Комбинаторика. Исследовательская работа учащегося. НПК -2016
опыты и эксперименты по математике (6 класс)
Цель данной работы: изучение методов решения комбинаторных задач и их применения при решении занимательных задач,головоломок и математических фокусов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kombinatorika.docx | 298.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Глава 1.История комбинаторики 4
Глава 2. Методы решения комбинаторных задач 8
Глава 3. Применение приемов комбинаторики в фокусах 12
Введение
Тема этой работы выбрана мной неслучайно. Раньше я даже не знала, что существует такой раздел математики – комбинаторика. Но в один из вечеров моя бабушка показала мне старый карточный фокус: разложила карты на 10 пар, попросила меня посмотреть одну пару. После этого она разложила карты рядами, я указала, в каких рядах лежали выбранные мной карты, и она их безошибочно определила.
Я никак не могла понять, каким образом работает этот фокус, ведь она даже не видела, какую именно пару карт я смотрела! После многочисленных просьб бабушка объяснила мне суть фокуса. Позже я узнала, что в его основе лежит комбинаторный метод решения задач, и всерьез заинтересовалась этой темой.
В настоящее время комбинаторика и теория вероятностей завоевала очень серьезное место в науке и прикладной деятельности. Ее идеи, методы и результаты не только используются, но и буквально пронизывают все естественные и технические науки, экономику, планирование и организацию производства.
Расчет вероятностей во многих случаях приводит к комбинаторным задачам. Поэтому в последние годы необычайно возросла роль комбинаторных методов не только в самой математике, но и в ее многочисленных приложениях: физике, химии, биологии и др.
Роль комбинаторики коренным образом изменилась с появлением компьютеров, поэтому важно как можно раньше начинать знакомство с комбинаторными задачами.
Цель данной работы: изучение методов решения комбинаторных задач и их применения при решении занимательных задач,головоломок и математических фокусов.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- Ознакомиться с теоретическим материалом по данной проблеме.
- Отработать полученные теоретические знания при решении задач.
- Изучить наиболее интересные и увлекательные фокусы и занимательные задачи, основанные на методах комбинаторики.
Работа состоит из введения, в котором определены цели и задачи исследования, основной части, включающей в себя три главы, раскрывающих содержание исследования, и заключения, в котором представлены выводы по теме.
В работе были использованы труды Я.И. Перельмана, В.С. Лютикаса, М.Б.Гельфанда, В.С. Павловичаи других авторов. В ходе исследования также были проведены многочисленные эксперименты по разгадыванию математических фокусов с использованием комбинаторики с участием ребят 5г класса.
Данная работа призвана повысить интерес учащихся к изучению математики.
Глава 1.История комбинаторики
История комбинаторики освещает развитие комбинаторики. Начав с анализа головоломок и азартных игр, комбинаторика оказалась исключительно полезной для решения практических задач почти во всех разделах математики. Кроме того комбинаторные методы оказались полезными в статистике, генетике, лингвистике и многих других науках.
Древние времена
Комбинаторные мотивы можно заметить в символике китайской «Книги Перемен» (V век до н.э.) По мнению ее авторов все в мире комбинируется из различных сочетаний мужского и женского начал, а так же восьми стихий: земля, горы, вода, ветер, гроза, огонь, облака и небо. На картинке представленагексаграмма из «Книги Перемен».
Историки отмечают также комбинаторные проблемы в руководствах по игре в Го и других играх.
Большой интерес математиков многих стран с древних времен неизменно вызывали магические квадраты.Это квадратные таблицы из целых чисел, в которых сумма во всех столбцах, строках и двух главных диагоналях равна одному и тому же числу.
Магический квадрат-древнекитайского происхождения. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (около 2200 г. до н.э.) из вод реки Хуанхэ всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы и эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату. Позже о магических квадратах узнали в Индии, а затем в Японии где в 16 веке магическим квадратам была посвящена обширная литература. Европейцев с магическими квадратами познакомил в 15 веке византийский писатель Мосхопулос.
На рисунке древний и современный магические квадраты.
Классическая задача комбинаторики: «сколько есть способов извлечь m элементов из N возможных» упоминается еще в сутрах древней Индии – начиная примерно с V века до н.э.
