Тела вращения
презентация к уроку по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Геометрические тела.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Метапредметная тема: содержание и форма.
Цели урока:
Образовательно-развивающие:
- создать условия для развития пространственного воображения, познавательного интереса посредством содержания и формы;
- учащиеся должны иметь представление о геометрических телах вращения и многогранниках;
- учащиеся должны распознавать тела вращения и многогранники;
- учащиеся должны иметь общее понятие о шаре, цилиндре и конусе.
Воспитательные:
1. создать условия для формирования интереса к предмету геометрия, развитию коммуникативных отношений и патриотизма.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны:
- уметь оперировать понятиями: шар, конус, цилиндр, многогранник, тело вращения, поверхность тела;
- уметь распознавать изученные геометрические фигуры;
- уметь приводить примеры предметов, имеющих форму изученных тел вращения;
- уметь рассказывать о шаре, конусе, цилиндре.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Есть в математике нечто вызывающее восторг! Давайте попробуем определить, что же может нас с вами привести в восторг!
- Вы уже знакомы с геометрическими фигурами. Назовите их.
- А сегодня пополним свои знания, познакомившись с геометрическими телами.
- О каких геометрических телах пойдёт речь, вы узнаете, отгадав ребусы.
Ответ: шар.
Ответ: конус.
Ответ: цилиндр.
- И так, о чём сегодня пойдёт речь?
3. Объяснение нового материала.
Запишем в тетради число и тему урока: «Геометрические тела».
1) Начнём с цилиндра.
Оказывается, слово "цилиндр" произошло от греческого слова "кюлиндрос", означающего "валик", "каток" древние гречанки использовали его в качестве утюга. На рубеже XVIII – XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за большого сходства с геометрической фигурой.
Внимательно посмотрите на цилиндр (демонстрируется модель). Цилиндр, как мы видим, объёмная фигура. Возьмите в руки лист бумаги (Какую форму имеют листы?) и соедините таким образом (показывает учитель). Что у нас получилось (труба). Труба имеет форму цилиндра. Значит, поверхность цилиндра состоит из прямоугольника и двух кругов.
Цилиндр – это тело, полученное вращением прямоугольника вокруг прямой, содержащей его сторону. Строится модель цилиндра в конструкторе 3Д.
— Какие ещё предметы имеют цилиндрическую форму?
Варианты ответов: (стакан, карандаш – обратить внимание, что не все карандаши имеют форму цилиндра, многие баночки, кастрюли, бидоны, часть скалки и т.д.)
2) Слово "конус" произошло от греческого слова "конос", означающего сосновую шишку (показываю шишку). Действительно, есть некоторое сходство.
Конус, как и цилиндр, является пространственной фигурой. Поверхность конуса состоит из круга, который называется основанием конуса и боковой поверхности.
— Что же из себя представляет боковая поверхность?
Затрудняются ответить.
Трудно мысленно представить боковую поверхность конуса, поэтому, возьмём ножницы и бумажные конусы и разрежем их вместе со мной. (Техника безопасности)
— Что является боковой поверхностью конуса? Что это такое? Частью какой геометрической фигуры является эта фигура?
Ответ: часть круга.
Посмотрите: у меня в руках круг, я провела в нем радиусы, разрежу его на три части и, свернув каждую из них (показываю), получаю боковую поверхность конуса.
Конус – это тело, полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Строится модель конуса в конструкторе 3Д.
— Какие ещё предметы имеют форму конуса?
Варианты ответов:
3) Шар - это наиболее знакомая вам геометрическая фигура.
Шар – это тело, образованное вращением полукруга вокруг оси, содержащей его диаметр. Строится модель шара в конструкторе 3Д.
— Какие ещё предметы имеют форму шара?
- А что из себя представляет поверхность шара. (Пример с апельсином)
Сфера - это, можно сказать, оболочка или граница шара. Слово "сфера" произошло от греческого слова "сфайра", которое переводится на русский язык как "мяч".
