Урок математики "Траектория успеха: случайные события и их вероятности"
план-конспект урока по математике
Везде можно обнаружить случайности. Будь то лотерея или прогноз погоды. Однако при проведении многочисленных экспериментов можно убедиться, что случай тоже имеет свои законы. Их изучает специальный раздел математики – Теория вероятностей.
Приятного познания Вам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrutnyy_list_matematika_territoriya_uspeha.docx | 690.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Случайные события и их вероятности
«Теория вероятностей есть в сущности не что иное, как здравый смысл, сведенный к исчислению» Лаплас
Законы жизни очевидны,
Хотя порой невероятны.
Мир так устроен: время мчится.
Уходят годы безвозвратно…
И, кажется, что ход событий
Никто не в силах изменить.
Но между «истиной» и «ложью»
Вступает грозно «может быть!»
Следя за хаосом случайностей,
Закономерность извлечём,
Благодаря чему в реальности
Кого-то, может быть, спасём.
Предупредим от неудачи и
Спрогнозируем успех.
И счастье сделаем возможным,
Ведь шанс, он должен быть у всех!
Везде можно обнаружить случайности. Будь то лотерея или прогноз погоды. Однако при проведении многочисленных экспериментов можно убедиться, что случай тоже имеет свои законы. Их изучает специальный раздел математики – Теория вероятностей.
Приятного познания Вам!
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Наталья Николаевна. Думаю, что в процессе урока мы со всеми познакомимся. Работать будем сегодня в МАРШРУТНЫХ ЛИСТАХ. Итак, начнем.
Учитель: А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(ответы учеников: о вероятности какого-либо события)
Учитель: Если в геометрии базовыми понятиями являются точка и прямая, то в теории вероятностей – это случайные события.
Случайные события.
В жизни под событием понимают любое явление, которое происходит или не происходит. Событиями являются и результаты испытаний (опытов), наблюдений и измерений. Все события можно подразделить на невозможные, достоверные и случайные.
Невозможным называют событие, которое в данных условиях произойти не может. В любом испытании всегда наступает только один исход. В испытании с детерминированным исходом всегда наступает заранее известный исход. В испытании со случайными исходами наступает один из всех возможных исходов.
Пример невозможных событий:
- вода в реке закипела при температуре +11оС;
- за ответ у доски учащемуся в журнал поставили 11 баллов (приведите свои примеры)
Достоверным называют событие, которое в данных условиях обязательно произойдёт.
Пример, достоверными являются события:
- после четверга наступила пятница;
- за ответ у доски учащемуся в журнал поставят менее 6 баллов. (приведите свои примеры)
Случайным называют событие, которое в данных условиях может произойти, а может и не произойти или если результатами испытания могут быть разные исходы, которые нельзя заранее однозначно предсказать, то такие исходы называют случайными.
Пример, случайными являются следующие события:
- выпадение “орла” или “решки”,
- за ответ у доски учащемуся в журнал поставят 5 баллов. (приведите свои примеры).
Человеку всё чаще приходится взвешивать случайные события, классифицировать их исходы как невозможные, возможные и достоверные.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (Слайд 1.)
Слайд 2-4.
Начало урока
Слайд 5.
Тема урока: ________________________________________________________________________
Слайд 6.
События __________________________________________________________________________
Задание 1. Каждому событию поставьте в соответствие номер высказывания:
Событие | Высказывание |
ДОСТОВЕРНОЕ СЛУЧАЙНОЕ НЕВОЗМОЖНОЕ |
Петя и Толя сравнивают свои дни рождения. Событие состоит в следующем:
и День рождения Маргрете II (16 апреля). Петя задумал натуральное число. Событие состоит в следующем:
|
Событие | № высказывания |
ДОСТОВЕРНОЕ | |
СЛУЧАЙНОЕ | |
НЕВОЗМОЖНОЕ |
Событие | № высказывания |
ДОСТОВЕРНОЕ | 3, 12 |
СЛУЧАЙНОЕ | 2, 5, 6, 8, 9, 10 |
НЕВОЗМОЖНОЕ | 1, 4, 7, 11 |
Учитель: В старинных русских сказках добрый молодец часто стоит перед выбором: “Налево…, вперед…, или направо…?”. И каждое направление ставит его перед выбором. Современный человек постоянно сталкивается с такой же проблемой выбора пути, вариантов, рисков. Давайте обсудим, можно ли спрогнозировать и достичь желаемого результата? И является ли данный выбор справедливым для всех?
