Методическая разработка открытого урока "Умножение и деление натуральных чисел"
методическая разработка по математике (5 класс)

Методическая разработка использовалась для проведения обобщающего урока по теме "Умножение и деление натуральных чисел" в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» с. Пожег

Методическая разработка открытого урока математики

Тема: «Умножение и деление натуральных чисел»

Разработал:

учитель математики

Ладанова Анна Лонидовна

Технологическая карта урока

Предмет: математика.

Класс: 5.

Продолжительность урока: 45 мин.

Тема урока: «Умножение и деление натуральных чисел».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Форма урока: урок – путешествие.

Образовательные технологии: комбинирование игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологий.

Цель урока: повторить тему «Умножение и деление натуральных чисел».

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • совершенствовать навыки умножения и деления натуральных чисел;
  • развивать умения решать уравнения и текстовые задачи.

2. Развивающие:

  • развивать память, внимание, познавательную активность, грамотность математической речи, бережное отношение к окружающему;
  • формировать навыки самостоятельной работы, работы в паре и в группе;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность;
  • воспитывать культуру поведения, уважения друг к другу.

Методы обучения:

- беседа

- практический (упражнения)

- наглядный

Планируемые результаты

Предметные: совершенствовать навыки умножения и деления натуральных чисел, научить решать уравнения и задачи

Метапредметные:

познавательные – анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

регулятивные – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

коммуникативные – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом)

Личностные:

формировать умение объективно оценивать свой труд

Оборудование:

1) презентация учителя

2) мультимедийная установка

Образовательные ресурсы:

1) nsportal.ru

2) Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г. В.Дорофеев ,И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

Организационный

этап

Приветствие учащихся и гостей, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку, отметить необычность проведения урока. Вступительное слово. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала.

Приветствие учителя и гостей. Готовятся к восприятию учебного материала, включаются в учебный процесс и концентрируют внимание на учителе.

Организовывать себя на предстоящую работу.

Актуализация знаний

Проверка усвоения материала предыдущего урока. Устная работа. Подводит обучающихся к формированию целей и задач урока. Проводит математический диктант.

Систематизация обучающимися знаний, необходимых для усвоения материала. Решают примеры для устного счета. Записывают ответы к вопросам математического диктанта. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Формулируют цели и задачи урока. Записывают дату и тему урока в тетради.

Мотивируют себя на деятельность. Участвуют в диалоге. Анализируют и воспринимают полученную информацию. Составляют монологические высказывания.

Работа по теме урока.

Индивидуальная работа у доски.

Учитель наблюдает, консультирует

Демонстрационное решение примеров со слайда у доски с пояснением

Анализируют. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку результатов. Выполняют самоконтроль. Отражают в письменной форме свои решения, рассуждают и обобщают, участвуют в диалоге, выступают с решением проблемы.

Физкультминутка

Включает видеоролик с упражнениями

Выполняют упражнения

Работа по теме урока (продолжение).

Работа в группе.

Учитель предлагает решить уравнения, осуществляет контроль, консультирует, задает наводящие вопросы.

Решают уравнения со слайда: уравнение №1 – 1 группа, уравнение № 2 – 2 группа, уравнение №3 – 3 группа

Совместная работа для учащихся в парах. Учитель предлагает решить задачу, консультирует, наблюдает, организует деятельность учащихся по решению задачи.

Решают задачу со слайда

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Пришла пора возвращаться в нашу школу. Мы сегодня побывали в Лабиринте Минотавра. Что мы сегодня вспомнили? Чему научились?

C:\Users\dns\Documents\РАБОТА\лабиринт\улыбка.gifУра! Мне все понятно!

C:\Users\dns\Documents\РАБОТА\лабиринт\равнодушие.jpgНебольшие недочеты. Есть над чем работать.

C:\Users\dns\Documents\РАБОТА\лабиринт\огорчение.gifБыли неудачи, но я все преодолею.

Учащиеся оценивают свою деятельность, деятельность своих одноклассников и совместно с учителем выставляют оценки.

Осуществляют рефлексию, самоконтроль, самооценку, анализируют собственную работу, выявляют особенности своего состояния, правильно понимают себя.

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание и проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Учащиеся слушают и анализируют информацию. Выбирают задание из предложенных учителем.

Выполняют предложенные задания, делают осознанный выбор и несут ответственность за него, расширяют объем информации.

