Интегрированный урок математики и географии
план-конспект урока
Данный урок предназначен для учащихся 8-9 классов коррекционной школы VIII вида. Может использоваться при проведении недели математики или недели предметов естественно-научного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_matematiki_i_geografii.docx | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
Учитель математики Сюнякова Н.В.
г. Нижний Ломов
2018 г.
Цель: систематизировать и закрепить ранее полученные знания по географии и математике.
Задачи:
- образовательные:
- проверить знания учащихся о природе материков и океанов;
- отработать навыки решения задач на нахождение процентов от числа, на сравнение и сложение десятичных дробей;
- рассмотреть значение воды в жизни человека;
- расширять знания по математике, географии и биологии;
- развивающие:
- способствовать развитию исследовательских умений, проводя поиск необходимой информации, работая со статистическими материалами и по карте;
- развивать познавательную активность учащихся, а также навыки самообразования;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению математики и географии, бережное отношение к природе;
- приобщать к совместному творчеству и общению.
Ход урока.
- Мы живем на планете Земля, которая такая большая, что рассмотреть ее можно, только если подняться высоко-высоко в космос. Для того чтобы иметь представление как выглядит наша планета, были придуманы карты и глобусы, которые являются уменьшенной копией нашего мира.
- Поверхность Земли состоит из воды и суши. И вам предстоит решить задачу: Площадь земной поверхности составляет 510072 тыс. км2. Сушей занято 29,2% поверхности, а водой – 70,8%. Какова площадь, занятая сушей и водой в квадратных километрах?
(Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях).
- Что такое материк?
Если взглянуть на глобус или карту, то можно увидеть на синем фоне окрашенные в желтые, коричневые и зеленые цвета участки – это материки, то есть участки суши с горами, равнинами, реками и озерами. Есть всего шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Особенности материков
Евразия является самым большим материком и разделяется на две части, одна из них называется Европа, а другая – Азия. Здесь расположилась самая большая страна – Россия, самые высокие горы под названием Гималаи и самое глубокое озеро Байкал. На Юге Евразии очень тепло, а на Севере есть самый холодный населенный пункт на Земле – Полюс холода Оймякон.
Африка располагается на экваторе и считается самым теплым материком. Здесь находится огромная пустыня Сахара, растут деревья баобабы и густые тропические леса. В Африке есть знаменитый вулкан Килиманджаро, а также крупные озера: Виктория, Танганьика и Чад, протекает одна из самых длинных рек Нил.
В Северной и ЮжнойАмериках много крупных рек и озер. В Северной Америке находится одна из самых больших рек мира Миссисипи, а в Южной Америке протекает самая длинная и полноводная на Земле река Амазонка.
Австралия отличается большим количеством пустынь. Мелкие реки и озера во время летней жары высыхают, но Австралия богата подземными водами. Здесь живут такие уникальные животные, как кенгуру, коала, утконос, ехидна, и растут бутылочные деревья и эвкалипты.
Материк, на большей площади которого никто не живет – это Антарктида. Здесь находится Южный полюс – самая холодная точка Земли. Единственными местами, пригодными здесь для жизни, являются прибрежные зоны. Там вместо растений и деревьев можно найти только мхи, лишайники и водоросли, а из животных встречаются тюлени, пингвины и буревестники.
- Предлагаю вам поработать в парах. Задача: Площадь Австралии составляет 7,62 млн. км2, площадь Антарктиды – 13,2 млн. км2, площадь Африки – 30,3 млн. км2, площадь Евразии – 54,5 млн. км2, площадь Северной Америки – 24,4 млн. км2, а площадь Южной Америки – 17,8 млн. км2. Вам надо заполнить таблицу, расставив материки в порядке убывания их площадей.
Материки | Площадь |
(Работа в парах: заполняют таблицу, потом сверяем ответы).
- Что такое океан?
На карте видно, что большая часть Земли окрашена в синий цвет. Так обозначается вода. Океаны – это самые большие участки соленой воды, омывающие материки и острова. На Земле всего пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.
Особенности океанов
Тихий океан считается самым большим. В нем находится самое глубокое место в мире – Марианская впадина.
Тихий океан - назван португальским мореплавателем Фернандо Магелланом из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение трех месяцев и 20 дней его плавания через океан от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520-1521 гг. До этого в 1513 году испанский конкистадор ВаскоНуньес де Бальбоа назвал его Южным океаном, а в середине XVIII века по предложению французского географа Ж. Бюаша его назвали Великим океаном. На русских картах до 1917 года употреблялось название Восточный океан.
Атлантический океан меньше Тихого, он имеет вытянутую форму и славится очень высокими волнами.
Название Атлантический океан получил от Атласских гор на севере Африки либо от мифического затонувшего континента Атлантиды.
