Анохина Галина Владимировна

Сайт учителя математики и физики

Всегда говори "всегда"

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: вовлечение учеников в исследовательскую деятельность

Увлечения: мотоцикл

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: ст Григорополисская, Новоалександровский городской округ.

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/g-v-anohina

О себе

Вся жизнь в одной школе с пятилетним перерывом на учебу в институте. Учась в школе, я мечтала стать философом. Философский факультет МГУ манил. «Заниматься поиском ответов на главные вопросы своего бытия,  изучать, осознавать, понимать мир как целое – вот цель философии, а значит и моя»,- думала я. Но судьба, как часто бывает, распорядилась  по-другому. Мир в целом, сейчас,  я изучаю  со  своими учениками, но с особой стороны – естественнонаучной. Я  - учитель!  

Каждый день я  мысленно  возвращаюсь к вопросам: «Что есть человек? Каково его место в мире?» Размышляя над ними, не могу отделить свою  педагогическую философию от философии жизненной. В чем она для меня? В обыденном, простом. В общении с духовно  близкими мне людьми. Я благодарна судьбе за то, что мой  учитель химии, Геннадий Семенович Данилов,  был для меня именно таким человеком. Готовясь к урокам, олимпиадам, конкурсам, я приходила к нему домой. Он усаживал меня в кресло, которое придвигал к большому раскладному столу. Меня всегда поражала огромная библиотека и шесть таких же огромных пальм, стоящих у трех таких же огромных окон в большой зале. Я как губка впитывала в себя эту атмосферу высокой культуры. Помню его жену, Марью Алексеевну, которая хлопотала около нас, ставя на красивых салфетках чашечки с чаем. Меня всегда смущало такое отношение ко мне, ученице. И я решала задачи по химии, желая доказать: «Я – самая сильная, я – самая умная. Вы во мне не ошиблись, мой учитель!» Я ждала встречи с этим человеком на уроке, вне урока,  вне школы. Только позже я поняла, что «детям нужно тепло и добро, осознание своей необходимости, и если ты (учитель) даешь это, связь с тобой становится многолетней. Ты не только преподаватель, но и учитель жизни». Я вернулась в свою школу после окончания института. Мой любимый учитель был опять рядом со мною. Я опять в его доме, за тем же столом, в том же кресле. Но теперь я – его коллега. Мы вместе готовимся к урокам, я обсуждаю с ним свои первые неудачные педагогические шаги, свои ошибки. Я прихожу к пониманию того, что как бы ни были высоки  знания учителя, и как бы ни была хороша его методическая подготовка, все этого окажется недостаточным, если не будут выстроены  между учителем и учеником правильные взаимоотношения, терпеливые, душевные, если не будет создан авторитет учителя. «Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы; они легко раздражаются  смехом или слезами, по пустякам предаются неумерной радости или горькой печали, не выносят боли и любят ее причинять, - они уже люди». Великие строки. Их цитировал мне мой учитель – коллега. И я понимала, что не должна озлобляться, ведь «каждое существо должно обладать качеством доброты – точно так же, как обладает качеством существования». И как бы быстротечно не менялось время, каким бы жестким не казался сегодняшний день, именно учителю необходимо оставаться требовательным, справедливым и … добрым. Ученик, не увидавший  красоты человеческих  отношений, будет нравственно обеднен. Ведь не случайно говорят, что  показателем цивилизации является, увы, не уровень богатства, не величие городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

На курсах по ФГОСам был задан такой вопрос: «Какие меры наиболее действенны в нашей стране в борьбе с коррупцией: законодательные, социальные, воспитательные?»

Мое мнение: прежде социальные, потом воспитательные, и только в заключении – законодательные. Так идеально верно, но на деле, сегодня, осуществить такую поэтапную  работу вряд ли представляется возможным. Я попытаюсь объяснить свою позицию.

В настоящее время  интеллекту человека придается слишком большое значение.  Считается, что чем умнее будут люди, чем выше будет их материальный достаток, тем лучше станет мир, и в нем воцарится порядок. Но данное утверждение  не подтверждается жизнью.  Регистрируются  новые неизлечимые болезни,  человек находится в постоянном стрессе по поводу заработка денег и своей обеспеченности, что дает открытое желание воровства и коррупции.  Духовные ценности уходят на второстепенный план. Только появление сильного гражданского общества может решить эту проблему. Почему? Потому что гражданское общество есть  совокупность людей, которые смогут самостоятельно, без помощи властных структур, предлагать и решать насущные, свои личные и общественные, проблемы. Я обращусь к сегодняшнему дню, чтобы с позиций нашего времени, более цельно понять  мысль об обществе и социуме,  воспитании. Если  ранее, в 20 веке, в СССР  мы больше говорили о коллективизме, о совпадении  личной активной жизненной позиции с коллективной и государственной, то,  например, в новом Законе об образовании (2013г) в едином предложении собрана вся парадигма и концепция воспитания молодого поколения сегодня: «…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры…»  Стали открыто говорить о свободе личности?! А что значит свободная личность? Я обратилась с этим вопросом к старшеклассникам. Ответы были обрывочными. В основном все пытались не рассуждать, а вспоминали определение из учебника по обществознанию. С этим же вопросом я обратилась к учителям. Ответы не очень отличались от ученических!  Следует риторический вопрос: для кого этот новый Закон об образовании?

