Общая характеристика основной образовательной программы базового уровня предмета "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия"
рабочая программа по математике (10, 11 класс)

Афанасова Ирина Павловна

Рабочая программа по предмету «Математика» для базового уровня преподавания в 10-11 классах составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО к структуре и результатам освоения основных программ среднего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая характеристика основной образовательной программы базового уровня предмета «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка:

1.1. Рабочая программа по предмету «Математика» для базового уровня преподавания в 10-11 классах составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО к структуре и результатам освоения основных программ среднего образования.

Программа базового уровня по предмету «Математика» позволяет – обеспечить возможность использования математических знаний и умений в повседневной жизни и возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.

1.2. Программа разработана на основе следующих документов:

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.10. 2009 г № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г.  № 2/16-з)
  • Основная образовательная программа основного среднего образования МБУ «Школа № 74»
  • Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций; базовый и углубленный уровни / составитель Т. А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2018 г.

Геометрия. Сборник рабочих программ10-11 классы. Базовый и углубл.уровни:учеб.пособие для учителей общеобразоват.организаций/сост.Т.А. Бурмистрова.-М.: Просвещение, 2016. – 143 с. г.  

1.3 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы МБУ «Школа № 74»

В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностый подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

1.4. Для реализации рабочей  программы используется  УМК:

  • А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын. «Алгебра и начала анализа, 10-11». Базовый уровень
  • Л. С. Атанасян, В, Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и другие. «Геометрия, 10-11». Базовый уровень

1.5. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Математика» отводится 136 часов (34 недели): по алгебре и началам анализа в 10-11 классе отводится 85 часов, на изучение геометрии в 10-11 классе отводится 51 час.

2. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.

Базовый уровень 

Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики, выпускник научится, а также получит возможность научиться для развития мышления:

3. Планируемые личностные результаты:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

4. Планируемые метапредметные результаты:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать последствия достижения цели
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, для достижения цели;
  • выбирать путь достижения цели,
  • организовывать поиск ресурсов, для достижения цели;
  • сопоставлять полученный результат с поставленной целью.

2.  Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить способы решения задач,
  • оценивать информацию
  • использовать различные средства в информационных источниках;
  • рассматривать ресурс собственного развития;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траектории.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками, и со взрослыми;
  • в групповой работе быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях;
  • выполнять работу в условиях комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
  • предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию.

5. Планируемые предметные результаты освоения

Алгебра и начала анализа

Элементы теории множеств и математической логики

— Оперировать понятиями: конечное множество, бесконечное множество, числовые множества на координатной прямой, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, отрезок, интервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости;

проверять принадлежность элемента множеству, заданному описанием;

— находить пересечение и объединение двух, нескольких множеств, представленных графически на числовой прямой, на координатной плоскости;

— строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями;

— оперировать понятиями: утверждение (высказывание), отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример;

— распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров;

проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности

утверждений.

В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:

— использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений;

— проводить логические, доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов. 

Числа и выражения

— Оперировать понятиями: натуральное и целое число, делимость чисел,обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, иррациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, масштаб;

— оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и p;

— выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, применяя при необходимости вычислительные устройства;

— сравнивать рациональные числа между собой; сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях;

— выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, корни из чисел, логарифмы чисел; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные

устройства;

— пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;

— изображать точками на координатной прямой целые и рациональные числа; целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях;

— выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений;

— выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие;

— вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические формулы;

находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

— изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах;

— оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов; использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов;

выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно.

В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:

— выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства;

— соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями;

— использовать методы округления и прикидки при решении практических задач повседневной жизни;

оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира.

Уравнения и неравенства

— Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения;

— решать логарифмические и показательные уравнения вида loga(bx + c) = d, abx + c = d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и неравенства вида loga x < d, ax < d (где d

можно представить в виде степени с основанием a);

— приводить несколько примеров корней тригонометрического уравнения вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a — табличное значение соответствующей тригонометрической функции;

решать несложные рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, простейшие иррациональные уравнения и неравенства;

использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных;

использовать метод интервалов для решения неравенств;

использовать графический метод для приближённого решения уравнений и неравенств;

изображать на тригонометрической окружности множество решений тригонометрических уравнений и неравенств.

В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:

— составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении несложных практических задач и задач из других учебных предметов;

использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач;

уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.

