Диаграммы
учебно-методический материал по математике (6 класс)
Технологическая карта урока по теме "Диаграммы" для учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagrammy_gerasimova_e.v.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Диаграммы".
Учитель: Герасимова Е. В.,
МАОУ "СОШ №2 им. Героя
Советского Союза И.Е. Жукова".
Пояснительная записка к уроку: в курсе математики тема «Диаграммы» является одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы. Перечень вопросов, изучаемых в данной теме позволяют анализировать данные из различных учебных предметов и сфер деятельности человека, что позволяет формировать навыки методологических умений у учащихся. Рассмотренные задания на уроке являются прототипами заданий №14,18 ОГЭ по математики.
Цель урока: создать условия для изучения обучающимися разных способов представления информации и формирование образовательных компетенций учащихся.
Учебные задачи:
- Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развитие самоанализа и самоконтроля при оценке результата своей деятельности;
- формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.
- Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
познавательные:
- извлекать информацию в соответствии с целью;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию;
- переводить информацию в разные формы представления.
регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- умение слушать, дополнять, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
коммуникативные:
- уметь участвовать в диалоге;
- умение осознанно использовать речевые средства;
- формирование ИКТ - компетенции.
- Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
- формирование умения самостоятельно строить круговые и столбчатые диаграммы с помощью MS Excel;
- формирование умения считывать информацию с диаграмм.
Оборудование и материалы:
у учителя: учебник «Математика, 6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация https://yadi.sk/i/en5QuT7eC-vhqg.
у учащегося: учебник «Математика, 6 класс» .Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, ноутбук, тетрадь, письменные принадлежности, дневник.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Учебник: Математика: 6 класс: учебник/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е. Подольского.-3-е изд., доп.-М.: Вентана - Граф, 2019.-334, с.: ил.- (Российский учебник).
Раздел учебника: Отношения и пропорции.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация https://yadi.sk/i/en5QuT7eC-vhqg, чертежные инструменты.
Активные формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, устная работа.
- Мотивация учебной деятельности.
- Изучение нового материала.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Инструктаж выполнения домашнего задания.
- Рефлексия, подведение итогов урока.
Технологическая карта урока математики для 6 класса .
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент (1 мин) | Приветствует учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | |
Актуализация знаний учащихся (3 мин) | Предлагает учащимся проблемную ситуацию: на слайде представлена информация о протяженности рек России: Обь - 5410 км; Енисей - 4287км; Лена -4400км, Амур - 4444км; Волга - 3530км; Колыма-2129км, Дон-1870км, Иртыш-4248км. Назовите самую длинную реку? Укажите длину самой короткой из представленных рек? Молодцы! Данная информация представлена в виде текста. Что можно сделать с данными значениями, что бы отвечать на поставленные вопросы быстрее? Подумайте, как еще эту информацию можно представить, чтобы она была более наглядной? Диаграммы используют тогда, когда какую - либо информацию хотят представить наглядно. | Анализируют информацию, предлагают свои варианты ответов: - Обь; - 1870 км; - упорядочить данные; - представить в виде таблицы; С помощью наводящих вопросов учителя, приходят к выводу, что данную информацию лучше представить более наглядно в виде диаграммы. | Умение выражать свои мысли в соответствии с вопросами. Построение логической цепочки рассуждений. Применение правила сравнения чисел в нестандартной ситуации. | |
Мотивация учебной деятельности. (2 мин) | Ребята, давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока. Корректирует формулировку темы и цель урока, предложенную учащимися. | Учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока. Тема: "Диаграммы" Цель: Изучить разные способы представления информации. Записывают тему урока в тетрадь. | Формирование умения грамотно построить речевое высказывание. Развитие умения осмысливать полученную информацию. | |
Изучение нового материала (10 мин) | Итак ребята, слово диаграмма происходит от греческого "diugramma" и переводится как "чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами или между количествами одной и той же величины". Диаграмма - это рисунок, который наглядно показывает отношения между величинами. Демонстрирует слайд со столбчатой диаграммой о длинах рек. Данный вид диаграмм называется гистограммой или столбчатой диаграммой. Давайте попробуем прочитать нашу диаграмму, т.е. ответить на вопросы: - Назовите самую длинную реку? - Назовите самую короткую реку? - Какая река имеет большую протяженность Амур или Волга? Молодцы! Встречались ли вам другие диаграммы? Приведите примеры. Правильно, существует несколько типов диаграмм: гистограмма (столбчатая диаграмма), линейчатая, круговая, графики, точечные диаграммы. Демонстрирует слайды с круговой диаграммой о результатах голосования. Давайте прочитаем данную диаграмму: - Кто победил в результате голосования? - Кто набрал меньше всех голосов? | Слушают учителя, смотрят на представленные слайды. Записывают определение в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя. - Обь; - Дон; - Амур. Приводят пример круговой диаграммы, используется при представлении данных голосования, количество сахара в разных продуктах и т.д.
