ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
статья по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
"ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"
Выполнила:
Игнатьева Вера Аркадьевна, учитель математики МБОУ " Гимназии №36" Авиастроительного района г. Казани,
Казань – 2018 г.
Введение
Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей давно. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных, неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью. способностями, одаренностью, сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека.
Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Острота проблемы развития неординарных детей породила широкий интерес как со стороны исследователей, так и педагогов-практиков. В настоящее время разработаны специальные программы для детей, обладающих высоким уровнем умственного творческого развития. А в рамках целевой программы "Дети России" создана рабочая концепция "Одаренные дети", определившая стратегические ориентиры решения проблемы развития одаренных детей.
Работа с одаренными необходима для развития общественного интеллектуального потенциала, являющегося мощным фактором совершенствования социальной системы, разрешения задачи обеспечения опережающего развития интеллектуального уровня человека, социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача – выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя-предметника.
Актуальность данной работы состоит в том, что развитие способностей одаренных детей – одно из наиболее приоритетных направлений работы с обучающимися в свете современных требований к образованию.
Цель данной работы – выявить наиболее эффективные формы проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся.
Задачи исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогический литературы;
- определение понятий "одаренность", "одаренные дети";
- разработка плана проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся;
- разработка рекомендации по организации предметной недели в школе.
Методы исследования: анализ, обобщение, конспектирование, наблюдение.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы учителями-практиками в их педагогической деятельности в школе.
1.Теоретические основы работы с одаренными обучающимися
Понятие "одаренность" и "детская одаренность"
Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в современной психологии. Различные варианты концептуальных решений предложены многими специалистами (Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Дьяченко О.М., Н.С., Матюшкин А.М., Попова Л.В., Рензулли Дж., Шадриков В.Д., Холодная М.А., Юркевич В.С., и др.). Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления.
Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров. Примечательно, что в названии термин «одаренность» заменен на термин "потенциал".
Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и другие отмечают, что важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика. Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды.
Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.
Словосочетанием "одаренные дети" (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим, и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов "одаренность" и "дети" в ином сочетании – "детская одаренность". Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином "одаренные дети", подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – "детская одаренность". И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают две глобальные, вырастающие из одного корня задачи:
разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;
разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.
Виды одаренности
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предложил различать три категории способных детей.
Первая категория – это учащиеся с ранним проявлением интеллектуальных способностей.
Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отельным наукам и видам деятельности.
Третья категория – это дети с потенциальными признаками одаренности.
Для учащихся с ранним проявлением интеллектуальных способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума бывают настолько удивительными, что не заметить их невозможно. Возможно, что одно увлечение сменяется другим, но постоянным остается только неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой – либо искусства, науки или техники.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений. В неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе пока нет условий.
2. Методы и формы работы с одаренными детьми
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Наиболее популярные формы можно представить в таблице.
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя (декада) |
|
| |
Кружки, студии, объединения |
|
Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи, следовательно, предпочтительно использовать в работе с одаренными детьми следующие методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проектный.
Таким образом, правильно организованная работа с одаренными детьми позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Предметная неделя, как одна из форм организации работы с одаренными детьми
В целях поддержки интереса к предмету, выявления и развития природных задатков обучающихся в школах организуются и проводятся предметные недели, где каждый может проявить свои способности.
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников, развитию творческих способностей.
Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Можно выделить следующие задачи предметной недели:
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
- развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.
Проблема интересной предметной недели, как и хорошего урока – это проблема такого сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя. Могут проводиться конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, "блиц-турниры", конференции, экскурсии и многое другое.
Образец плана проведения недели математики
Мероприятия для обучающихся
№ п/п | Мероприятие | Класс | День недели | Время |
1 | Конкурс "Алло, мы ищем таланты" по номинациям – поэзия в математике (стихи в математике); – математическая сказка | 5 – 7 | В течение недели | |
2 | Конкурс стенгазет | 5-11 | В течение недели | |
3 | Математическая олимпиада | 9 – 11 | Понедельник | 13.00 |
4 | Внеклассное мероприятие "Математический поезд" | 5 | вторник | 13.00 |
5 | Математический КВН | 6 | среда | 14.00 |
6 | Беседы об ученых математиках | 10 –11 | 18.00 | |
7 | Математическое кафе "МАГ" (Математика: алгебра – геометрия) | 7–9 | четверг | 14.00 |
8 | Поле математических чудес | 5 –11 | пятница | 17.00 |
9 | Подведение итогов недели математики | 5 –11 | суббота |
Открытые уроки для учителей школы
№ п/п | Класс | Предмет | День недели | Тема урока | Учитель |
1 | 5 | математика | понедельник | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | |
2 | 6 | математика | вторник | Взаимно обратные числа | |
3 | 8 | математика | среда | Решение задач с помощью рациональных уравнений |
Рекомендации по организации и проведению предметной недели
В рамках предметной недели могут проводиться:
- предметные олимпиады;
- нетрадиционные уроки по учебному предмету;
- мастер-классы лучших учителей учебного заведения;
- внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
- массовые социально значимые или научно-познавательные мероприятия.
Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.
По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) могут поощряться администрацией учебного заведения, членами попечительского совета или спонсорами.
По итогам предметной недели рекомендуется определить состав команды учебного заведения для участия в городских (районных) предметных олимпиадах, провести набор в научное общество учащихся, организовать научно-практическую конференцию или творческий вечер старшеклассников.
По окончании предметной недели на заседании методического объединения учителей-предметников должен проводиться анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
Заключение
Организация работы с одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Нельзя отрицать, что предметные недели помогают выявить одаренных детей и в дальнейшем построить работу преподавателя с учетом способностей обучающихся.
Список литературы
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. – М., 1997.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.; Воронеж, 1997.
- Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
- Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг // Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М., 1997.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика, 2001. – № 4.
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2003.
- Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. – М., 1981. – 89 с.
- Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""
Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....
«Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх».
Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх.Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. ...
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей
Творческая работа, содержащая как теоретический так и практический материал по выявлению иразвитию одаренных детей на примере предметной недели по английскому языку...
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Предметная неделя в школе и ее попенциал...
Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".
В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исс...
Творческая работа по теме: Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Предметная неделя - это не только традиционное внеурочное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологически...
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ....