Технологическая карта урока по геометрии в 11 классе "Решение задач на вычисление объёмов геометрических тел ( задания по ЕГЭ)"
план-конспект урока по математике (11 класс)
конспект урока по геометрии 11 класс (подготовка к ЕГЭ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geom_11plan.docx | 95.5 КБ |
vychislenie_obyomov_tel_11_kl.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 10 КЛАССА (4 часа) | |||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями раздела «Повторение курса 10 класса» ( в процентном соотношении) | |||||
Знание | % | Способ деятельности | % | ||
репродуктивное с опорой | 6 | репродуктивно-несамостоятельный (усвоение внешней формы способа) | 16 | ||
репродуктивно-алгоритмическое | 90 | 94 | репродуктивно-самостоятельный (освоение сущностного отношения в способе) | 80 | 84 |
продуктивно-комбинаторное (эвристическое) | 2 | продуктивно-самостоятельный (самостоятельность применения в ситуации частичной неопределенности) | 2 | ||
продуктивно-креативное (творческое) | 2 | творчески-самостоятельный (эмансипация способа) | 2 | ||
Ценностное отношение | % | Личностный смысл | % | ||
нейтральное | 14 | предметно-содержательный | 40 | ||
ситуативно-заинтересованное | 26 | 86 | личностно-групповой | 40 | 60 |
устойчивая актуальность | 60 | индивидуально-личностный/жизненно-практический | 20 |
Цели ученика: ∙ повторение понятий: параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей, призмы, пирамиды, формулы вычисления площади поверхности изученных многогранников, вектор и его свойства; ∙ обобщение единичных знаний в систему: – описывание взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; – соотнесение трехмерных объектов с их описаниями, изображениями; – применение векторного метода для решения задач. Показать владение теоретическими и практическими знаниями по теме раздела «Повторение курса 10 класса» на контрольном уроке | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для обобщения и систематизации сведений о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей, о классе многогранников и векторах; ∙ расширения и совершенствования геометрического аппарата, сформированного в курсе геометрии 10 класса; ∙ формирования умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; ∙ формирования умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли |
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок. Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
№ п/п | Тема | Вид | Педагогические средства | Ведущая деятельность, | Формы на уроке | Планируемые образовательные результаты | Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся | Внеурочная деятельность | Самостоятельная | Календарные | |
объем освоения | компоненты приобретенная компетентность | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей (комбинированный) | Проблемное изложение | Проблемные задания | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей. Умеют описывать взаимное расположение прямых и плоскостей Могут аргументировать свои суждения о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве | Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем; предметная компетенция | ЦОР [3]* Демонстрационные плакаты 1, 2 | – Поиск ин- http:// – дистанционный курс | Гл. 1 и 2 (10 кл.); самообразование: | |
2 | Многогранники (комбинированный) | Проблемное изложение | Проблемные задания | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Знают определения призмы, пирамиды; формулы вычисления площади поверхности изученных многогранников. Умеют изображать на чертеже призмы и пирамиды; распознавать на чертежах и моделях простран- | Могут аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмыслить ошибки | ЦОР [8]. Демонстрационные плакаты 3, 4 | Гл. 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями | и устранить их; целостная компетенция | «Геометрия. 10–11»; – обучение | |||||||||
3 | Векторы (комбинированный) | Учебный практикум | Упражнения, практикум | Познавательная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают определение вектора и умеют применять векторный метод для решения задач. Могут самостоятельно искать | Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; предметная компетенция | ЦОР [11]. Демонстрационные плакаты 5 | Гл. 4 | ||
4 | Вводная (контроль, оценка и коррекция знаний) | Урок проверки знаний | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения | Освоение практического навыка решения контрольных заданий | Индивидуальная | Учащиеся демонстрируют знания о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей, Учащиеся могут свободно описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты | Могут оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий; предметная компетенция | Интернет-ресурс http:// Тестовые задания | Гл. 1–4 | ||
Раздел 2. Метод координат в пространстве (18 часов) | |||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями раздела «Метод координат в пространстве» (в процентном соотношении) | |||||
Знание | % | Способ деятельности | % | ||
репродуктивное с опорой | 5 | репродуктивно-несамостоятельный (усвоение внешней формы способа) | 12 | ||
репродуктивно-алгоритмическое | 89 | 95 | репродуктивно-самостоятельный (освоение сущностного отношения в способе) | 81 | 88 |
продуктивно-комбинаторное (эвристическое) | 3 | продуктивно-самостоятельный (самостоятельность применения в ситуации частичной неопределенности) | 4 | ||
продуктивно-креативное (творческое) | 3 | творчески-самостоятельный (эмансипация способа) | 3 | ||
Ценностное отношение | % | Личностный смысл | % | ||
нейтральное | 12 | предметно-содержательный | 35 | ||
ситуативно-заинтересованное | 25 | 88 | личностно-групповой | 42 | 65 |
устойчивая актуальность | 63 | индивидуально-личностный/жизненно-практический | 23 |
Модуль 1. Координаты вектора (6 часов) | |
Цели ученика: изучить модуль «Координаты вектора» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙иметь представление о прямоугольной системе координат в пространстве, координатном и векторном методах решения простейших задач, связи между координатами векторов и координатами точек; ∙овладеть умением: – решать задачи на нахождение координат точек; – применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве; – применять формулы для решения несложных задач | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений о прямоугольной системе координат в пространстве, координатном и векторном методах решения простейших задач, связи между координатами векторов и координатами точек; ∙ формирования умений решать задачи на нахождение координат точек; ∙ овладения умением применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве; ∙ овладения навыками применять формулы для решения несложных задач; ∙ овладения умением проводить доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач |
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: контролировать действие партнера. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
5 | Прямоугольная система координат в пространстве (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают составляющие прямоугольной системы координат в пространстве. Умеют строить точку по координатам и определять координаты точки; находить и использовать информацию | Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем; предметная компетенция | ЦОР [3]. Демонстрационные плакаты 1, 2 | – Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» – факультативное занятие; – дистанционный курс | Гл. 5, | |
