Сценарий математической игры «Математик-бизнесмен»
методическая разработка по математике
Представлен сценарий математической игры «Математик-бизнесмен» состоящий из логических задач. Для разновозрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematik-biznesmen.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий математической игры «Математик-бизнесмен».
Тема учебного занятия: «Невозможность существования экономики без математики».
Цель учебного занятия: показать неразрывную связь математики и экономики.
Задачи учебного занятия: знакомство с такими понятиями как «капитал», «стоимость», «банк»; развитие эрудиции, памяти, интеллектуальных способностей, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; отработка счетных навыков; повышение уровня математического развития и расширение кругозора; формирование представлений о математике как части общечеловеческой структуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; воспитание (совершенствование) чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, культуры поведения в группе и культуры диалогового общения.
Форма учебного занятия: игра – командное соревнование.
Формы организации работы: индивидуально-групповая.
Материально-техническое оснащение занятия: аудитория с интерактивной доской и мультимедийным проктором для использования презентации, парты и стулья, карточки с вопросами для участников, карточки в виде подсказок, призы.
Методы обучения: частично-поисковый метод и метод проблемного обучения.
Планируемый результат занятия: донести до учащихся идею значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.
План учебного занятия:
1. Вводная, организационная часть (5 минут).
2. Основная часть (50 минут).
3. Заключительная часть (5 минут).
Ход учебного занятия
- Организационная часть
Слова ведущего: «Добрый День, дорогие участники, гости и болельщики. Мы рады приветствовать вас на игре «Математик-бизнесмен». Надеюсь, что наша встреча будет интересной и плодотворной. Поприветствуем команды и их капитанов.
Математические знания и умения используются человеком в разных сферах деятельности. В расчетах по использованию семейного бюджета, при покупке продуктов, вещей за наличный расчёт и в кредит и т.д. Сегодня вам предлагаются роли представителей бизнеса, правителей банка.
Сегодня вы будете зарабатывать деньги путём совместного решения различных жизненных и просто математических задач. Так как каждому заданию будет соответствовать определенное время выполнения, то вам необходимо организовать работу по рациональному использованию времени и сил.
Правила нашей игры таковы:
1. Команды представляют собой правление банка, а капитан команды является президентом банка. Капитан команды (президент банка) имеет право принимать окончательное решение по каждому заданию игры.
2. Каждая команда в начале игры имеет стартовый капитал – определенную сумму денег – 50 000 рублей.
3. В случае верного решения задачи капитал банка увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то капитал банка уменьшается на 100 % стоимости задания, если другая команда даст правильный ответ.
4. Командам дается время на обдумывание задания от 1 до 5 минут в зависимости от сложности задания (сложность оценена в рублях от 5 000 до 20000).
5. Игра заканчивается, если закончились задания или одна из команд стала банкротом.
Победителем игры объявляется та команда, у которой в банке будет больше «денег» к концу игры.
Командам, которые нарушают порядок игры: первый раз в качестве предупреждения будет предъявлена желтая карточка, а во второй раз будет предъявляться красная карточка и капитал будет уменьшаться на 3 000 рублей.
- Основная часть
Блок заданий (5000 рублей).
1.1. Строительный кирпич имеет массу 4 кг. Чему будет равна масса кирпича, если все его размеры уменьшить в 5 раз ?
Решение: Так как , то при уменьшении всех измерений прямоугольного параллелепипеда в 5 раз объем уменьшится в 125 раз. Масса уменьшится в 125 раз, то есть 4000:125 = 32 (г).
Ответ: 32 г.
1.2. Выписать наибольшее число четырехзначных чисел, сумма цифр которых равна 3 .
Решение: Сумма цифр равна 3, потому числа могут быть записаны только цифрами 0, 1, 2, 3. Таким образом, получаем всего 10 чисел.
Ответ: 3000, 2100, 2010, 2001, 1200, 1020, 1002, 1110, 1011, 1101.
1.3. К задуманному числу прибавили 3, результат разделили на 4, получили 4. Какое число было задумано ?
Решение: Обозначим задуманное число за . Тогда, следуя условию задачи, составляем уравнение:
Ответ: 13.
Блок заданий (10000 рублей)
2.1 Записано число 68791+245194. Вычеркните четыре цифры так, чтобы получилась наименьшая сумма. При этом из каждого числа надо вычеркнуть хотя бы по одной цифре .
Решение: Для того чтобы сумма была наименьшей, надо вычеркнуть из каждого числа по две цифры, тогда первое число станет трехзначным, а второе – четырехзначным. Сумма будет наименьшей, если из первого вычеркнуть 8 и 9, а из второго 4 и 5. Полученная сумма будет равна 671+2194=2865.
Ответ: 2865.
2.2 В феврале 2004 года было 5 воскресений. Какого числа было четвертое воскресенье ?
