Частная методика решения задач на смеси, растворы и сплавы.
методическая разработка по математике (9 класс)
Данная методика посвящена проблеме подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике по теме: "Решение задач на смеси, растворы и сплавы". В нее входит алгоритм решения таких задач, подробное решение разных типов задач, подобных экзаменационным заданиям, подобраны задания для самостоятельного выполнения для отработки элементов этой темы. Данная методика поможет обучающимся эффективнее подготовиться к сдаче экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_resheniya_zadach_na_smesi_rastvory_splavy.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Методика
решения задач на смеси, растворы и сплавы.
Материал подготовила: Скляр Галина Александровна
учитель математики
МАОУ СОШ №11 г. Тамбов
2018 г
Аннотация.
Данная методика посвящена проблеме подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике по теме: "Решение задач на смеси, растворы и сплавы". В нее входят подобные экзаменационным, подготовительные задания для отработки элементов этой темы, задания для самостоятельного выполнения. Данная методика поможет обучающимся эффективнее подготовиться к сдаче экзамена.
Пояснительная записка
Данная методика предназначена для обучающихся 9-х-11-х классов общеобразовательных учреждений. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся по теме «Решение задач на смеси, растворы и сплавы» к экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.
Методика сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе, согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы.
Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по теме решение текстовых задач и в частности решение задач на смеси, сплавы и растворы, а с этим видом задач у учащихся часто возникают сложности. Изучив алгоритм решения задач, учащиеся смогут легко решать задачи этого типа и даже более сложные нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы, которые встречаются на олимпиадах. Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам подготовиться к успешной сдаче экзамена.
Цель:
систематизация знаний по решению задач на смеси, сплавы и растворы, подготовка обучающихся к основному государственному экзамену по математике.
Задачи:
Формирование "базы знаний" по данной теме, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.
Развить навыки решения задач данного типа.
Функции методики:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков знаний, умений, навыков по математике.
Новизна:
Используя алгоритм решения задач на смеси, растворы и сплавы можно решать и задачи, в которых говорится о высушенных фруктах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Алгоритм решения задач на сплавы, растворы и смеси:
- Изучить условия задачи.
- Выбрать неизвестные величины и обозначить их буквами х, у и т.д.
- Используя условия задачи, определить все взаимосвязи между данными величинами.
- Составить математическую модель задачи и решить ее.
- Изучить полученное решение, провести критический анализ результата.
При решении задач на смеси, сплавы, растворы используем формулу m=M٠α , m - масса чистого вещества, M – масса всей смеси (сплава, раствора), α – концентрация, т.е. доля чистого вещества.
В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, иллюстративные рисунки или вспомогательные таблицы.
Пример:
1)Имеется два сплава с 20 %-ым и 40 %-ым содержанием олова. Из них получили новый сплав, найти процентное содержание олова в этом сплаве, если масса первого сплава 300 г, а масса второго сплава 200г.
Решение.
m (г) | M (г) | α | |
1 сплав | 0,2·300 | 300 | 0,2 |
2 сплав | 0,4·200 | 200 | 0,4 |
новый сплав | 60+80 | 500 | х |
Используя формулу m=M٠α, получаем уравнение
60+80=500х
х=140: 500
х= 0,28.
0,28 концентрация нового сплава, выразим в процентах. Ответ: 28%.
2) В 2 литра 10% раствора уксусной кислоты добавили 8 литров чистой воды. Определить процентное содержание уксусной кислоты в полученном растворе.
Решение.
m (л) | M (л) | α | |
1 раствор | 0,1·2 | 2 | 0,1 |
2 раствор | 0·8 | 8 | 0 |
новый раствор | 0,2 | 10 | х |
Используя формулу m=M٠α, получаем уравнение
0,2=10х
x=0,2: 10
х= 0,02
0,02 концентрация нового сплава, выразим в процентах. Ответ: 2%.
3) Если смешать 2 кг и 8кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получим 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс тех же растворов получим 15% раствор. Определите первоначальную концентрацию каждого раствора.
Решение.
1 процесс
m (кг) | M (кг) | α | |
1 раствор | 0,01х·2=0,02х | 2 | 0,01х |
2 раствор | 0,01у·8=0,08у | 8 | 0,01у |
новый раствор | 0,02х+0,08у | 10 | 0,12 |
Используя формулу m=M٠α, получаем первое уравнение с двумя неизвестными 0,02х+0,08у=10٠0,12
2 процесс
m (кг) | M (кг) | α | |
1 раствор | 0,01х·1=0,01х | 1 | 0,01х |
2 раствор | 0,01у·1=0,01у | 1 | 0,01у |
новый раствор | 0,01х+0,01у | 2 | 0,15 |
Используя формулу m=M٠α, получаем второе уравнение с двумя неизвестными 0,01х+0,01у=2٠0,15
Решим эти уравнения в системе
Ответ: 10%; 20%.
4) В колбе было 800г 80% спирта. Провизор отлил из колбы 200г этого спирта и добавил в неё 200г воды. Определите концентрацию ( в %) полученного спирта.