6 | Прямоугольная система координат в пространстве (применение и совершенствование знаний) | Репродуктивная | Упражнения, практикум, работа | Познавательная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знакомы с прямоугольной системой координат в пространстве. Умеют строить точку по координатам и находить координаты точки | Могут аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмыслить ошибки | ЦОР [8]. Демонстрационные плакаты 3, 4 | Гл. 5, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
7 | Координаты вектора (изучение нового материала) | Проблемное изложение | Проблемные задания | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Знают определение координат вектора. Умеют решать простейшие задачи, осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем | Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; предметная компетенция | ЦОР [11]. Демонстрационные плакаты 5 | «Геометрия. 7–11» http:// – учебное исследование – элективное занятие; | Гл. 5, | |
8 | Координаты вектора (применение и совершенствование знаний) | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная, рефлексивная | Групповая | Знают определение координат вектора. Умеют решать несложные задачи. Могут дать оценку информации, фактам, процессам, определять их актуальность | Умеют определять понятия, приводить доказательства; целостная компетенция | Слайд-лекция «Координаты вектора» | Гл. 5, | ||
9 | Связь между координатами векторов и координатами точек (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают о связи между координатами векторов и координатами точек. Умеют применять формулы для решения задач. Могут выделить и записать главное, привести примеры | Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; предметная компетенция | ЦОР [14]. Демонстрационные плакаты 7 | Гл. 5, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
10 | Связь между координатами векторов и координатами точек (применение и совершенствование знаний) | Проблемное изложение | Проблемные задания | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Знают о связи между координатами векторов и координатами точек. Умеют применять формулы для решения задач разной сложности | Интернет-ресурс Тестовые задания в форме ЕГЭ типа B и C | представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности | Гл. 5, | ||||
Модуль 2. Простейшие задачи в координатах (6 часов) | |||||||||||||
Цели ученика: изучить модуль «Простейшие задачи в координатах» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление о прямоугольной системе координат в пространстве, координатах вектора, связи между координатами векторов и координатами точек; ∙ овладеть умением: – решать задачи на нахождение скалярного произведения векторов; – вычислять угол между векторами в пространстве; – решать несложные задачи в координатах. Показать владение теоретическими и практическими знаниями по теме раздела «Простейшие задачи в координатах» на контрольном уроке | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений о прямоугольной системе координат в пространстве, координатах вектора, связи между координатами векторов и координатами точек; ∙ формирования умений решать задачи на нахождение скалярного произведения векторов; ∙ овладения умением вычислять угол между векторами в пространстве; ∙ овладения навыками решать несложные задачи в координатах |
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: контролировать действие партнера. | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
11 | Простейшие задачи в координатах (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Имеют представление о 3 простейших задачах в координатах. Умеют решать задачи. Могут участвовать в диалоге, понимают точку зрения собеседника, подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры | Могут аргументированно отвечать | ЦОР [5]. Демонстрационные плакаты 6 | – Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// факультативное занятие; | Гл. 5, | ||
12 | Простейшие задачи в координатах (применение и совершенствование знаний) | Репродуктивная | Упражнения, практикум, работа | Познавательная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают о 3 простейших задачах в координатах. Умеют решать задачи, используя эти простейшие задачи в координатах задачи. Воспринимают устную речь, составляют конспект, могут разобрать примеры | Умеют развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, | Слайд-лекция «Простейшие задачи в координатах» | дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – обучение – учебное исследование | Гл. 5, | ||
12 | Простейшие задачи в координатах (применение и совершенствование знаний) | Репродуктивная | Упражнения, практикум, работа | Познавательная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают о 3 простейших задачах в координатах. Умеют решать задачи, используя эти простейшие задачи в координатах задачи. Воспринимают устную речь, составляют конспект, могут разобрать примеры | Умеют развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, | Слайд-лекция «Простейшие задачи в координатах» | – дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – обучение – учебное исследование | Гл. 5, | |
13 | Простейшие задачи в координатах (комбинированный) | Проблемное изложение | Проблемные задания | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Знают о 3 простейших задачах в координатах. Умеют решать простейшие задачи в координатах. Могут рассуждать, обобщать, видеть несколько решений одной задачи | Могут оформлять решения или сокращать решения, в зависимости от ситуации | ЦОР [11]. Демонстрационные плакаты 6 | Гл. 5, | ||
14 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают об угле между векторами и скалярном произведении векторов. Умеют вычислять угол между векторами в пространстве, находить скалярное произведение векторов | Могут работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; предметная компетенция | Слайд-лекция «Скалярное произведение векторов» | Гл. 5, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
15 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов (применение и совершенствование знаний) | Репродуктивная | Упражнения, практикум | Познавательная. | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают об угле между векторами и скалярном произведении векторов. Умеют применять векторно-координатный метод к решению несложных задач | Умеют объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; целостная компетенция | ЦОР [5]. Демонстрационные плакаты 6 | интернет-ресурсов; – элективное занятие; | Гл. 5, на сайте http://lyce-um8.com | |
16 | Контрольная работа 1 (контроль, оценка и коррекция знаний) | Урок проверки знаний | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения | Освоение практического навыка решения контрольных заданий | Индивидуальная | Учащихся демонстрируют: знания о прямоугольной системе координат в пространстве, координатах вектора, связи между координатами векторов и координатами точек. Учащиеся могут свободно пользоваться этими понятиями при решении простейших задач в координатах | Могут оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий; предметная компетенция | Интернет-ресурс http:// Тестовые задания B и C | Гл. 5, |
Модуль 3. Движение (6 часов) | |
