Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс.
рабочая программа по математике (7 класс)

Федорова Елена Анатольевна

Программа внеурочной деятельности по алгебре "Математика вокруг нас" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_7.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

 основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»

по направлению общеинтеллектуальное

Класс:7

Составитель: Федорова Е.А.

МБОУ «СШ№10»

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
  • Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры до 2020 года;
  • Учебным планом МБОУ «СШ№10».

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области математики;
  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  • учить применять математическую терминологию;
  • учить проектной деятельности;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

  • Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у учащихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
  • Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  • Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
  • Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения учащихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.
  • Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
  • Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Личностными результатами :

  • является формирование следующих умений:
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  • с уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.

В учебном плане МБОУ "СОШ№10" на изучение программы «Математика вокруг нас» в 7  классах отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Формы и методы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проектная деятельность;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой.
  • Сбор информации.
  • Выбор тем для проектов.
  • Работа над проектами.
  • Презентация проектов.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Личностные и метапредметные результаты

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

«Натуральные числа» (5ч)

4.09

История возникновения цифр и чисел.

Учащиеся научатся:

находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • создавать презентации;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

1

11.09

Числа великаны

1

18.09

Системы счисления.

1

25.09

История нуля. Календарь.

1

2.10

История математических знаков.

1

«Текстовые задачи» (6ч)

9.10

Виды текстовых задач и их примеры, способы решения.

1

16.10

Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям).

1

23.10

Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы.

1

7.11

Решения текстовой задачи с помощью графика.

1

13.11

Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения.

1

20.11

Решение задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу.

1

«Знакомство с геометрией» (8ч)

27.11

История возникновения геометрии.

1

4.12

Великие математики древности.

1

11.12

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. 

1

18.12

Треугольник. Египетский треугольник.

1

25.12

Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара.

1

15.01

Задачи на разрезание и составление объемных тел.

1

22.01

Пять правильных многогранников.

1

29.01

Сказки о геометрических фигурах.

1

«Дроби» (5ч)

5.02

История дробей.

1

12.02

История десятичных дробей 

1

19.02

История обыкновенных дробей 

1

26.02

Действия с дробями.

1

5.03

Решение задач с применением дробей.

1

12.03

«Комбинаторика » (3ч)

12.03

Понятие комбинаторики.

1

19.03

19.03

Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества.

1

30.03

2.04

Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

1

2.04

«Проценты в нашей жизни» (4ч)

9.04

Проценты в жизненных ситуациях.

1

9.04

16.04

Моя жизнь в процентах

1

16.04

23.04

Статистика округа  в задачах на проценты

1

23.04

28.04

Решение сложных задач на проценты

28.04

7.05

Математические игры

1

7.05

14.05

Ребусы и головоломки

1

14.05

21.05

Смотр проектов

21.05

28.05

Смотр проектов. Итоговое занятие

28.05


Список литературы.

Для учителя:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей.
  2. Фарков А.В. Математические кружки в школе.
  3. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика
  5. Величко М.В. Проектная деятельность по математике.

Для ученика:

  1. Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
  2. Энциклопедия по математикеhttp://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
  3. Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
  4. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности « Математика вокруг нас»

Программа факультатива «Математика вокруг нас» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, н...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на весь учебный год, 1 час в неделю....

рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс

Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс, 2018

Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Математика вокруг нас»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Математика вокруг нас»...