Функции

— Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежут ки знакопостоянства, возрастание и убывание функции на числовом

промежутке, наибольшее и наименьшее значения функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, чётная и нечётная функции;

— оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции,тригонометрические функции;

— распознавать графики функций прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической, показательной и тригонометрических функций и соотносить их с формулами, которыми они заданы;

— находить по графику приближённо значения функции в заданных точках;

— определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т. п.);

— строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведённому набору условий (промежутки возрастания и убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т. д.);

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

строить графики изученных функций;

решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики.

В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:

— определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т. п.), интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации;

определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и т. п.(амплитуда, период и т. п.).

Элементы математического анализа

— Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции;

— определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведённой в этой точке;

вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций;

вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы;

— решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции — с другой;

исследовать функции на монотонность, находить наибольшие инаименьшие значения функций, строить графики многочленов и простых рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.

В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:

— пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т. п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т. п.) величин в реальных процессах;

— соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т. п.);

— использовать графики реальных процессов для решения несложных

прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса;

решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т. п., интерпретировать полученные

результаты.

Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика

— Оперировать основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения;

— оперировать понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями;

— вычислять вероятности событий на основе подсчёта числа исходов;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

— оценивать, сравнивать и вычислять в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях

реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков

Текстовые задачи

— Решать несложные текстовые задачи разных типов, решать задачи разных типов;

—— анализировать условие задачи, строить для её решения математическую модель;

— понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;

— действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи;

— использовать логические рассуждения при решении задачи;

— работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации данные, необходимые для решения задачи;

— осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии;

— анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;

— решать задачи на расчёт стоимости покупок, услуг, поездок и т. п.;

— решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью;

— решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек;

— решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, положения на временно´й оси (до нашей эры и после), глубины/высоты, на движение денежных средств (приход/расход) и т. п.;

— использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т. п;

История и методы математики

— Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

— знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;

— понимать роль математики в развитии России;

— применять известные методы при решении стандартных и нестандартных математических задач;

— замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности

Геометрия

— самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;

— Владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;

— исследовать чертежи, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию,

представленную на чертежах;

— владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр;

— решать задачи геометрического содержания;

— уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;

— владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр; — иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач;

— уметь строить сечения;

— иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними;

— применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;

— уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач;

— владеть понятиями наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;

— владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач;

— владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач;

— владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач;

— владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач;

— владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач;

— владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач;

— иметь представление о правильных  многогранниках;

— владеть понятием площадь поверхности многогранника и уметь применять его при решении задач;

— владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера), их сечения и уметь применять их при решении задач;

— владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь применять их при решении задач;

— иметь представления о вписанных и описанных сферах;

— владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения и применять их при решении задач;

— иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади поверхности цилиндра и конуса;

— иметь представление о площади сферы и уметь применять его при решении задач;

— иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать задачи на отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

— решать задачи из смежных дисциплин.

Векторы и координаты в пространстве

— Владеть понятиями векторы и их координаты;

— использовать скалярное произведение векторов при решении задач;

— применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками, уравнение сферы при решении задач;

— применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач.

История математики

— Иметь представление о вкладе выдающихся математиков в развитие науки;

— понимать роль математики в развитии России. Иметь представление об историческом пути развития геометрии как науки, огромной роли отечественных математиков в этом развитии.

Методы математики

— Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;

— применять основные методы решения математических задач;

— на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства.

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования

Для успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики, выпускник научится, а также получит возможность научиться для обеспечения успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук.

Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО является оценка образовательных достижений учащихся на различных этапах обучения как основа их итоговой аттестации.

Оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в рамках внутренней оценки, включающей различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений), а также процедур внешней оценки, включающей государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества подготовки учащихся и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

II. Содержательный раздел

Структура примерной программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии ФГОС СОО и содержит значимую информацию о характеристиках, функциях и способах оценивания УУД на уровне среднего общего образования, а также описание особенностей, направлений и условий реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности. Примерная программа развития УУД является организационно-методической основой для реализации требований ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Требования включают:

  • освоение межпредметных понятий (например, система, модель, проблема, анализ, синтез, факт, закономерность, феномен) и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
  • способность их использования в познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Программа направлена на:

  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоение знаний и учебных действий;
  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа обеспечивает:

  • развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений;
  • формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
  • решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной деятельности;
  • создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах, национальных образовательных программах и др.), возможность получения практико-ориентированного результата;
  • практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
  • возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
  • подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Программа развития УУД по предмету «Математика» позволяет обеспечить организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы приобретенные компетенции могли самостоятельно использоваться обучающимися в разных видах деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах.