Цели ученика: изучить модуль «Движение» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление о формуле для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве, различных видах симметрии, угле между векторами, скалярном произведении векторов, центральной симметрии, осевой симметрии, зеркальной симметрии, параллельном переносе; ∙ овладеть умением: – применять формулу к решению несложных задач; – решать несложные задачи на различные виды движения; – свободно вычислить угол между прямыми; – осуществлять преобразования симметрии в пространстве и решать задачи. Показать владение теоретическими и практическими знаниями по теме раздела «Движение» на контрольном уроке | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений о формуле для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве, различных видах симметрии, угле между векторами, скалярном произведении векторов, центральной симметрии, осевой симметрии, зеркальной симметрии, параллельном переносе; ∙ формирования умений применять формулу к решению несложных задач; ∙ овладения умением решать несложные задачи на различные виды движения; ∙ овладения навыками свободно вычислить угол между прямыми; ∙ формирование умения осуществлять преобразования симметрии в пространстве и решать задачи |
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
17 | Вычисление углов между прямыми (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают формулу для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве. Умеют применять формулу для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве к решению несложных задач. Могут рассуждать, обобщать, видеть несколько решений одной задачи | Могут объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; целостная компетенция | ЦОР [13]. Демонстрационные плакаты 7 | – Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – факультативное занятие; – дистанционный курс | Гл. 5, | |
18 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями (применение и совершенствование знаний) | Репродуктивная | Упражнения, практикум, работа | Познавательная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают формулу для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве. Умеют применять формулу к решению задач | Умеют участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; предметная компетенция | Слайд-лекция «Скалярное произведение векторов» | Гл. 5, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
19 | Вычисление углов между прямыми (комбинированный) | Проблемное изложение | Изучение материала быстрым темпом | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Знают формулу для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве. Умеют применять эту формулу к решению задач. Могут рассуждать и обобщать, подбирать аргументы, соответствующие решению, участвуют в диалоге | Могут свободно работать | ЦОР [9]. Демонстрационные плакаты 7 | «Геометрия. 7–11» http:// – учебное исследование – элективное занятие; | Гл. 5, | |
20 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос (изучение нового материала) | Репродуктивная | Упражнения, практикум | Познавательная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знакомы с различными видами симметрии. Умеют решать простейшие задачи. Могут подобрать аргументы, соответствующие решению, участвовать в диалоге, проводить сравнительный анализ | Могут привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы; предметная компетенция | Слайд-лекция «Симметрия» | Гл. 5, | ||
21 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос (комбинированный) | Поисковый | Проблемные задания, фронтальный опрос, упражнения | Учебная, познавательная | Групповая | Знают виды движения и их свойства. Умеют осуществлять преобразования симметрии в пространстве и решать задачи. Могут отразить в письменной форме свои решения, аргументированно отвечать на вопросы собеседников | Умеют обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры; целостная компетенция | ЦОР [15]. Демонстрационные плакаты 7 | Гл. 5, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||
22 | Контрольная работа 2 (контроль, оценка и коррекция знаний) | Урок проверки знаний | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения | Освоение практического навыка решения контрольных заданий | Индивидуальная | Демонстрируют знания об угле между векторами, скалярном произведении векторов, центральной симметрии, осевой симметрии, зеркальной симметрии, параллельном переносе. Могут свободно вычислить угол между прямыми и плоскостями и решать сложные задачи на движение | Могут оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий; предметная компетенция | Интернет-ресурс http:// Тестовые задания B и C | представление результатов познавательной деятельности | Гл. 5, § 1–3; тестирование по теме модуля на сайте http:// | |||||||
Раздел 3. ЦИЛИНДР, КОНУС, ШАР (20 часов) | |||||||||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями раздела «Метод координат в пространстве» (в процентном соотношении) | |||||||||||||||||
Знание | % | Способ деятельности | % | ||||||||||||||
репродуктивное с опорой | 4 | репродуктивно-несамостоятельный (усвоение внешней формы способа) | 8 | ||||||||||||||
репродуктивно-алгоритмическое | 86 | 96 | репродуктивно-самостоятельный (освоение сущностного отношения в способе) | 82 | 92 | ||||||||||||
продуктивно-комбинаторное (эвристическое) | 6 | продуктивно-самостоятельный (самостоятельность применения в ситуации частичной неопределенности) | 5 | ||||||||||||||
продуктивно-креативное (творческое) | 4 | творчески-самостоятельный (эмансипация способа) | 5 |
Ценностное отношение | % | Личностный смысл | % | ||
нейтральное | 12 | предметно-содержательный | 30 | ||
ситуативно-заинтересованное | 23 | 88 | личностно-групповой | 45 | 70 |
устойчивая актуальность | 65 | индивидуально-личностный/жизненно-практический | 25 | ||
Модуль 1. Цилиндр и конус (6 часов) | |||||
Цели ученика: изучить модуль «Цилиндр и конус» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление о телах вращения (цилиндре, конусе), формулах вычисления площади поверхности цилиндра и площади поверхности конуса; ∙ овладеть умением – применять формулы площади полной поверхности цилиндра и конуса – находить площади поверхностей тел вращения; – применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений о телах вращения (цилиндре, конусе), формулах вычисления площади поверхности цилиндра и площади поверхности конуса; ∙ формирования умений применять формулы площади полной поверхности цилиндра и конуса к решению задач на доказательство; ∙ овладения умением находить площади поверхностей тел вращения; ∙ овладения навыками применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление | ||||
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
23 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра (изучение нового материала) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа | Информационно- коммуникационная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают определение цилиндра. Умеют применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление. Могут рассуждать и обобщать, вести диалог, выступать с решением проблемы | Могут оформлять решения или сокращать их, в зависимости от ситуации | ЦОР [4]. Демонстрационные плакаты 7 | Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// | Гл. 6, | |