- Иванов; - Сидоров. | Формирование умения извлекать информацию с диаграмм; Определять по диаграмме наибольшие и наименьшие значения, сравнивать величины. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи. | |
Первичное усвоение новых знаний (20 мин) | Давайте попробуем считывать информацию с диаграмм. Для этого выполним задание № 784, 785, 789, 790. Ведет регулярное наблюдение за работой учащихся. Молодцы! Сформулируйте алгоритм построения диаграмм. Для того чтобы построить диаграмму необходимо: Алгоритм построения столбчатой диаграммы: -Необходимо начертить оси координат. -Сделать разметку осей (учесть мин и макс значение). -Изобразить столбики для каждой величины. (между столбиками оставлять промежутки). Алгоритм построения круговой диаграммы: -Необходимо начертить окружность, произвольного радиуса. -Сделать разметку т.е. поделить на доли (учесть мин и макс значение). -Обозначить значение каждой доли (закрасить разными цветами). Давайте попробуем применить наш алгоритм и построить диаграмму к №793. Учитель контролируя учащихся, уходит в конец класса и просит учащихся повернуться и показать получившиеся диаграммы. Для проверки задания демонстрирует диаграмму к №793 построенную в компьютерной программе MS Excel. А теперь построим и прочитаем диаграммы используя ИКТ, программу MS Excel. Визуально контролирует учащихся, по завершению предлагает сохранить свои результаты в общей папке для дальнейшей проверки, и подвести итоги урока. | Читают представленные диаграммы в учебнике и на слайдах. Выполняют задание вместе с учителем. Записывают решение в тетради. Пытаются сформулировать алгоритм, с помощью наводящих вопросов учителя формулируют и записывают алгоритм. Выполняют построение в тетрадях. Поворачиваются в конец класса и показывают свои диаграммы. Выполняют самопроверку в парах поменявшись тетрадями № 793. Выполняют задания самостоятельно на ноутбуках по вариантам (числовые данные уже заполнены). | Поиск и выделение необходимой информации для решения заданий; Структурирование данных; Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ данных с целью выделения необходимой информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Формирование ИКТ- компетенций. | |
Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин) | Организует подведение итогов совместной деятельности, предлагая учащимся ответить на вопросы: Какова была цель нашей работы? На следующие вопросы, вы будете отвечать индивидуально. (Ответ "да", поднять карточку1, "нет" - 0) 1. Достигли вы поставленной цели? 2. Нравится ли вам применять ноутбук на уроке математики? Обобщает полученные сведения из ответов в шаблоне "Рефлексия" и представляет результаты в виде диаграммы. | Отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга. Проводят самооценку поднимая карточку с соответствующим выбором.
| Формирование самооценки. Формирование умений обобщить и проанализировать. Развитие самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности. | |
Инструктаж выполнения домашнего задания (1 мин) | Задает задание на дом, сопровождая подробной инструкцией по его выполнению: №786, 788, 794 построить диаграмму в ручную (при наличии дома принтера выполнить на компьютере, распечатать и вклеить в тетрадь). Объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за активную и плодотворную работу. | Записывают задание в дневник. Внимательно слушают инструкцию. Задают вопросы по существу. Благодарят учителя за урок и прощаются с ним до следующего урока. | Формирование умения принимать рекомендации учителя, планировать выполнение домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение диаграмм с использованием "Мастера диаграмм" при изучении текстового процессора Microsoft Word.
Электронное пособие "Построение диаграмм в текстовом процессоре Word"...
"Столбчатые диаграммы. Построение диаграмм" - разработка урока+презентация
Тема «Диаграммы» рассматривается в школьном курсе информатики и математики, начиная с начальных классов.В курсе математики 5 класса рассматривается тема «Круговые диаграммы» (2 часа) и отрабатываются ...
Алгоритм построения диаграмм. Редактирование диаграмм.
Диаграммы. Краткое описание построения диаграмм....
Основы построения диаграмм в MS – Excel. Знакомство с "Мастером диаграмм"
Цель данной работы в увлекательной форме сформировать у учащихся умения и навыки построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора...
Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"
Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"...
Урок информатики: "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере."
Урок информатики по технологии АМО...
Столбчатые диаграммы. Чтение и построение диаграмм
Презентация для урока математики в 5 классе...