Решение геометрических задач ОГЭ по теме «Подобие треугольников»
учебно-методический материал по математике (9 класс)

Галина Алексеевна Данилина

Цель урока.

Познакомить учащихся с методом решения задач с использованием подобия треугольников, показать их применение в природе, архитектуре;

рассмотреть применение подобия треугольников к решению практических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_oge.docx2.82 МБ
Файл tehnolog_karta.docx43.8 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Данилина Галина Алексеевна

 учитель математики МБОУ СОШ №4 город Льгов

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема:  Решение геометрических задач ОГЭ по теме «Подобие треугольников»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Время проведения: 14 ноября

Участники: учащиеся 9 класса МБОУ СОШ №4 г. Льгов.

Цель: - образовательные: применение подобия треугольников при проведении измерительных работ на местности, взаимосвязи теории с практикой; ознакомление учащихся с различными способами определения высоты предмета и расстояния до недоступного объекта; формирование умения применять полученные знания при решении разнообразных задач данного вида.

-воспитательные:  повышение коммуникативной активности учащихся,  создание благоприятных условий для проявления индивидуальности, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

развивающие:

- Регулятивные УУД: умение  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: работа над понятием информация-знание; развивать познавательную деятельность учащихся.

Предметные: понимать, что такое подобие, отношение, пропорция,уметь использовать данные понятия при решении  стандартных заданий.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Коммуникативные УУД: умение находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Регулятивные УУД:  умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи.

Личностные УУД:  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Основные понятия: подобие, признаки подобия, пропорция, отношение, площадь треугольника, равновеликие фигуры.

Межпредметные связи: математика

Ресурсы: Геометрия, 8 класс ( базовый учебник – Погорелов А. В., Геометрия 7-9 классы,- М.: Просвещение, 2010)

    омпьютер, проектор, презентация подготовленная учителем,  ЦОР из Единой коллекции,раздаточный материал, детские игрушки, посуда.

Технологическая карта урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

  1-й этап.  Организационный. Цель этапа: настроить   учащихся к учебной деятельности.

  • Приветствие
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  • Настрой учащихся на работу

Активное слушание, взаимодействие с учителем.

Ф

П. Формулирование собственных ожиданий.

Р. Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

2-й этап. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализировать мыслительные операции.

Организует устную фронтальную работу, демонстрирует задания с использованием слайдовой презентации.

Постановка проблемы: Выявить связь между геометрическими представлениями подобия и   алгебраическими вычислениями(ориентированное на ОГЭ)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в принятии решений.

Выявляют место затруднения.

Проговаривают причину.

Работали активно, все были включены в работу.

Ф

И

П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему.

К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения.

Р. Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

3-й этап. Изучение нового материала. Цель этапа: рассмотреть решение геометрической задачи на подобие треугольников алгебраическим методом.

1. Организует исследование. Вспомним, основную теорию

2.Организует проверку  анализа и вывода гипотез

Выполняя задания в соответствии с этим планом, ученики все промежуточные действия и конечные выводы записывают в тетради.

Взаимодействуют с учителем, записывают в тетради информацию из лекции.

Работали активно, все были включены в работу.

ФИ

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

4-й этап. Первичная проверка и понимание изученного. Цель этапа: рассмотреть применение алгебраического метода при решении геометрических задач на подобие треугольников

Давайте закрепим полученную информацию на практике.

 Устно выполнить предложенные задания

Ответы учащихся  (устная работа)

Работа с учебником.

Работали активно, все были включены в работу.

Ф

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

5-й этап. Физкультминутка. Цель этапа: предупреждение утомляемости учащихся.

Проводит физкультминутку. (презентация)  

Выполняют гимнастику.

6-й этап. Закрепления и применения изученного. Цель этапа:при решении задач отработать  применение полученных навыков

Организует решение упражнений, выбранных из тестов подготовки к ОГЭ

 

Обсуждение задач в группах.

Демонстрация решения.

Работали активно.

Ф

И

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепочки рассуждений.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Личностное самоопределение, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (смыслообразование), оценивание усваиваемого содержания.

7-й этап. Применение знаний в новой ситуации . Цель этапа: умение применить  знания в новой ситуации.

 Обучающимся предлагаются задания из вариантов ОГЭ для работы в парах.

 Учитель демонстрирует слайды презентации, координирует работу обучающихся, консультирует их.

Решение задач на клетчатой бумаге.

Выстраивают систему аргумен-тов для убеждения, продумыва-ют ответы и обсуждают их с соседом по парте.

Сравнивают свое решение с образцом, находят и исправляют ошибки.

Все были включены в работу.

 П

И

П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

К. Взаимодействуют с соседом по парте, учитывают позицию собеседника, осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассником.

Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный.  Происходит восприятие, осмысление, запоминания материала.

8-й этап. Итогово-оценочный. Цель этапа: организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке.

1.  Мотивирует обучающихся к самоанализу деятельности и проектированию дальнейшего продвижения в изучении темы. Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.

2.  Объявляет свою оценку и обосновывает ее. Делает рекомендации.

3. Предлагает и объясняет домашнего задания.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы. Оценивает каждый сам себя.

Записывают  задания.

Ф

П.  Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.

К.   Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Разрешение конфликтов.

Р. Прогнозирование, саморегуляция.

Л.  Личностное самоопределение, смыслообразование.

9-й этап. Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Мне было труднее всего…»

«Самым полезным для меня было…»

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку

Все были включены в работу.

Ф

П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации.

К. Умение полно и точно выражать свои мысли.

Разрешение конфликтов.

Р. Прогнозирование, саморегуляция. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

Л.  Нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

 Примечание

Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):

П – познавательные

Л – личностные

К – коммуникативные

Р – регулятивные 



                








Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие по теме "Подобие треугольников. Решение практических задач"

В этом материале представлен подробный конспект урока по геометрии в 8 классе по теме "Подобие треугольников. Решение практических задач". Урок был составлен с учётом ФГОС....

Решение ключевых задач по теме "Подобие треугольников"

На примере ключевых задач рассматривается решение сложных задач по геометрии ЕГЭ и ГИА...

Решение ключевых задач по теме "Подобие треугольников"

На примере ключевых задач рассматривается решение сложных задач по геометрии ЕГЭ и ГИА...

Урок геометрии в 8-м классе по теме "Решение задач на применение признаков подобия треугольников"

Урок геометрии в 8-м классе по теме  "Решение задач на применение признаков подобия треугольников" Оборудование:мультимедийный проектор, экран;презентация для сопровождения урока;дидактический ма...

презентация к уроку «Метод математического моделирования при решении мотивационно - прикладных задач по теме « Подобие треугольников»»

Презентация к  открытому уроку " Метод математического моделирования при решении мотивационно - прикладных задач по теме " Подобие треугольников""...

Решение задач по теме «Подобие треугольников»

Проверочная работа по теме "Подобие треугольников"...