24 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра (применение и совершенствование знаний) | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение упражнений | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают определение цилиндра. Умеют применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление, выполнять и оформлять тестовые задания, сопоставлять предмет и окружающий мир | Могут аргументированно отвечать на вопросы собеседников; предметная компетенция | Слайд-лекция «Цилиндр» | факультативное занятие; | Гл. 6, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
25 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра (применение и совершенствование знаний) | Проблемное изложение | Обучение на высоком уровне трудности | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Знают определение цилиндра. Умеют применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление и доказательство. Могут аргументированно отвечать на вопросы собеседников | Могут оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий | ЦОР [12]. Демонстрационные плакаты 7 | «Геометрия. 7–11» http:// по теме модуля, поиск информации с использованием интернет-ресурсов; элективное занятие; | Гл. 6, | |
26 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра (комбинированный) | Урок- зачет | Организация совместной учебной деятельности | Учебная | Групповая | Знают определение цилиндра. Умеют применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление и доказательство. Умеют работать по заданному алгоритму, выполнять и оформлять тестовые задания | Умеют аргументированно отвечать на поставленные вопросы, могут осмыслить ошибки | Интернет-ресурс http:// Тестовые задания B и C | Гл .6; | ||
27 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса (изучение нового материала) | Поисковая | Проблемные задания | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают определение конуса. Умеют применять формулы площади полной поверхности конуса к решению простейших задач на вычисление, проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, составлять конспект и участвовать в диалоге | Могут воспроизвести теорию с заданной степенью свернутости; целостная компетенция | ЦОР [9]. Демонстрационные плакаты 7 | Гл 6; § 2, http:// |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
28 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса (применение и совершенствование знаний) | Урок-семинар | Усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему | Рефлексивная | Индивидуальная | Знают определение конуса. Умеют применять формулы площади полной поверхности конуса к решению задач на вычисление. Могут собрать материал для сообщения по заданной теме | Могут на основе комбинирования ранее изученных алгоритмов и способов действия решать нетиповые задачи, выполняя продуктивные действия эвристического типа | Слайд-лекция «Конус» | представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации | Гл. 6; | |
Модуль 2. Сфера и шар (6 часов) | |||||||||||
Цели ученика: изучить модуль «Сфера и шар» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление об усеченном конусе, формуле вычисления поверхности усеченного конуса, сфере и шаре, уравнении сферы, взаимном расположении сферы и плоскости, касательной плоскости к сфере, формуле вычисления поверхности сферы; ∙ овладеть умением: – применять формулы площади полной поверхности усеченного конуса к решению задач на доказательство; – применять формулы площади полной поверхности усеченного конуса к решению задач на вычисление; – применять формулы для решения простейших задач на составление уравнения сферы | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений об усеченном конусе, формуле вычисления поверхности усеченного конуса, сфере и шаре, уравнении сферы, взаимном расположении сферы и плоскости, касательной плоскости к сфере, формуле вычисления поверхности сферы; ∙ формирования умений применять формулы площади полной поверхности усеченного конуса к решению задач на доказательство; ∙ овладения умением применять формулы площади полной поверхности усеченного конуса к решению задач на вычисление; ∙ овладения навыками применять формулы для решения простейших задач на составление уравнения сферы | ||||||||||
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
29 | Понятие усеченного конуса. Площадь поверхности усеченного конуса (изучение нового материала) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают определение полного Умеют применять формулы площади полной поверхности усеченного конуса к решению задач на вычисление, определять понятия, приводить доказательства. Могут применять формулы к решению задач на доказательство | Могут воспроизвести теорию с заданной степенью свернутости; целостная компетенция | ЦОР [8]. Демонстрационные плакаты 8 | Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// факультативное занятие; дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – обучение – учебное исследование | Гл. 6, | |
30 | Понятие усеченного конуса. Площадь поверхности усеченного конуса (применение и совершенствование знаний) | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение упражнений | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают определение полного Умеют применять формулы площади полной поверхности усеченного конуса к решению задач на вычисление. Могут привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы | Могут работать с чертежными инструментами; предметная компетенция | Слайд-лекция «Усеченный конус» | Гл. 6, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
31 | Сфера и шар. Уравнение сферы (комбинированный) | Проблемное изложение | Обучение на высоком уровне трудности | Учебная, познавательная | Коллективная. Пары смешанного состава | Знают определение сферы и шара, уравнение сферы. Умеют применять формулы для решения простейших задач на составление уравнения сферы | Могут решать нетиповые задачи, выполняя продуктивные действия эвристического типа | ЦОР [16]. Демонстрационные плакаты 8 | с использованием интернет-ресурсов; элективное | Гл. 6, | |
32 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере (комбинированный) | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение упражнений | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают определение сферы и шара, взаимного расположения сферы и плоскости, касательной плоскости к сфере. Умеют применять формулы для решения задач | Могут правильно оформлять работу, выступать с решением проблемы; предметная компетенция | Слайд-лекция «Сфера и шар» | Гл. 6; | ||
33 | Сфера и шар. Площадь сферы (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают определение сферы и шара, площади сферы. Умеют применять формулы для решения простейших задач. Могут самостоятельно готовить обзоры, конспекты, проекты, обобщая данные, полученные из различных источников | Могут уверенно действовать в нетиповой, незнакомой ситуации, самостоятельно исправляя допустимые при этом ошибки или неточности; целостная компетенция | ЦОР [15]. Демонстрационные плакаты 8 | Гл 6; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
34 | Сфера и шар. Площадь (применение и совершенствование знаний) | Поисковая | Проблемные задания | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают определение сферы и шара, площади сферы. Умеют применять формулы для решения простейших задач | Умеют принять участие в диалоге, подобрать аргументы для объяснения ошибки; предметная компетенция | Слайд-лекция «Сфера и шар» | занятие; | Гл. 6; | ||
