Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс.
рабочая программа по математике (7 класс)
Программа внеурочной деятельности по алгебре "Математика вокруг нас" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_7.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №9
к образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»
по направлению общеинтеллектуальное
Класс:7
Составитель: Федорова Е.А.
МБОУ «СШ№10»
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры до 2020 года;
- Учебным планом МБОУ «СШ№10».
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области математики;
- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
- учить применять математическую терминологию;
- учить проектной деятельности;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
- Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у учащихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
- Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
- Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
- Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения учащихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.
- Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
- Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностными результатами :
- является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях по математике:
- с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
- с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.
В учебном плане МБОУ "СОШ№10" на изучение программы «Математика вокруг нас» в 7 классах отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проектная деятельность;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Сбор информации.
- Выбор тем для проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы, кол-во часов | Дата проведения | Тема | Личностные и метапредметные результаты | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных, активных, практических занятий |
«Натуральные числа» (5ч) | 4.09 | История возникновения цифр и чисел. | Учащиеся научатся: находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
| 1 | |
11.09 | Числа великаны | 1 | |||
18.09 | Системы счисления. | 1 | |||
25.09 | История нуля. Календарь. | 1 | |||
2.10 | История математических знаков. | 1 | |||
«Текстовые задачи» (6ч) | 9.10 | Виды текстовых задач и их примеры, способы решения. | 1 | ||
16.10 | Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). | 1 | |||
23.10 | Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. | 1 | |||
7.11 | Решения текстовой задачи с помощью графика. | 1 | |||
13.11 | Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. | 1 | |||
20.11 | Решение задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу. | 1 | |||
«Знакомство с геометрией» (8ч) | 27.11 | История возникновения геометрии. | 1 | ||
4.12 | Великие математики древности. | 1 | |||
11.12 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур. | 1 | |||
18.12 | Треугольник. Египетский треугольник. | 1 | |||
25.12 | Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. | 1 | |||
15.01 | Задачи на разрезание и составление объемных тел. | 1 | |||
22.01 | Пять правильных многогранников. | 1 | |||
29.01 | Сказки о геометрических фигурах. | 1 | |||
«Дроби» (5ч) | 5.02 | История дробей. | 1 | ||
12.02 | История десятичных дробей | 1 | |||
19.02 | История обыкновенных дробей | 1 | |||
26.02 | Действия с дробями. | 1 | |||
5.03 | Решение задач с применением дробей. | 1 | 12.03 | ||
«Комбинаторика » (3ч) | 12.03 | Понятие комбинаторики. | 1 | 19.03 | |
19.03 | Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. | 1 | 30.03 | ||
2.04 | Решение простейших комбинаторных задач методом перебора. | 1 | 2.04 | ||
«Проценты в нашей жизни» (4ч) | 9.04 | Проценты в жизненных ситуациях. | 1 | 9.04 | |
16.04 | Моя жизнь в процентах | 1 | 16.04 | ||
23.04 | Статистика округа в задачах на проценты | 1 | 23.04 | ||
28.04 | Решение сложных задач на проценты | 28.04 | |||
7.05 | Математические игры | 1 | 7.05 | ||
14.05 | Ребусы и головоломки | 1 | 14.05 | ||
21.05 | Смотр проектов | 21.05 | |||
28.05 | Смотр проектов. Итоговое занятие | 28.05 |
Список литературы.
Для учителя:
- Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе.
- Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике.
- Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика
- Величко М.В. Проектная деятельность по математике.
Для ученика:
- Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
- Энциклопедия по математикеhttp://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
- Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности « Математика вокруг нас»
Программа факультатива «Математика вокруг нас» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, н...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на весь учебный год, 1 час в неделю....
рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс
Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс, 2018
Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Математика вокруг нас»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Математика вокруг нас»...