Основы построения диаграмм в MS – Excel. Знакомство с "Мастером диаграмм"
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) на тему
Цель данной работы в увлекательной форме сформировать у учащихся умения и навыки построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подробноный конспект урока | 776 КБ |
osnovy_postroeniya_diagramm_v_ms_-_excel.ppt | 388 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по информатике «Основы построения диаграмм в MS – Excel. Знакомство с «Мастером диаграмм», 10 класс.
Цели занятия:
образовательная:
сформировать у учащихся умения и навыки построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора.
развивающая:
развивать познавательные и исследовательские способности учащихся
воспитательная:
воспитание информационной культуры
Материально – техническое обеспечение урока
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Пакет программ MS-Office;
- Демонстрационная электронная презентация;
- Инструкционные карты.
Длительность занятия : 90 минут.
Ход занятия:
- Организационный момент
Проверка присутствующих, проверка готовности к занятию.
- Актуализация знаний.
На предыдущих занятиях мы познакомились с табличным редактором, научились заполнять таблицу, производить необходимые вычисления, исходя из данных таблицы. Проверим наши знания.
Учитель проводит фронтальный опрос.
Вопросы:
- Для чего предназначена программа MS-Excel?
- Какие существуют варианты запуска данной программы?
- Какое расширение имеет файл, созданный в MS-Excel?
- Перечислите основные элементы окна MS-Excel.
- Что можно ввести в любую ячейку MS-Excel?
- Что такое абсолютный и относительный адрес ячейки?
Учитель подводит итоги опроса, выставляет промежуточные оценки.
Учитель. «Сегодня на уроке нам необходимо выбрать депутата в Совет школы. Мы проведём голосование и занесём данные в таблицу.»
На экран демонстрационного компьютера заранее учителем выводится следующая таблица (рис. 1), в которую вносятся результаты голосования, проведённого в группе учащихся.
Рис.1
Учащиеся голосуют, учитель заполняет таблицу. Голосование может быть открытое или закрытое. Заполненная таблица на рис. 2
Рис. 2
Учитель. Кто же набрал у нас большее количество голосов. Анализируем таблицу. А если участников голосования и желающих в депутаты будет в несколько раз больше, как удобнее и нагляднее представить данные и результаты таблицы?
Учащиеся должны догадаться, что речь идёт о графическом представлении результатов голосования.
Учитель. Сегодня на уроке речь пойдёт о построении Диаграмм в табличном редакторе. Где в жизни вы встречались со словом «диаграмма» или со словами на него похожими.
Учащиеся. «Кардиограмма», «энцефалограмма» и др.
Анализируем примеры, приведённые ученикам.
Слова учителя сопровождаются электронной презентацией, демонстрируемой на экране через мультимедийный проектор. (Вариант презентации прилагается )
- Объяснение нового материала.
Диаграммы
Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. Средства программы Excel позволяют создать диаграммы и графики, основанные на данных электронной таблицы и помещать их в той же самой рабочей книги.
Итак, записываем в тетрадях тему «Основы построения диаграмм в MS – Excel.».
Диаграмма – это графическое представление данных и результатов таблицы. В Excel диаграммы строятся с помощью Мастера диаграмм, который вызывается с помощью кнопки, находящейся на панели инструментов Стандартная . Построение диаграммы происходит в 4 этапа – 4 шага.
Давайте попробуем построить диаграмму на основе нашей таблицы (рис.2).
1 шаг. Выбираем тип диаграммы. Познакомьтесь со всеми видами диаграмм, используемых в Excel.
Пусть это будет гистограмма – диаграмма в виде столбцов.
2 шаг. Задание исходных данных.
Здесь необходимо указать, какие данные лежат в основе построения конкретной диаграммы.
Прим. Для получения конкретного результата рекомендуется диапазон ячеек, лежащих в основе построения диаграммы, выбрать перед началом работы Мастера диаграмм, так скажем на нулевом этапе.
3 шаг. Задание параметров диаграммы.
На этом этапе создаётся оформление диаграммы. Задаются Заголовки диаграммы, осей, подписи данных и задаётся, если это необходимо легенда диаграммы. Легенда – это обозначение различными цветами колонок, соответствующих различным столбцам таблицы.
4 шаг. Размещение диаграммы. На этом этапе можно определиться с местом размещения диаграммы – поместить ли её рабочий лист или на отдельный.
Прим. Отформатировать элементы диаграммы можно с помощью контекстного меню!!!
Давайте посмотрим какую гистограмму мы получили по результатам нашей таблицы.
Давайте поэкспериментируем с этой таблицей и диаграммой. Посмотрим, как будет меняться диаграмма, если изменить данные в таблице.
Выберем другой вид диаграммы – круговой, добавим легенду и укажем доли.
По результатам голосования, представленным на диаграмме в Совет школы избирается Соколов Алексей. Поздравим его.