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся. УУД представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития. Отличительными особенностями старшего школьного возраста являются: активное формирование чувства взрослости, выработка мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.

Среднее общее образование — этап, когда все приобретенные ранее компетенции должны использоваться в полной мере и приобрести характер универсальных. Компетенции, сформированные в основной школе на предметном содержании, теперь могут быть перенесены на жизненные ситуации, не относящиеся к учебе в школе.

Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития

Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий

УУД целенаправленно формируются на всех этапах развития личности и достигают высокого уровня к моменту перехода обучающихся на уровень СОО. Важное условие: переход на качественно новый уровень рефлексии выделяет старший школьный возраст как особенный этап в становлении УУД.

Процесс формирования УУД позволяет учащимся обращаться не только к предметным, но и к метапредметным видам деятельности, обеспечивает формирование навыков решения предметных задач, начальной профессионализации, перенос сформированных УУД на внеучебные ситуации,  действия в различных жизненных контекстах.

Содержание курса

Алгебра и начала анализа

Элементы теории множеств и математической логики

Конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости.

Утверждение (высказывание), отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример, доказательство.

Числа и выражения

Корень n-й степени и его свойства. Понятие предела числовой последовательности. Степень с действительным показателем, свойства степени. Действия с корнями натуральной степени из чисел, тождественные преобразования выражений, включающих степени и корни.

Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Число е. Логарифмические тождества. Действия с логарифмами чисел; простейшие преобразования выражений, включающих логарифмы.

Изображение на числовой прямой целых и рациональных чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел.

Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. Значения тригонометрических функций для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270° .

Формулы приведения, сложения, формулы двойного и половинного угла.

Уравнения и неравенства

Уравнения с одной переменной. Простейшие иррациональные уравнения. Логарифмические и показательные уравнения вида loga (bx + c) = d, abx + c = d (где d можно представить в виде степени с основанием a и рациональным показателем) и их решения. Тригонометрические уравнения вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, где a — табличное значение соответствующей тригонометрической функции, и их решения.

Неравенства с одной переменной вида loga x < d, ax < d (где d можно представить в виде степени с основанием a).

Несложные рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, простейшие иррациональные уравнения и неравенства.

Метод интервалов. Графические методы решения уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

Уравнения, системы уравнений с параметром.

Функции

Понятие функции. Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значения функции. Периодичность функции. Чётность и нечётность функций.

Степенная, показательная и логарифмические функции; их свойства и графики. Сложные функции.

Тригонометрические функции y = cos x, y = sin x, y = tg x. Функция y = ctg x. Свойства и графики тригонометрических функций. Арккосинус, арксинус, арктангенс числа, арккотангенс числа. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.

Преобразования графиков функций: сдвиги вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, симметрия относительно координатных осей и начала координат. Графики взаимно обратных функций.

Элементы математического анализа

Производная функции в точке. Касательная к графику функции. Геометрический и физический смысл производной. Производные элементарных функций. Производная суммы, произведения, частного, двух функций.

Вторая производная, её геометрический и физический смысл.

Понятие о непрерывных функциях. Точки экстремума (максимума и минимума). Исследование элементарных функций на точки экстремума, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной. Построение графиков функций с помощью производных.

Применение производной при решении задач.

Первообразная. Первообразные элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Определённый интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объёмов тел вращения с помощью интеграла.

Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика

Частота и вероятность события. Достоверные, невозможные и случайные события. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Решение задач с применением комбинаторики.

Вероятность суммы двух несовместных событий. Противоположное событие и его вероятность.

Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности.

Геометрия

Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Параллельность прямых и плоскостей

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол.

Многогранники

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Метод координат в пространстве. Движения

Координаты точки и координаты вектора. Скалярое произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.

Цилиндр, конус, шар

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Объемы тел

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий 

Наряду с традиционными формами оценивания метапредметных образовательных результатов на уровне СОО, УУД могут оцениваться  в рамках специально организованных образовательной организацией модельных ситуаций, отражающих специфику будущей профессиональной и социальной жизни учащихся (образовательное событие, защита реализованного проекта, представление учебно-исследовательской работы).

