Общая характеристика основной образовательной программы базового уровня предмета "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия"
рабочая программа по математике (10, 11 класс)
Рабочая программа по предмету «Математика» для базового уровня преподавания в 10-11 классах составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО к структуре и результатам освоения основных программ среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_osnovnoy_obrazovatelnoy_programmy_bazovogo_urovnya_predmeta.docx | 82.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика основной образовательной программы базового уровня предмета «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка:
1.1. Рабочая программа по предмету «Математика» для базового уровня преподавания в 10-11 классах составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО к структуре и результатам освоения основных программ среднего образования.
Программа базового уровня по предмету «Математика» позволяет – обеспечить возможность использования математических знаний и умений в повседневной жизни и возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.
1.2. Программа разработана на основе следующих документов:
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.10. 2009 г № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
- Основная образовательная программа основного среднего образования МБУ «Школа № 74»
- Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций; базовый и углубленный уровни / составитель Т. А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2018 г.
Геометрия. Сборник рабочих программ10-11 классы. Базовый и углубл.уровни:учеб.пособие для учителей общеобразоват.организаций/сост.Т.А. Бурмистрова.-М.: Просвещение, 2016. – 143 с. г.
1.3 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы МБУ «Школа № 74»
В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностый подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
1.4. Для реализации рабочей программы используется УМК:
- А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын. «Алгебра и начала анализа, 10-11». Базовый уровень
- Л. С. Атанасян, В, Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и другие. «Геометрия, 10-11». Базовый уровень
1.5. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Математика» отводится 136 часов (34 недели): по алгебре и началам анализа в 10-11 классе отводится 85 часов, на изучение геометрии в 10-11 классе отводится 51 час.
2. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Базовый уровень
Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики, выпускник научится, а также получит возможность научиться для развития мышления:
3. Планируемые личностные результаты:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
4. Планируемые метапредметные результаты:
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать последствия достижения цели
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, для достижения цели;
- выбирать путь достижения цели,
- организовывать поиск ресурсов, для достижения цели;
- сопоставлять полученный результат с поставленной целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить способы решения задач,
- оценивать информацию
- использовать различные средства в информационных источниках;
- рассматривать ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траектории.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками, и со взрослыми;
- в групповой работе быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях;
- выполнять работу в условиях комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
- предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию.
5. Планируемые предметные результаты освоения
Алгебра и начала анализа
Элементы теории множеств и математической логики
— Оперировать понятиями: конечное множество, бесконечное множество, числовые множества на координатной прямой, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, отрезок, интервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости;
— проверять принадлежность элемента множеству, заданному описанием;
— находить пересечение и объединение двух, нескольких множеств, представленных графически на числовой прямой, на координатной плоскости;
— строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями;
— оперировать понятиями: утверждение (высказывание), отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример;
— распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров;
— проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности
утверждений.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
— использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений;
— проводить логические, доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов.
Числа и выражения
— Оперировать понятиями: натуральное и целое число, делимость чисел,обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, иррациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, масштаб;
— оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и p;
— выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, применяя при необходимости вычислительные устройства;
— сравнивать рациональные числа между собой; сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях;
— выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, корни из чисел, логарифмы чисел; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные
устройства;
— пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
— изображать точками на координатной прямой целые и рациональные числа; целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях;
— выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений;
— выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие;
— вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
— проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические формулы;
— находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
— изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах;
— оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов; использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов;
— выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
— выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства;
— соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями;
— использовать методы округления и прикидки при решении практических задач повседневной жизни;
— оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира.