Конспект урока

1. Организационный этап.

Приветствие, отметка отсутствующих, отметить необычность проведения урока. Учитель заранее делит класс на 3 группы.

Учитель:

- Так как у нас сегодня много гостей, домашнюю работу мы проверим на следующем уроке. Урок не совсем обычный. Это урок-путешествие. Чтобы понять, куда мы отправимся, послушайте, ребята, миф. Слайд 2.

Слайд 3. В древней Греции существовал миф об острове Крите и страшном лабиринте, в котором обитало, пожирающее всех, попадавших в лабиринт, чудовище. Чудовище с телом человека и головой Быка – Минотавр, сын Миноса - царя Крита. Минос построил для чудовища лабиринт. Минотавр пожирал молодых людей, отправляемых ежегодно из Афин, для жертвы ему.

Славный герой Тесей спустился в лабиринт, чтобы избавить мир от чудовища Минотавра. Никто не мог вернуться из лабиринта. Дочь царя Миноса, красавица Ариадна, дала герою клубок ниток, который Тесей разматывал, находясь в лабиринте.

Победив Минотавра, Тесей выбрался из лабиринта благополучно, благодаря путеводной нити Ариадны. А сегодня вам предстоит найти свою нить Ариадны, используя свои знания и способности.

Приглашаю всех, кто находится в этом классе отправиться на прогулку по математическому лабиринту. Не забудьте взять с собой быструю мысль, находчивость, смекалку и сообразительность.

Чтобы зайти в Лабиринт, мы должны пройти первое испытание.

2. Актуализация знаний.

Слайд 4. «Верно ли»

- Поработаем устно. Как вы думаете, что вам нужно сделать в данном задании?

Учащиеся в ходе рассуждений, предполагают, что им предстоит исправлять ошибки в примерах.

а) 125*х = 1000

          х = 8

Да

б) х:16 = 4

    х = 4

Нет

в)75:х = 3

   х = 25

Да

г) х•9 = 81

   х = 9

Да

д) х:71 = 0

    х = 71

Нет

е) 47х = 0

    х = 0

Да

ж) 84:х = 6

     х = 12

Нет

з) х•29 = 58

    х = 2

Да

Молодцы! Справились ли вы с первым препятствием? Все ли ошибки нашлив примерах? (Учащиеся делают вывод)

Мы вошли в Лабиринт. Впереди много опасностей.

Слайд 5. Следующее препятствие, которое вы должны преодолеть «Математический диктант». Скажите, что нужно сделать?

Ответы записывайте в тетрадях.

- Запишите, как называется:

1.        Число, на которое делят.

2.        Число сто в выражении 23•100

3.        Число, которое получается в результате деления чисел.

4.        Число, на которое умножают.

5.        Число сто в равенстве 300:3 = 100.

6.        Число, которое получается в результате вычитания чисел.

7.        Число, которое делят.

8.        Число сто в выражении 800:100.

Поменяйтесь тетрадями друг с другом. Давайте проверим все ли у вас правильно.

Ставьте товарищу + если ответ верный, - если неверный.

Слайд 6. Проверка.

1) Делитель

2) Множитель

3) Частное

4) Множитель

5) Частное

6) Разность

7) Делимое

8) Делитель

Слайд 7. Критерии оценивания:

«5» - 8 плюсов

«4» - 6 – 7 плюсов

«3» - 4 – 5 плюсов

Поставьте оценки друг другу.

Справились ли вы с математическим диктантом?

Исключив вопрос 6 математического диктанта, попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Посовещайтесь в группах.

Учащиеся совещаются между собой и выдвигают свои предложения.

Запишите число и тему урока «Умножение и деление натуральных чисел».

- Мы 2 урока посвятили этой теме. Что мы сегодня будем делать?

Давайте, составим план, по которому будем работать.

Учащиеся вместе с учителем составляют план урока.

Слайд 8. План урока:

1. Цель и задачи урока.

2. Практическая часть.

3. Итоги урока.

Поставим перед собой цель и подумаем, каким образом мы ее достигнем.

Учащиеся ставят цель Слайд 9 и задачи урока Слайд 10.

Учитель:

- Реализован ли первый этап урока?

Учащиеся, делают вывод о том, что первый этап урока реализован.

3. Работа по теме урока.

Перед нами следующее испытание. Чтобы успешно с ним справиться, надо решить примеры на умножение и деление.

