Организация работы в группе на уроке математики
статья по математике
Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie5_lapshina_t.v.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Лапшина Т.В.,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 285
Санкт-Петербурга
Организация работы в группе на уроке математики
Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха. Работая в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.
Работа в группах и парах:
- даёт возможность большему количеству учащихся высказаться
- позволяет снять психологический барьер
- побуждает к самостоятельному общению, без участия учителя
- побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга
- обеспечивает разнообразие деятельности на уроке
-дает возможность учащимся контролировать процесс урока.
Во время работы в группах и парах:
-учащиеся взаимодействуют друг с другом по средствам живого
языка, так как это входит в сферу их интересов.
-дети учатся работать в группе, выполняя общую задачу, при этом
для каждого из группы может быть отведена своя роль (например,
роль «тайм- кипера» или «отвечающего»).
- такая форма работы даёт обучающимся чувство защищенности и
поддержки, когда они обмениваются мнениями в маленьких группах
и отвечают перед остальным классом.
- если обучающиеся идут в правильном направлении и чувствуют
успех при решении поставленной задачи, то у них появляется
ответственность и мотивация к взаимному сотрудничеству.
Организация работы в группах и парах:
Лучше всего учителю задать направление. Объяснение должно быть чётким и понятным всей группе в виде записи на доске или раздаточного материала. Инструкции должны содержать четкие цели и временное ограничение. Упражнение должно быть посильным и интересным для обучающихся, соответствовать их уровню. Поставленная задача должна побуждать детей к совместному действию в группе и принятию общего решения, которое известно самому учителю. При делении класса на группы и пары нужно учитывать сложность поставленной задачи. Несомненно, более сложные задания лучше всего поручать группе и когда предусмотрен обмен идеями с остальным классом. Далее учитель может распределить роли в группах. Например, кто-то может быть тайм-кипером, кто-то отвечающим, а кто-то будет записывать идеи, возникшие при обсуждении. Во время обсуждения учитель может отвечать на вопросы и направлять. После завершения времени учитель предлагает высказаться каждой группе. Таким образом происходит обмен мнениями. Важно отметить, что групповая и парная работа подходит не для всех этапов урока, но она может быть применена для многих задач.
Примеры работы в парах:
1 Метод «разрезанной информации». Каждому из учеников предоставляется
только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной
задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга, задавать
вопросы и помогать друг другу.
2 Ролевая игра.
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и
строится на межличностных отношениях, мотивируя речевую деятельность.
3 Взаимопроверка.
Это лишь небольшая часть заданий для работы в парах. Учитель,
используя свою фантазию, творчество и знание методики преподавания
может сам придумывать задания или корректировать задания из сборников
или учебников.
Как любая форма работы, она имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
-участники учатся, слушая друг друга;
-используется больший языковой объём по сравнению с фронтальной
работой;
- возрастает мотивация;
-делается акцент на сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и
поддерживать друг друга;
-повышается чувство ответственности;
-создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается
психологический барьер;
-стимулирует самостоятельное общение учащихся;
-позволяет высказаться большему числу учащихся.
Минусами являются:
-нежелание одних учащихся работать с другими;
-невозможность контролировать всех учащихся одновременно.
Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности обучения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.
Приведем несколько примеров работы в группах на уроке математики.
Математическая мозаика “Пирамида” – это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в “пирамиду”, нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена – ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.
Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов.
Игра: “математическая эстафета”. Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 4- 6 команд. Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписываются на доске и заготавливаются на каждую команду отдельно. причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности обучения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. В сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах
Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....
Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).
Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...
Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"
Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...
Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на ...
Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)
Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...
Организация работы в группе на уроке математики
Организация работы в группе на уроке математики...