Социодидактический подход при изучении обыкновенных дробей
статья (5 класс)
В статье рассматривается социодидактический подход при изучении обыкновенных дробей на уроках математики в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социодидактический подход при изучении обыкновенных дробей | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Социодидактический подход при изучении обыкновенных дробей
на уроках математики
Цели изучения темы «Обыкновенные дроби»: формировать умения отмечать дробные числа на координатном луче; читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия с дробями; воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе; содействовать рациональной организации труда.
Результаты обучения:
Предметные–систематическое развитие понятия числа; выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами.
Метапредметные–создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности.
Личностного развития – развитие логического мышления; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность; развитие интереса к математическому творчеству.
Системы уроков по теме «Обыкновенные дроби» 6 класса.
№ | Тема | Содержание | Тип урока |
1. | Основное свойство дроби | Выучить основное свойство дроби, уметь, иллюстрировать его с помощью примеров, научиться иллюстрировать основное свойство дроби на координатном луче. | Урок ознакомления с новым материалом |
2. | Сокращение дробей | Научится сокращать дроби, используя основное свойство дроби, научится применять сокращение дробей для решений | Комбинированный урок |
3. | Приведение дробей к общему знаменателю | Освоить алгоритм приведения дробей к общему знаменателю, совершенствовать навыки приведения к наименьшему общему знаменателю. | Урок применения знаний и умений |
4. | Сравнение дробей с разными знаменателями | Научиться сравнивать, вспомнить основные правила сравнения дробей, применять наиболее действенные способы сравнения. | Урок проверки и коррекции знаний |
5. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Освоить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться правильно применять алгоритм сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. | Закрепление изученного материала |
6. | Сложение и вычитание смешанных чисел | Составить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел, и научиться применять его, применять алгоритм при решении уравнений и задач, выбирая наиболее рациональный способ в зависимости от исходных данных. | Комбинированный урок |
7. | Умножение дробей | Алгоритм умножения дроби на натуральное число, умножение обыкновенных дробей и научиться применять эти алгоритмы; составить алгоритм умножения смешанных чисел и применять его, научиться возводить его в степень. | Урок ознакомления с новым материалом |
8. | Нахождение дроби от числа
| Находить часть от числа, проценты от числа, решать простейшие задачи на нахождение дроби от числа. | Контрольная работа (текущий контроль) |
9. | Деление | Составить алгоритм деления дробей и научиться его применять, а так же и для деления смешанных чисел. | Закрепление изученного материала |
10. | Нахождение числа по его дроби | Научиться находить число по заданному значению его дроби, его процентов. Научиться применять нахождение числа по его дроби при решении задач. | Комбинированный урок |
11. | Дробные выражения | Систематизировать знания и умения учащихся по этой теме. | Закрепление изученного материала |
В классах встречаются обучающиеся с разными уровнями подготовки, способами (возможностями) усвоения данного материала. На уроках школьники учатся работать самостоятельно, общаться, помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища. Особое внимание учитель обращает внимание на то, чтобы учащиеся самостоятельно учились формировать цели и задачи на уроке. Обязательно учитывать базовую подготовку учащихся. Чаще всего выделяется в классе три группы обучающихся.
Обучающиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание математических правил в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один-два шага, не умеют вести поиск решения. Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в первую группу. Здесь могут быть обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу плохой систематической подготовки к урокам. Вместе с тем эту группу составляют обучающиеся, относящиеся к разным уровням обучаемости. Те из них, кто имеет высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении обычно быстро переходят на более высокий уровень развития.
Обучающиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач. У этих школьников не сформированы эвристические приемы мышления.
Третью группу составляют обучающиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия.
Дидактическая игра «Светофор»
Цель: закрепить и обобщить вычислительные навыки обучающихся на сложение и вычитание обыкновенных дробей.
Правила игры: Каждому обучающемуся выдается конверт с заданием и три кружка трех цветов (красный, желтый, зеленый) с ответами. Школьник выполняет задание и выбирает кружок с верным ответом, который должен наклеить на планшет своего ряда под номером своего конверта. Если все обучающиеся одного ряда справились верно со своими заданиями, то в ряду на планшете должны быть круги одного цвета: 1 ряд- красные, 2 ряд- желтые, 3ряд – зеленые. Неверные ответы будут видны (так как будет кружок другого цвета).
Карточки-задания 1: Карточки составляются индивидуально для каждого уровня развития. Учитель раздает задания сам.
- Запишите частное в виде дроби (для обучающихся I группы)
а) 1:12
б) 5:6. Укажите делимое, делитель, числитель и знаменатель.
- Запишите дробь 3:19 в виде частного (для обучающихся II группы).
- Запишите в виде дроби число (для обучающихся III группы).
а) пять восьмых
б) девять сороковых
в) пятьсот семь сотых
Карточки-задания 2:
1.Сравните дроби (для обучающихся I группы)
а) 2/7 и 5/7; б) 1/8 и 1/15; в) 8/11 и 3/11
2. Дана дробь 4/7 (для обучающихся II группы)
а) на сколько равных частей разделили целое, чтобы получить эту дробь?
б) сколько таких частей взяли?
3. Что больше (для обучающихся III группы).
а) 2/3 от 3/5м или 3/5 от 2/3м?
б) найдите число, 3/11 которое равно 99.
Карточки-задания 3:
1. Решите задачу (для обучающихся I группы):
От дыни массой 2 кг 400г Ване отрезали 1/5 дыни, а Маше–1/6 дыни. Чему равна масса каждого отрезанного куска? Сколько граммов дыни осталось?
- Решите задачу (для обучающихся II группы):
Петя готовил уроки 1ч 40 мин. На математику он потратил 1/5 этого времени, а на историю–1/4оставшегося времени. Сколько минут Петя готовил уроки по математике и сколько по истории?
- Решите задачу (для обучающихся III группы):
Начертите квадрат со стороной 6 клеток. Разделите его на 3 доли и закрасьте 2/3 квадрата. Какая часть квадрата осталась не закрашенной?
Методическая система обучения обыкновенным дробям имеет следующую структуру: цели, содержание, форма, методы, средства. Цели определяются программой по математике. Они реализуются в учебниках.
Использование дидактических игр связанно с необходимостью усиленного познавательного интереса к изучению обыкновенных дробей. Урок - это «клеточка» методической системы обучения математике. Он имеет ту же структуру, что и методическая система обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ-технологии при изучении темы "Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число"
Презентация по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей на натурально число" . 5 класс. Учебник Зубарева И.И., Мордкович А.Г....
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Использование ИКТ при изучении раздела «Обыкновенные дроби» в МКОУ КШ VIII вида
В статье затрагиваются трудности изучения обыкновенных дробей в коррекционной школе VIII вида. Описываются приемы использования информационных технологий....
Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»
Доклад: Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»...
Изучение обыкновенных дробей учащимися с нарушением слуха
Вместе со своим научным руководителем Ивановой Ольгой Владимировной мы опубликовали статью в научно-методический электронный журнал "Концепт". В статье собраны основные методические методы и...
Технологические карты изучения темы Доли. Обыкновенные дроби.
Технологические карты изучения темы Доли. Обыкновенные дроби....
Изучение темы "Обыкновенные дроби" в 5 классе для обучающихся с РАС
Методическая разработка для изучения темы "Дроби" в 5 классе для обучающихся с РАС (I вариант)....