III. Организационный раздел

Тематическое планирование

10 класс

 (2,5 часа в неделю, всего 85 часов в год)

№ урока

Содержание материала

Количество часов

§12. Тригонометрические функции любого аргумента.

6

1-2

28. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

2

3-4

29. Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

2

5-6

30. Радианная мера угла.

2

§13. Основные тригонометрические формулы.

8

7-8

31. Соотношение между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

2

9-11

32. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.

3

12-13

33. Формулы приведения.

2

14

Контрольная работа № 1.1 по теме  «Основные тригонометрические формулы».

1

§14. Формулы сложения и их следствия.

6

15-18

34 - 35. Формулы сложения. Формулы двойного угла.

4

19-20

36. Формулы суммы и разности тригонометрических функций.

2

Глава 1. Тригонометрические функции

28

§1. Тригонометрические функции числового аргумента.

5

21-22

1. Синус, косинус, тангенс и котангенс (Повторение).

2

23-24

2. Тригонометрические фунукции и их графики.

2

25

Контрольная работа № 1.2 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента».

1

§2. Основные свойства функций.

12

26-27

3. Функции и их графики.

2

28-29

4. Чётные и нечётные функции. Периодичность тригонометрических функций.

2

30-31

5. Возрастание и убывание функций. Экстремумы.

2

32-34

6. Исследование функций.

3

35-36

7. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.

2

37

Контрольная работа №1.3 по теме  «Основные свойства функций».

1

§3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств.

11

38-39

8. Арксинус, арккосинус и арктангенс.

2

40-41

9. Решение простейших тригонометрических уравнений.

2

42-43

10. Решение систем уравнений второй степени.

2

44-47

11. Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений

4

48

Контрольная работа №1.4 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств».

1

Глава 2. Производная и её применения.

31

§ 4. Производная.

12

49-50

12. Приращение функции.

2

51

13. Понятие о производной.

1

52

14. Понятие о непрерывности и предельном переходе.

1

53-55

15. Правило вычисления производных.

3

56

16. Производная сложной функции.

1

57-59

17. Производные тригонометрических функций.

3

60

Контрольная работа №1.5 по теме «Производная».

1

§ 5. Применения непрерывности и производной.

7

61-62

18. Применение непрерывности.

2

63-65

19. Касательная к графику функции.

3

66-67

21. Производная в физике и технике.

2

§ 6. Применение производной к исследованию функции.

12

68-70

22. Признак возрастания (убывания) функции

3

71-73

23. Критические точки функции, максимумы и минимумы.

3

74-76

24. Примеры применения производной к исследованию функции.

3

77-78

25. Наибольшее и наименьшее значения функции

2

79

Контрольная работа №1.6 по теме «Применение производной к исследованию функций».

1

Глава 9. Итоговое повторение

6

80-85

Итоговое повторение

6

По программе на «Итоговое повторение» отводится 7  часов. Но в соответствии с планом ВШК 1 час из него  выделен на проведение входного контроля, который проводится в сентябре.

Примерное поурочное тематическое планирование

11 класс

 (2,5 часа в неделю, всего 85 часов в год)

№ урока

Содержание материала

Количество часов

Повторение.

4

1

Повторение. Определение производной. Правила нахождения производных.

1

2

Повторение. Производные тригонометрических функций. Правила вычисления производных.

1

3-4

Повторение. Применение производной.

2

Глава 3. Первообразная и интеграл.

§7. Первообразная.

8

5-6

26. Определение первообразной.

2

7-8

27. Основное свойство первообразной.

2

9-11

28. Три правила нахождения первообразных.

3

12

Контрольная работа № 1.7 по теме  «Первообразная».

1

§8. Интеграл.

10

13-14

29. Площадь криволинейной трапеции.

2

15-17

30. Формула Ньютона-Лейбница.

3

18-21

31. Применение интеграла.

4

22

Контрольная работа № 1.8 по теме «Интеграл».

1

Глава 4. Показательная и логарифмическая функции.

§9. Обобщение понятия степени.

12

23-26

32. Корень n-й степени и его свойства.

4

27-29

33. Иррациональные уравнения.

3

30-33

34. Степень с рациональным показателем.

4

34

Контрольная работа №1.9 по теме  «Обобщение понятия степени».

1

§10. Показательная и логарифмическая функции.

17

35-36

35. Показательная функция.

2

37-40

36. Решение показательных уравнений и неравенств.

4

41-43

37. Логарифмы и их свойства.

3

44-46

38,40. Логарифмическая функция. Понятие обратной функции.