Учитель:

- Что мы будем повторять на втором этапе урока?

Учащиеся совещаются и высказываются о том, что на этом этапе урока, они должны повторить решение примеров на умножение и деление натуральных чисел столбиком.

Слайд 11. «Вычислите»:

23•27 = 621                80•78 = 6240        315•24 = 7560              807•63 = 50841

1313:13 = 101     28220:83 = 340         46200:42                   59520 :240  = 248

Учащиеся решают примеры самостоятельно. Решения демонстрируются у доски с проговариванием. Вызывается 1 учащийся. После решения всех примеров, учитель открывает ответы. Если есть ошибки, учащиеся находят и исправляют. По наводящему вопросу учителя, обучающиеся делают вывод о том, что повторили метод решения примеров столбиком.

4. Физкультминутка. Слайд 12.

Учитель включает видеоролик. Учащиеся выполняют динамичные упражнения под музыку.

5. Работа по теме урока(продолжение).

Учитель:

Слайд 13. «Решите уравнения»

- Чтобы справиться со следующим испытанием, нужно решить уравнения.

1 группа решает первое уравнение, 2 группа – второе уравнение, 3 группа – третье уравнение.

1) 3360 : х = 112  (х = 30)

2) 53*х = 742 (х = 14)

3) у : 18 = 25  (х = 450)

Учитель задает вопрос учащимся, что они должны повторить на этом этапе урока. Учащиеся вспоминают компоненты умножения и деления, решают предложенные уравнения в группах. Один человек от каждой группы оформляет решение у доски. Учащиеся проверяют, правильно ли решены уравнения. Далее учащиеся делают вывод о том, что на данном этапе урока они повторили, как решать уравнения на умножение и деление.

Слайд 14. «Решите задачу»

Учитель:

- Чтобы выбраться из тупика, нужно решить задачу. Что мы должны повторить на этом этапе урока?

Учащиеся совещаются и делают вывод, что они должны совершенствовать навыки решения задач.

Учащиеся работают в парах. Один человек оформляет решение у доски. Далее учащиеся проверяют свои решения.

Задача. Из 830 г шерсти связали 4 варежки и шарф. На шарф пошло 350 г шерсти. Сколько шерсти пошло на каждую варежку?

Учащиеся

Решение:

1) 830-350=480(г) – шерсти пошло на четыре варежки.

2) 480:4 = 120 (г) – шерсти пошло на одну варежку.

Ответ: 120 граммов

Учитель:

- Что мы должны были повторить?

Учащиеся делают вывод, что они совершенствовали навыки решения задач.

6. Рефлексия.

Учитель:

- Пришла пора возвращаться в нашу школу. Мы сегодня побывали в Лабиринте Минотавра. Что мы сегодня вспомнили? Чему научились?

Учащиеся делаю общий вывод, что на уроке они повторили тему «Умножение и деление натуральных чисел».

- Все ли у вас получилось на уроке?

- Какие задания понравились, а какие не очень?

- Достигли вы цели урока или нет?

Учитель предлагает учащимся оценить свое состояние с помощью смайликов. Учащиеся рисуют конкретный смайлик в тетради.

Слайд 15.

C:\Users\dns\Documents\РАБОТА\лабиринт\улыбка.gifУра! Мне все понятно! Оценка «5»

C:\Users\dns\Documents\РАБОТА\лабиринт\равнодушие.jpgНебольшие недочеты, есть над чем работать. Оценка «4»  

C:\Users\dns\Documents\РАБОТА\лабиринт\огорчение.gifБыли неудачи, но я все преодолею. Оценка «3»

Посовещавшись между собой и совместно с учителем, учитывая оценки за математический диктант, учащиеся выставляют себе оценки за урок.

7. Слайд 16. Домашнее задание.

Менее подготовленные учащиеся решают задачу № 216, более подготовленные – задачу № 217.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике "Умножение и деление натуральных чисел". 5 класс

Методическая разработка урока "Умножение и деление натуральных чисел"...

Методическая разработка урока по теме "Умножение натуральных чисел"

1. Маршрутный лист ученика2. Презентация3. Конспект урока...

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...

разработка открытого урока в 5 классе по ФГОС на тему "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок проводится в виде путешествия по планетам солнечной системы....

Методическая разработка урока математики "Деление натуральных чисел" 5 класс

Коснспект урока с приложением презентации к уроку и физкультминутки...