Уравнения и неравенства
— Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения;
— решать логарифмические и показательные уравнения вида loga(bx + c) = d, abx + c = d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и неравенства вида loga x < d, ax < d (где d
можно представить в виде степени с основанием a);
— приводить несколько примеров корней тригонометрического уравнения вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a — табличное значение соответствующей тригонометрической функции;
— решать несложные рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, простейшие иррациональные уравнения и неравенства;
— использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных;
— использовать метод интервалов для решения неравенств;
— использовать графический метод для приближённого решения уравнений и неравенств;
— изображать на тригонометрической окружности множество решений тригонометрических уравнений и неравенств.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
— составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении несложных практических задач и задач из других учебных предметов;
— использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач;
— уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Функции
— Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежут ки знакопостоянства, возрастание и убывание функции на числовом
промежутке, наибольшее и наименьшее значения функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, чётная и нечётная функции;
— оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции,тригонометрические функции;
— распознавать графики функций прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической, показательной и тригонометрических функций и соотносить их с формулами, которыми они заданы;
— находить по графику приближённо значения функции в заданных точках;
— определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т. п.);
— строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведённому набору условий (промежутки возрастания и убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т. д.);
— определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
— строить графики изученных функций;
— решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
— определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т. п.), интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации;
— определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и т. п.(амплитуда, период и т. п.).
Элементы математического анализа
— Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции;
— определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведённой в этой точке;
— вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций;
— вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы;
— решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции — с другой;
— исследовать функции на монотонность, находить наибольшие инаименьшие значения функций, строить графики многочленов и простых рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
— пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т. п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т. п.) величин в реальных процессах;
— соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т. п.);
— использовать графики реальных процессов для решения несложных
прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса;
— решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т. п., интерпретировать полученные
результаты.
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика
— Оперировать основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения;
— оперировать понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями;
— вычислять вероятности событий на основе подсчёта числа исходов;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
— оценивать, сравнивать и вычислять в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях
реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков
Текстовые задачи
— Решать несложные текстовые задачи разных типов, решать задачи разных типов;
—— анализировать условие задачи, строить для её решения математическую модель;
— понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;
— действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи;
— использовать логические рассуждения при решении задачи;
— работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации данные, необходимые для решения задачи;
— осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии;
— анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;
— решать задачи на расчёт стоимости покупок, услуг, поездок и т. п.;
— решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью;
— решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек;
— решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, положения на временно´й оси (до нашей эры и после), глубины/высоты, на движение денежных средств (приход/расход) и т. п.;
— использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т. п;
История и методы математики
— Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
— знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
— понимать роль математики в развитии России;
— применять известные методы при решении стандартных и нестандартных математических задач;
— замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности
Геометрия
— самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;
— Владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;
— исследовать чертежи, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию,
представленную на чертежах;
— владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр;
— решать задачи геометрического содержания;
— уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;
— владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр; — иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач;
— уметь строить сечения;
— иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними;
— применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;
— уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач;
— владеть понятиями наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;
— владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач;
— владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач;
— владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач;
— владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач;
— владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач;
— владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач;
— иметь представление о правильных многогранниках;
— владеть понятием площадь поверхности многогранника и уметь применять его при решении задач;
— владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера), их сечения и уметь применять их при решении задач;
— владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь применять их при решении задач;
— иметь представления о вписанных и описанных сферах;
— владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения и применять их при решении задач;
— иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади поверхности цилиндра и конуса;
— иметь представление о площади сферы и уметь применять его при решении задач;
— иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать задачи на отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
— решать задачи из смежных дисциплин.
Векторы и координаты в пространстве
— Владеть понятиями векторы и их координаты;
— использовать скалярное произведение векторов при решении задач;
— применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками, уравнение сферы при решении задач;
— применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач.
История математики
— Иметь представление о вкладе выдающихся математиков в развитие науки;
— понимать роль математики в развитии России. Иметь представление об историческом пути развития геометрии как науки, огромной роли отечественных математиков в этом развитии.
Методы математики
— Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;
— применять основные методы решения математических задач;
— на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Для успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики, выпускник научится, а также получит возможность научиться для обеспечения успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук.
Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО является оценка образовательных достижений учащихся на различных этапах обучения как основа их итоговой аттестации.
Оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в рамках внутренней оценки, включающей различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений), а также процедур внешней оценки, включающей государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества подготовки учащихся и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
II. Содержательный раздел
Структура примерной программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии ФГОС СОО и содержит значимую информацию о характеристиках, функциях и способах оценивания УУД на уровне среднего общего образования, а также описание особенностей, направлений и условий реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности. Примерная программа развития УУД является организационно-методической основой для реализации требований ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Требования включают:
- освоение межпредметных понятий (например, система, модель, проблема, анализ, синтез, факт, закономерность, феномен) и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике;
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа направлена на:
- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоение знаний и учебных действий;
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа обеспечивает:
- развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений;
- формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
- решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной деятельности;
- создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах, национальных образовательных программах и др.), возможность получения практико-ориентированного результата;
- практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
- возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
- подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Программа развития УУД по предмету «Математика» позволяет обеспечить организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы приобретенные компетенции могли самостоятельно использоваться обучающимися в разных видах деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах.
Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся. УУД представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития. Отличительными особенностями старшего школьного возраста являются: активное формирование чувства взрослости, выработка мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.
Среднее общее образование — этап, когда все приобретенные ранее компетенции должны использоваться в полной мере и приобрести характер универсальных. Компетенции, сформированные в основной школе на предметном содержании, теперь могут быть перенесены на жизненные ситуации, не относящиеся к учебе в школе.
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития
Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий
УУД целенаправленно формируются на всех этапах развития личности и достигают высокого уровня к моменту перехода обучающихся на уровень СОО. Важное условие: переход на качественно новый уровень рефлексии выделяет старший школьный возраст как особенный этап в становлении УУД.
Процесс формирования УУД позволяет учащимся обращаться не только к предметным, но и к метапредметным видам деятельности, обеспечивает формирование навыков решения предметных задач, начальной профессионализации, перенос сформированных УУД на внеучебные ситуации, действия в различных жизненных контекстах.
Содержание курса
Алгебра и начала анализа
Элементы теории множеств и математической логики
Конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости.
Утверждение (высказывание), отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример, доказательство.
Числа и выражения
Корень n-й степени и его свойства. Понятие предела числовой последовательности. Степень с действительным показателем, свойства степени. Действия с корнями натуральной степени из чисел, тождественные преобразования выражений, включающих степени и корни.
Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Число е. Логарифмические тождества. Действия с логарифмами чисел; простейшие преобразования выражений, включающих логарифмы.
Изображение на числовой прямой целых и рациональных чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел.
Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. Значения тригонометрических функций для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270° .
Формулы приведения, сложения, формулы двойного и половинного угла.
Уравнения и неравенства
Уравнения с одной переменной. Простейшие иррациональные уравнения. Логарифмические и показательные уравнения вида loga (bx + c) = d, abx + c = d (где d можно представить в виде степени с основанием a и рациональным показателем) и их решения. Тригонометрические уравнения вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, где a — табличное значение соответствующей тригонометрической функции, и их решения.
Неравенства с одной переменной вида loga x < d, ax < d (где d можно представить в виде степени с основанием a).
Несложные рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, простейшие иррациональные уравнения и неравенства.
Метод интервалов. Графические методы решения уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
Уравнения, системы уравнений с параметром.
Функции
Понятие функции. Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значения функции. Периодичность функции. Чётность и нечётность функций.
Степенная, показательная и логарифмические функции; их свойства и графики. Сложные функции.
Тригонометрические функции y = cos x, y = sin x, y = tg x. Функция y = ctg x. Свойства и графики тригонометрических функций. Арккосинус, арксинус, арктангенс числа, арккотангенс числа. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Преобразования графиков функций: сдвиги вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, симметрия относительно координатных осей и начала координат. Графики взаимно обратных функций.
Элементы математического анализа
Производная функции в точке. Касательная к графику функции. Геометрический и физический смысл производной. Производные элементарных функций. Производная суммы, произведения, частного, двух функций.
Вторая производная, её геометрический и физический смысл.
Понятие о непрерывных функциях. Точки экстремума (максимума и минимума). Исследование элементарных функций на точки экстремума, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной. Построение графиков функций с помощью производных.
