Диаграммы
учебно-методический материал по математике (6 класс)

Герасимова Елизавета Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Диаграммы" для учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagrammy_gerasimova_e.v.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Диаграммы".

Учитель: Герасимова Е. В.,

МАОУ "СОШ №2  им. Героя

Советского Союза И.Е. Жукова".

        Пояснительная записка к уроку: в курсе математики тема «Диаграммы» является одной из актуальной  тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы. Перечень вопросов, изучаемых в данной теме позволяют анализировать данные из различных учебных предметов и  сфер деятельности человека, что позволяет формировать навыки методологических умений у учащихся. Рассмотренные задания на уроке являются прототипами заданий №14,18 ОГЭ по математики.

        Цель урока: создать условия для изучения обучающимися разных способов представления информации и формирование образовательных компетенций учащихся.

        Учебные задачи:

  1. Направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие самоанализа и самоконтроля при оценке результата своей деятельности;
  • формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.
  1. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

познавательные: 

  • извлекать информацию в соответствии с целью; 
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию;
  • переводить информацию в разные формы представления.

регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  •  проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  работать по  коллективно составленному плану;
  •  умение слушать, дополнять, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

коммуникативные:

  • уметь участвовать в диалоге;
  •  умение осознанно использовать речевые средства;
  •  формирование ИКТ - компетенции.
  1. Направленные на достижение  предметных результатов обучения:
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
  • формирование умения самостоятельно строить круговые и столбчатые диаграммы с помощью MS Excel;
  • формирование умения считывать информацию с диаграмм.

Оборудование и материалы:

у учителя: учебник «Математика, 6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация https://yadi.sk/i/en5QuT7eC-vhqg.

у учащегося: учебник «Математика, 6 класс» .Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, ноутбук, тетрадь, письменные принадлежности, дневник.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Учебник:  Математика: 6 класс: учебник/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е. Подольского.-3-е изд., доп.-М.: Вентана - Граф, 2019.-334, с.: ил.- (Российский учебник).

Раздел учебника:  Отношения и пропорции.

Методы: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация https://yadi.sk/i/en5QuT7eC-vhqg, чертежные инструменты.

Активные формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, устная работа.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Инструктаж выполнения домашнего задания.
  7. Рефлексия, подведение итогов урока.


Технологическая карта урока математики для 6 класса .

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

(1 мин)

Приветствует учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Актуализация знаний учащихся

(3 мин)

Предлагает учащимся проблемную ситуацию: на слайде представлена информация о протяженности рек России:

Обь - 5410 км; Енисей - 4287км; Лена -4400км, Амур - 4444км; Волга - 3530км; Колыма-2129км, Дон-1870км, Иртыш-4248км.

Назовите самую длинную реку?

Укажите длину самой короткой из представленных рек? Молодцы!

Данная информация представлена в виде текста. Что можно сделать с данными значениями, что бы отвечать на поставленные вопросы быстрее?

Подумайте, как еще эту информацию можно представить, чтобы она была более наглядной?

Диаграммы  используют тогда, когда какую - либо информацию хотят представить наглядно.

Анализируют информацию, предлагают свои варианты ответов:

- Обь;

- 1870 км;

- упорядочить данные;         - представить в виде таблицы;

С помощью наводящих вопросов учителя, приходят к выводу, что данную информацию лучше представить более наглядно в виде  диаграммы.

Умение выражать свои мысли в соответствии с вопросами.

Построение логической цепочки рассуждений.

Применение правила сравнения чисел в нестандартной ситуации.

Мотивация учебной деятельности.

(2 мин)

Ребята, давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока.

Корректирует формулировку темы и цель урока, предложенную учащимися.

Учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока.

Тема: "Диаграммы"

Цель: Изучить разные способы представления информации.

Записывают тему урока в тетрадь.

Формирование умения грамотно построить речевое высказывание.

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Изучение нового материала

(10 мин)

Итак ребята, слово диаграмма происходит от греческого "diugramma" и переводится как "чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами или между количествами одной и той же величины".

Диаграмма - это рисунок, который наглядно показывает отношения между величинами.

Демонстрирует слайд со столбчатой диаграммой о длинах рек.

Данный вид диаграмм называется гистограммой или столбчатой диаграммой.

Давайте попробуем прочитать нашу диаграмму, т.е. ответить на вопросы:

- Назовите самую длинную реку?

- Назовите самую короткую реку?

- Какая река имеет большую протяженность Амур или Волга?

Молодцы!

Встречались ли вам другие диаграммы? Приведите примеры.

Правильно, существует несколько типов диаграмм: гистограмма (столбчатая диаграмма), линейчатая, круговая, графики, точечные диаграммы.

Демонстрирует слайды с круговой диаграммой о результатах голосования.