Решение: 2004 год – год високосный, а значит в феврале этого года 29 дней. Только в таком феврале могло быть пять одинаковых дней недели при условии, что месяц начинался в этот день, а значит в этот же день и заканчивался 1+28=29.
Получается, что пятое воскресенье февраля 2004 года пришлось на 29 число. Следовательно, четвёртое воскресенье этого месяца было 29–7=22.
Ответ: 22 февраля.
2.3. Рядом сидят мальчик и девочка.
Я – мальчик, говорит черноволосый ребенок.
Я – девочка, говорит рыжий ребенок.
Если известно, что хотя бы кто-то из них врет, то определите, кто – мальчик, а кто – девочка .
Решение: Если хотя бы один из детей врет, то второй тоже врет. Если врет черноволосый ребенок, то это – девочка, а это возможно, только если врут оба. Соответственно оба ребенка врут. И черноволосый ребенок – девочка, а рыжий ребенок – мальчик.
Ответ: врут оба. Рыжий ребенок – мальчик, черноволосый ребенок – девочка.
Блок заданий (15000 рублей)
3.1. Стали вороны садиться по одной на березу – не хватило одной березы; стали садиться по две – одна береза оказалась лишней. Сколько было ворон и сколько берез ?
Решение: Пусть – число берез, тогда ворон будет . Так как при рассадке по две вороны на березу получается, что одна береза лишняя, то уравнение имеет вид: , значит , тогда число берез , а число ворон равно .
Ответ: 4 вороны, 3 березы.
3.2. Частное втрое больше делимого и вдвое больше делителя. Найдите делимое, делитель и частное .
Решение: Пусть – частное, – делимое, b – делитель.
Тогда отсюда , следовательно, – частное, делимое – , делитель –.
Ответ:
3.3. В пакете 9 кг крупы. Как при помощи чашечных весов и одной 200-граммовой гири отвесить 2 кг крупы, если разрешается сделать только три взвешивания ?
Ответ: при первом взвешивании положим на левую чашу 200 г и уравновесим весы с помощью крупы, тогда крупы на левой чаше будет 4400 г, а на правой – 4600 г. Теперь 4400 г разделим пополам, тогда на каждой чаше будет по 2200 г крупы. При третьем взвешивании отвесим с помощью гири 200 г крупы, тогда получим массу оставшейся крупы в одной из кучек 2000 г = 2 кг.
Блок заданий (20000 рублей)
4.1. Расшифруйте ребус УМ+ШУМ=ВМШ :
Ответ: 74+874=948; 87+487=574.
4.2. Для нумерации книги для детей понадобилось 204 цифры. Сколько страниц в книге, если нумерация книги начинается с первой страницы ?
Ответ: для нумерации страниц с первой по девятую понадобится 9 цифр, для нумерации страниц с 10 по 99 понадобиться 90∙2=180 (цифр). Итак, использовано 189 цифр. Осталось 204–189=15. Так как с сотой страницы на нумерацию одной страницы потребуется 3 цифры, то всего страниц в книге будет 99+15/3=99+5=104.
4.3. Отец старше сына в 4 раза, при этом суммарный их возраст составляет 50 лет. Через сколько лет отец станет старше сына в 3 раза ?
Ответ: обозначим возраст сына за x лет, тогда возраст отца будет . Так как суммарный их возраст составляет 50 лет, то имеем уравнение. Из уравнения получаем . Итак, вначале сыну было 10 лет, а отцу – 40 лет. Пусть отец станет старше сына в 3 раза через лет, тогда . Решение уравнения будет . Отец будет старше сына в 3 раза через 5 лет.
- Заключительная часть
Рефлексия и подведение итогов. По завершении игры, ведущий поздравляет и награждает команду, занявшую первое место – дипломом, команды, занявшие второе и третье место – почетными грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра «Математик-бизнесмен»
Внеклассное мероприятие, расчитанное на учащихся 5-6 классов....
Математическая игра "Математик - бизнесмен"
Внеклассная работа с учениками в рамках математической предметной недели...
Математическая игра "Математик-бизнесмен"
Внеклассное мероприятие в 5 классе....
Математическая игра "Математик-бизнесмен" для 11 класса
Математическая игра "Математик-бизнесмен" развивает начальные экономические навыки, логическое мышление, комуникативность....
Математическая игра "Математик-бизнесмен"
Математическая игра...
Математический конкурс "Математик - бизнесмен"Математическая игра для 5–6 классов
Математическая игра для учащихся 5-6 классов...
Математическая игра "Математик - бизнесмен"
Каждому из нас в жизни приходится решать различные экономические задачи. Данный материал содержит игру, которая достаточно актуальна для современных восьмиклассников. Отлично подойдет для проведения п...