Ещё раз обратим внимание на основные элементы диаграммы. Просмотр электронной презентации. (приложение).
Запишем в тетрадях алгоритм построения любой диаграммы.
- Ввести в таблицу данные, если необходимо произвести вычисления.
- Выделить диапазон ячеек на основании которых будет строиться диаграмма.
- Вызвать Мастер диаграмм
- выбрать тип диаграммы
- выбрать отображение данных
- заполнить параметры диаграммы
- выбрать место размещения диаграммы
- Проверка и закрепление знаний.
Для закрепления знаний полученных на этом уроке и ранее учащимся предлагается решить следующий кроссворд с дальнейшей взаимопроверкой.
Критерии оценки: Нет ошибок -5, 1 или 2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3.
- Практическая работа.
Для закрепления представленной темы учащимся предлагается выполнить самостоятельно следующую работу на компьютере в среде Excel «Выбрать лучшего ученика группы и представить результат в виде гистограммы».
Учащимся выдаются инструкционные карты следующего образца.
- Создайте в Excel таблицу.
№ | Фамилия Имя | Предметы учебной программы | Средний балл | |||||
Русск.яз. | Матем. | Литерат. | Физика | Химия | История | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. |
- Заполните таблицу фамилиями и оценками для учащихся вашей группы.
- Рассчитайте средний балл.
- Одновременно выделите два столбца Фамилия Имя и Средний балл, с помощью Мастера диаграмм постройте Гистограмму с заголовками, подписями осей и легендой.
- Разместите диаграмму на отдельном листе.
- Добавьте в таблицу ещё один столбец с оценками по информатике. Рассчитайте средний балл.
- Постройте ещё раз гистограмму с учётом новых данных, обратите внимание как изменилась диаграмма. Разместите её на рабочем листе.
- Подведение итогов.
Учитель. Благодарю вас за плодотворную работу. Надеюсь полученные сегодня на уроке знания пригодятся вам не только в области информатики, но и в смежных предметах . Например, на уроках математики вы можете с помощью Мастера диаграмм строить графики различных функций, на уроках физики графически представлять итоги лабораторных работ или экспериментов.
Сегодня за урок вы получили следующие оценки. Оценки выставляются в журнал и дневник.
Дома, пожалуйста, продумайте следующую задачу. Вы владелец магазина (техники, игрушек, мебели и т. д.). Вам необходимо провести сравнительную характеристику продаж за последние три года. Как должна выглядеть таблица, в которую будут заноситься данные и по её результатам строиться диаграмма. Какой тип диаграммы вы выберите для наилучшего представления результатов.
Всем спасибо, до свидания.
- -
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элементы диаграммы Диаграмма состоит из множества элементов. Некоторые из них отображаются по умолчанию, а другие можно добавлять при необходимости. Отображение элементов диаграммы можно изменить путем их перемещения в другое место диаграммы, изменения их размера или формата. Кроме того, ненужные элементы можно удалить.
1. Область диаграммы (Область диаграммы. Область размещения диаграммы и всех ее элементов.).
2. Область построения диаграммы (На плоских диаграммах — ограниченная осями область, содержащая все ряды данных. На объемных диаграммах — ограниченная осями область, содержащая все ряды данных, имена категорий, подписи делений и названия осей.)
3. Элементы данных ( Отдельные значения, отображаемые на диаграмме в виде полос, столбцов, линий, секторов, точек или других объектов)
4. Горизонтальная (ось категорий) и вертикальная (ось значений)
5. Легенда (Легенда. Рамка, в которой определяются узоры или цвета рядов или категорий данных на диаграмме.)
6. Диаграмма и названия (Названия на диаграммах. Описательный текст, располагающийся вдоль осей или по центру в верхней части диаграммы.) осей, которые можно использовать на диаграмме.
7. Метки данных (Подпись данных. Подпись с дополнительными сведениями о маркере данных, представляющем одну точку данных или значение ячейки листа.), которые можно использовать для подписи точек данных в рядах данных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по информатике "Построение диаграмм в MS Excel"
Подробный конспект урока по теме Построение диаграмм в MS Excel, который сопровождается презентацией. Включает не только теоретический материал, но и практические задния. Также представлены тестовые з...
Презентаци. Построение диаграмм в MS Excel 2007
построение диаграмм...
Построение диаграмм средствами MS Excel
Открытый урок...
Практическая работа по информатике "Построение диаграмм в MS Excel"
Практическая работа по информатике "Построение диаграмм"...
Урок "Построение диаграмм в MS Excel"
Для данного урока применена кейс-технология, которая наглядно демонстрирует обучающимся где его знания могут пригодиться в реальной жизни Используя имитационное моделирование средствами электронных та...
Внеаудиторная самостоятельная работа «Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. Построение диаграмм в Microsoft Excel»
задания с методическими рекомендациями для студентов медицинского колледжа, изучающих дисциплину "Информационные технологии в профессиональной деятельности"....