Античные греки также рассматривали отдельные комбинаторные задачи, хотя систематическое изложение ими этих вопросов, если оно конечно существовало, до нас не дошло. Хрисипп (III век до н.э.) и Гриппарх (IIвек до н.э.) подсчитывали, сколько следствий можно получить из 10 аксиом. Какие-то комбинаторные правила пифагорейцы, вероятно, использовали при построении своей теории чисел и нумерологии (совершенные числа, фигурные числа, пифагоровы тройки и др.)
Средневековье
В XII веке индийский математик Бхаскара в своем труде «Лилавати» подробно исследовал задачи, связанные с перестановками и сочетаниями, включая перестановки с повторениями.
В западной Европе ряд глубоких открытий в области комбинаторики сделали два еврейских исследователя: Авраам ибн Эзра (XII век) и Леви бен Гершом (XIVвек). Они подсчитывали число размещений с перестановками в огласовках имени Бога.
Несколько комбинаторных задач содержит «Книга абака». Например, он поставил задачунайти наименьшее число гирь, достаточное для взвешивания любого товара весом от 1 до 40 фунтов.
Новое время
ДжероламоКардано написал математическое исследование игры в кости, опубликованное посмертно. Теорией этой игры занимались также Тарталья и Галилей. В историю зарождавшейся теории вероятностей вошла переписка заядлого игрока шевалье дэ Мерэ с Пьером Ферма и Блезом Паскалем, где были затронуты несколько тонких комбинаторных вопросов.
Кроме азартных игр, комбинаторные методы использовались и продолжают использоваться в криптографии – как для разработки шифров, так и для их взлома.
Первые ученые
Термин «комбинаторика» был введен в математический обиход знаменитым Лейбницем. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1.07.1646 – 14.11.1716) – всемирно известный немецкий ученый, занимался философией, математикой, физикой, организовал Берлинскую академию наук и стал ее первым президентом. В математике он вместе с И.Ньютоном разделяет честь создателя дифференциального и интегрального исчисления. В 1666 году Лейбниц опубликовал «Рассуждения о комбинаторном искусстве». В своем сочинении Лейбниц, вводя специальные символы, термины для подмножеств и операций над ними находит все k – сочетания из n элементов, выводит свойства сочетаний, строит таблицы сочетаний, после чего рассуждает о приложениях комбинаторики к логике, арифметике, проблемам стихосложения и др. В течение всей своей жизни Лейбниц многократно возвращался к идеям комбинаторного искусства. Комбинаторику он понимал весьма широко, именно, как составляющую любого исследования, любого творческого акта, предполагающего сначала анализ (расчленение целого на части), а затем синтез (соединение частей в целое). Мечтой Лейбница, оставшейся, увы, неосуществленной, оставалось построение общей комбинаторной теории. Комбинаторике Лейбниц предрекал блестящее будущее, широкое применение.
В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Так, Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, о циклических расстановках, о построении магических латинских квадратов. В 1713 году было опубликовано сочинение Я. Бернулли «Искусство предположений», в котором с достаточной полнотой были изложены известные к тому времени комбинаторные факты. «Искусство предположений» появились после смерти автора, и не было автором завершено. Сочинение состояло из 4 частей, комбинаторике была посвящена вторая часть, в которой содержаться формулы.
Для вывода формул автор использовал наиболее простые и наглядные методы, сопровождая их многочисленными таблицами и примерами. Сочинение Я. Бернулли превзошло работы его предшественников и современников систематичностью, простотой методов, строгостью изложения и в течение XVIII века пользовалось известностью не только как серьезного научного трактата, но и как учебно-справочного издания. В работах Я. Бернулли и Лейбница тщательно изучены свойства сочетаний, размещений, перестановок.
Термин «тактика» ввел в математику английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814 – 1897) в 1861 году. Сильвестр определял тактику как раздел математики, изучающей расположение элементов друг относительно друга.
В конце XVII века ученые, принадлежащие комбинаторной школе Гинденбурга, попытались построить общую комбинаторную теорию, используя бесконечные ряды. Исследователи этой школы изучили большое количество преобразований рядов: умножение, деление, возведение в степень, извлечение корней, обращение рядов, разложение трансцендентных функций.
В XX веке комбинаторика подверглась мощному процессу алгебраизации благодаря работам Дж. КРота (1964), а затем Р.Стенли. Изучение ими частично упорядоченных множеств, свойств функции Мёбиуса, абстрактных свойств линейной зависимости, выявление их роли при решении комбинаторных задач способствовали обогащению комбинаторных методов исследования и дальнейшей интеграции комбинаторики в современную математику.
