Рабочая программа коррекционно - логопедического курса для учащихся с Тяжелым нарушением речи (ТНР)
рабочая программа

Булгакова Анастасия Сергеевна

Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка) - что в совокупности вызывает тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr_17-18_uch._god.docx52.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»                                                «Согласовано»                        «Утверждаю»

на заседании методического                      Зам. директора по УВР          Директор МОУ БСОШ №1

объединения учителей                               _____________________       ______________________

коррекционного

 обучения                                                      «   » августа 2017г.                «   » августа  2017г.

Протокол № _______

от «   »  августа 2017г.

Руководитель методического

объединения

__________________________

 Рабочая программа  

коррекционно – логопедического курса

для учащихся с  

Тяжелым нарушением речи (ТНР)

Составитель: А.С. Булгакова

учитель – логопед

МБОУ Березовской СОШ №1

Шарыповского района

Красноярского края

                                             

                                          2017-2018  учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и наук Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;

Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

Программы для начальной школы по русскому языку УМК «Гармония», «Ассоциация XXI век»,  2011, 2012 год.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всѐ это достигается путѐм как развития у обучающихся правильной, чѐткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Данная программа разработана на основании заключений ПМПК (Тяжелое нарушение речи) и анализа результатов экспресс - диагностики речевого развития учащихся по тестовой методике Т.А. Фотековой.

Программа по коррекции нарушений речи обеспечивает усвоение содержания программы общеобразовательной школы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка) – что в совокупности вызывает Тяжелые нарушения речи.

Установлено, что у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:

  • неустойчивое внимание;

  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению;

  • недостаточная способность к запоминанию;

  • недостаточная сформированность словесно – логического мышления;

  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений;

  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности.

   Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скоррегировать и компенсировать.

Цель программы: освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путѐм развития правильной, чѐткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • формирование полноценных произносительных навыков;

  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путѐм расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;

  • усвоением приѐмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;

  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

  • формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно - воспитательной работы.


Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:

  • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

  • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

  • Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

  1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно - воспитательную деятельность.

  1. Заданные ФГОС УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно - психологических особенностей обучающихся.

  1. Коррекционно - педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

  1. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Рабочая программа коррекционной работы содержит следующие разделы:

  1. Особенности планирования коррекционной работы.

  1. Развитие фонетико - фонематической стороны речи.

  1. Развитие лексико - грамматической стороны речи.

  1. Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной и письменной речи.

  1. Планируемые результаты коррекционно - воспитывающего воздействия.

Рабочая программа коррекции речи у обучающихся является основой разработки тематических планов по коррекции нарушений устной и письменной речи.

Описание основных разделов коррекционно - воспитательной работы. 1. Особенности планирования коррекционной работы.

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

Коррекционная логопедическая работа строится интегрированно, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I, II этапов – упорядочения фонетико – фонематической стороны речи – начинают закладываться


 предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала III и IV этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико - фонематической стороны речи. Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т. е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Адаптированная рабочая программа групповых коррекционно – логопедических занятий для учащихся с заключением: Тяжелое нарушение речи рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

  1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко - слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова.

Слоговой анализ и синтез слова.

Звуко - буквенные связи. Дифференциация звуков (букв). Дифференциация звуков

(букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).


Создание артикуляционной базы для постановки звуков. (Планируется индивидуально, если имеются таковые нарушения) Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.

Постановка  дефектно  произносимых  звуков.  Свистящие  звуки  (с,  с,  з,  з,  ц).

Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, ль, р, рь). Другие звуки.

Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.

3. Развитие лексико-грамматической стороны речи Формирование грамматического строя речи.

Состав слова. Словообразование. Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.

Части речи. Согласование и управление. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.

Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.

Предложение. Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.

Расширение и уточнение лексического запаса

(планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).

Тематическая  активизация  и  обогащение  словаря.  Классификация  предметов,

обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.

Семантика слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

4. Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной речи

Уточнение представлений о тексте. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

Анализ текста. Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.

Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

5.  Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия.

Ожидаемые результаты программы: своевременное выявление обучающихся «группы риска», положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними, снижение количества обучающихся «группы риска».