Применение производной при решении задач.
Первообразная. Первообразные элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Определённый интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объёмов тел вращения с помощью интеграла.
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика
Частота и вероятность события. Достоверные, невозможные и случайные события. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Решение задач с применением комбинаторики.
Вероятность суммы двух несовместных событий. Противоположное событие и его вероятность.
Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности.
Геометрия
Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Параллельность прямых и плоскостей
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол.
Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Метод координат в пространстве. Движения
Координаты точки и координаты вектора. Скалярое произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Цилиндр, конус, шар
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
Наряду с традиционными формами оценивания метапредметных образовательных результатов на уровне СОО, УУД могут оцениваться в рамках специально организованных образовательной организацией модельных ситуаций, отражающих специфику будущей профессиональной и социальной жизни учащихся (образовательное событие, защита реализованного проекта, представление учебно-исследовательской работы).
III. Организационный раздел
Тематическое планирование
10 класс
(2,5 часа в неделю, всего 85 часов в год)
№ урока | Содержание материала | Количество часов |
§12. Тригонометрические функции любого аргумента. | 6 | |
1-2 | 28. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. | 2 |
3-4 | 29. Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса. | 2 |
5-6 | 30. Радианная мера угла. | 2 |
§13. Основные тригонометрические формулы. | 8 | |
7-8 | 31. Соотношение между тригонометрическими функциями одного и того же угла. | 2 |
9-11 | 32. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений. | 3 |
12-13 | 33. Формулы приведения. | 2 |
14 | Контрольная работа № 1.1 по теме «Основные тригонометрические формулы». | 1 |
§14. Формулы сложения и их следствия. | 6 | |
15-18 | 34 - 35. Формулы сложения. Формулы двойного угла. | 4 |
19-20 | 36. Формулы суммы и разности тригонометрических функций. | 2 |
Глава 1. Тригонометрические функции | 28 | |
§1. Тригонометрические функции числового аргумента. | 5 | |
21-22 | 1. Синус, косинус, тангенс и котангенс (Повторение). | 2 |
23-24 | 2. Тригонометрические фунукции и их графики. | 2 |
25 | Контрольная работа № 1.2 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента». | 1 |
§2. Основные свойства функций. | 12 | |
26-27 | 3. Функции и их графики. | 2 |
28-29 | 4. Чётные и нечётные функции. Периодичность тригонометрических функций. | 2 |
30-31 | 5. Возрастание и убывание функций. Экстремумы. | 2 |
32-34 | 6. Исследование функций. | 3 |
35-36 | 7. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания. | 2 |
37 | Контрольная работа №1.3 по теме «Основные свойства функций». | 1 |
§3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств. | 11 | |
38-39 | 8. Арксинус, арккосинус и арктангенс. | 2 |
40-41 | 9. Решение простейших тригонометрических уравнений. | 2 |
42-43 | 10. Решение систем уравнений второй степени. | 2 |
44-47 | 11. Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений | 4 |
48 | Контрольная работа №1.4 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». | 1 |
Глава 2. Производная и её применения. | 31 | |
§ 4. Производная. | 12 | |
49-50 | 12. Приращение функции. | 2 |
51 | 13. Понятие о производной. | 1 |
52 | 14. Понятие о непрерывности и предельном переходе. | 1 |
53-55 | 15. Правило вычисления производных. | 3 |
56 | 16. Производная сложной функции. | 1 |
57-59 | 17. Производные тригонометрических функций. | 3 |
60 | Контрольная работа №1.5 по теме «Производная». | 1 |
§ 5. Применения непрерывности и производной. | 7 | |
61-62 | 18. Применение непрерывности. | 2 |
63-65 | 19. Касательная к графику функции. | 3 |
66-67 | 21. Производная в физике и технике. | 2 |
§ 6. Применение производной к исследованию функции. | 12 | |
68-70 | 22. Признак возрастания (убывания) функции | 3 |
71-73 | 23. Критические точки функции, максимумы и минимумы. | 3 |
74-76 | 24. Примеры применения производной к исследованию функции. | 3 |
77-78 | 25. Наибольшее и наименьшее значения функции | 2 |
79 | Контрольная работа №1.6 по теме «Применение производной к исследованию функций». | 1 |
Глава 9. Итоговое повторение | 6 | |
80-85 | Итоговое повторение | 6 |
По программе на «Итоговое повторение» отводится 7 часов. Но в соответствии с планом ВШК 1 час из него выделен на проведение входного контроля, который проводится в сентябре.