Модуль 3. Решение задач на объемные тела (8 часов) | ||||||||||||
Цели ученика: изучить модуль «Решение задач на объемные тела» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление об основных многогранниках, чертеже по условию задачи, теоремах планиметрии и стереометрии; ∙ овладеть умением: – изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач и решать простейшие задачи; – изображать основные тела вращения; выполнять чертежи по условиям задач и решать простейшие задачи; – применять теоремы планиметрии к решению задач по стереометрии. Показать владение теоретическими и практическими знаниями по теме раздела «Цилиндр, конус, шар» на контрольном уроке | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений об основных многогранниках, чертежах по условию задачи, теоремах планиметрии и стереометрии; ∙ формирования умений изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач и решать простейшие задачи; ∙ овладения умением изображать основные тела вращения; выполнять чертежи по условиям задач и решать простейшие задачи; ∙ овладения навыками применять теоремы планиметрии к решению задач по стереометрии. | |||||||||||
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
35 | Решение задач на многогранники (комбинированный) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа | Информационно- коммуникационная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают основные многогранники. Умеют изображать основные многогранники; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; выполнять чертежи по условиям задач и решать простейшие задачи. Могут отделить основную информацию от второстепенной | Могут воспроизвести теорию с заданной степенью свернутости; целостная компетенция | ЦОР [8]. Демонстрационные плакаты 8 | Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// факультативное занятие; дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// обучение учебное исследование | Гл. 3, | |
36 | Решение задач по теме «Многогранники» (применение и совершенствование знаний) | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение упражнений | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают основные многогранники. Умеют изображать многогранники, выполнять чертежи по условиям задач и решать задачи. Используют для решения познавательных задач справочную литературу. Могут найти и устранить причины возникших трудностей | Могут работать с чертежными инструментами; предметная компетенция | Слайд-лекция «Многогранники» | Гл. 3, | ||
37 | Решение задач по теме «Многогранники» (комбинированный) | Проблемное изложение | Обучение на высоком уровне трудности | Учебная, познавательная | Коллективная. Пары смешанного состава | Знают, как изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач и решать задачи. Могут самостоятельно создать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера | Могут решать нетиповые задачи, выполняя продуктивные действия эвристического типа | ЦОР [16]. Демонстрационные плакаты 8 | Гл. 3, | ||
38 | Решение задач по теме «Тела вращения» (применение и совершенствование знаний) | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение упражнений | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают основные тела вращения. Умеют изображать тела вращения, выполнять чертежи по условиям задач и решать простейшие задачи. Могут воспринимать устную речь, проводить информационно-смысловой анализ лекции, работать с чертежными инструментами | Могут правильно оформлять работу, выступать с решением проблемы; предметная компетенция | Слайд-лекция «Тела вращения» | Гл. 6, | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
39 | Решение задач по теме «Тела вращения» (комбинированный) | Проблемное изложение | Обучение на высоком уровне трудности | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Умеют изображать основные тела вращения; выполнять чертежи по условиям задач и решать задачи. Могут рассуждать, обобщать, аргументировать решение и ошибки; участвовать в диалоге; оформлять решения или сокращать их, в зависимости от ситуации; рассуждать, обобщать, аргументированно отвечать на вопросы собеседников, вести диалог | Могут уверенно действовать в нетиповой, незнакомой ситуации, самостоятельно исправляя допустимые при этом ошибки или неточности | ЦОР [15]. Демонстрационные плакаты 8 | с использованием интернет-ресурсов; – элективное занятие; | Гл. 6, | |
40 | Решение задач по теме «Тела вращения» (комбинированный) | Поисковая | Проблемные задания | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная, пары сменного состава | Знают основные многогранники и тела вращения. Умеют изображать основные многогранники и тела вращения, выполнять чертежи по условиям задач и решать простейшие задачи. Могут рассуждать, обобщать, аргументированно отвечать на вопросы собеседников, вести диалог | Умеют принять участие в диалоге, подобрать аргументы для объяснения ошибки; предметная компетенция | Слайд-лекция «Тела вращения» | Гл. 6, | ||
41 | Решение задач по теме «Тела вращения» (комбинированный) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Знают основные многогранники и тела вращения. Умеют изображать основные многогранники и тела вращения, выполнять чертежи по условиям задач и решать задачи на комбинацию тел. | ЦОР [16]. Демонстрационные плакаты 8 | Гл. 6, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
страционным материалом | Могут вести диалог, аргументированно отвечать на поставленные вопросы | проекта, публичной презентации | ||||||||||||||
42 | Контрольная работа 3 (контроль, оценка и коррекция знаний) | Урок проверки знаний | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения | Освоение практического навыка решения контрольных заданий | Индивидуальная | Учащиеся демонстрируют знания понятий: цилиндр, площадь поверхности цилиндра, конус, площадь поверхности конуса, усеченный конус, площадь поверхности усеченного конуса, сфера и шар, уравнение сферы и площадь сферы. Могут свободно пользоваться формулами площади поверхности цилиндра, конуса, усеченного конуса, сферы при решении сложных задач | Могут оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий; предметная компетенция | Интернет-ресурс http:// Тестовые задания B и C | Гл. 3 и 6, http:// | |||||||
Раздел 4. ОБЪЕМЫ ТЕЛ (19 часов) | ||||||||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями раздела «Объемы тел» (в процентном соотношении) | ||||||||||||||||
Знание | % | Способ деятельности | % | |||||||||||||
репродуктивное с опорой | 1 | репродуктивно-несамостоятельный (усвоение внешней формы способа) | 2 | |||||||||||||
репродуктивно-алгоритмическое | 85 | 99 | репродуктивно-самостоятельный (освоение сущностного отношения в способе) | 85 | 98 | |||||||||||
продуктивно-комбинаторное (эвристическое) | 7 | продуктивно-самостоятельный (самостоятельность применения в ситуации частичной неопределенности) | 7 | |||||||||||||
продуктивно-креативное (творческое) | 7 | творчески-самостоятельный (эмансипация способа) | 6 |
Ценностное отношение | % | Личностный смысл | % | ||
нейтральное | 4 | предметно-содержательный | 15 | ||
ситуативно-заинтересованное | 18 | 96 | личностно-групповой | 53 | 85 |
устойчивая актуальность | 78 | индивидуально-личностный/жизненно-практический | 32 | ||
Модуль 1. Объемы призмы и цилиндра (6 часов) | |||||