«Бытие определяет сознание»  На мой взгляд, это террористическая гипотеза о личности человека. Бытие может вылипить  все, что угодно и кого угодно!  И тогда свобода личности не имеет смысла? Вы никто? Вы слепок социально-экономических связей? Бытие не может определять сознание !!!  Тем не менее в 1919 году Бухарин высказал идею о создании нового человека в своем Антропологическом  проекте. Исходя из него,  человек – биологическая машина, производственная единица в социалистическом обществе! И это о человеке! Увы, человеческая свобода «не возникает и не  начинается…- она «премирна и претварна»  Поэтому каждый человек индивидуален со своей «премирной свободой»  Как человек распорядится этой свободой? Сложный вопрос для каждого из нас. Но у каждого человека есть внутренний посыл на сознательное изменение жизни.  Это и есть росток свободы, ее проявление. Этот посыл (наконец, вспомнили о нем!!!) по замыслу редакторов нового Закона об образовании,  педагог   должен в ребенке поддержать, чтобы со временем у него развилась способность решать свои проблемы помимо и без участия государства. Но каковы механизмы взращивания этой свободной личности? Об этом закон умалчивает!!! А сами-то мы, учителя, свободные личности?  Ведь педагог живет в этом обществе, пропитанном коррупцией, он часть этого общества, он мыслит в соответствии с жизнью этого общества!  Как быть? Если мы, педагоги, каким-то чудным образом это поймем, осознаем и сможем понять механизмы взращивания этой свободной личности, то у нас будет крепкое гражданское общество, которое вместе с государственными органами будет выстраивать мощное российское государство. Мне близка мысль Сергея Николаевича Булгакова,  вбирающая в себя понимание цельности человеческой личности: «Для человека свобода осуществляется в нем и через него». Буквально на днях я слушала выступление нашего Главы муниципального образования. Дороги у нас ужасные, водопровод стар. И он предлагает: «Давайте напишем обращение к губернатору  с просьбой о помощи…»  Народ поддерживает, шумит! И только несколько человек высказали следующее суждение: «Давайте с каждого двора соберем по пятьсот рублей и приступим, наконец,  к укладке асфальтовой дороги»  Но ведь легче искать свои права, легче опираться на вышестоящие инстанции,  обращаться к людям при должностях с материальными возможностями! А не лучше ли обратиться к внутреннему миру человека? Это первое. А второе, задумайтесь, мы всегда ждем с надеждой изменений в экономике. И считаем, что они то и изменят все вокруг, и нас в том числе! Но, увы…

Только после взращивания в высокодуховном социуме свободных личностей можно не опасаться, что законы человеческого общежития будут нарушены. На сегодня все звенья «хромают».  Таков был мой ответ на поставленный вопрос.

Так в трудах течет жизнь, накапливается  человеческий и педагогический опыт  учителя.

Оглядываясь на свой жизненный путь (а мне уж более 50),  я вижу в нем три пройденных этапа: накопление знаний о мире вещей и людей, накопление опыта работы в школе с детьми; совершенствование представлений о знаниях, соответственно совершенствование методов работы; обобщение своего опыта.

К третьему пункту я отношусь чрезвычайно серьезно. Ибо это именно то, что покажет, кто я,  каково мое место в этом мире?

Я и сейчас бываю в доме моего учителя. Только теперь меня встречает его дочь, которая по профессии тоже учитель, кандидат биологических наук. Она приглашает меня за тот же стол. Я сажусь в то же кресло. Меня окружает та же высокая атмосфера человеческой культуры. Мы пьем чай, продолжая рассуждать о бытии…

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н. Толстой "Война и мир"

В. Пилевин "дженерал-П"

Моё портфолио

За годы работы накоплен большой методический материал, которым хочется поделиться. Услышать мнение тех, кто достаточно долго проработал в школе. И тех, кто только пришел...

Мои публикации:
Математика
Работа с родителями
Разное
Сценарии праздников
Физика
Публикации моих учеников:
Научно-техническое творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы