Урок математики в 5 классе "Деление с остатком при решении задач"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок включает в себя интересные задачи, практического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse_delenie_s_ostatkom.rar | 781.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Авторы | Крючина Елена Викторовна, учитель математики МБОУ «Гимназия» города Моршанска Тамбовской области |
Предмет | Математика |
Класс | 5 класс |
Тема урока | Деление с остатком при решении задач. |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. |
Планируемые результаты | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, умение вступать в диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать и делать выводы; излагать и аргументировать свою точку зрения; развитие внимания, способности самооценки своих действий. Метопредметные: развитие коммуникативной компетенции; рефлексии способов и условий действий; умения выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление регулятивных действий самоконтроля, оценки процесса и результатов деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем. Предметные: обучающиеся научаться решать задачи на деление с остатком. |
Техники и технологии | Методы:
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Здоровьесберегающие технологии. Организация деятельности обучающихся на уроке:
|
Ресурсы | УМК: Учебник - Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» М: Просвещение 2013 г. Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point |
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Формы оценивания | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||||
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности школьников. Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. | Приветствие обучающихся (слайд 1) Проверка готовности класса к уроку; организация внимания. Задаёт вопрос: - Что такое урок? (слайд 2) На слайде: У - успех Р – радость О - одарённость К - коллектив - Я надеюсь, что сегодня нас ожидает успех; - мы испытаем радость; - почувствуем себя одарёнными; - в случае затруднения нам поможет коллектив.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Отвечают на вопрос (ответы могут быть разными) | Умение выделять нравственный аспект поведения. | Прогнозирование своей деятельности | Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. | Положительное отношение к учебной деятельности. | |
Актуализация ЗУН Цель: Воспроизведение знаний, умений, необходимых для овладения новым материалом. | Предлагает выполнить задания на слайдах: 1.Устный счёт (слайд 3) Выполни деление с остатком 19:4 44:5 68:7 52:17 100:12 Ответить на вопрос - Как называются компоненты при делении с остатком? (слайд 4) - Правило нахождения делимого (слайд 5) 2. Выполните задание на нахождение делимого (слайд 6) 1.Делимое - ? Делитель - 5 Неполное частное - 5 Остаток - 4 2. Делимое - ? Делитель - 8 Неполное частное - 5 Остаток – 3 3. Не вычисляя, найдите ошибку: 1. 79=3·26+4 2. 378=9·42+9 (слайд 7) - Какие правила нужно знать, чтобы найти ошибку? - Разбейте частные на три группы по определённому признаку. ( на доске на магнитах закреплены частные) 51:2; 76:5; 83:10; 187:2; 29:9; 65:3; 58:5. | Считают устно, отвечают на поставленные вопросы, отвечают правило, находят делимое. 19:4 = 4 (ост.3) 44:5 = 8 (ост.4) 68:7 = 9 (ост.5) 52:17 = 3 (ост.1) 100:12 = 8 (ост.4) Отвечают: Делимое, делитель, неполное частное, остаток. Правило: Чтобы найти делимое надо делитель умножить на неполное частное и 5·5 + 4 = 29 8·5 + 3 = 43 Выполняют задание «Найти ошибку» 1.Остаток должен быть меньше 3 2.Остаток должен быть меньше 9 Отвечают правила: 1.Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток. 2.Остаток всегда
Обучающийся выходит к доске, разбивает частные на группы по остатку от деления. Остаток 1, остаток 2, остаток 3. | Самоопределение | Выделение и осознание того, что уже пройдено. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Оценка учителем уровня подготовки учеников ( словесная оценка) |
Постановка целей, задач урока Цель: Обеспечение мотивации учения детьми. Формулировка темы урока. Определение цели и задач урока. | Задаёт вопрос: - Где в жизни может пригодиться умение делить с остатком? Ответ на вопрос (слайд 8) При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов для ремонта, при расчёте лекарств и т.д. Вместе с детьми формулирует тему урока, определяет цель урока. (слайд 9, 10) | Отвечают на вопросы. В диалоге с учителем формулируют тему урока, цель урока. | Самоопределение | Постановка учебной задачи на основе известного. Целеполагание. | Постановка вопросов. | Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. | |
Упражнения по образцу и в подобных условиях с целью выработать умение безошибочного применения знаний. Цель: Отработка умений и навыков | Учитель предлагает изучить алгоритм решения задач на деление с остатком 1. Внимательно прочитай задачу. 2. Определи объекты о которых идёт речь в задаче и связь между ними. 3. Составь план-условие задачи. 4. Реши задачу в соответствии с планом. 5 . Ещё раз внимательно прочитай вопрос к задаче, обдумай его, и запиши правильный ответ. (слайд 11)