Предметные результаты:


  1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

  1. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

  1. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  1. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  1. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретѐнные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

  1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

  1. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  1. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  1. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  1. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  1. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  1. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  1. Умение задавать вопросы.

  • концу коррекционных занятий обучающиеся узнают:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

  • о значении правильного дыхания;

  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

научатся:

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

  • называть отличия гласных и согласных звуков;

  • правильно обозначать звуки буквами;

  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;


  • определять место ударения в слове;

  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

познакомятся с:

  • значениями многих лексических единиц;

  • правилами связи слов в предложении;

  • основными грамматическими терминами:  имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся смогут научиться:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;

  • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;

  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);

  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

  • грамматически правильно связывать слова в предложении;

  • составлять текст на определенную тему;

  • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;

  • интонационно оформлять  высказывание.

Содержание программы коррекционных логопедических занятий для учащихся с заключением: Тяжелое недоразвитие речи (ТНР).

Разделы программы являются сквозными и изучаются на протяжении всего курса обучения.

Развитие звукобуквенного анализа. Различение звуков в слове на слух: правильная и четкая артикуляция звуков. Звуки гласные и согласные, согласные твѐрдые и мягкие, их артикуляция и звучание; сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию (твѐрдые и мягкие; звонкие и глухие).

Последовательное выделение звуков в односложных словах, состоящих из обратных слогов, или в двусложных словах, состоящих из двух гласных (типа ус, ау); в односложных словах с закрытым слогом, без стечения согласных (типа мак); в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа рука); в двусложных и односложных словах с закрытым и открытым слогом (типа утка, кукушка); в односложных словах со стечением согласных в слоге (типа волк, слон). Самопроверка правильности выполнения задания. Соотнесение звука с буквой


      Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в схемах звукового состава слов.

Предложение, слово. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Устные упражнения в составлении нераспространѐнных и распространѐнных предложений. Составление предложений с предлогами в, на, за, над, под, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных в родительном падеже множественного числа (типа много тетрадей, коробка конфет) и существительных в творительном падеже единственного числа (типа любуюсь Москвой, кормлю зерном).

Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчетливое произнесение целого предложения. Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух, трѐх предложений. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение значений слов. Различение терминов «слово», «предложение».

Материально – техническое оснащение Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М., 2001.

  1. Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006;

  1. Коноваленко В. В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей

6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2011

  1. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. -Смоленск:

ООО Изд – во «Ассоциация  XXI век, 2000;

  1. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября,2004;

  1. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Учебник-тетрадь для групповых и индивидуальных занятий: в 3 тетр.- Смоленск, 2003;
  2. Обучение грамоте. Букварь «Мой первый учебник» (в 2 частях). Образовательная система «Гармония», Смоленкс, «Ассоциация XXI век»,2012 год.
  3. Учебник «К тайнам нашего языка». Образовательная система «Гармония», Смоленкс, «Ассоциация XXI век»,2012 год.


Календарно тематическое планирование коррекционных

логопедических занятий с учащимися, имеющими заключение:

Тяжелое недоразвитие речи (ТНР)  1 класс

Программа рассчитана на занятия 3 раза в неделю.

Количество часов за год  - 90.

Дата

занятия

Темы и содержание коррекционной работы. Деятельность учащихся.

Планируемые результаты.

Метапредметные

Личностные

Предметные

Сентябрь

01.09.

-

16.09.

I-II этапы (диагностико-подготовительный).  Уточнение анамнеза. Исследование неречевых функций. Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики, дыхательной и голосовой функций. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи, ее лексического и грамматического строя. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

III этап (коррекционный)

17.09.

1

Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза.

Познавательные УУД:

-Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

-Применять новый статус  «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

-Внимательно относиться к собственным переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании.

Классифицировать животных.

Обозначать гласный звук соответствующей фишкой.

Печатать  буквы  А,а.

Выделять звук А в словах.

Классифицировать овощи и фрукты.  

-Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

-Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

22.09.

2

Развитие фонетико-фонематических представлений.

23.09.

3

Развитие фонетико-фонематических представлений.

24.09.

4

Формирование буквенного гнозиса.

29.09.

5

Формирование буквенного гнозиса.

30.09.

6

Формирование буквенного гнозиса.

