урок по теме: " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Паршина Ирина Сергеевна

технологическая карта к уроку по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_parshina_i.s.doc547 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Паршина Ирина Сергеевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Тема урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цель урока

Содержательная: создание условий для формирования правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, обеспечение понимания учащимися правила с помощью практических заданий.

Деятельностная: выполнение системы упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать навыки по выполнению сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся:

-    информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую)

- учебно-познавательную (умение осуществлять мыслительные операции: синтез, обобщение, классификация, систематизация)

- коммуникативную (умение осуществлять взаимодействие с окружающими и владеть разными социальными ролями)

Задачи урока

образовательные:  актуализировать знания  об обыкновенных дробях; ввести  и сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

развивающие:  создать условия для развития  внимания, инициативы, воображения;   вести работу по развитию  математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать,  находить ошибки, делать выводы.

воспитательные: содействовать формированию  взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам математики.

Планируемые результаты

предметные – моделируют ситуации, требующие введения  правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к  новой теме и к изучению предмета;

метапредметные

регулятивные –  обнаруживают проблему « недостатка» знаний для выполнения действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;                                           

коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная  беседа с учащимися; работа с учебником; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, работа в группах.

Риски

 Тема урока не заинтересует учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы товарища; не получится планируемая  дискуссия при обсуждении ошибок  самостоятельной работы.

Средства обучения

1. Учебник:  Математика. Арифметика. Геометрия. 5 кл.: Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев,учебник для общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение».

2. Технологическая карта урока.

3. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Микроцель

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Приветствует учащихся.

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Напоминает о работе с маршрутными листами.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Подписывают маршрутные листы.

Включение учащихся в деловой ритм урока.

2.Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка усвоения учащимися предыдущей темы.

Координирует   деятельность учащихся.

Взаимопроверка д/з в парах по ключам, лежащим на каждой парте.

 

познавательные:

уметь анализировать объекты в ходе проверки домашнего задания

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

3. Устная работа (этап мотивации)

Заинтересовать учащихся.  Развивать  внимание, проверить усвоение учащимися  предыдущей темы

Подвести к формулированию темы урока и цели.

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.

- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались к кому они пришли в гости? (к Кролику)

-Кролик у нас ученый, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Винни – Пух и Пятачок вошли в дом к Кролику, нужно поработать. Поможем им, ребята?

- Дверь у Кролика волшебная. Ответим верно, значит откроется.

Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть двери закрашена красным цветом? Какая зеленым? А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке возрастания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть дверь.

- Кролик знает, что Винни – Пух очень любит мёд! Вот он и приготовил два горшочка с мёдом. Поможем Винни – Пуху определить какое количество мёда находится в горшочках. В первом -  от 700г, (200г). Молодцы!

- Винни – Пух съел весь мёд за 7 минут. Какую часть часа он затратил?

(ч)

- Кролик приглашает друзей пить чай с тортом.

Пятачок съел  торта, Винни – Пух -  торта.

- Ребята, ещё один гость! Кролик у нас воспитанный, он заботится о друзьях, волнуется, сможет ли он угостить ослика тортом? 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

- Как узнать? (надо посчитать, сколько кусочков торта осталось)

- Что для этого нужно сделать? (сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать? (складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

– Запишите число и тему урока.

1.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

- дают ответы на поставленные вопросы;

- читают и  определяют название дробей;

- сравнивают дроби;

- располагают числа в порядке возрастания (осуществляют сравнение дробей)

- разбивают числа на группы: правильные и неправильные дроби,

Выполняют самооценку.

2. Постановка проблемы: выдвигают предположение о теме урока.

Формулируют тему урока, цель урока. 

Записывают тему урока.

познавательные:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения  применять  полученные знания  при решении примеров;

 коммуникативные :

— формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать,

— отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки;

регулятивные:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Работа по новой

теме :

 а)этап построения проекта выхода из затруднения;

б) этап первичного закрепления;

в) этап  самостоятельной  работы.

Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, показать на примерах, как выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сформировать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий по теме.

-Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробейВспомним что показывает числитель?  Значит Пятачок съел 2 кусочка торта, Винни-Пух – 3.

Всего сколько кусочков торта съедено? (5). А сколько осталось? Как можно узнать?  

- Ну что, ребята, Кролик сможет угостить Ослика? (да)

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).

- Давайте запишем правило в тетрадь.

Тренажер №233 (отрабатываем алгоритм)

 - Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья. 

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует «+», ответу «нет» - «-».

 (Два ученика у доски на обратной стороне)

1) Я думаю, что сумма одной пятой и трёх пятых равна четырём пятым.

2) Я думаю, что разность одиннадцати тринадцатых и двух тринадцатых равна девяти тринадцатым.

3) Я думаю, что сумма пятнадцати двадцать вторых и пяти двадцать вторых больше единицы.

4) Верно ли, что http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_m7c9011f.gif = http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_14d0bec3.gif.

5) Верно ли, что http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_38a90701.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_mc2b6848.gif.

6) Я думаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_74a812b5.gif< 1.

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого.

Ключ: ++ -++-++ .

Критерии оценок:

 («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).

Выполним сложение.

Выполним  вычитание.

Проговаривают свои предположения. Выслушивают варианты одноклассников, делают выводы.

Записывают решения в тетради.

Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой.

Записывают правило сложения и вычитания обыкновенных дробей в буквенном виде в тетрадь, приводят примеры.

 +  =

 -  =

Отрабатывают умение применять правило сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач.

Решают текстовую задачу с опорой  на применение жизненного опыта:  анализируют условие задачи, объясняют ход решения, работают с зарисовкой и сопоставляют полученный результат с реальной жизнью.

Выполняют самостоятельную работу, сравнивают решение с эталоном, осуществляют взаимопроверку (самооценку),  согласно критериям.

Выставляют оценку, объясняют и обсуждают объективность выставленной оценки

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке.

Выполняют графический диктант.

Осуществляют взаимопроверку и оценку по заданным критериям.

познавательные:

- уметь анализировать  объект  с целью нахождения способа решения задачи;

- уметь использовать графическую информацию (чертежи), формулы, строить логическую цепочку рассуждений

- воспринимать текст  учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос.

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

коммуникативные:

учить точно и грамотно выражать свои мысли.

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

познавательные:

в ходе выполнения упражнений  отрабатывать умение выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

развивать умение применять математические знания к реальным жизненным ситуациям;

регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий;

коммуникативные:

уметь аргументировать свое мнение; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме управлять своим поведением (контроль, коррекция, оценка своего действия).

5. Контроль и самопроверка знаний(работа в группах)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу. Составим кластер. 

В переводе с английского языка кластер – грозди винограда. Вот мы с вами и составим эти грозди.

Работаем в группах (по 4 человека). Как мы будем работать? (слушать друг друга, прислушиваться и уважать мнение друг друга)

Карточки с заданиями. Нужно вставить в окна всё, что мы знаем о дробях (составление кластера). А затем выполните предложенные к кластеру задания.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятель-

но анализировать правильность выполнения действий и вносить  необходи-

мые коррективы.

5. Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет домашнее задание. (№ 544, № 545).

Задание  творческого характера по желанию – придумать сказку «Приключение дробей»

Записывают домашнее задание в дневник.

регулятивные: планировать  решения учебной задачи

личностные:

проводить самооценку, формировать мотивацию к изучению и закреплению нового.

6. Рефлексия.

Дать количественную оценку работы учащихся

Отметьте в маршрутных листах

У меня все получилось

Справился не полностью

Не справился

Отмечают результат своей деятельности в маршрутных листах, выбирают шарики и приклеивают на горе успеха

личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Цели:Образовательные.систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;повторение и закрепление приобретённ...

Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Цели:Образовательные.систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;повторение и закрепление приобретённ...

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект  урока по математике.  5 класс.    Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложени...

План «открытого» урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 кл.

В данном плане приведено подробное описани проведение урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями при решении практических задач" для учащихся 5 класса, а также описаны цели...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....