Решить задачу: Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей? (слайд 12) | У доски решают задачу. Решение задачи: 1.7руб.20 коп. = 720 коп. и 60руб = 6000 коп. 2.6000: 720 =8 (ост. 240 )- можно купить на 60 руб. Ответ: 8 сырков | Самоопределение | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | Оценивание учителем действий обучающихся (отметка в журнал)) |
Физкультминутка Цель: Смена деятельности, сочетание двигательной активности с развитием слухового восприятия, внимания и мышления обучающихся. | Задание. - Я называю число, если оно делится нацело на 5, то вы поднимите руки вверх, если оно делится на 5 с остатком, то присядете: 26, 40, 15, 50, 38, 17, 25. | Обучающиеся слушают учителя, и выполняют задание. | Развитие внимания, слухового восприятия, мышления. | Умение слушать | |||
Применение обобщённых ЗУН в новых условиях Цель: Упражнения для применения знаний и умений в изменённых условиях, творческое применение знаний и умений. | 1.Учитель предлагает решить задачи на слайдах: 1. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? (слайд 13) План решения (слайд 14) 2. В доме, в котором живет Женя, один подъезд. На каждом этаже по 12 квартир. Женя живет в квартире 34. На каком этаже живет Женя? (слайд 15) Предлагает решить задачу самостоятельно, затем проверить друг у друга (работа в парах) 3. В летнем лагере 197 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 52 пассажиров. Сколько автобусов потребуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город? (слайд16) Спрашивает ответ на вопрос задачи. | Обучающиеся решают у доски задачи. Решение: 1.750+25= 775(ч) вмещает теплоход. 2.775:70=11(ост. 5) понадобиться для перевозки 770 чел. и ещё одна шлюпка для перевозки оставшихся 5 человек. Ответ:12 шлюпок. Решение: 1.34:12 = 2 (ост.10) Ответ: на 3 этаже Решают задачу, проверяют у соседа по парте. Решение: 1.197+28 = = 225(ч.)-всего 2.225: 52 = 4 (ост.17) Ответ: 5 автобусов. Озвучивают ответ. | Самоопределение | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Оценивание правильности решения задач у доски. ( отметка в журнал) |
Итог урока. Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Озвучивает выполнение задач, поставленных в начале урока. Организовывает оценивание обучающимися собственной работы на уроке, оценивает обучающихся. Обращается к обучающимся с вопросами: - Какая была тема урока? - Какую цель ставили? (слайд 17) Давайте подумаем: 1.Научился ли я решать задачи, которые изучали на уроке? 2.Что мне показалось самым сложным на уроке? 3.Что было интересно делать, а что нет? 4.Достиг ли я поставленной цели? (слайд 18) | Учащиеся проговаривают причины возникших на уроке затруднений, фиксируют способы исправления возникших ошибок, оценивают собственную работу на уроке. Отвечают на вопросы. Обучающиеся по желанию высказываются устно. | Формирование границ собственных знаний и незнаний; развитие адекватной позитивной самооценки. | Внесение необходимых коррективов на основе самооценки и учета характера сделанных ошибок. | Умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга. | Структурирование знаний. | Учитель оценивает словесно работу класса. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Раздаёт карточки, на которых написано домашнее задание: 1. Задача. Лекарство необходимо принимать Сиропчику, Гусле и Авоське в течении трех дней по 4 гр. 3 раза в день. Выпускается в упаковках по 10 таблеток по 2 гр. Какое наименьшее количество упаковок необходимо приобрести в аптеке? 2.Творческое задание: Придумать и решить задачу на деление с остатком. (слайд 19) Спасибо за урок! (слайд 20) | Читают задание на карточках | Понимать личную ответственность за результаты деятельности | Самооценка на основе критерия успешности. | Уметь слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6 классе на тему: «Решение задач на разностное и кратное сравнение».
Цель урока: закреплять умения решать задачи на разностное и кратное сравнение, Развивать мышление, математическую речь учащихся, прививать интерес к предмету.презентация находится на http:...
Урок математики в 5 классе. Упрощение выражений. Решение задач
Урок по теме: "Упрощение выражений. Решение задач методом составления уравнений". Отработка навыков упрощения выражений, формирование умений решения задач методом составления уравнени...
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: "Решение задач с обыкновенными бробями".
Данная методическая разработка позволяет обучить учащихся стериотипу решения задач с обыкновенными дробями, развивает логическое мышление школьников. ...
Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на проценты"
Использование приемов занимательности для закрепления учебного материала...
Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на дроби"
Практико - ориентированный урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на дроби"...
Конспект урока математики в 3 классе по теме: «Решение задач на увеличение в несколько раз. Закрепление пройденного материала»
Урок математики, 3 класс, М.И.Моро с использованием здоровьесберегающих технологий....
Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...