Глава 2. Методы решения комбинаторных задач
Перебор возможных вариантов
Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем.
Задача 1.
Какие двузначные числа можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?
Ответ: 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 31, 32, 33, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 45, 51, 52, 53, 54, 55.
Задача 2.
В финальном забеге на 100 м участвуют Иванов, Громов и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест.
Ответ:
Вариант1: 1) Иванов, 2) Громов, 3) Орлов.
Вариант2: 1) Иванов, 2) Орлов, 3) Громов.
Вариант3: 1) Орлов, 2) Иванов, 3) Громов.
Вариант4: 1) Орлов, 2) Громов, 3) Иванов.
Вариант5: 1) Громов, 2) Орлов, 3) Иванов.
Вариант6: 1) Громов, 2) Иванов, 3) Орлов.
Задача 3.
В кружок бального танца записались Петя, Коля, Витя, Олег, Таня, Оля, Наташа, Света. Какие танцевальные пары девочки и мальчика могут образоваться?
Ответ:
1) Таня - Петя, 2) Таня - Коля, 3) Таня - Витя, 4) Таня - Олег, 5) Оля - Петя, 6) Оля - Коля, 7) Оля - Витя, 8) Оля - Олег, 9) Наташа - Петя, 10) Наташа - Коля, 11) Наташа - Витя, 12) Наташа - Олег, 13) Света - Петя, 14) Света - Коля, 15) Света - Витя, 16) Света - Олег.
Дерево возможных вариантов
Самые разные комбинаторные задачи решаются с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда и название метода - дерево возможных вариантов.
Задача 4.
Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 2, 4?Решение:построим дерево возможных вариантов, учитывая, что 0 не может быть первой цифрой в числе.
Ответ: 200, 202, 204, 220, 222, 224, 240, 242, 244, 400, 402, 404, 420, 422, 424, 440, 442, 444.
Задача 5.
Школьные туристы решили совершить путешествие к горному озеру. Первый этап пути можно преодолеть на поезде или автобусе. Второй этап - на байдарках, велосипедах или пешком. И третий этап пути - пешком или с помощью канатной дороги. Какие возможные варианты путешествия есть у школьных туристов?
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив путешествие на поезде П, на автобусе - А, на байдарках - Б, велосипедах - В, пешком - Х, на канатной дороге.
Вставить рисунок
Ответ: На рисунке перечислены все 12 возможных вариантов путешествия школьных туристов.
Задача 6.
Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив М - математика, Р - русский язык, И - история, А - английский язык, Ф - физкультура.
Ответ: Всего 24 возможных варианта:
Р | Р | Р | Р | Р | Р | И | И | И | И | И | И | А | А | А | А | А | А | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф |
Составление таблиц
Решить комбинаторные задачи можно с помощью таблиц. Они, как и дерево возможных вариантов, наглядно представляют решение таких задач.
Задача 7
Сколько нечетных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9?
Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - первые цифры искомых чисел, вверху первая строка - вторые цифры.
Ответ : 28
Задача 8.
Маша, Оля, Вера, Ира, Андрей, Миша и Игорь готовились стать ведущими на Новогоднем празднике. Назовите возможные варианты, если ведущими могут быть только одна девочка и один мальчик.
Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - имена девочек, вверху первая строка - имена мальчиков.
Ответ: Все возможные варианты перечисляются в строках и столбцах таблицы.
Правило умножения
Этот метод решения комбинаторных задач применяется, когда не требуется перечислять все возможные варианты, а нужно ответить на вопрос - сколько их существует.
Задача 9.
В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они для трусов и футболок использовали белый, красный, синий и зеленый цвета, причем были представлены все возможные варианты. Сколько команд участвовали в турнире?
Решение.
Трусы могут быть белого, красного, синего или зеленого цвета, т.е. существует 4 варианта. Каждый из этих вариантов имеет 4 варианта цвета майки.
4 х 4 = 16.
Ответ: 16 команд.
Задача 10.
6 учеников сдают зачет по математике. Сколькими способами их можно расположить в списке?
Решение.
Первым в списке может оказаться любой из 6 учеников,
вторым в списке может быть любой из оставшихся 5 учеников,
третьим - любой из оставшихся 4 учеников,
четвертым - любой из оставшихся 3 учеников,
пятым - любой из оставшихся 2 учеников,
шестым - последний 1 ученик.