Слайд 8. (картина «Витязь на распутье» Васнецов)
Учитель: Чем больше у случайного события шансов произойти, тем оно более вероятно и тем правее его следует расположить на вероятностной шкале; чем меньше шансов – тем левее. Если два события, на наш взгляд, имеют равные шансы, будем располагать их в одном и том же месте шкалы друг над другом.
Здание 2. Расположите на шкале вероятностей следующие события:
0_________________________0,5____________________________1
С A G B H
F D
E
А. – В следующем году первый снег в Копенгагене выпадет в воскресенье;
В. – На улице Санкт–Петербурга я встречу бурого медведя;
C. – При бросании кубика выпадет 7;
D. – При бросании кубика выпадет четное число;
Е. – При бросании кубика выпадет нечетное число;
F. – В следующем году в Москве не будет зимы;
G. – При бросании кубика выпадет 6;
Н. – При бросании кубика выпадет число очков меньше 7.
Учитель: Классическое определение вероятности. Вероятностью Р(А) появления события А называется число, равное отношению m к n, где m – число всех благоприятных случаев, n – число всех исходов испытания .
Задание 3. Заполните таблицу:
Задание 4. Тест «Компетентность = успех! »
1. Теннисистки Каролин Возняцки и Елена Дементьева играют между собой одну партию. Шансы у каждой на победу и ничью одинаковые. Какова вероятность того, что победит Возняцки?
⬜ 1/6
⬜ 1/2
⬜ 0,2
⬜ 1/3
2. В мешках лежит 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных. Тогда вероятность того, что из мешка вынули 4 шара и они все синие, равна…
⬜ 4/10
⬜ 1/3
⬜ 0
⬜ 1/2
3. В мешках лежит 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных. Тогда вероятность того, что из мешка вынули 1 шар и он оказался красным, равна…
⬜ 1/3
⬜ 2/5
⬜ 0,2
⬜ 3/10
4. В мешках лежит 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных. Тогда вероятность того, что из мешка вынули 4 шара и они все разного цвета, равна…
⬜ 1/10
⬜ 1
⬜ 0,1
⬜ 0
5. Из карточек с буквами русского алфавита произвольно достаётся одна карточка. Какова вероятность того, что на карточке будет изображена гласная буква?
⬜ 10/33
⬜ 1
⬜ 1/4
⬜ 1/2
6. В мешках лежит 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных. Тогда вероятность того, что из мешка вынули 4 шара, и среди них не оказалось шара черного цвета, равна…
⬜ 1/2
⬜ 4/9
⬜ 1/3
⬜ 1
7. Из слова СОБЫТИЕ случайным способом выбирается одна буква. Какова вероятность того, что она окажется согласной?
⬜ 5/12
⬜ 1
⬜ 5/13
⬜ 3/7
8. В непрозрачном пакете лежат 12 конфет «Мишка на Севере» и 8 конфет «Мишка косолапый». Какова вероятность того, что вынутая наугад конфета окажется «Мишкой на Севере»?
⬜ 5/20
⬜ 1
⬜ 3/5
⬜ 3/7
9. Случайным образом выбрали двузначное число. Найдите вероятность того, что оно оканчивается нулем.
⬜ 7/10
⬜ 3/10
⬜ 9/10
⬜ 1/10
10. Конкурс исполнителей проводится в 3 дня. Всего заявлено 80 выступлений - по одному от каждой страны. В первый день 20 выступлений, остальные распределены поровну между оставшимися днями. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Какова вероятность, что выступление представителя Дании состоится в третий день конкурса?
⬜ 20/80
⬜ 3/80
⬜ 30/80
⬜ 3/20
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОТВЕТ | 0 | 0 | 1 |
5. Физкультминутка
- Нарисуйте левой рукой в воздухе квадрат столько раз, сколько единиц в сегодняшнем числе.
- Нарисуйте правой рукой в воздухе прямоугольник столько раз, какой сегодня по счету день недели.
- Нарисуйте глазами треугольник столько раз, сколько раз вы услышите стук по столу.
- Нарисуйте глазами звезду столько раз, сколько десятков в сегодняшнем числе.
Вопрос № 1
Какое из данных событий является достоверным?
Событие состоит в следующем:
⬜ в следующую пятницу будет солнечная погода
⬜ в следующую пятницу пойдёт снег
⬜ в следующую пятницу пойдёт дождь
⬜ пятница наступит после четверга
Вопрос № 2
Три господина, придя в ресторан, сдали в гардероб свои шляпы. Расходились они по домам последними, и притом в полной темноте, поэтому разобрали свои шляпы наугад. Какое из данных событий является невозможным? Событие состоит в следующем:
⬜ каждый надел свою шляпу
⬜ все надели чужие шляпы
⬜ двое надели чужие шляпы, а один - свою
⬜ двое надели свои шляпы, а один - чужую
Вопрос № 3
Петя задумал натуральное число. Какое из данных событий является достоверным?
Событие состоит в следующем:
⬜ задумано четное число
⬜ задумано нечетное число
⬜ задумано число, не являющееся ни четным, ни нечетным
⬜ задумано число, являющееся четным или нечетным
Вопрос № 4
Саша задумал чётное число. Какое из данных событий является случайным?
Событие состоит в следующем:
⬜ число делится на 5
⬜ число делится на 3
⬜ число делится на 1
⬜ число не делится на 2
Вопрос № 5
Катя сложила два натуральных числа, каждое из которых меньше 10. Какое из данных событий является невозможным? Событие состоит в следующем:
⬜ сумма - натуральное число, меньше 20
⬜ сумма - натуральное число, меньше или равно 16
⬜ сумма - натуральное число, больше 17
⬜ сумма - десятичная дробь
Парадокс Симпсона
«А» | Синий | Желтый | «В» | Синий | Желтый | «С» | Синий | Желтый | ||
Цв. | 5 | 3 | Цв. | 6 | 9 | Цв. | 11 | 12 | ||
Бел. | 6 | 4 | Бел. | 3 | 5 | Бел. | 9 | 9 |
Легкая задача | |
Бесполезная задача | |
Абсурдная задача | |
| Интересная задача |
Трудная задача |
Слайд 10. (Парадокс Симпсона)
Учитель: А теперь я хотела познакомить вас с удивительным парадоксом Симпсона, который является примером того, как гипотеза может подтверждаться двумя независимыми исследованиями и опровергаться совместными результатами.
1 стол: в синей шляпе 5 цветных, 6 белых фишек, в желтой шляпе 3 цветных, 4 белых фишек.
2 стол: в синей шляпе 6 цветных, 3 белых фишек, в желтой шляпе 9 цветных, 5 белых фишек.
3 стол: в синей шляпе 11цветных, 9 белых фишек, в желтой шляпе 12 цветных, 9 белых фишек.
Вы подходите к столу А с намереньем вытянуть цветную фишку. Из какой шляпы вам следует её извлечь: из синей или из желтой?