Октябрь

01.10.

7

Звук А.  Звучание, умение слышать, выделять из слова. Термин «гласный звук».

Коммуникативные УУД:

-Адекватно воспринимать оценку учителя - логопеда.

-Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе.

-Адекватная

 мотивация учебной

Обозначать гласный

звук соответствующей фишкой.

Печатать буквы О,о.

Выделять звук О

 в словах.

Называть

06.10.

8

-Вступать в диалог

(отвечать на вопросы,

Задавать вопросы,

уточнять непонятное).

07.10.

9

Звук А.  Особенности звучания. Ознакомление с  буквами А,а.

08.10.

10

13.10.

11

Звук О.  Особенности артикуляции звучания.

14.10.

12

Звук О Звучание, умение слышать, выделять из слова. Особенности артикуляции и звучания. Термин «гласный» звук.  Соотнесение звука с буквой.

-Устанавливать  и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

-Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

-Организовывать свое рабочее место под руководством учителя – логопеда.

-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

-Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Деятельности.

-Работать самостоятельно на основе простейших заданий.

-Формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.

Признаки гласного звука. Отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

15.10.

13

Звуки А,О . Соотнесение звука с буквой.

Называть признаки гласного звука. Соотносить образ буквы с ее звучанием. Различать звуки А,О.

20.10.

14

Звуки А,О. Буквы А,а ;О,о.

21.10.

15

Звук  Ы. Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, слышать, называть выделенный звук. Термин «гласный звук». Звук и буква. Буквы А,а; О,о.  Слово, предложение.

22.10.

16

Обозначать гласный звук фишкой. Печатать букву Ы. Выделять звук в словах. Называть признаки гласного звука, слова с заданным звуком .Обозначать слова в предложении схемами.

27.10.

18

Звук У. Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, слышать в слове. Термин «гласный звук». Буквы А,а; О,о; У,у. Слово, предложение.

28.10.

19

Ноябрь

Каникулы

11.11.

20

Звук У. Звучание артикуляция, умение выделять из слова, слышать в слове. Термин «гласный звук».

-В сотрудничестве с учителем – логопедом  определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд.

Дифференцировать звуки О-У. Называть их признаки. Обозначать слова и предложения в схемах. Употреблять предлоги: за ,перед.  

12.11.

21

Дифференциация   У – О.

17.11.

22

Дифференциация звуков   У – О.

18.11.

23

Повторение изученного материала. Предлоги за, перед.

Практическое ознакомление с однокоренными словами.

19.11.

24

24.11.

25

Звуки М,М. Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, называть, слышать в слове. Сопоставление с артикуляцией звуков  А, О, У.  Термин «согласный звук».  Буквы М,м. Звук и буква А,а;О,о;У,у;ы.  Предлоги за, перед, между.

Обозначать согласный звук фишкой. Называть признаки согласного звука, слова с заданным звуком. Уметь выделять из слов, называть, слышать в слове. Практически познакомиться с однокоренными словами.

25.11.

26

26.11.

27

Звуки Н,Н.  Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, называть, слышать в слове. Буквы Н,Н. Звук и буква.

Декабрь

01.12.

28

Звуки Н,Н. Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, называть, слышать в слове. Сопоставление с артикуляцией гласных звуков. Термин «твердый согласный» звук. Повторение изученных букв. Предлоги за, перед, между. Составление предложений.

Обозначать согласный звук фишкой. Называть его признаки и слова с заданным звуком. Уметь выделять из слов, называть и слышать в слове. Обозначать слова и предложения в схемах. Понимать значение термина «твердый согласный» звук.

02.12.

29

03.12.

30

Звуки В,В. Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, называть, слышать в слове. Опознавательные признаки согласных и гласных звуков. Буквы В,В.  Звук и буква. Повторение изученных букв.

08.12.

31

Называть последовательно звуки в словах. Составлять предложения по схеме и схемы по предложению, схемы слов. Печатать буквы занятий. Учиться видеть общую часть однокоренных слов.

09.12.

32

Последовательное выделение звуков в словах типа АУ, УС. Буквы  А,а;В,в;М,м;Н,н;О,о;У,у;ы. Выделение слов из предложения.

33

10.12.

34

Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных (лук).