6 х 5 х 4 х 3 х 2 х 1 = 720.
Ответ: 720 способами.
Задача 12.
Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, 4, 6, 7?
Решение.
Первой в двузначном числе может быть 5 цифр (цифра 0 не может быть первой в числе), второй в двузначном числе может быть 4 цифры (0, 2, 4, 6, т.к. число должно быть четным).
5 х 4 = 20.
Ответ: 20 чисел.
Глава 3. Применение приемов комбинаторики в фокусах
Фокус первый
Троим товарищам во время вашего отсутствия предлагаетсяспрятать в карман карандаш, ключ и перочинный ножик. На стол ставится тарелка с 24 орехами. Вы беретесь отгадать у кого какая вещь.
Процедура отгадывания проводится так. Возвратившись в комнату после того, как вещи спрятаны, вы начинаете с того, что вручаете участникам орехи. Одному вы даете 1орех, второму-2, третьему – 3. Затем снова удаляетесь, оставив товарищам следующую инструкцию - каждый берет себе из тарелки определенное количество орехов:
Обладатель карандаша- столько, сколько ему вручено;
Обладатель ключа- вдвое больше, чем ему дали;
Обладатель ножа – вчетверо больше, чем ему дали, прочие орехи остаются на тарелке.
Вернувшись в комнату и посмотрев на оставшиеся орехи, вы точно определяете у кого какая вещь.
Решение:
Пусть имена ваших товарищей, получивших один, два, три ореха, соответственно Владимир, Георгий и Константин. Вещи обозначим буквами карандаш - а, ключ-в, нож-с.
Вещи могут распределиться такими способами
В | Г | К |
а | в | с |
а | с | в |
в | а | с |
в | с | а |
в | а | в |
с | в | а |
Рассмотрим теперь, какие остатки соответствуют каждому из этих шести случаев.
ВГК | Число взятых орехов | Итого | Остаток |
авс | 1+1=2 2+4=6 3+12=15 | 23 | 1 |
асв | 1+1=2 2+8=10 3+6=9 | 21 | 3 |
вас | 1+2=3 2+2=4 3+12=15 | 22 | 2 |
вса | 1+2=3 2+8=10 3 +3=6 | 19 | 5 |
сав | 1+4=5 2+2=4 3+6=9 | 18 | 6 |
сва | 1+4=5 2+4=6 3+3=6 | 17 | 7 |
Вы видите, что остаток орехов во всех случаях различается. Поэтому, зная остаток, вы легко устанавливаете каково распределение вещей.
Людям, не знакомым с основами комбинаторики, этот фокус может показаться чудом. В то время, как на самом деле – это простой математический расчет. Таким образом, используя комбинаторику, мы можем объяснить многие интересные математические фокусы, а также разрабатывать новые.
Фокус второй
Перед зрителями раскладывается 10 пар карт рубашками вверх. После этого вы предлагаете одному из зрителей взять любую пару, запомнить карты и положить их обратно. При этом вы отворачиваетесь и не видите, какую пару карт смотрели. Далее вы собираете карты в колоду и, не перетасовывая, раскладываете в 4 ряда по 5 карт картинками вверх. Зрителю предлагается показать, в каком ряду или каких рядах лежат эти 2 карты, что он и делает. После этого вы безошибочно определяете эти две карты.
Суть фокуса в том, чтобы разложить карты в ряды таким образом, чтобы каждая пара карт имела разное расположение. Если представить данные в виде таблицы, получается такая картина:
Номер пары | расположение |
1 | обе карты в 1 ряду |
2 | обе во 2 ряду |
3 | обе в 3 ряду |
4 | обе в 4 ряду |
5 | одна в 1 ряду и одна во 2 ряду |
6 | одна в 1 ряду и одна в 3 ряду |
7 | одна в 1 ряду и одна в 4 ряду |
8 | одна во 2 ряду и одна в 3 ряду |
9 | одна во 2 ряду и одна в 4 ряду |
10 | одна в 3 ряду и одна в 4 ряду |
Как видим, всего существует 10 комбинаций расположения карт, из них в 4 случаях парные карты располагаются в одном ряду, и в 6 случаях – в разных. Раскладывая карточные пары, нужно сразу помещать их в нужные позиции. Но сделать это довольно сложно, поэтому был придуман специальный лингвистический код-подсказка, помогающий разложить карты в необходимой последовательности: «наука умеет много гитик».