Примерное поурочное тематическое планирование
11 класс
(2,5 часа в неделю, всего 85 часов в год)
№ урока | Содержание материала | Количество часов |
Повторение. | 4 | |
1 | Повторение. Определение производной. Правила нахождения производных. | 1 |
2 | Повторение. Производные тригонометрических функций. Правила вычисления производных. | 1 |
3-4 | Повторение. Применение производной. | 2 |
Глава 3. Первообразная и интеграл. | ||
§7. Первообразная. | 8 | |
5-6 | 26. Определение первообразной. | 2 |
7-8 | 27. Основное свойство первообразной. | 2 |
9-11 | 28. Три правила нахождения первообразных. | 3 |
12 | Контрольная работа № 1.7 по теме «Первообразная». | 1 |
§8. Интеграл. | 10 | |
13-14 | 29. Площадь криволинейной трапеции. | 2 |
15-17 | 30. Формула Ньютона-Лейбница. | 3 |
18-21 | 31. Применение интеграла. | 4 |
22 | Контрольная работа № 1.8 по теме «Интеграл». | 1 |
Глава 4. Показательная и логарифмическая функции. | ||
§9. Обобщение понятия степени. | 12 | |
23-26 | 32. Корень n-й степени и его свойства. | 4 |
27-29 | 33. Иррациональные уравнения. | 3 |
30-33 | 34. Степень с рациональным показателем. | 4 |
34 | Контрольная работа №1.9 по теме «Обобщение понятия степени». | 1 |
§10. Показательная и логарифмическая функции. | 17 | |
35-36 | 35. Показательная функция. | 2 |
37-40 | 36. Решение показательных уравнений и неравенств. | 4 |
41-43 | 37. Логарифмы и их свойства. | 3 |
44-46 | 38,40. Логарифмическая функция. Понятие обратной функции. | 3 |
47-50 | 39. Решение логарифмических уравнений и неравенств. | 4 |
51 | Контрольная работа №1.10 по теме «Показательная и логарифмическая функции». | 1 |
§ 11. Производная показательной и логарифмической функции. | 15 | |
52-55 | 41. Производная показательной функции. Число е. | 4 |
56-58 | 42. Производная логарифмической функции. | 3 |
59-61 | 43. Степенная функция. | 3 |
62-65 | 44. Понятие о дифференциальных уравнениях. | 4 |
66 | Контрольная работа №1.11 по теме «Производная показательной и логарифмической функции». | 1 |
Глава 1. Элементы теории вероятностей. | 8 | |
67-68 | 1.5 Перестановки. | 2 |
69-70 | 1.6 Размещения. | 2 |
71-72 | 1.7 Сочетания. | 2 |
73-74 | 1. Понятие вероятности события. | 2 |
Глава 9. Итоговое повторение | 11 | |
75-83 | Итоговое повторение. | 9 |
84-85 | Итоговая контрольная работа. | 2 |
По программе на «Итоговое повторение» отводится 12 часов. Но в соответствии с планом ВШК 1 час из него выделен на проведение входного контроля, который проводится в сентябре.