Происхождение названия также связано с мифом об Атланте (Атласе) - титане, державшем на своих плечах небесный свод, местопребыванием которого греки считали крайний запад Средиземноморья.
Индийский океан намного теплее других, даже в его самой северной части. Древние греки известную им западную часть океана с прилегающими морями и заливами называли Эритрейское море. Постепенно это название стали относить только к ближайшему морю, а океан получает название по Индии, наиболее известной в то время своими богатствами стране на берегах океана. Так Александр Македонский в IV веке до н. э. называет его Индиконпелагос — «Индийское море». У арабов он известен как Бар-эль-Хинд — «Индийский океан». С XVI века утвердилось введённое римским учёным Плинием Старшим ещё в I веке название ОкеанусИндикус— Индийский океан.
Индийский океан - был назван по Индии, наиболее известной своими богатствами стране на берегах этого океана (у Александра Македонского (IV в. до н. э. ) - Индикон-Пелагос, у арабов Бахр-эль-Хинд "Индийское море", в трудах римского ученого Плиния (I в. ) ОкеанусИндикус) . Древние греки известную им западную часть называли Эритрейское море - "Красное море" (греч. эритрос - "красный").
СеверныйЛедовитый океан находится на северном полюсе, большая его часть покрыта толстым слоем льда и снега.
Северный Ледовитый океан - впервые выделен как самостоятельный океан на картах середины XVII века под названием Гиперборейский океан (древнегреческое Борей - мифический бог северного ветра, в переносном смысле "север" и гипер - приставка, указывающая на превышение чего-либо, на положение за чем-либо, т. е. название в целом означает "океан, лежащий на самом крайнем севере"). Также его называли OceanusSeptentrionalis - "Северный океан" (латин. septentrio - "север"), MareGlaciale - "Ледовитое море" (латин.Glacies - "лед"). На русских картах XVII-XVIII века употреблялись названия Море океан, Море океан Ледовитый, Ледовитое море, Северный океан, Северное или Ледовитое море, Ледовитый океан, а известный русский мореплаватель и ученый, адмирал Ф. П. Литке, в 20-х гг. XIX века проводивший исследования в Арктике, называл его Северный Ледовитый океан. В зарубежных странах широко применяется название Arcticocean - "Арктический океан".
Задача: Найти общую площадь, занимаемую четырьмя океанами и объем воды во всех четырех океанах, если площадь Тихого океана составляет 179,7 млн. км2, объем воды в нем 724 млн. км3, площадь Атлантического океана – 91,6 млн. км2, а объем воды в нем 29,5 млн. км3, площадь Индийского океана – 76,1 млн. км2, а объем воды – 282,5 млн. км3, площадь Северного ледовитого океана – 14,75 млн. км2, а объем воды – 18 млн. км3.
(Доска делится на две части.Один ученик решает задачу и находит площадь, занятую океанами, а другой – объем воды в них).
Южным океаном называют воды, омывающие Антарктиду.
Названия "Атлантический", "Тихий" и "Индийский" для трех океанов были окончательно приняты лишь в 1845г.
В прошлом Северная Атлантика называлась Северным океаном, а Южная Атлантика — Южным океаном. Тихий океан некогда звался Западным океаном.
- Ребята, а какая на вкус вода в океане?
- Соленая.
- А можно ли ее использовать для питья и приготовления пищи?
- Нет.
- А какую же воду для этого используем мы?
- Пресную.
- Да, правильно. Ребята, а на каком материке живем мы?
- Евразия.
- А как называется государство, где живем мы?
- Россия.
Да, мы живем в России, где есть великое озеро Байкал, поэтому считается, что хотя бы раз в жизни, каждому путешественнику нужно побывать на берегу этого прекрасного озера.
Байкал – это самое большое озеро пресной воды. Площадь его составляет 31479 квадратных километров. Также Байкал является и самым глубоким в мире – 1637 метров. Это горное озеро, расположенное в обрамлении горных хребтов, питают более трехсот рек и речушек. Самая крупная Селенга, она пополняет половину годового запаса в озере. А вот вытекает из Байкала всего одна река – Ангара.
Самое большое в мире озеро пресной воды еще и самое глубокое (1637 м.) и чистое на планете. А красота окружающей его местности просто не поддается описанию. По форме Байкал напоминает полумесяц. Весной, когда проходит ледоход прозрачность воды достигает сорока метров в глубину. Эти чистые глубины населяет огромное количество видов пресноводной рыбы – от обычных карпов и окуней до ценных лососей и осетров.
