругозора учащихс...
рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс
Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...