В синей шляпе 5 из 11 фишек цветные, поэтому вероятность извлечь цветную фишку из синей шляпы равна 5/11, это больше, чем 3/7 - вероятность извлечь цветную фишку из желтой шляпы, ясно, что, выбрав синюю шляпу, вы имеете больше шансов вытащить цветную фишку. Предположим теперь, что фишки из двух синих шляп А и В сложены в одну синюю шляпу («С»). Если вы захотите извлечь цветную фишку, то скорее всего, выберете синюю шляпу.
Самое удивительное, что ваш выбор неверен! Почему? Это и будет вашим домашним заданием: Объясните, почему Симпсон пришёл к неверному ответу.
«А» | Синий | Желтый | «В» | Синий | Желтый | «С» | Синий | Желтый | ||
Цв. | 5 | 3 | Цв. | 6 | 9 | Цв. | 11 | 12 | ||
Бел. | 6 | 4 | Бел. | 3 | 5 | Бел. | 9 | 9 |
(ответ: Теперь в синей шляпе из 20 фишек 11 цветных, поэтому вероятность извлечь цветную фишку 11 /20, в то время как из желтой шляпы вероятность извлечь цветную фишку 12\21, что больше 11\20)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомились с формулой классического определения вероятности и умело применили ее к решению задач.
Я думаю, что вы уже поняли, что математика это оружие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. А мы сегодня сделали маленький шаг к познанию математической мысли. Благодарю за урок и желаю вам преодолеть в жизни любые трудности.
Слайд 11. Спасибо за урок!
РЕФЛЕКСИЯ
Выберите в МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ задачи, которые на сегодняшнем уроке показались вам: легкими, интересными и трудными, а которые можно было бы исключить из маршрута урока, считая их абсурдными и бесполезными.
Раздаточный материал (открытка с домашним заданием).
Слайд 12. «Ведь ты человек ты сильный и смелый…»
Число, положение и комбинация - три взаимно пересекающиеся, но различные сферы
мысли, к которым можно отнести все математические идеи.
Английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать
ни одной возможности сделать его более занимательным.
Б. Паскаль
Число, положение и комбинация -
три взаимно пересекающиеся,
но различные сферы мысли,
к которым можно отнести
все математические идеи.
Английский математик
Джеймс Джозеф Сильвестр
(1814-1897)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глава 9_параграф 54. Случайные события и их вероятности. Часть 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМБИНАТОРИКИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
Часть 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМБИНАТОРИКИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ВЕРОЯТНОСТЕЙ,Презентации по теме (компьютерная поддержка учебника «Алгебра и начала анализа, 10-11, А.Г.Мордкович),Файлы: в старом формате (93-2003) и...
Глава 9_параграф 54. Случайные события и их вероятности. Часть 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОБЫТИЙ. ВЕРОЯТНОСТЬ СУММЫ ДВУХ СОБЫТИЙ. НЕЗАВИСИМОСТЬ СОБЫТИЙ.
Презентации по теме (компьютерная поддержка учебника «Алгебра и начала анализа, 10-11, А.Г.Мордкович),Файлы: в старом формате (93-2003) и в новом формате....
Глава 9_параграф 54. Случайные события и их вероятности. Часть 4. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ.
Презентации по теме (компьютерная поддержка учебника «Алгебра и начала анализа, 10-11, А.Г.Мордкович),Файлы: в старом формате (93-2003) и в новом формате....
Открытый урок - Случайные события и их вероятности
Открытый урок по теме:«Случайные события и их вероятности».Учитель математики высшей категории Теленкова Любовь ИвановнаЦели: В ходе выполнения упражнений повторить основные понятия , закрепитьспособы...
Серия уроков на тему "Случайные события. Вероятность случайного события" по учебнику Мерзляка для 6 класса.
Ниже представлены конспекты уроков по ФГОС: урок нового материала, урок повторения и закрепления материала, а так же урок проверки и коррекции умений и навыков....
Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»
Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»...
Презентация по теме "Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности" 9 класс
В данной презентации даётся определение вероятности, вероятностным событиям, рассматриваются задачи ОГЭ по теме "Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятност...