Урок математики в 5 классе "Деление с остатком при решении задач"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Крючина Елена Викторовна

Урок включает в себя интересные задачи, практического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5_klasse_delenie_s_ostatkom.rar781.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Авторы

Крючина Елена Викторовна, учитель математики МБОУ «Гимназия» города Моршанска Тамбовской области

Предмет  

Математика

Класс

5 класс

Тема урока

Деление с остатком при решении задач.

Тип урока

Урок  комплексного применения знаний, умений, навыков.

Планируемые результаты

Личностные: умение  выделять нравственный аспект поведения, умение вступать в диалог,  анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать и делать выводы; излагать и аргументировать свою точку зрения; развитие внимания, способности самооценки своих действий.

Метопредметные: развитие коммуникативной компетенции; рефлексии способов и условий действий; умения выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление регулятивных действий самоконтроля, оценки процесса и результатов деятельности;  участие в коллективном обсуждении проблем.

Предметные: обучающиеся научаться  решать задачи на деление с остатком.

Техники и технологии

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: применение умений и навыков;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Здоровьесберегающие технологии.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;
  • применяют умения и навыки при выполнении действия деления с остатком;
  • отвечают на вопросы;
  • самостоятельно решают задачи;
  • оценивают себя;
  • рефлектируют.

Ресурсы

УМК: Учебник - Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» М: Просвещение 2013 г.

Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Этап

урока и

его цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности школьников.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие  обучающихся

(слайд 1)

Проверка  готовности класса  к уроку; организация внимания.

Задаёт вопрос:

- Что такое урок?

(слайд 2)

На слайде:

У - успех

Р – радость

О - одарённость

К - коллектив

- Я надеюсь, что сегодня нас ожидает успех;

- мы испытаем радость;

- почувствуем себя одарёнными;

- в случае затруднения нам поможет коллектив.

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Отвечают на вопрос (ответы могут быть разными)

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Прогнозирование своей деятельности

Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Положительное отношение к учебной деятельности.

Актуализация ЗУН

Цель: Воспроизведение знаний, умений, необходимых для овладения новым материалом.

Предлагает выполнить задания на слайдах:

1.Устный счёт (слайд 3)

Выполни деление с остатком

19:4

44:5

68:7

52:17

100:12

Ответить на вопрос

- Как   называются компоненты  при делении с остатком?

 (слайд 4)

- Правило нахождения делимого

(слайд 5)

2. Выполните задание на нахождение делимого

(слайд 6)

1.Делимое - ?

Делитель - 5

Неполное частное - 5

Остаток  - 4

2. Делимое - ?

Делитель - 8

Неполное частное  - 5

Остаток – 3

3. Не вычисляя, найдите ошибку:

1. 79=3·26+4

2. 378=9·42+9

(слайд 7)

- Какие правила нужно знать, чтобы найти ошибку?

- Разбейте частные на три группы по определённому признаку.

( на доске на магнитах закреплены частные)

51:2; 76:5; 83:10; 187:2; 29:9; 65:3; 58:5.

Считают устно, отвечают на поставленные вопросы, отвечают правило, находят делимое.

19:4 = 4 (ост.3)

44:5 = 8 (ост.4)

68:7 = 9 (ост.5)

52:17 = 3 (ост.1)

100:12 = 8 (ост.4)

Отвечают:

Делимое,  делитель,   неполное частное, остаток.

Правило:

Чтобы найти делимое надо делитель умножить на неполное частное и  
прибавить остаток.

5·5 + 4 = 29

8·5 + 3 = 43

Выполняют задание «Найти ошибку»

1.Остаток должен быть меньше 3

2.Остаток должен быть меньше 9

Отвечают правила:

1.Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.

2.Остаток всегда  
меньше делителя».

 

Обучающийся выходит к доске, разбивает частные на группы по остатку от деления.

Остаток 1, остаток 2, остаток 3.

Самоопределение

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Оценка учителем уровня подготовки учеников

( словесная оценка)

Постановка целей, задач урока

Цель: Обеспечение мотивации учения детьми.

Формулировка  темы урока. Определение цели и  задач урока.    

Задаёт вопрос:

- Где в жизни может пригодиться умение делить с остатком?

Ответ на вопрос (слайд 8)

При покупке чего либо,  при расчёте   стройматериалов для ремонта,  при расчёте лекарств и т.д.  

Вместе с детьми формулирует тему урока, определяет цель   урока.

(слайд 9, 10)

Отвечают на вопросы.

В диалоге с учителем формулируют  тему урока, цель урока.

Самоопределение

Постановка учебной задачи  на основе известного.

Целеполагание.

Постановка вопросов.

Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Упражнения по образцу и в подобных условиях с целью выработать умение безошибочного применения знаний.

Цель: Отработка умений и навыков

Учитель предлагает изучить алгоритм решения задач на деление с остатком

1. Внимательно прочитай задачу.

2. Определи объекты о которых идёт речь  в задаче и  связь между ними.

3. Составь  план-условие задачи.

4. Реши задачу в соответствии  с планом.

 5 . Ещё раз внимательно прочитай вопрос к задаче,  обдумай его, и запиши правильный ответ.

(слайд 11)

 

Решить задачу:

Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?

(слайд 12)

У доски решают задачу.

Решение задачи:

1.7руб.20 коп. = 720 коп. и

60руб =

6000 коп.

2.6000: 720 =8 (ост. 240 )- можно купить на 60 руб.

Ответ: 8 сырков

Самоопределение

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Оценивание учителем действий обучающихся (отметка в журнал))

Физкультминутка

Цель: Смена деятельности, сочетание двигательной активности с развитием слухового восприятия, внимания и мышления обучающихся.

Задание.

- Я называю число, если оно делится нацело на 5, то вы поднимите руки вверх, если оно делится на 5 с остатком, то присядете:

26, 40, 15, 50, 38, 17, 25.

Обучающиеся  слушают учителя, и выполняют задание.

Развитие внимания, слухового восприятия, мышления.

Умение слушать

Применение обобщённых ЗУН в новых условиях

Цель: Упражнения для применения знаний и умений в изменённых условиях, творческое применение знаний и умений.

1.Учитель предлагает решить задачи на слайдах:

1. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

(слайд 13)

План решения

(слайд 14)

2. В доме, в котором живет Женя, один подъезд. На каждом этаже по 12 квартир. Женя живет в квартире 34. На каком этаже живет Женя?

(слайд 15)

Предлагает решить задачу самостоятельно,

затем проверить друг у друга (работа в парах)

3.    В летнем лагере 197 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 52 пассажиров. Сколько автобусов потребуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

(слайд16)

Спрашивает ответ на вопрос задачи.

Обучающиеся решают у доски задачи.

Решение:

1.750+25= 775(ч) вмещает теплоход.

2.775:70=11(ост. 5) понадобиться для перевозки 770 чел. и  ещё одна шлюпка для перевозки оставшихся 5 человек.

Ответ:12 шлюпок.

Решение:

1.34:12 = 2 (ост.10)

Ответ: на 3 этаже

Решают задачу, проверяют у соседа по парте.

Решение:

1.197+28 =    

 = 225(ч.)-всего

2.225: 52 = 4 (ост.17)

Ответ: 5 автобусов.

Озвучивают ответ.

Самоопределение

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Оценивание правильности решения задач у доски.

( отметка в журнал)

Итог урока.

Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Озвучивает выполнение задач, поставленных в начале урока.

Организовывает оценивание обучающимися

собственной работы на уроке, оценивает обучающихся.

Обращается к обучающимся  с вопросами:

- Какая была тема урока?

- Какую цель ставили?

 (слайд 17)

Давайте подумаем:

1.Научился ли я  решать задачи, которые изучали на уроке?

2.Что мне показалось самым сложным на уроке?

3.Что было интересно делать, а что нет?  

4.Достиг ли я поставленной цели?

(слайд 18)

Учащиеся проговаривают причины возникших на уроке затруднений, фиксируют способы исправления возникших ошибок, оценивают собственную работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Обучающиеся по желанию высказываются устно.

Формирование границ собственных знаний и незнаний; развитие адекватной позитивной самооценки.

Внесение необходимых коррективов на основе самооценки и учета характера сделанных ошибок.

Умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга.

Структурирование знаний.

Учитель оценивает словесно работу класса.

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Раздаёт карточки, на которых написано

домашнее задание:

1. Задача.

Лекарство необходимо принимать Сиропчику,  Гусле и Авоське в течении трех дней по 4 гр. 3 раза в день.  

Выпускается в упаковках по 10 таблеток по 2 гр.

Какое наименьшее количество упаковок

необходимо приобрести в аптеке?

2.Творческое задание: Придумать и решить задачу на деление с остатком.

(слайд 19)

Спасибо за урок!

(слайд 20)

Читают задание на карточках

Понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Уметь слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе на тему: «Решение задач на разностное и кратное сравнение».

Цель урока: закреплять умения решать задачи на разностное и кратное сравнение, Развивать мышление, математическую речь учащихся, прививать интерес к предмету.презентация находится на   http:...

Урок математики в 5 классе. Упрощение выражений. Решение задач

Урок по теме: "Упрощение выражений. Решение задач методом составления уравнений". Отработка навыков упрощения выражений, формирование  умений  решения задач методом составления уравнени...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: "Решение задач с обыкновенными бробями".

Данная методическая разработка позволяет обучить учащихся стериотипу решения задач с обыкновенными дробями, развивает логическое мышление школьников. ...

Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на проценты"

Использование приемов занимательности для закрепления учебного материала...

Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на дроби"

Практико - ориентированный урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на дроби"...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...