Урок информатики: "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере."
методическая разработка по информатике и икт

Беседина Ирина Валерьевна

Урок информатики по технологии АМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_5_2.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Автор

Беседина Ирина Валерьевна

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

5 класс, базовый уровень, 12 человек.

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2013 - 184 с.: ил.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок изучения нового материала

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В группе обучается 12 человек. Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны. Отношения в классе равные, отработана система общественных поручений. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. У учащихся данного класса в целом преобладают учебно-методические мотивы и мотивы личностных качеств учителя. То есть    можно сказать, что ученики предъявляют высокие требования к личности учителя, его внешнему виду, доброжелательности по отношению к ученикам, а также к его манере преподавания, умению доступно изложить материал, способности учителя привести примеры из жизни и практики, его стремлению к проведению уроков в увлекательной для учеников форме.

Предметная цель урока

Создать условия для формирования представления о наглядных формах информации, различных видах диаграмм и их назначении.

Метапредметная цель урока

Способствовать  развитию  устной и письменной речи, изложению своих мыслей, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради.

Личностная цель урока

Содействовать формированию и развитию  нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся  (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам).

Задачи урока/ занятия

На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать условия для формирования умения строить различные типы диаграмм, умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа изученного материала формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать в парах

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

ЗУН актуализируют, закрепят: наглядные формы представления информации

ЗУН приобретут:

-первичные знания о видах и типах диаграмм и способах их построения;

-умение строить различные типы диаграмм;

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Понятие диаграммы и их видов.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Подготовка учащихся

к работе

на уроке

7 минут

Поздоровайся локтями

Происхождение метода: заимствованный

Цели и задачи использования метода: Встреча друг с другом, приветствие, положительный эмоциональный настрой.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Предварительная подготовка: не требуется.

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: Учитель просит ребят встать в круг, и рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый, указав на ученика (на усмотрение учителя) который начинает расчет. Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку - на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны; Каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).  На выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом членов группы, просто, коснувшись, друг друга локтями. Через пять минут нужно собрать участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Развитие коммуникативных способностей обучающихся

Коммуникативная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Вхождение в тему урока

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

5минут

Инструментальный паззл

Происхождение метода: заимствованный

Цели и задачи использования метода: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления паззла из разрозненных предметов

Необходимые материалы: лист ватмана, средства рисования (краски, кисти, карандаши, фломастеры).

Предварительная подготовка: на ватмане рисуется один из видов диаграмм; ватман разрезается на бесформенные кусочки.

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: 

Учитель: ребята, сейчас нам предстоит определиться с целью нашего занятия. Перед вами на общем столе разложены в хаотичном порядке кусочки бумаги. Нужно из этих кусочков собрать единую картинку, которая поможет нам с вами определиться с целью похода, ответив на вопросы: что это такое? для чего используется? (ребята собирают картинку, отвечают на вопросы)

После этого учитель просит ребят привести примеры наглядных форм представления информации с которыми они уже знакомы, а затем спрашивает у класса: "Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать, каковы цели нашего урока?"

Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи

- Коммуникативная

- Социальная

Обеспечивается дифференциация

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Определение ожиданий и опасений учащихся

3 минуты

Что у меня на сердце

Происхождение метода: заимствованный

Цели и задачи использования метода: помочь участникам выразить свои опасения

Необходимые материалы: листы бумаги, принтер. ножницы

Предварительная подготовка: вырезанные из бумаги сердечки

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Выполнять логические действия.

Правильно выражать свои мысли в речи.

Осознать и выработать собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей.

- Коммуникативная

Метод, стимулирующий познавательную деятельность обучающихся.

В результате работы выясняются ожидания. Проговариваются задачи урока

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного

Формирование целостной системы

ведущих знаний по теме

3 минуты

Восстанови рассказ

Происхождение метода: заимствованный

Цели и задачи использования метода: вывести учащихся на повторение пройденного материала

Необходимые материалы: листы А4, ПК, принтер

Предварительная подготовка: на листах А4 распечатываются слова предложения.

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Прежде чем перейти к изучению нового материала, нужно вспомнить материал, который изучался на предыдущем уроке.

Учитель: ребята, сейчас вы распределяетесь на четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые, третьи и четвертые номера, как в самом начале нашего урока. Нужно восстановить в памяти, полученные вами ранее знания.

Группам предлагаются карточки со словами, которые являются частями вопроса-предложения. Эти слова нужно расставить в нужном порядке, чтобы получился вопрос, на который потом предстоит ответить учащимся.

Ребята составляют из слов вопросы, отвечают на них.

Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Обеспечивает  активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут (интерактивная лекция)

Формирование целостной системы

ведущих знаний по теме

7 минут

Стриптиз

Происхождение метода: заимствованный

Цели и задачи использования метода: концентрация внимания участников

Необходимые материалы: листы ватмана, средства рисования (краски, кисти, фломастеры, карандаши)

Предварительная подготовка: на половинках листов ватмана сделать необходимые записи по теме.

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Учитель заранее на доску прикрепляет приготовленные листы ватмана в нужном порядке. Во время сообщения информации, учитель постепенно открывает свои тезисы учащимся.

1 лист: Средство наглядного представления графической информации -  диаграммы.

2 лист: Диаграммы бывают: (линейная, столбчатая, круговая; в виде схемы).

3 лист: Пример визуализации данных с помощью диаграммы.

4 лист: Выполнить задание: по условию задачи восстановить подписи к соответствующим элементам диаграммы (задача зачитывается устно; на листе ватмана только "голая" диаграмма).

(Задача: Площадь России составляет 17.1 млн кв км, Китая 9,6 млн кв км, Индии 3,3 млн кв км, США 9.4 млн кв км На листе перед вами диаграмма. Заполнить недостающие данные).

Оценивать успешность усвоения материала по данной теме

- Учебно-познавательная

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

15 минут

Занимательная практика

Происхождение метода: авторский

Цели и задачи использования метода: организация самостоятельной работы с использованием ПК

Необходимые материалы: ПК для учащихся, инструкция по выполнению практической работы,

Предварительная подготовка: Распечатанная инструкция по выполнению работы, листики с номерами от 1 до 6.

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Учитель: Ребята, сейчас вам нужно разбиться на пары и выполнить практическую работу на компьютере. Для этого у каждого из вас на столе лежит листочек с номером от 1 до 6. Найдите себе в пару ученика, у которого цифра на бумажке совпадет с вашей. Возле каждого ПК находятся инструкции по выполнению практической работы. Вам предстоит познакомиться с ними и выполнить Если кроме четкого выполнения задания к концу положенного времени вы сможете поработать над оригинальным оформлением диаграммы, получите за это дополнительную оценку.

Желаю вам успехов!

Оценивать успешность усвоения материала по данной теме

- Учебно-познавательная

-Коммуникативные

-Социальные

Учитель получает информацию о теоретической базе обучающихся

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

1минута

Веселая зарядка

Происхождение метода: заимствованный

Цели и задачи использования метода: снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся

Необходимые материалы: проектор, экран)

Предварительная подготовка: слайд презентации

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Учитель: А теперь, ребята, давайте отдохнем! У нас привал.

Ребята, встаньте из-за столов и выполните мои задания:

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

4 минуты

Что у меня на сердце

Происхождение метода: заимствованный, но измененный

Цели и задачи использования метода: упражнение дает учащимся группы возможность выполнить самооценку своей работы на уроке

Необходимые материалы: магнитная доска, магниты, разноцветные листы бумаги, принтер.

Предварительная подготовка: сердечки из разноцветной бумаги (красная, желтая, зеленая)

Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Учитель: Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Я предлагаю вам оценить свою деятельность, т.е. самому поставить себе оценку за урок.

Перед вами на столах сердечки трех цветов: красное, желтое и зеленое. Сейчас вы внимательно должны подумать насколько успешно вы справились с заданиями на уроке и выбрать сердечко нужного цвета. Красное – я провел этот урок с пользой и  получил новые интересные знания. Желтое – не все, из того, что я хотел и планировал получилось  на уроке. Зеленое – у меня ничего не получилось и мне было не интересно на этом уроке. На обратной стороне сердечка вы можете написать свои предложения и пожелания по поводу урока. После этого, вы должны подойти к доске и прикрепить свои сердечки и мы вместе обсудим ваши результаты.

После окончания этого этапа, при необходимости дается домашнее задание на дом.

Учитель: На прощанье давайте скажем друг другу "до свидания".

Анализировать и оценивать успешность усвоения материала по данной теме

- Коммуникативная

Эффективно, грамотно и интересно подводятся итоги урока. Выясняется отношение обучающихся к прошедшему уроку. Классификация ответов обучающихся и представление итогов выполнения задания в виде резюме вместе с планом коррекционной работы готовы к следующему уроку.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного процесса и их мотивации на успешное  выполнение поставленных на уроке целей и задач.

Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе несколько особенностей:

  • Игровая деятельность
  • Практическая направленность используемых методов
  • Высокая мотивация и интерес
  • Постоянная смена различных видов деятельности
  • Наличие этапа разминки для снятия усталости и напряжения
  • Обязательная рефлексия

Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД, что способствует развитию ключевых компетентностей учащихся.

Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательной системе.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

- личностные: содействовать формированию и развитию  нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся  (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам)

- метапредметные: способствовать  развитию  устной и письменной речи, изложению  своих  мыслей, обогащению словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради

- предметные: создать условия для формирования умения строить различные типы диаграмм.

Реализации запланированных целей способствовали АМО на каждом этапе урока.

ЗУН актуализируют, закрепят: наглядные формы представления информации

ЗУН приобретут:

-первичные знания о видах и типах диаграмм и способах их построения;

-умение строить различные типы диаграмм;

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Урок полностью реализует принципы индивидуального и деятельностного подходов. Каждый этап направлен на реализацию компетентностного подхода. Использование эмоциональной разрядки, настроя на урок и рефлексии реализует принципы здоровьесбережения. Урок построен на принципах гуманно-личностного подхода.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Активная работа на уроке в группе формирует у учащихся мотивацию к изучению данной области знаний.

Методическая ценность  урока/занятия

Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, а не только классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

См. ниже

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2013 - 184 с.: ил.
  2. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.: ил. – (Программы и планирование)
  3. Лазарев, Тимофей Васильевич. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с. – (Серия "Это – ты").
  4. Бесплатный электронный курс от МУ "Активные методы обучения!"
  5. Копилочка активных методов обучения.

Примечания автора/ов

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Карточка 1

какие

виды

информации

вы

знаете

?

Карточка 2

перечислите

способы

представления

информации

?

Карточка 3

какая

форма

представления

дает

более

подробную

информацию

?

Карточка 4

какая

форма

представления

дает

более

наглядную

информацию

?

Приложение 4

(Задача: Площадь России составляет 17.1 млн кв км, Китая 9,6 млн кв км, Индии 3,3 млн кв км, США 9.4 млн кв км На листе перед вами диаграмма. Заполнить недостающие данные).

Приложение 5

Практическая работа «Создание диаграмм»

Длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волги – 3530 км, Дона – 1870 км

  1. Пуск – Программы – MS Office – Word
  2. Для указанных данных создайте таблицу «Длина рек»
  • Создайте заголовок таблицы
  • С помощью команды Таблица – Вставить – Таблица создайте таблицу для указанных данных
  • Заполните таблицу

                                                                                                        Таблица «Длина рек»

Название реки

Длина реки ( в км)

Нил

6671

Дунай

2850

Волга

3530

Дон

1870

  1. Представьте заданную информацию с помощью диаграммы
  • Выделите содержимое таблицы
  • С помощью команды Вставка –Диаграмма создайте диаграмму для указанных данных:

  1. Выполните команду Диаграмма-Параметры диаграммы. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Заголовки, в соответствующее поле ввода введите название диаграммы «Длина рек»; на вкладке Легенда установите флажок Добавить легенду и активизируйте по своему усмотрению один из переключателей, задающий ее расположение. Щелкните по кнопке ОК.
  2. Сохраните файл в личной папке под именем Длина рек.

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - Создание диаграмм и графиков в Microsoft Excel

Создание диаграмм и графиков в Microsoft Excel, использование стандартных функций...

Конструкт урока по теме «Создание текстов на компьютере» 4 класс

Учебный предмет: Информатика и ИКТ.Учебная тема: Создание текстов на компьютере.Класс: 4.УМК: учебник «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. 4 класс», автор Горячев А.В.,ОС «Школа 210...

Технологическая карта урока информатики "Диаграммы в электронных таблицах"

Материал представляет технологическую карту урока информатики по теме "Диаграммы в электронных таблицах". Прописаны планируемые результаты урока, УУД на каждом этапе урока. Урок был проведен в 8 класс...

Разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними»

Методическая разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними»...

Конспект урока в 5 классе "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере"

Цель урока:1.     расширить представление обучающихся о разнообразии наглядных форма представления информации;2.     сформировать умение создания столбчатых и к...

Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс

Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...

Технологическая карта урока информатики "Диаграммы"

Технологическая карта урока  информатики по теме "Диаграммы" 6 кл....