15.12.

35

Последовательное  выделение  звуков

16.12.

в  двусложных словах (осы).

36

Замена в схемах звукового состава слова.

Заменять в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки буквами. Учиться видеть общую часть однокоренных слов.

17.12.

37

Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки буквами. Звуки П,П;К,К;С,С. Буквы П,П;К,К;С,С. Звуки и буквы. Повторение изученных букв. Составление предложений по схеме и схемы по предложению.

22.12.

23.12.

38-39

Последовательное выделение звуков в двусложных словах, состоящих из открытых слогов (луна). Звук И. Звучание, артикуляция. Отнесение к гласным звукам. Буквы И,и; Л,л. Составление схем предложений и предложений по схемам. Распространение предложений.

Называть последовательно звуки в словах. Составлять предложения по схеме и схемы по предложению, схемы слов. Печатать буквы занятий. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Распространять предложения. Заменять в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки буквами.

24.12.

29.12.

40-41

Звуки Л,Л.  Звучание, артикуляция. Отнесение к гласным звукам.  Термин «мягкий согласный» звук.

Январь

Каникулы

13.01.

42

Звуки Л,Л.  Звучание, артикуляция. Отнесение к согласным звукам. Термин «Мягкий согласный» звук.

Объяснять разницу между согласными и гласными звуками.

14.01.

43

Последовательное  выделение звуков в двусложных словах, состоящих из открытых слогов (липа). Обозначение

Последовательно выделять звуки в двусложных словах,

19.01.

20.01.

44-45

В схемах звукового состава твердых и мягких согласных.  Замена в схемах слов  фишек, обозначающих гласные звуки буквами. Обозначение ударного звука в схеме. Звуки Т,Т. БуквыТ,Т.

Состоящих из открытых слогов типа (липа). Обозначать в схемах звукового состава сова твердые и мягкие согласные. Заменять в схемах слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами. Обозначать ударный звук в схеме. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Распространять предложения. Учиться видеть общую часть однокоренных слов.

21.01.

46

Последовательное выделение звуков в двусложных словах, состоящих из открытых слогов типа  (липа). Обозначение в схемах звукового состава твердых и мягких согласных. Замена в схемах слов фишек, обозначающих гласные звуки буквами. Обозначение ударного звука в схеме. Звуки Т,Т. Буквы Т,т.

26.01.

27.01.

47-48

28.01.

49

Проверочный диктант «Снежная Баба».

Февраль

02.02.

50

Последовательное выделение звуков в словах с закрытым и открытым слогами (паук, утка). Постановка знака ударения в схемах звукового состава слов (после замены фишек, обозначающих гласные звуки буквами).

Последовательно выделять звуки в двусложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов. Обозначать в схемах звукового состава твердые и мягкие согласные. Заменять в схемах слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами.  Обозначать ударный звук в схеме. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Распространять предложения.

03.02.

51

04.02.

52

Звуки Р,Р;Г,Г.  Дифференциация звуков К - Г.  Звук Ш – твердый согласный звук. Буквы Р,Р;Г,Г;Ш,Ш.

09.02.

53

10.02.

54

Последовательное выделение звуков из слов изученных структур (голуби, кукла). Повторение правильного называния и обозначения изученных звуков.

Последовательно выделять звуки из слов изученных структур (голуби, кукла). Правильно называть и обозначать  и обозначать изученные звуки. Согласовывать числительные с  именами  существительными в роде и падеже.

11.02.

55

16.02.

56

Звук Э – гласный звук. Буквы Э,Э. Повторение изученных букв.

Правильно называть и обозначать изученные звуки в словах со стечением  согласных. Производить звуковой анализ  слов. Дифференцировать звуки П – Б.  Учиться видеть общую часть однокоренных слов.

24.02.

57

Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных. Звуковой анализ слов. Дифференциация П – Б.  Буквы Б,Б;Д,Д;Ч,Ч;Ж,Ж;Ф,Ф.  Звуки и буквы.

25.02.

58

Каникулы

Март

01.03.

02.03.

59-60

Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных. Звуковой анализ слов. Звуки Д,Д. Буквы Б,Б;Д,Д;Ч,Ч;Ж,Ж;Ф,Ф. Звуки и буквы.