3

47-50

39. Решение логарифмических уравнений и неравенств.

4

51

Контрольная работа №1.10 по теме «Показательная и логарифмическая функции».

1

§ 11. Производная показательной и логарифмической функции.

15

52-55

41. Производная показательной функции. Число е.

4

56-58

42. Производная логарифмической функции.

3

59-61

43. Степенная функция.

3

62-65

44. Понятие о дифференциальных уравнениях.

4

66

Контрольная работа №1.11 по теме «Производная показательной и логарифмической функции».

1

Глава 1. Элементы теории вероятностей.

8

67-68

1.5 Перестановки.

2

69-70

1.6 Размещения.

2

71-72

1.7 Сочетания.

2

73-74

1. Понятие вероятности события.

2

Глава 9. Итоговое повторение

11

75-83

Итоговое повторение.

9

84-85

Итоговая контрольная работа.

2

По программе на «Итоговое повторение» отводится 12  часов. Но в соответствии с планом ВШК 1 час из него  выделен на проведение входного контроля, который проводится в сентябре.

Тематическое планирование по геометрии 10 класс

№ урока

Содержание материала

Кол-во

часов

Введение

3

1-2

Предмет стереометрии.   Аксиомы стереометрии. Предмет стереометрии.

2

3

Некоторые следствия из аксиом

1

Глава I.  Параллельность прямых и плоскостей

16

§1. Параллельность прямых и плоскостей

4 ч

4

Параллельные прямые в пространстве.        

1

5

Параллельность трех прямых.

1

6-7

Параллельность прямой и плоскости.

2

§2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми

4 ч

8

Скрещивающиеся прямые.

1

9

Углы с сонаправленными сторонами.

1

10

Угол между прямыми. Решение задач

1

11

Контрольная работа № 1.1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

§3.Параллельность прямых

2 ч

12

Параллельные плоскости.

1

13

Свойства параллельных плоскостей.

1

§4. Тетраэдр и параллелепипед

4 ч

14

Тетраэдр.

1

15

Параллелепипед.

1

16-17

Задачи на построение сечений.

2

18

Контрольная работа № 1.2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

19

Зачет № 1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

17

§1. Перпендикулярность прямых и плоскостей

5 ч

20

Перпендикулярные прямые в пространстве.

1

21

Параллельные прямые,  перпендикулярные к плоскости.

1

22

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

1

23-24

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

2

§2. Перпендикуляр и наклонные.  Угол между прямой и плоскостью

6 ч

25-26

Расстояние от точки до плоскости.

2

27-28

Теорема о трех перпендикулярах

2

29-30

Угол между прямой и плоскостью.

2

        §3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей

4 ч

31

Двугранный угол.

1

32-33

Признак перпендикулярности двух плоскостей

2

34

Прямоугольный параллелепипед.

1

35

Контрольная работа №2.1 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

36

Зачет № 2  по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

Глава III.  Многогранники

12

§1. Понятие многогранника. Призма

3 ч

37

Понятие многогранника.

1

38-39

Призма, площадь поверхности призмы.

2

§2. Пирамида

3 ч

40-41

Пирамида. Правильная пирамида.

2

42

Усеченная пирамида. Площадь поверхности пирамиды.

1

§3. Правильные многогранники

4 ч

43

Симметрия в пространстве.

1

44-45

Понятие правильного многогранника

2

46

Элементы симметрии правильных многогранников.

1

47

Контрольная работа №3.1 по теме «Многогранники»

1

48

Зачет № 3 по теме «Многогранники»

1

Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

3

49

Параллельность прямых и плоскостей

1

50

Перпендикулярность прямых и плоскостей

1

51

Многогранники

1

Тематическое планирование по геометрии 11 класс

Пункт

§

Содержание материала

Кол-во

часов

Глава IV.  Векторы в пространстве.

6 ч

§1 Понятие вектора в пространстве.

1 ч

1

Понятие вектора

1 ч

§2 Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

2 ч

2

Сложение и вычитание векторов.

1 ч

3

Умножение вектора на число.

1 ч

§3. Компланарные векторы.

2 ч

4

Компланарные векторы.

1 ч

5

Разложение вектора.

1 ч

6

Зачёт №4 по теме «Векторы в пространстве»

1 ч

Глава V. Метод координат в пространстве

11 ч

§1. Координаты точки и координаты вектора.

4 ч

7

Прямоугольная система координат в пространстве.