Тематическое планирование по геометрии 10 класс
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов |
Введение | 3 | |
1-2 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Предмет стереометрии. | 2 |
3 | Некоторые следствия из аксиом | 1 |
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей | 16 | |
§1. Параллельность прямых и плоскостей | 4 ч | |
4 | Параллельные прямые в пространстве. | 1 |
5 | Параллельность трех прямых. | 1 |
6-7 | Параллельность прямой и плоскости. | 2 |
§2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми | 4 ч | |
8 | Скрещивающиеся прямые. | 1 |
9 | Углы с сонаправленными сторонами. | 1 |
10 | Угол между прямыми. Решение задач | 1 |
11 | Контрольная работа № 1.1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 |
§3.Параллельность прямых | 2 ч | |
12 | Параллельные плоскости. | 1 |
13 | Свойства параллельных плоскостей. | 1 |
§4. Тетраэдр и параллелепипед | 4 ч | |
14 | Тетраэдр. | 1 |
15 | Параллелепипед. | 1 |
16-17 | Задачи на построение сечений. | 2 |
18 | Контрольная работа № 1.2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 |
19 | Зачет № 1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 |
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 17 | |
§1. Перпендикулярность прямых и плоскостей | 5 ч | |
20 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | 1 |
21 | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 |
22 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 |
23-24 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | 2 |
§2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью | 6 ч | |
25-26 | Расстояние от точки до плоскости. | 2 |
27-28 | Теорема о трех перпендикулярах | 2 |
29-30 | Угол между прямой и плоскостью. | 2 |
§3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | 4 ч | |
31 | Двугранный угол. | 1 |
32-33 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | 2 |
34 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 |
35 | Контрольная работа №2.1 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 |
36 | Зачет № 2 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 |
Глава III. Многогранники | 12 | |
§1. Понятие многогранника. Призма | 3 ч | |
37 | Понятие многогранника. | 1 |
38-39 | Призма, площадь поверхности призмы. | 2 |
§2. Пирамида | 3 ч | |
40-41 | Пирамида. Правильная пирамида. | 2 |
42 | Усеченная пирамида. Площадь поверхности пирамиды. | 1 |
§3. Правильные многогранники | 4 ч | |
43 | Симметрия в пространстве. | 1 |
44-45 | Понятие правильного многогранника | 2 |
46 | Элементы симметрии правильных многогранников. | 1 |
47 | Контрольная работа №3.1 по теме «Многогранники» | 1 |
48 | Зачет № 3 по теме «Многогранники» | 1 |
Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 3 | |
49 | Параллельность прямых и плоскостей | 1 |
50 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 1 |
51 | Многогранники | 1 |
Тематическое планирование по геометрии 11 класс
Пункт § | Содержание материала | Кол-во часов |
Глава IV. Векторы в пространстве. | 6 ч | |
§1 Понятие вектора в пространстве. | 1 ч | |
1 | Понятие вектора | 1 ч |
§2 Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. | 2 ч | |
2 | Сложение и вычитание векторов. | 1 ч |
3 | Умножение вектора на число. | 1 ч |
§3. Компланарные векторы. | 2 ч | |
4 | Компланарные векторы. | 1 ч |
5 | Разложение вектора. | 1 ч |
6 | Зачёт №4 по теме «Векторы в пространстве» | 1 ч |
Глава V. Метод координат в пространстве | 11 ч | |
§1. Координаты точки и координаты вектора. | 4 ч | |
7 | Прямоугольная система координат в пространстве. | 1ч |
8 | Координаты вектора | 1ч |
9 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 ч |
10 | Простейшие задачи в координатах | 1ч |
§2.Скалярное произведение векторов. | 5 ч | |
11 | Угол между векторами. | 1 ч |
12 | Скалярное произведение векторов | 1 ч |
13-14 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | 2 ч |
15 | Движение. | 1 ч |
16 | Контрольная работа № 5.1 по теме «Метод координат в пространстве» | 1 ч |
17 | Зачет №5 по теме «Метод координат в пространстве» | 1 ч |
Глава VI . Цилиндр, конус и шар | 13 ч | |
§1 Цилиндр | 3 ч | |
18 | Понятие цилиндра | 1 ч |
19-20 | Площадь поверхности цилиндра. | 2 ч |
§2. Конус | 3 ч | |
21 | Понятие конуса. | 1 ч |
22 | Площадь поверхности конуса. | 1 ч |
23 | Усечённый конус. | 1 ч |
§3. Сфера. | 5 ч | |
24 | Сфера и шар. | 1 ч |
25 | Уравнение сферы | 1 ч |
26 | Взаимное расположение сферы и шара | 1 ч |
27 | Касательная плоскость к сфере. | 1 ч |
28 | Площадь сферы. | 1 ч |
29 | Контрольная работа № 6.1 по теме « Цилиндр, конус, шар» | 1 ч |
30 | Зачет № 6 по теме « Цилиндр, конус, шар» | 1 ч |
Глава VII. Объёмы тел. | 15 ч | |
§1. Объём прямоугольного параллелепипеда | 2 ч | |
