Урок, обществознание – математика «Спрос»
план-конспект урока по математике (11 класс)

Петухова Галина Александровна

Эпиграф урока: «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spros.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, обществознание – математика «Спрос»

Учитель Лоскутова Е.А., учитель истории и обществознания, Петухова Г.А., учитель математики

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап  актуализации знаний

Эпиграф урока: «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека»

Учитель1: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?  

 Сформулируйте тему нашего урока.

Никто до сих пор не знает точно главную причину, из-за которой цветок, привезенный в Европу за 80 лет  до того и спокойной красовавшийся на клумбах зажиточных граждан, внезапно стал предметом бешеного спроса. Но факт остаётся фактом – с 1630 г. цены на луковицы тюльпанов, подгоняемые спросом, стали повышаться, и этот неуклонный рост вскоре привлёк внимание всей страны.

Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднимались их цены. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов. В итоге цены луковиц достигли поднебесной высоты. Сохранившееся документы свидетельствуют: за луковицу платили до 2500 гульденов. А на такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, костюм и серебряный кубок. В этой ситуации купцы за бесценок распродавали свои склады, чтобы побыстрее выручить наличные деньги и пустить их на покупку тюльпанов. Те же, кому денег не хватало, одалживали их у банкиров и ростовщиков с уверенностью, что легко расплатятся потом из «цветочных прибылей».

И вдруг рынок «лопнул» - на очередном аукционе выставленная на продажу луковица принесла владельцу только 1000 гульденов вместо ожидаемой суммы в 1250 гульденов. И этой новости, облетевшей всю страну, хватило для того, чтобы люди сразу испугались и начали спешно сбывать свои «драгоценные» луковицы. Но их уже никто не хотел покупать по столь высоким ценам.

 (И.Липсиц «Экономика без тайн» М.: «Рим», 1993 год).

Учитель1:

 Каковы задачи нашего урока? ( Что необходимо знать о Спросе.)

- Слово учителя (чтение стихотворения):

Тему нашего урока вы назвали без сомнения.

Всегда в почете у народа законы рынка – «Спрос» и «Предложение».

И эластичность к этому, конечно, прилагается.

Итак, внимание! Урок наш начинается.

Деловая игра «Покупатель – продавец».

Учащиеся делятся  на 4 группы – покупатели, группам выдано определённое количество денег

Задание: Купить максимальное количество предложенного товара на имеющуюся сумму

Магазин 1

Магазин 2

Магазин 3

Эффект нового покупателя

товар заменитель

Цена товара

Кол-во

остаток

денег

Цена товара

Кол-во

остаток

денег

Цена товара

Кол-во

остаток

денег

I

200

15 руб

13

5

10 руб

20

0

20 руб

10

1

II

150

10

0

15

0

7

10

III

100

6

10

10

0

5

для Магазина1

  1. Эффект «нового покупателя»
  2. Эффект замещения
  3. Эффект дохода

Учитель 2 – фиксирует результаты торгов 3 группы. Строит график

Примерные вопросы к рисунку 1:

  1. В чем заключается закон спроса?
  2. Какие неценовые факторы влияют на спрос?
  3. Как это отражается на кривой спроса?
  4. Под воздействием каких факторов мог произойти сдвиг кривой DD в D1D1? DD в D2D2    ?

- Работа с рисунком

Рис. 1                                                          

                                                        

 Что происходит с кривой СПРОСА?

Смещение влево при уменьшении спроса, смещении вправо при увеличении спроса

Учитель1: Спрос влияет на выручку, которую получают  продавцы от продажи товара. А проанализировать соотношение выручки в зависимости от спроса на товары можно с помощью понятия ЭЛАСТИЧНОСТИ.

Эластичность – это показатель степени чувствительности покупателей к изменениям цены товара.

 Впервые ввел этот термин английский экономист   Альфред Маршалл, окончивший Кембриджский университет в Великобритании и проработавший там всю жизнь. По своим наклонностям Маршалл был математиком, но много своих работ ученый  посвятил механизму взаимоотношений спроса и предложения.