8

Координаты вектора

9

Связь между координатами векторов и координатами точек

1 ч

10

Простейшие задачи в координатах

§2.Скалярное произведение векторов.

5 ч

11

Угол между векторами.

1 ч

12

Скалярное произведение векторов

1 ч

13-14

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

2 ч

15

Движение.

1 ч

16

Контрольная работа  № 5.1 по теме «Метод координат в пространстве» 

1 ч

17

Зачет №5 по теме «Метод координат в пространстве» 

1 ч

Глава VI . Цилиндр, конус и шар

13 ч

§1 Цилиндр

3 ч

18

Понятие цилиндра

1 ч

19-20

Площадь поверхности цилиндра.

2 ч

§2. Конус

3 ч

21

Понятие конуса.

1 ч

22

Площадь поверхности конуса.

1 ч

23

Усечённый конус.

1 ч

§3. Сфера.

5 ч

24

Сфера и шар.

1 ч

25

Уравнение сферы

1 ч

26

Взаимное расположение сферы и шара

1 ч

27

Касательная плоскость к сфере.

1 ч

28

Площадь сферы.

1 ч

29

Контрольная работа  № 6.1 по теме « Цилиндр, конус, шар»

1 ч

30

Зачет № 6 по теме « Цилиндр, конус, шар»

1 ч

Глава VII. Объёмы тел.

15 ч

§1. Объём прямоугольного параллелепипеда

2 ч

31

Понятие объёма.

1 ч

32

Объем прямоугольного параллелепипеда

1 ч

§2. Объем прямой призмы и цилиндра

3 ч

33

Объём прямой призмы.

1 ч

34-35

Объём цилиндра.

2 ч

§3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

4 ч

36

Вычисление объёмов тел.

1 ч

37

Объём наклонной призмы.

1 ч

38

Объём пирамиды.

1 ч

39

Объём конуса.

1 ч

§4. Объём шара и площадь сферы.

4 ч

40

Объём шара.

1 ч

41

Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

42-43

Площадь сферы.

44

Контрольная работа  №7.1  по теме «Объемы тел»

1 ч

45

Зачёт №7 по теме «Объемы тел»

1 ч

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии.

6 ч

46

Параллельность прямых и плоскостей.

1 ч

47

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

1 ч

48

Многогранники.

1 ч

49

Векторы в пространстве.

1 ч

50

Цилиндр, конус и шар.

1 ч

51

Объёмы тел.

1 ч

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов, математических диктантов;
  • тематический контроль в виде  контрольных работ;
  •  входной и итоговый контроль в виде контрольной работы.

Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются промежуточные предметные планируемые образовательные результаты.

В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, самостоятельные работы, творческие работы, контрольные работы по темам, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др.).

Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана, в том числе и сроков изучения темы / раздела / предметного курса.

Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения промежуточных планируемых результатов по предмету, которые приводятся в учебных методических комплектах к учебникам, входящих в федеральный перечень, и в рабочих программах. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для текущей коррекции учебной деятельности и ее индивидуализации.

        Формы контроля внутренней оценки: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, тестов и самостоятельных работ с дифференцированным оцениванием. Промежуточная аттестация проводится по завершению курса в форме тестирования или контрольной работы.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы,                                                                                                                                                                                        

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • ноутбук;
  • проектор;
  • интерактивная доска.

Список литературы

Для реализации рабочей  программы используется  УМК:

  • Учебник Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын М: Просвещение, 2004 г
  • Учебник Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк. М: Просвещение, 2004 г
  • Учебник Геометрия, 10-11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Л. С. Атанасян, В, Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и другие.

Интернет – ресурсы:

     http://reshuege.ru

  • Банк заданий (ФИПИ)    (базовый уровень)
  • Подготовка к олимпиадам и ЕГЭ по математике. Методические материалы

     http://mathus.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Математика: алгебра и начала анализа; геометрия" для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания 2015 -2016 уч.год

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯОбласть применения рабочей программыРабочая программа общео...

Рабочая программа учебного предмета «математика (алгебра и начала анализа)» (базовый уровень) для 10 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...

Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) базовый уровень среднее общее образование

Рабочая программа по математике базового уровня СОО по УМК Алимова, Атанасяна...

Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) для базового уровня СОО

Рабочая программа по математике для базового уровня для среднего общего образования. Разработана по УМК  Ш.А.Алимова и Л.С.Атанасяна....

Рабочая программа по дисциплине: «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия для специальности: 20.02.04 «Пожарная безопасность»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Пожарная безопасность»Программ...