Помимо рыбы, в Байкале обитает морское млекопитающее, адаптированное под пресную воду – байкальская нерпа или тюлень, а берега заселяют разнообразные птицы. Интересно, что воды самого большого озера населены некоторыми видами рыб и растений, которые нигде, кроме как тут, не встречаются в других водоемах.
В последние годы отдых «дикарем» на Байкале стал очень популярным среди туристов, как наших - отечественных, так и зарубежных.
(Просмотр видеоролика «Озеро Байкал в цифрах и фактах»).
- Понравился вам фильм?
- Да.
- А теперь отгадайте загадку: на картинке зашифровано озеро. Назовите его и объясните свой выбор.
(Ребята отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ).
- Наш урок подходит к концу. Понравился он вам?
- что нового вы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Урок окончен, спасибо всем за сотрудничество.
Материки и океаны - интересные факты
Мировой океан состоит из 5 океанов: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Антарктический (Южный - вокруг Антарктиды).
На Земле 6 материков: Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида.
Антарктида - самый южный материк весь во льдах. Здесь сосредоточено 70% мировых запасов пресной воды.
И, чтобы еще больше убедить вас в уникальности Байкала, предлагаем вашему вниманию 10 интересных фактов об озере Байкал:
- Имеется несколько версий происхождения названия озера Байкал. По основной версии, считается, что название произошло от монгольского «БайгалДалай», что в дословном переводе означает «Большое озеро». По-бурятски, перенятое название звучит как «Байгал-Нуур» — «озеро Байгал». Когда в байкальских землях появились русские, они переняли название «Байгал» и постепенно в разговорной речи упростили название до современного известного всем «Байкал». Менее популярные версии, что название происходит от тюркской фразы «Бай-Куль» — «Богатое озеро» или китайского названия «Бэй-Хай» — «Северное море». Но большинство ученых за первую версию.
- Байкал — самое глубокое озеро на планете. Последние измерения проводимые исследовательскими станциями «МИР» подтвердили, что максимальная глубина озера составляет 1642 м.
- Озеро Байкал является самым крупным на Земле резервуаром пресной воды и содержит 19% всей пресной воды планеты. В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах США (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио).
- В Байкал впадает 336 постоянных рек и речеки это количество вырастает до 1123 с учетом временных сезонных распадков. Причем вытекает из озера только одна река — Ангара.
- При всем обилии воды, купаться в Байкале прохладно. В самые жаркие летние месяцы, вода даже в заливах прогревается до 15-17 градусов (зафиксированный максимум — 23 градуса).
- Байкальская вода содержит настолько мало минеральных солей, что может использоваться в качестве дистиллированной.
- Только в Байкале обитает одна из трех разновидностей пресноводных тюленей -Байкальская нерпа. Нерпа — вершина в пищевой цепи экосистемы Байкала. Единственный источник опасности — человек.
- Вода в озере настолько прозрачна, что можно рассматривать камни и предметы на глубине до 40 метров, правда только в весенний период, пока не начали развиваться летние микроводоросли и микроорганизмы.
- Только в озере Байкал обитает уникальная рыба — голомянка. Она не имеет чешуи и на 30% состоит из жира. Рыба настолько прозрачна, что через нее можно разобрать текст газеты.
- В 1996 году, Байкал исследовал Жак Ив Кусто. Результаты работы его команды можно посмотреть в фильме «Одиссея Жака Кусто — В зазеркалье Байкала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий интегрированный урок математики и географии в 6-м классе по теме «Масштаб»
Цели урока:систематизировать и закрепить понятие масштаба;закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты;развивать мыслительную деятель...
Открытый интегрированный урок математики и географии, 5 класс (городской семинар для заместителей директоров по УМР) Тема: «Действия с десятичными дробями»
Предложенная разработка интегрированного урока математики и географии предложена для учащихся 5-го класса, высокого уровня подготовленности. Так как предложенные задания ...
Интегрированный урок математики и географии в 6 классе: «Символ 2011»
Интегрированный урок математики и географии. Тема: Сложение и вычитание четырёхзначных чисел. Формы земной поверхности.Задачи: активизировать ранее усвоенные знания по темам: «Сложение и вычитани...
Интегрированный урок математики и географии по теме: « География и проценты».
Цели урока:Продолжить работу по формированию умения решать задачи трех видов на проценты;Закрепить навыки действий с десятичными дробями, провери...
Интегрированный урок математики и географии
Цель урока: Дать общее представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и животные.Повторение задач на нахождение дроби от числа....
Интегрированный урок математики и географии
Интегрированный урок математики и географии по теме "Координатная плоскость" для 6 класса....
Конспект интегрированного урока математики и географии в 6 классе по теме «Масштаб»
Цель данного урока - расширить кругозор учащихся в процессе решения задач на тему «Масштаб», показать связь математики с географией....