31 | Понятие объёма. | 1 ч |
32 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 ч |
§2. Объем прямой призмы и цилиндра | 3 ч | |
33 | Объём прямой призмы. | 1 ч |
34-35 | Объём цилиндра. | 2 ч |
§3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса | 4 ч | |
36 | Вычисление объёмов тел. | 1 ч |
37 | Объём наклонной призмы. | 1 ч |
38 | Объём пирамиды. | 1 ч |
39 | Объём конуса. | 1 ч |
§4. Объём шара и площадь сферы. | 4 ч | |
40 | Объём шара. | 1 ч |
41 | Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. | 1ч |
42-43 | Площадь сферы. | 2ч |
44 | Контрольная работа №7.1 по теме «Объемы тел» | 1 ч |
45 | Зачёт №7 по теме «Объемы тел» | 1 ч |
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии. | 6 ч | |
46 | Параллельность прямых и плоскостей. | 1 ч |
47 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 ч |
48 | Многогранники. | 1 ч |
49 | Векторы в пространстве. | 1 ч |
50 | Цилиндр, конус и шар. | 1 ч |
51 | Объёмы тел. | 1 ч |
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
- текущий контроль в виде проверочных работ и тестов, математических диктантов;
- тематический контроль в виде контрольных работ;
- входной и итоговый контроль в виде контрольной работы.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются промежуточные предметные планируемые образовательные результаты.
В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, самостоятельные работы, творческие работы, контрольные работы по темам, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др.).
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана, в том числе и сроков изучения темы / раздела / предметного курса.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения промежуточных планируемых результатов по предмету, которые приводятся в учебных методических комплектах к учебникам, входящих в федеральный перечень, и в рабочих программах. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для текущей коррекции учебной деятельности и ее индивидуализации.
Формы контроля внутренней оценки: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, тестов и самостоятельных работ с дифференцированным оцениванием. Промежуточная аттестация проводится по завершению курса в форме тестирования или контрольной работы.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы,
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- ноутбук;
- проектор;
- интерактивная доска.
Список литературы
Для реализации рабочей программы используется УМК:
- Учебник Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын М: Просвещение, 2004 г
- Учебник Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк. М: Просвещение, 2004 г
- Учебник Геометрия, 10-11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Л. С. Атанасян, В, Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и другие.
Интернет – ресурсы:
- https://ege.sdamgia.ru/
- «Незнайка» https://neznaika.pro/ege/math/
- http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoveRsii-sPeciFikacii-kodiFikatoRy
- http://live.mephist.ru/show/mathege2010
- Дистанционная обучающая система Дмитрия Гущина "Решу ЕГЭ"
- Банк заданий (ФИПИ) (базовый уровень)
- Подготовка к олимпиадам и ЕГЭ по математике. Методические материалы
http://mathus.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Математика: алгебра и начала анализа; геометрия" для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания 2015 -2016 уч.год
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯОбласть применения рабочей программыРабочая программа общео...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕУДу.04 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ Базовая подготовка среднего профессионального образования
Программа создана для применения в образовапельном процессе студентов 1,2 курсов колледжей....
Рабочая программа учебного предмета «математика (алгебра и начала анализа)» (базовый уровень) для 10 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) углублённый уровень среднее общее образование
Рабочая программа улублённого уровня по УМК Алимова и Атанасяна 10-11 классы...
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) базовый уровень среднее общее образование
Рабочая программа по математике базового уровня СОО по УМК Алимова, Атанасяна...
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) для базового уровня СОО
Рабочая программа по математике для базового уровня для среднего общего образования. Разработана по УМК Ш.А.Алимова и Л.С.Атанасяна....
Рабочая программа по дисциплине: «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия для специальности: 20.02.04 «Пожарная безопасность»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Пожарная безопасность»Программ...