Прикладная и практическая направленность обучения математике.
статья по математике

Ракитина Ирина Юрьевна

Прикладная и практическая направленность обучения математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладная и практическая направленность обучения математике.

Усиление  практической  направленности  преподавания  математики —одна  из  основных задач,  поставленных  перед  системой  образования  реформой  общеобразовательной  и профессиональной школы.Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно-математического цикла становятся не только базой для овладения специальными  знаниями:  они  выступают  в  качестве  квалифицированного  требования  к рабочим многих современных профессий.В  современной  школе  несколько  нарушилась  пропорция  между  теорией  и  практикой: учащиеся недостаточно владеют навыками работы с литературой, не умеют использовать полученные  знания  в  нестандартных  новых  ситуациях,  не  могут  привести  примеры математических  моделей  и  т.д.  Все  это  свидетельствует  об  ослабленной  практической направленности  обучения  математике,  выполняющей  две взаимосвязанные  функции: мировоззренческую и социально-педагогическую.Мировоззренческая  функция  реализуется  в  процессе  изучения  элементов  истории возникновения математических понятий, при установлении связей математики с другими дисциплинами, в процессе составления алгоритмов и т.д.Социально-педагогическая  функция  реализуется  через  решение  задач  профессиональной ориентации средствами математики, при осуществлении экономического воспитания, при решении задач оптимизации технологических процессов в современном производстве и т.д. Эти две функции очень тесно связаны между собой.В  школьном  курсе  математики  особую  ценность  составляют  задания,  показывающие применение теоретических положений и выводов для практической жизни. Формирование способности  и  умений  учащихся  применять  теоретические  математические  знания  вЦентр Онлайн Обучения «Экстерн» info@xtern.ruwww.xtern.ru+7(931) 283 85 58конкретных  ситуациях  осуществляется  в  процессе  целесообразного  педагогического воздействия   на   протяжении   длительного   периода   времени.   Высокий   уровень математической  подготовки  достигается  в  процессе  обучения,    ориентированного  на широкое  раскрытие  связей  математики  с  окружающим  миром,  в  конкретных производственных процессах.Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию  математических  знаний  в  будущей  профессиональной  деятельности, широкое использование в процессе обучения современной  компьютерной техники. Одним из путей осуществления прикладной направленности обучения математике являются задачи  с  практическим  содержанием  (прикладные  задачи),  раскрывающие  приложение математики  в  окружающей  нас  действительности  (вычисление  значений  величин, встречающихся в практической деятельности; построение графиков, диаграмм и т.д.). Задачи с  практическим  содержанием  используются  в  процессе  обучения  для  раскрытия  много-образия применений математики в жизни.Проблема математического образования в школе сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету математики. Не менее важной задачей является реализация возможностей предмета математики в развитии личности  учащихся. Важно подбирать материал, содержание которого способствует воспитанию нравственности, чувства долга, ответственности, —через раскрытие роли ученых в развитии математической науки, ознакомление с их мировоззрением и общественной деятельностью, через использо-вание текста условия задачи и подтекстуального содержания математических задач.Этимология  математических  терминов  и  объяснение  их  происхождения  способствуют хорошему запоминанию, правильному произношению и усвоению этих терминов.Включение  в  объяснение  нового  материала  отдельных  элементов  из  истории  развития математики  активизирует  учащихся  на  организацию  и  проведение  различных  форм внеклассной  работы:  историко-математические  кружки,  математические  вечера,  защита математических проектов и др.Математика обладает особыми возможностями для воспитания нравственных принципов. В процессе изучения математики у гуманитариев вырабатывается привычка к тому, что любая ошибка  в  вычислениях  или  неточность  в  рассуждениях  не  останется  незамеченной. Математика  формирует  целенаправленность,  системность,  последовательность.  Каждый ученик  должен  достаточно  точно  и  объективно  оценить  объем  своих  знаний  и  степень вложения в работу усилий, т.е. дать самооценку, очень важную для формирования личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прикладная и практическая направленность обучения математике в школе

С. Соболев.Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и ...

статья "Проблемы прикладной направленности обучения математике".

Статья написана для участия в региональной  научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения математикев школе и ВУЗе" (2012г.). В статье описан инновационный подход к преподаванию м...

От решения прикладных и практических задач по математике к решениям различных жизненных ситуаций .

Почему я считаю актуальной эту тему?Потому что интерес широких слоёв учащихся к математическим знаниям заметно снизился. Возможно ещё и потому, что уроки математики не дают достаточно убедительного от...

Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии

Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии и во внеурочное время...

Методическая тема "Прикладная и практическая направленность школьного курса биологии в 8-ом классе"

Анализ работы по внедрению разных методов и приемов, направленных на то, чтобы показать обучающимся как знания, полученные в школе могут пригодиться им в поседневной жизни....

Методические рекомендации по выполнению практических работ с прикладной (профессионально-ориентированной) направленностью по математике. Стереометрия

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Математика представляют собой часть учебно-методического комплекта по математике. Целью создания разработки является оказание п...

Доклад на тему: «Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ОВЗ»

    Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении лю...