Цели ученика: изучить модуль «Объемы призмы и цилиндра» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление о понятии объема многогранника и тела вращения, формулах вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, объема прямой призмы и объема цилиндра; ∙ овладеть умением: – применять формулы объема прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и цилиндра к решению задач на вычисление; – проводить доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач; – применять формулы объема прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и цилиндра к решению задач на доказательство | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений о понятии объема многогранника и тела вращения, формулах вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, объема прямой призмы и объема цилиндра; ∙ формирования умений применять формулы объема прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и цилиндра к решению задач на вычисление; ∙ овладения умением проводить доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач; ∙ овладения навыками применять формулы объема прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и цилиндра к решению задач на доказательство | ||||
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: контролировать действие партнера. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
43 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда (изучение нового материала) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа | Информационно- коммуникационная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема прямоугольного параллелепипеда. Умеют применять формулы для решения простейших задач; воспроизвести правила и примеры. Могут работать по заданному алгоритму | Могут привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы; целостная компетенция | ЦОР [5]. Демонстрационные плакаты 9 | – Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – факультативное занятие; – дистанционный курс | Гл. 7, | |
44 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда (изучение нового материала) | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема прямоугольного параллелепипеда. Умеют применять изученные формулы к решению различных | Могут работать с чертежными инструментами; предметная компетенция, целостная компетенция | Слайд-лекция «Объемы» | Гл. 7, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
упражнений | задач на доказательство и вычисление | «Геометрия. 7–11» http:// – обучение модуля, поиск информации – элективное занятие; | |||||||||||||
45 | Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник (применение и совершенствование знаний) | Проблемное изложение | Обучение на высоком уровне трудности | Учебная, познавательная | Взаимопроверка в парах. Работа с текстом | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема прямой призмы с прямоугольным треугольником в основании. Умеют применять формулы для решения простейших задач; работать по заданному алгоритму; аргументировать ответ или ошибку | Умеют формировать вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию; предметная компетенция | ЦОР [11]. Демонстрационные плакаты 9 | Гл. 7, | ||||||
46 | Теоремы об объеме прямой призмы и цилиндра (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов. | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема прямой призмы и цилиндра. Умеют применять формулы для решения простейших задач; пользоваться энциклопедией, математическим справочником, записанными правилами | Умеют аргументированно отвечать на поставленные вопросы, могут осмыслить ошибки | Слайд-лекция «Объемы» | Гл. 7, | ||||||
47 | Теоремы об объеме прямой призмы и цилиндра | Поисковая | Проблемные задания | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная, пары сменного состава | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема прямой призмы и цилиндра. | Умеют принять участие в диалоге, подбирать аргументы для объяснения | ЦОР [15]. Демонстрационные плакаты 9 | Гл. 7, § 2; творческое | ||||||
| (применение и совершенствование знаний) | Умеют применять формулы | ошибки; предметная компетенция | – представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности | задание группам | ||||||||||
48 | Теоремы об объеме прямой призмы и цилиндра (комбинированный) | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Рефлексивная | Групповая | Знают, как находить объёмы тел в задачах по теме «Комбинация тел». Могут собрать материал для сообщения по заданной теме. Умеют передавать, информацию сжато, полно, выборочно | Могут работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; предметная компетенция | Слайд-лекция «Объемы» | Гл. 7, http:// |
Модуль 2. Объемы конуса и пирамиды (6 часов) | |
Цели ученика: изучить модуль «Объемы конуса и пирамиды» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление о формулах вычисления объемов всех изученных тел, вычисления объема наклонной призмы, вычисления объема пирамиды и конуса; ∙ овладеть умением: – применять формулы объема наклонной призмы к решению задач на доказательство; – применять формулы объема наклонной призмы, пирамиды и конуса к решению задач на вычисление и доказательство; – находить объем тел с использованием определенного интеграла в несложных случаях | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений о формулах вычисления объемов всех изученных тел, вычисления объема наклонной призмы, вычисления объема пирамиды и конуса; ∙ формирования умений применять формулы объема наклонной призмы к решению задач на доказательство; ∙ овладения умением применять формулы объема наклонной призмы, пирамиды и конуса к решению задач на вычисление и доказательство; ∙ овладения навыками находить объем тел с использованием определенного интеграла в несложных случаях |
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
49 | Вычисление объемов тел (изучение нового материала) | Проблемное изложение | Обучение на высоком уровне трудности | Учебная, познавательная | Взаимопроверка в парах. Работа | Знают формулы вычисления объемов изученных тел. Умеют находить объем тел | Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; целостная компетенция | ЦОР [2]. Демонстрационные плакаты 10 | – Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – факультативное занятие; – дистанционный курс | Гл. 7, § 3, | |
50 | Вычисление объемов тел (применение и совершенствование знаний) | Поисковая | Проблемные задания | Информационно-коммуникационная | Коллективная, пары смешанного состава | Знают формулы вычисления объемов изученных тел. Умеют находить объем тел | Могут воспроизводить изученные правила и понятия, подбирать аргументы, соответствующие решению; предметная компетенция | Слайд-лекция «Объемы» | Гл. 7, § 3, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
51 | Объем наклонной призмы (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема наклонной призмы. Умеют применять формулы для решения простейших задач. Могут самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию | Умеют определять понятия, приводить доказательства | ЦОР [9]. Демонстрационные плакаты 10 | «Геометрия. 7–11» http:// – обучение – учебное исследование – элективное занятие; | Гл. 7, § 3, | |