Надо различать понятия "шар" и "сфера".
Мяч, глобус - это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара (показывается рисунок).
4) Итак, мы познакомились с тремя пространственными геометрическими фигурами - шаром, цилиндром и конусом. Вы должны знать, что пространственные геометрические фигуры ещё по-другому называют геометрическими телами. Оказывается, все геометрические тела математики раздели на две группы: тела вращения и многогранники.
Многогранник – это тело, ограниченное многоугольниками.
4. Закрепление нового материала.
Решение задач.
Задача 1
У ребят на столе лежат фигуры: прямоугольник, треугольник, круги разных диаметров, сектор. Учащиеся показывают фигуры, из которых состоит поверхность: цилиндра, конуса.
Задача 2
Из предметов какой формы сложена башня? Называйте сверху вниз.
Ответ: конус, куб, цилиндр.
Задача 3
Посмотрите на экран. Какую фигуру вы видите? Это трапеция (пока не знакомая вам фигура). А на какие фигуры мы сможем её разбить? А теперь скажите, что получится при вращении этой фигуры вокруг прямой? Попробуйте нарисовать! Один ученик работает у доски. Какую форму имеет получившееся тело? Что ещё можно сказать про получившееся у вас тело? А если я дорисую? Конечно ракета! А какое у нас сегодня число? Кто знает, какой праздник отмечает сегодня наша страна?
Задача 4
Работа в парах: на столе лежит конверт, в котором находятся рисунки геометрических тел, геометрические фигуры и предметы, похожие на геометрические тела. Вам следует разложить их по краям стола так, чтобы справа лежали тела вращения, а слева многогранники.
(Озвучить, что получилось)
- Было сегодня на уроке что-то, что вызвало у вас восторг?
- А хотите узнать, что вызывает восторг у меня? Это памятники архитектуры!
6. Релаксация
Итак, все задачи решены …
А сейчас скажите:
— Что нового мы узнали на уроке?
Ответ: изучали тела вращения: конус, шар, цилиндр.
— На какие две группы делятся все геометрические тела?
Ответ: многогранники, тела вращения.
— При вращении какой плоской фигуры образуется цилиндр?
Ответ: прямоугольника.
7. Домашнее задание: irina_shkileva@mail.ru – на этот адрес можете прислать мне ответ на вопрос: какие окружающие нас предметы напоминают нам геометрические тела.
Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за урок, за вашу активность, сообразительность.
И общение с вами у меня сегодня вызвало восторг!
Принес нам ящик почтальон –
Посылка мне и брату.
Ящик – куб, в нем шесть сторон,
Все стороны – квадраты.
– Цилиндр – что такое?
Спросил я у папы.
Отец рассмеялся:
– Цилиндр – это шляпа.
Чтоб иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так,
Это банка консервная.
Труба парохода – цилиндр,
Труба на нашей крыше – тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
– А Спасская башня на Площади Красной
И взрослым, и детям знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!
– Сказала мама: «А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочет
Считает звезды круглый год.
Конус – шляпа звездочета.
Вот такой он. Понял? То-то!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тела вращения
Урок обобщения и систематизаци знаний....
«Тела вращения, многогранники.»
Урок с применением РНК и отработка практического навыка применения формул...
Презентация "Тела вращения. Цилиндр"
В презентации представлен материал для изучения темы "Цилиндр"...
Презентация "Тела вращения"
Для проведения обобщающего урока в 11 классе по теме "Тела вращения"...
Презентация к зачету по теме: "Тела вращения". Геометрия 11 класс.
Зачет по теме предусматривает проверку теоретических знаний и умение применять теорию при решении задач....
Тела вращения. Цилиндр
Презентация по теме "Цилиндр", геометрия, 11 класс...
Самоанализ урока геометрии в 11 классе. Тема: "Тела вращения. Конус."
В помощь молодому учителю: Самоанализ урока....