Правильно называть  и обозначать изученные звуки в словах со стечением согласных. Производить звуковой анализ слов.  Дифференцировать звуки Д – Д.

03.03.

61

09.03.

62

10.03.

15.03.

16.03.

63

64

Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных. Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков Т – Д.

Последовательно выделять звуки в двусложных словах со стечением согласных. Обозначать в схемах звукового состава твердые и мягкие согласные. Заменять в схемах слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами. Обозначать ударный звук в схеме. Дифференцировать звуки Т – Д.

65

17.03.

66

Проверочный диктант «Зимние забавы»

22.03.

67

Последовательное выделение звуков в словах со стечением  согласных. Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков Ж – З.

Правильно называть и обозначать изученные звуки в словах со стечением согласных. Производить звуковой анализ слов. Дифференцировать  звуки Ж – З.

23.03.

68

24.03.

69

Каникулы

Апрель

05.04.

70

Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных. Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков Ф – Ф.

Последовательное  выделение  звуков  в словах со стечением  согласных.  Звуковой анализ слов.  Дифференциация звуков  Ф – Ф.

Последовательно выделять звуки в двусложных словах со стечением согласных. Обозначать в  схемах звукового состава твердые и мягкие согласные. Заменять  в схемах  слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами. Обозначать ударный звук в схеме. Дифференцировать звуки В-Ф. Употреблять  правильно падежные конструкции. Учиться видеть общую часть однокоренных слов. Употреблять в предложениях предлоги на, под, за, между.

06.04.

71

07.04.

72

12.04.

73

Повторение пройденного материала.

Повторение пройденного материала. Проверочные работы и их анализ.

13.04.

74

14.04

75

Звук Ц. Буквы Ц,ц.  Повторение изученных  букв,  пройденного материала.

Последовательно выделять звуки в двусложных словах со стечением согласных. Обозначать в схемах звукового анализа твердые и мягкие согласные.  Заменять в схемах слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами. Обозначать ударный звук  схеме. Дифференцировать звуки Ч – Ц.

19.04.

76

Дифференциация звуков Ч – Ц.

20.04.

77

Последовательно выделять звуки в двусложных словах со стечением согласных. Обозначать в схемах звукового  состава твердые и мягкие согласные. Заменять в схемах слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами. Обозначать ударный звук в схеме. Дифференцировать звуки Ч  –  Ц.

21.04.

78

Звук Щ.  Буква Щ,щ. Повторение изученных букв, пройденного материала.

Последовательно выделять звуки в двусложных словах со стечением согласных.  Обозначать в схемах звукового состава слова твердые  и мягкие согласные. Заменять в схемах слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами. Обозначать ударный звук в схеме. Дифференцировать  звуки Ш – Щ.

26.04.

79

Дифференциация букв Ш – Щ.

27.04.

80

28.04.

81

Май

03.05.

82

Дифференциация  звуков Ш – Щ.

Учиться видеть общую часть однокоренных слов.

04.05.

83

Проверочный диктант «Весна»

05.05.

84

Звуки З – З. Буквы З,з.  Повторение изученных букв, пройденного материала.

Последовательно выделять звуки в двусложных словах со стечением согласных. Обозначать  в схемах звукового состава твердые и мягкие согласные. Заменять в схем ах слов фишки, обозначающие гласные звуки буквами. Обозначать ударный звук в схеме.

10.05

85

Дифференциация звуков С – З.

11.05.

86

Звук и буква Х. Буквы Х,х. Повторение

12.05.

87

Проверочный диктант «Кот».

IV этап (оценивающий)

17.05.

88

Фронтальное обследование. Оценка результативности коррекционной работы.  Оценка динамики работы с учащимися.

Количественный качественный  анализ работы.

18.05.

89

19.05.

90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...

Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье кратко представлена система работы с использованием метода биоэнергопластики для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с системным недоразвитием речи (СНР)

Коррекционная логопедическая программадля детей с СНР расчитана на 2-7 классы. Задействованы все основные направления логопедической  работы. Вся коррекционная работа сроится циклически, с постоя...

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)

Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....

Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе

Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речив 1 классе...