52 | Объем наклонной призмы (комбинированный) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа | Информационно-коммуникационная | Коллективная, пары смешанного состава | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема наклонной призмы. Умеют применять формулы для решения простейших задач. Могут аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмыслить ошибки и устранить их | Умеют принять участие в диалоге, подбирать аргументы для объяснения ошибки; предметная компетенция | Слайд-лекция «Объемы» | Гл. 7, § 3, | ||
53 | Объем пирамиды. Объем конуса (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа | Учебная | Взаимопроверка в парах. Работа | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема пирамиды и конуса. Умеют применять формулы для решения простейших задач | Объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; предметная компетенция | Слайд-лекция «Объемы» | Гл. 7, § 3, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
54 | Объем пирамиды. Объем конуса (применение и совершенствование знаний) | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение упражнений | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Умеют находить объёмы тел Воспроизводят изученную информацию с заданной степенью свернутости. Умеют подбирать аргументы, соответствующие решению. Могут правильно оформлять работу | Могут составлять конспект, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; предметная компетенция | ЦОР [12]. Демонстрационные плакаты 10 | – представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности | Гл. 7, § 3, http:// lyceum8.com | ||
Модуль 3. Объем шара (7 часов) | ||||||||||||
Цели ученика: изучить модуль «Объемы шара» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Для этого необходимо: ∙ иметь представление о формулах вычисления объема шара, объема шарового сегмента, слоя и сектора, площади сферы; ∙ овладеть умением: – применять формулы площади сферы к решению задач на доказательство; – применять формулы объема шара, объема шарового сегмента, слоя и сектора к решению задач на вычисление; – применять формулы объема шара, объема шарового сегмента, слоя и сектора к решению задач на доказательство | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для формирования представлений о формуле вычисления объема шара, объема шарового сегмента, слоя и сектора, площади сферы; ∙ формирования умений применять формулы площади сферы ∙ овладения умением применять формулы объема шара, объема шарового сегмента, слоя и сектора к решению задач на вычисление; ∙ овладения навыками применять формулы объема шара, объема шарового сегмента, слоя и сектора к решению задач на доказательство | |||||||||||
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
55 | Объем шара (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема шара. Умеют применять формулы для решения задач; рассуждать. Могут отразить в письменной форме свои решения | Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; целостная компетенция | ЦОР [2]. Демонстрационные плакаты 10 | – Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – факультативное занятие; – дистанционный курс | Гл. 7, | |
56 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора (применение и совершенствование знаний) | Поисковая | Проблемные задания | Информационно-коммуникационная | Коллективная, пары смешанного состава | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема шарового сегмента, слоя и сектора. Умеют применять формулы для решения задач | Могут воспроизводить изученные правила и понятия, подбирать аргументы, соответствующие решению; предметная компетенция | Слайд-лекция «Объем шара» | Гл. 7, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
57 | Площадь сферы (комбинированный) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа с демонстрационным материалом | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Имеют представление о понятии объема. Знают формулу площади сферы. Умеют применять формулы для решения задач | Умеют определять понятия, приводить доказательства | ЦОР [9]. Демонстрационные плакаты 10 | «Геометрия. 7–11» http:// – обучение – элективное занятие; | Гл. 7, | |
58 | Решение задач на объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора (изучение нового материала) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Имеют представление о понятии объема. Знают формулы вычисления объема пирамиды и конуса. Умеют применять формулы для решения простейших задач; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать | Умеют принять участие в диалоге, подбирать аргументы для объяснения ошибки; предметная компетенция | Слайд-лекция «Объем шара» | Гл. 7, | ||
59 | Решение задач на объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Умеют решать задачи на нахождение объемов в комбинации тел; развернуто обосновывать суждения. Могут собрать материал для сообщения по заданной теме | Объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; предметная | Слайд-лекция «Объем шара» | Гл. 7, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
(применение и совершенствование знаний) | упражнений | компетенция | – представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности | ||||||||
60– | Контрольные работы 4–5 (применение и совершенствование знаний) | Урок проверки знаний | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения | Освоение практического навыка решения контрольных заданий | Индивидуальная | Демонстрируют знания по темам: «Объем прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, наклонной призмы, пирамиды, конуса, шара, шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора». Могут свободно пользоваться понятием «объем пространственной фигуры» при решении сложных задач на объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора и вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла | Могут оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий; предметная компетенция | Интернет-ресурс http:/ Тестовые задания B и C | Гл. 7, http:// |
Раздел 5. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 10–11 КЛАССА (7 часов) | |||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями раздела «Обобщающее повторение курса геометрии 10–11 классов» (в процентном соотношении) | |||||
Знание | % | Способ деятельности | % | ||
репродуктивное с опорой | 0 | репродуктивно-несамостоятельный (усвоение внешней формы способа) | 0 | ||
репродуктивно-алгоритмическое | 83 | 100 | репродуктивно-самостоятельный (освоение сущностного отношения в способе) | 86 | 100 |
продуктивно-комбинаторное (эвристическое) | 9 | продуктивно-самостоятельный (самостоятельность применения в ситуации частичной неопределенности) | 8 | ||
продуктивно-креативное (творческое) | 8 | творчески-самостоятельный (эмансипация способа) | 6 | ||
Ценностное отношение | % | Личностный смысл | % | ||
нейтральное | 2 | предметно-содержательный | 10 | ||
ситуативно-заинтересованное | 15 | 98 | личностно-групповой | 55 | 90 |
устойчивая актуальность | 83 | индивидуально-личностный/жизненно-практический | 35 |
Цели ученика: провести самоанализ знаний, умений и навыков, полученных и приобретенных в курсе геометрии за 10–11 классы при обобщающем повторении тем: «Метод координат в пространстве», «Тела вращения», «Объемы тел». Для этого необходимо: ∙ овладеть умением использовать приобретенные знания и умения Показать владение теоретическими и практическими знаниями по теме раздела «Обобщающее повторение курса геометрии за 10–11 классы» на контрольном уроке | Цели педагога: создать условия учащимся: ∙ для обобщения и систематизации курса геометрии за 10–11 классы при решении заданий повышенной сложности по всему курсу геометрии; ∙ формирования понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; ∙ формирования умений для интегрирования в личный опыт новой, |
Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
62 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей, объемы (комбинированный) | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов | Учебная, познавательная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Умеют решать простейшие геометрические задачи курса геометрии по теме «Многогранники». Владеют умением предвидеть возможные последствия своих действий. Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем | Свободная работа с текстами научного стиля; целостная компетенция | ЦОР [1]. Демонстрационные плакаты 11 | – Дистанционный курс «Геометрия. 7–11» http:// – факультативное занятие; – дистанционный курс | Гл. 3; самообразование: http:// uztest.ru | |
63 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей, объемы | Учебный практикум | Построение алгоритма действия, решение | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Умеют решать геометрические задачи ЕГЭ с кратким и развернутым ответом; проводить самооценку собственных действий | Умеют участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение | Слайд-лекция «Многогранники» | Гл. 3; творческое задание группам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
(применение и совершенствование знаний) | упражнений | «Геометрия. 7–11» http:// – обучение по теме модуля, поиск информации – элективное занятие; | |||||||||
64 | Векторы (комбинированный) | Комбинированная | Фронтальный опрос. Работа | Информационно-коммуникационная | Индивидуальная по уровню развития интеллекта | Умеют решать простейшие геометрические задачи курса геометрии на векторы в пространстве; геометрические задачи ЕГЭ с кратким и развернутым ответом; проводить самооценку собственных действий. Владеют умением предвидеть возможные последствия своих действий. Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем | Умеют аргументированно отвечать на поставленные вопросы, участвуют в диалоге | ЦОР [3]. Демонстрационные плакаты 12 | Гл. 4; индивидуальное творческое задание | ||
65 | Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей, объемы (комбинированный) | Проблемное изложение | Обучение | Учебная, познавательная | Взаимопроверка в парах. Работа | Умеют решать простейшие геометрические задачи курса геометрии на тела вращения. Владеют умением предвидеть возможные последствия своих действий. Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем | Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем; предметная компетенция | Слайд-лекция «Тела вращения» | Гл. 6; самообразование: http:// |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
66 | Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей, объемы (применение и совершенствование знаний) | Поисковая | Проблемные задания, работа | Учебная, познавательная | Коллективная, пары смешанного состава | Умеют решать геометрические задачи ЕГЭ с кратким и развернутым ответом; проводить самооценку собственных действий | Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; целостная компетенция | ЦОР [18]. Демонстрационные плакаты 12 | – представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности | Гл. 6; самообразование: http:// uztest.ru | |
67– | Итоговая контрольная (обобщение | Письменная контрольная работа | Упражнения, практикум | Учебная | Индивидуальная, пары сменного состава | Демонстрируют умение расширять и обобщать знания по темам «Метод координат в пространстве», «Тела вращения», «Объемы тел». Могут самостоятельно выбрать рациональный способ решения задач повышенной сложности по всему курсу геометрии | Могут оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий; предметная компетенция | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Тестирование по теме модуля на сайте http:// |
Предварительный просмотр:
Класс, школа: | 11 класс, МБОУ СОШ № 20, с. Хатыстыр, Алданский район |
Учитель: | Енохова Роза Фёдоровна |
Предмет : | Геометрия |
Тема урока: | Решение задач на вычисление объёмов геометрических тел ( задания по ЕГЭ) |
УМК: |
|
Тип урока: | Урок открытия нового способа действия |
Цель учителя: | Создание условий для открытия учащимися зависимости объёмов геометрических тел (конуса и цилиндра, призмы и пирамиды) и решение задач на вычисление объёмов геометрических тел. |
Учебная задача: | Как вычислить объём пирамиды, зная объём призмы и наоборот? Как вычислить объём конуса, зная объём цилиндра и наоборот? |
Планируемые результаты урока | |
Предметный результат урока | -знать зависимость объёмов геометрических тел (призмы и пирамиды, конуса и цилиндра). -уметь вычислить объём пирамиды, зная объём призмы и наоборот и объём конуса, зная объём цилиндра и наоборот вычислять объёмы геометрических тел. - уметь решать задачи на вычисление объёмов геометрических тел |
Метапредметные результаты урока: |
-уметь определять задачу урока и определять цель своих действий, - уметь планировать свои действия при проведении опыта работы, -уметь прогнозировать результат действия, -уметь осуществлять поиск информации в учебной литературе, |
Познавательные УУД: -уметь классифицировать геометрические тела: многогранники и тела вращения; - уметь анализировать результат опыта для выхода на способ действия, -уметь сравнивать полученный результат с эталоном, - уметь оформлять результат опыта и применять при решении задач на вычисление объёмов геометрических тел | |
-уметь работать в группах и вступать в диалог, -уметь задавать вопросы, аргументировать свой ответ, - уметь строить свой ответ на поставленный вопрос, услышать ответы других. | |
Личностный результат урока: | - понимание и осмысление зависимости объёмов объёмов геометрических тел (конуса и цилиндра, призмы и пирамиды), применять свои знания для решение задач на вычисление объёмов геометрических тел ( задания по ЕГЭ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом
Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....
Технологическая карта урока по геометрии "Свойства секущих и касательных"
Проблемный урок. Анализируются три задачи на свойства касательных и секущих, находится общий способ доказательства этих свойств. Формируются УУД учащихся....
Технологическая карта урока по геометрии Теорема Пифагора
Технологическая карта урока в 8 классе по теме: "Теорема Пифагора"...
Технологическая карта урока 5 класс тема" Решение задач на проценты"
Прикладная направленность в обучении способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах. Учащиеся должны понять, чт...
Технологическая карта урока по геометрии "Равнобедренный треугольник"
Материал представляет собой технологическую карту урока по геометрии "Равнобедренный треугольник" для 7 класса , УМК Шарыгин И.Ф....
Технологическая карта урока информатики в 9 класса по теме: "Вычисление суммы элементов массива".
Технологическая карат урока по информатике для 9 класса по теме "Вычисление суммы элементов массива". Урок открытия новых знаний сделан в форме квеста, подразумевает выполнеие заданий, для ч...
Технологическая карта урока по геометрии - 9 класс "Применение векторов к решению задач"
В данной публикации представлена технологическая карта и презентация к уроку геометрии в 9 классе по теме "Применение векторов к решению задач"...