Н А У К А
У М Е Е Т
М Н О Г О
Г И Т И К
Фокус состоит в том, чтобы разложить каждую пару карт на одинаковые буквы. То есть первая карта занимает первую позицию в первом ряду, вторая – вторую позицию в третьем, третья – вторую в первом, четвертая – пятую в первом и т.д. И если зритель говорит, что его карты находятся в 1 и 4 рядах, берем карты, соответствующие букве К, то есть 4 номер в первом ряду и 5 – вчетвертом.
Изначально фраза «наука умеет много гитик» предназначалась только для демонстрации данного фокуса, но позже стала элементом лингвистической комбинаторики. Путем долгого перебора было найдено еще несколько подобных фраз, например: «Смуту ведет долом слава», «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (для 30 карт) и другие.
Лингвистическая комбинаторика – это раздел языкознания, изучающий синтагматические связи языковых единиц и их комбинаторных свойств. Сегодня интерес к этому направлению возрастает, что подтверждается новыми теоретическими исследованиями (работы Н.Г. Архиповой, Е.Г. Борисовой, Д.О. Добровольского и других).
Заключение
Многие люди просто не замечают связи математики и фокусов или не считают ее значимой в силу сложившихся на протяжении жизни стереотипов. Одни считают математику и ее законы скучными, не способными заинтересовать людей, другие - что математика имеет мало практического применения, третьи вообще не имеют желания связывать свою жизнь с математикой. Однако без математики не обойтись ни в одном деле, она окружает нас везде в школе, дома, на работе, в офисе. Мы сами пользуемся плодами технического процесса, но не желаем признавать, что всем этим мы обязаны математике.
На сегодняшний день методы комбинаторики могут быть применены во многих сферах нашей жизни:
1. производство (распределение нескольких видов работ между рабочими);
2. агротехника (размещение посевов на нескольких полях);
3. учебные заведения (составление расписаний);
4. химия (анализ возможных связей между химическими элементами);
5. лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв);
6. азартные игры (подсчёт частоты выигрышей);
7. экономика (анализ вариантов купли-продажи акций);
8. криптография (разработка методов шифрования);
9. сфера общественного питания (составление меню);
10. доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки);
11. спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками);
12. биология (расшифровка кода ДНК);
13. военное дело (расположение подразделений);
14. астрология (анализ расположения планет и созвездий);
В связи с этим изучение комбинаторики представляет не только академический, но и практический интерес.
В результате выполнения данной работы мы пришли к следующим выводам:
- Изучение комбинаторики представляет огромный интерес у учащихся.
- Существует множество способов решения комбинаторных задач, каждый из которых применяется для решения определенного типа задач.
- С помощью методов комбинаторики можно решать и создавать новые занимательные математические задачи и фокусы.
- Комбинаторика - один из разделов математики, который имеет самое широкое практическое применение во всех отраслях производства и жизни человека.
В дальнейшем мы предполагаем продолжить работу над изучение признаков делимости чисел и рекомендуем использовать этот материал учителям, учащимся и всем интересующимся математикой.
Список литературы
1. Журнал « Математика в школе»
-№ 1- 1999 г ,стр .54;
-№ 4- 2002 г, стр 59;
2. Библиотека « Первое сентября»
« Я иду на урок математики», 6 класс, М, « Первое сентября», 2001 г.
3. Я.И. Перельман « Живая математика», М, «Наука», Главная редакция физико- математической литературы, 1978 г.
4. В.С. Лютикас « Школьнику о теории вероятностей», М., « Просвещение», 1983 г.
5. В.А. Гусев, А.И. Орлов « Внеклассная работа по математике в 6-8 классах», М., « Просвещение», 1984 г.
6. М.Б.Гельфанд, В.С. Павлович « Внеклассная работа по математике», М., « Просвещение», 1965 г.
7. ЗлаткоШпорер « Ох! Эта математика!», М., « Педагогика», 1985 г.
8. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин « Математика. Задачи на смекалку», 5-6 класс, М., « Просвещение», 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...
Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции
Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...
Межрайонный этап городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, 2015-2016 учебный год
Межрайонный этап городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, 2015-2016 учебный год...
Исследовательская работа учащихся на уроках биологии при проведении лабораторных работ
Исследовательский путь в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятел...