Уроки математики
презентация к уроку по математике (5 класс)
Действия с рациональными числами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystviya_s_ratsionalnymi_chislami.rar | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок
математики и географии.
6 класс
Урок – путешествие
по озеру Байкал.
Тема: «Действия с рациональными числами».
Подготовила:
учитель математики
Шкилёва И.И.
с. Атемар 2006г.
Тема. «Действия с рациональными числами».
Цель.
- Закрепление действий с рациональными числами.
- Развитие познавательных интересов.
- Знакомство с озером Байкал, его флорой и фауной.
Оборудование.
- Выставка книг об озере Байкал (статьи, фотографии, иллюстрации).
- Выставка рисунков «Чудо – озеро».
- Конверт с раздаточным материалом.
- Магнитофон.
Организационный период:
1) подготовка выставки книг;
2) классный час «Чудо – озеро»;
3) оформление выставки рисунков.
По ходу всего урока вместе с учителем урок ведут консультанты. Это дети, заранее подготовившие интересные мини рассказы об озере, содержание которых связано с текстом решаемых упражнений.
На парте у каждого ученика лежит конверт с раздаточным материалом, в котором находится всё необходимое для решения задач.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке у нас гости. И мне бы хотелось, чтобы у нас в гостях им было хорошо. А это зависит от нас вами. Я надеюсь, что вы сделаете всё, чтобы гости ушли от нас с хорошими впечатлениями!
Тема нашего урока: «Действия с рациональными числами». (Слайд № 1)
Задачи урока: На этом уроке мы закрепим при выполнении упражнений действия с рациональными числами, познакомимся с историческими сведениями, связанными с озером Байкал.
(Слайд № 2)
А сейчас откройте рабочие тетради и запишите число и тему урока.
- Актуализация знаний.
Давайте повторим правила вычисления чисел с разными знаками и действия с десятичными и обыкновенными дробями:
- Какое число называется рациональным?
- Какие действия выполняются с рациональными числами?
- Сложение и вычитание рациональных чисел.
- Умножение и деление рациональных чисел.
- Ознакомление с природными особенностями озера Байкал.
(Звучит песня «Славное море, священный Байкал»)
(Слайд № 3, пока выступают учитель географии и консультанты, на экране листается фотоальбом)
Учитель географии:
Сегодня на уроке мы познакомимся с озером Байкал, с его флорой и фауной.
Озеру Байкал 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения. Оно содержит 20% мировых запасов пресной воды. На Байкале водится уникальное животное – нерпа, а её детёныша называют хубунок. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиною 1мм. - эпишура. В нём водится уникальная рыбка голомянка, длина которой 15 см, целиком состоящая из жира. Этой рыбкой питается нерпа. Глядя сквозь неё, можно читать газету.
Учитель математики:
Много экспедиций до сих пор изучают Байкал, настолько он таинственен и загадочен. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным озером – морем и одновременно повторим правила действий с рациональными числами.
Консультант 1.
(Фрагмент из книги «Байкальская сторона»).
…Посмотрел господь: неласковая вышла земля, как бы не стала на него обижаться. И, чтобы не держала на него обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал.
Консультант 2.
Это единственное в мире море – озеро, которое полностью покрывается льдом. Если прислушаться стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет Байкал. Лед такой прозрачный, что с берега можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3 – 4 м, а на воде – на глубине 12 – 40 м.
4) Выполнение упражнений.
Работа в тетрадях.
Задача №1. (Слайд № 4)
Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях – 15-20 см.
Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ехать автотранспорт?
Выполни вычисления с помощью блок-схемы:
Ответ: 35 см.
Консультант 1.
При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым. Заметим, что при больших морозах Байкал может промерзнуть от 1,3 до 2,5 м.
Консультант 2.
Есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, это полынья длиной 3 –5 км. Она существует благодаря большой скорости течения. Здесь зимуют 8 – 12 тысяч водоплавающих птиц.
Учитель математики: Как называется это место, ты узнаешь, решив примеры. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в название.
Задача №2. (Слайд № 5)
Первое слово:
1) -2,5 + 2; 4) 3/4 - 7/4; 7) –5/9 : (-5/27);
2) 3,5 - 4,5; 5) 3/2 ∙ ( -2/9 ); 8) –4,7 : 0;
3) –4,5 ∙ (-2); 6) 4 : ( -2/3); 9) -11:10;
Второе слово:
10) –3 ½ + 6 ½; 12) -1/8 + 9,125; 14) -4/3 ∙ 1/4;
11) –0,125 ∙ 8; 13) -3 ¼ + 0,25; 15) 2 ½ - 4,5;
-0,5 | -1 | 9 | -1/3 | -6 | 3 | нельзя | -1,1 | -3 | -2 |
ш | а | м | н | с | к | и | й | е | ь |
Консультант 1.
Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал.
Более 100 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число рек, несущих свои воды в Байкал. Однако, благодаря постоянно работающим экспедициям, это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а ….
Задача №3. (Слайд № 6)
Сколько рек впадает в Байкал, узнает тот, кто правильно выполнит следующие действия:
(( -8 + 3 ½) + (-3,42 – 5,68)) ∙ (-40).
Ответ. 544.
Консультант 2.
Это число назвал Бояркин в1964 г. Из них 6 рек крупных, 117 - свыше 10 км; 40 -до 8 км; 84 - до 6 км; 132 - до 4 км; 142 - до 2 км. Со стороны восточного берега в Байкал впадает 324 реки, а с западного 220 рек. Водобассейн озера составляет 540 034 кв. км. Реки ежедневно приносят в Байкал 60 куб. км. воды, примерно столько же приносит Ангара.
Консультант 3.
На протяжении многих веков Байкал славится своими рыбными запасами.
Задача № 4. (Слайд № 7)
Учитель математики: Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Вопросы:
- Она бывает десятичной и обыкновенной.
- Число, стоящее над дробной чертой.
- Один из компонентов деления.
- Число, стоящее под дробной чертой.
- Число, при котором данное равенство принимает верное значение.
Консультант 1.
Длина осетра достигает 1-2 м, а вес 20 кг. Осетровые относятся к пресной деликатесной рыбе. В 1823 г. его улов составлял 1000 пудов.
1 пуд =16 кг 400г;
В 1000 пудах 16 400 кг.
Консультант 2.
Рыбу для продажи перевозили живой. Но с помощью какого приспособления в свежем виде доставляли осетров в Иркутск, вы узнаете, решив следующую задачу.
Задача № 6. (Слайд № 8) Работа устно.
у а к н к
- К -2/3 прибавь заданные дробные числа.
- Расположи результаты в порядке возрастания.
- Из заданных букв составьте слово.
Ответ. Кукан.
Консультант 2.
Специально свитую пеньковую веревку длиной 2 сажени продергивали через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок петля. Осетров вылавливали, продергивали куканы и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плыла за лодкой. Затем на подводу стелили мох, обливали его водой, укладывали рыбу, сверху опять мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали опять в воду, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводы и везли в Иркутск уже по Ангаре, сохраняя живой.
5) Работа с учебником.
Откройте, пожалуйста, учебник на странице 215 и выполните №………….
6) Домашнее задание (находится в конверте на карточках)
(Слайд №9)
а) Учитель математики: Много интересного хранит в себе Байкал. Решив задачи 7-9 дома, вы узнаете:
- Сколько островов на Байкале?
- Найдете площадь самого большого острова Ольхон.
- С какой скоростью дует ветер Сарма, который может сорвать крыши домов и сбросить скот с берега в Байкал?
На эти вопросы мы ответим на следующем уроке.
б) страница 213, пункт 37.
Консультант 1.
Самым большим островом является Ольхон. Это – остров-заповедник, где много пещер с наскальными рисунками, с разнообразной флорой и фауной. Въезд туда платный.
Консультант 2.
На Байкале ветры имеют много названий. Это Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, но есть еще один ветер, название которого Сарма. Этот ветер образуется в Сарминском ущелье, в районе поселка Сарма. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал.
Учитель географии:
Байкал – красивейшее озеро мира! Гордость и богатство нашей страны, жемчужина природы Сибири. «Голубыми глазами» земли называют озера, они всегда желанны на суши. Как у реки, дерева, человека у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости и умирает. Люди должны помнить об этом, и заботится, о них как о живых - продлевая их жизнь, об этом вы должны помнить и сейчас, и когда станете взрослыми. Ведь у каждого в жизни «будет свой Байкал».
7) Подведение итогов урока. Если останется время, то можно показать фотоальбом (Слайд № 10).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задача №2. Подпишите соответствующую букву
Первое слово:
1) -2,5 + 2= 4) 3/4 - 7/4= 7) –5/9 : (-5/27)=
2) 3,5 - 4,5= 5) 3/2 ∙ ( -2/9 )= 8) –4,7 : 0=
3) –4,5 ∙ (-2)= 6) 4 : ( -2/3)= 9) -11:10=
Второе слово:
10) –3 ½ + 6 ½ = 12) -1/8 + 9,125= 14) -4/3 ∙ ¼=
11) –0,125 ∙ 8= 13) -3 ¼ + 0,25= 15) 2 ½ - 4,5=
Задача № 4. Заполните кроссворд.
Задача № 6. Подставьте вместо точек число, расположите их в порядке возрастания.
- …….= у
- …….= а
- …….= к
- ………= н
- ………= к
Домашнее задание:
а) Задача № 7.
Выполнить следующие вычисления, и вы узнаете, сколько островов на Байкале.
(2/7 – 3/9) ∙ (2,5 – 12 ½) : 1/63 =
Задача № 8.
Протяженность острова Ольхон 70 верст - длина, 11 верст – ширина.
Одна верста приблизительно равна 1,06 км.
Чему равна площадь острова? (в км2.)
Задача № 9.
Скорость ветра, который срывает крыши с домов и сбрасывает скот с берега в Байкал, вы узнаете, если сложите все ответы, и из суммы вычтите 13.
- 3,8 : 0,2 ;
- 2,5 :;
- (4,7 + 4 3/10 ) ∙ 2;
- 21,1 – 2,84 : 0,4 ;
- 4,6 –.
б) Страница 213, пункт 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...