Давайте прочитаем данную диаграмму:

- Кто победил в результате голосования?

- Кто набрал меньше всех голосов?

Слушают учителя, смотрят на представленные слайды.

Записывают определение в тетрадь.

 

Отвечают на вопросы учителя.

- Обь;

- Дон;

- Амур.

Приводят пример круговой диаграммы, используется при представлении данных голосования, количество сахара в разных продуктах и т.д.

 

- Иванов;

- Сидоров.

Формирование умения извлекать информацию с диаграмм;

Определять по диаграмме наибольшие и наименьшие значения, сравнивать величины.

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

Первичное усвоение новых знаний

(20 мин)

Давайте попробуем считывать информацию с диаграмм.

Для этого выполним задание № 784, 785, 789, 790.

Ведет регулярное наблюдение за работой учащихся. Молодцы!

Сформулируйте алгоритм построения диаграмм.

Для того чтобы построить диаграмму необходимо:

Алгоритм построения столбчатой диаграммы:

-Необходимо начертить оси координат.

-Сделать разметку осей (учесть мин и макс  значение).

-Изобразить столбики для каждой величины. (между столбиками оставлять промежутки).

Алгоритм построения круговой диаграммы:

-Необходимо начертить окружность, произвольного радиуса.

-Сделать разметку т.е. поделить на доли (учесть мин и макс  значение).

-Обозначить значение каждой доли (закрасить разными цветами).

Давайте попробуем применить наш алгоритм и построить диаграмму к №793.

Учитель  контролируя учащихся, уходит в конец класса и просит учащихся повернуться и  показать получившиеся диаграммы.

Для проверки задания демонстрирует диаграмму к №793 построенную в компьютерной программе MS Excel.

А теперь построим и прочитаем диаграммы используя ИКТ, программу MS Excel.

Визуально контролирует учащихся, по завершению предлагает сохранить свои результаты в общей папке для дальнейшей проверки, и  подвести итоги урока.

Читают представленные диаграммы в учебнике и  на слайдах. Выполняют задание вместе с учителем. Записывают решение в тетради.

Пытаются сформулировать алгоритм, с помощью наводящих вопросов учителя формулируют и записывают алгоритм.

Выполняют построение в тетрадях.

Поворачиваются в конец класса и показывают свои диаграммы.

Выполняют самопроверку в парах поменявшись тетрадями № 793.

Выполняют задания самостоятельно на ноутбуках по вариантам (числовые данные уже заполнены).

Поиск и выделение необходимой информации для решения заданий; Структурирование данных; Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ данных с целью выделения необходимой информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Формирование ИКТ- компетенций.

Рефлексия. Подведение итогов урока

(3 мин)

Организует подведение итогов совместной деятельности, предлагая учащимся ответить на вопросы:

Какова была цель нашей работы?

На следующие вопросы, вы будете отвечать индивидуально. (Ответ "да", поднять карточку1, "нет" - 0)

1. Достигли вы поставленной цели?

2. Нравится ли вам применять ноутбук на уроке математики?

Обобщает полученные сведения из ответов в шаблоне "Рефлексия" и представляет результаты в виде диаграммы.

Отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга.

Проводят самооценку поднимая карточку с соответствующим выбором.

 

 

Формирование самооценки.

Формирование умений обобщить и проанализировать.

Развитие самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.

Инструктаж выполнения домашнего задания

(1 мин)

Задает задание на дом, сопровождая подробной инструкцией по его выполнению:

№786, 788, 794  построить диаграмму в ручную (при наличии дома принтера выполнить на компьютере, распечатать и вклеить в тетрадь).

Объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за активную и плодотворную работу.

Записывают задание в дневник.

Внимательно слушают инструкцию.

Задают вопросы по существу.

Благодарят учителя за урок и прощаются с ним до следующего урока.

Формирование умения принимать рекомендации учителя, планировать выполнение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение диаграмм с использованием "Мастера диаграмм" при изучении текстового процессора Microsoft Word.

Электронное пособие "Построение диаграмм в текстовом процессоре Word"...

"Столбчатые диаграммы. Построение диаграмм" - разработка урока+презентация

Тема «Диаграммы» рассматривается в школьном курсе информатики и математики, начиная с начальных классов.В курсе математики 5 класса рассматривается тема «Круговые диаграммы» (2 часа) и отрабатываются ...

Алгоритм построения диаграмм. Редактирование диаграмм.

Диаграммы. Краткое описание построения диаграмм....

Основы построения диаграмм в MS – Excel. Знакомство с "Мастером диаграмм"

Цель данной работы в увлекательной форме сформировать у учащихся умения и навыки построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора...

Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"

Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"...

Столбчатые диаграммы. Чтение и построение диаграмм

Презентация для урока математики в 5 классе...