 Реакция потребителей на изменения цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный.

Коэффициент эластичности – это отношение % изменения количества продаж к % отношению изменения цены.

 - формула дуговой эластичности

               - формула точечной эластичности

Решение задач. Получаем эластичность:

Задача 1: при цене 100 рублей за кг объем спроса составил 400 кг. Цена возросла на 100 рублей, спрос упал до 100 кг. Найти коэффициент эластичности и выручку до подорожания и после подорожания.

Если Е< 1, тогда спрос меньше чем цена, товар неэластичен.

Если товар не эластичный, то производитель, повышая цену, получает ощутимую прибыль.

Задача 2. В день реализовывали 20 кг бананов по 15 рублей за кг. Цену понизили на 1,5 рубля и стали продавать 30 кг бананов. Вычислить эластичность?  

 

Если Е >1, тогда спрос увеличивается быстрее, чем цена, товар эластичен

Если товар  высокой эластичности, то продавцы,  уменьшая цену, увеличивают объем продаж, следовательно, выручка растет.

Задача 3. Спрос упал на 100 кг, цена возросла на 100 рублей. Найти коэффициент эластичности и выручку до подорожания и после подорожания.

Если Е =1, тогда при повышении цены на столько же % увеличивается спрос

Знание механизмов рынка необходимо и производителям и потребителям.

5.Этап закрепления новых знаний.

Письменная работа проводится индивидуально

Пример:

  1. На рынке спрос зависит от  (цены)
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием (спроса)
  3.  Эластичность спроса  отражается на  (выручке) продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются (заменителями)
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос (ниже)
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос (выше)
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют (благами Гиффена)

Домашнее задание:

  1. выучить теоретические понятия из учебника гл.3, 4 темы «Спрос» . Задача в учебнике№5

 Рефлексия: заполнить таблицу: что знал, что узнал, какие вопросы остались

Ресурс: решить задачу: « Цена сметаны изменилась на 10 % при эластичности равной по модулю 4. На сколько процентов изменился объем продаж?».

КАРТА УРОКА

«Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека»

Адам СМИТ

Тема : «____________________________________»

Цель:________________________________________________________________________  ________________________________________________________________

ЗНАЮ

УЗНАЛ на уроке

остались ВОПРОСЫ

СПРОС:_________________________________________________________________

ЗАКОН спроса:___________________________________________________________

От чего зависит спрос:

1)

2)

3)

Эластичность спроса______________________________________________________

Е=

Если  Е>1, то…

Если Е < 1, то

Если Е=1, то

  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона

1. На рынке спрос зависит от  …

2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …

  1.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  2. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  3. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  4. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  5. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  6. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона

  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона

  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона
  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Конспект урока по теме "Спрос. Понятие спроса. Закон спроса"

В конспекте отражены все ключевые понятия по теме. Данный конспект можно использовать для объяснения учебнего материала в 9 или 10 классе...

Презентация к уроку обществознания "Спрос и предложение".

Презентация выполнена в программе Microsoft Power Point. Содежит термины, схемы, наглядный иллюстративный материал....

разработка урока обществознания "Спрос. Закон спроса"

Разработка предназначена для проведения урока обществознания в 11 классе по разделу "Экономика". Цель урока: восприятие и первичное осознание нового учебного материала – понятия «спрос» и определяющих...

Интегрированный урок обществознание - математика в 7 классе "Я-производитель XXI века"

Тема урока : Я – производитель XXI века. Решение экономических задач. На уроке предполагается работа учащихся в группах. Ребятам предлагаются разнообразные задания....

Интегрированный урок обществознание (экономика)-математика по теме "Спрос"

На уроке даются основные понятия: спрос, эластичность спроса, а также факторы, влияющие на величину спроса. Математик объясняет как строится кривая спроса и решает основные задачи, связанные с эластич...

Интегрированный урок обществознание-математика 7 класс по теме "Деньги и их функции"

Урок преследует следующие цели:Образовательная: сформировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу о необходимости и значимости появления денег; рассмотреть функции ...