Решение
m (г) | M (г) | α | |
было | 0,8٠800=640 | 800 | 0,8 |
отлил | 0,8·200=160 | 200 | 0,8 |
стало | 640-160=480 | 600 | 0,8 |
долил | 0 | 200 | 0 |
стало | 480 | 800 | х |
Используя формулу m=M٠α, получаем уравнение
480=800х
х=480:800
х=0,6
Выразим в процентах.
Ответ: 60%.
Этим же способом можно решить и такую задачу.
5) Свежие грибы содержали по массе 90% воды, а сухие 12%. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
Решение.
За чистое вещество примем воду.
m (кг) | M (кг) | α | |
свежие грибы | 0,9·22=19,8 | 22 | 0,9 |
вода | (22-х)·1 | 22-х | 1 |
сухие грибы | 19,8-(22-х) | х | 0,12 |
Используя формулу m=M٠α, получаем уравнение
19,8-(22-х)=0,12х
х-2,2=0,12х
0,88х=2,2
х=2,2:0,88
х=2,5
Ответ: 2,5 кг
Задания для самостоятельного решения:
1. Смешали 300 г. 50%-го и 100 г. 30%-го раствора кислоты. Определите процентное содержание кислоты в полученной смеси.
2. Сколько нужно взять 10% - го и 30% – го растворов марганцовки, чтобы получить 200 г 16 % - го раствора марганцовки?
3. В 2 литра водного раствора, содержащего 60% кислоты, добавили 4 литра чистой воды. Определите процентное содержание кислоты в новом растворе.
4. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
5. В сосуд, содержащий 5литров 14-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 5литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
6. Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?
7. В 5% раствор кислоты массой 3,8 кг добавили 1,2 кг чистой воды. Чему стала равна концентрация раствора (в процентах)?
8. Чернослив содержит 25% влаги. Его получают из сливы, содержащей 90% влаги, путем сушки. Сколько нужно килограмм сливы, для получения 55 кг чернослива?
9. Имеются два сплава серебра с медью. В первом содержится 10% серебра, во втором - 25%. Сколько килограмм второго сплава нужно добавить 10кг первого, чтобы получить сплав 20% содержанием серебра?
10. Сергей смешал раствор, содержащий 20% кислоты и раствор, содержащий 40% той же кислоты. В итоге у него получился раствор, содержащий 32,5% кислоты, причём объём полученного раствора 4 литра. Сколько литров раствора, содержащего 20% кислоты, использовал Сергей при смешивании?
11. Один газ в сосуде А содержал 21% кислорода, второй газ в сосуде В содержал 5% кислорода. Масса первого газа в сосуде А была больше массы второго газа в сосуде В на 300 г. Перегородку между сосудами убрали так, что газы перемешались и получившийся третий газ теперь содержит 14,6% кислорода. Найдите массу третьего газа. Ответ дайте в граммах.
12. В сосуде А содержится 3 литра 17-процентного водного раствора вещества Х. Из сосуда В в сосуд А перелили 7 литров 19-процентного водного раствора вещества Х. Сколько процентов составляет концентрация полученного в сосуде А раствора?
13.Во сколько раз больше должен быть объём 5-процентного раствора кислоты, чем объём 10-процентного раствора той же кислоты, чтобы при смешивании получить 7-процентный раствор?
14. Во сколько раз больше должен быть объём 20-процентного раствора кислоты, чем объём 14-процентного раствора той же кислоты, чтобы при смешивании получить 18-процентный раствор?
15. Смешав 25-процентный и 95-процентный растворы кислоты и добавив 20 кг чистой воды, получили 40-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 20 кг воды добавили 20 кг 30-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 50-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 25-процентного раствора использовали для получения смеси?
16. Иван случайно смешал молоко жирностью 2,5% и молоко жирностью 6%. В итоге у него получилось 5 литров молока жирностью 4,6%. Сколько литров молока жирностью 2,5% было у Ивана до смешивания? Показать решение
Источник: https://shkolkovo.net/catalog/syuzhetnye_tekstovye_zadachi/na_rastvory_smesi_i_splavy © shkolkovo.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на смеси, сплавы и растворы
Урок "Задачи на смеси, сплавы и растворы" для 9 класса. При решении задач на данную тему используются:1) закон сохранения массы в задачах о сплавах;2) задачи на концентрацию;3) закон сохранения массы...
Основные приемы решения задач на концентрацию, растворы, сплавы и смеси
примеры задач и решений к ним...
Решение задач по теме растворы, смеси. сплавы.
Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, вещества или разбавлять что-либо водой. Самый известный и главный сплав в истории цивилизации – это всем известная ст...
Готовимся к ЕГЭ по математике. В14. Задача на сплавы, смеси, растворы.
В презентации тип задач — задачи на растворы, смеси и сплавы. Они встречаются не только в математике, но и в химии. Представляю самый простой...
Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы
Задачи на смеси, сплавы, растворы вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ними могут немногие. Задачи данного типа, ранее встречающиеся практически тол...
Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)
Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...
Решение задач на смеси, растворы и сплавы
Система подготовки к ГИА и ЕГЭ по математикеСылка на презентацию по теме : https://yadi.sk/d/8X9ZldZlGTa6ug...