Урок "Действия с десятичными дробями", 6 класс
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Методическая разработка урока на тему "Действия с десятичными дробями" для 5 - 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 112.85 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики в 6 классе на тему
«Действия с десятичными дробями»
Цель урока: формировать умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями.
Задачи урока:
предметные: формировать умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
личностные: формировать математическую компетентность, ценностные ориентации, способность к самооценке;
метапредметные:
- коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по составленному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок;
- познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Место урока: данный урок проводится перед уроком контроля знаний по данной теме.
Оборудование: компьютер и проектор (презентация), раздаточный материал (карточки с примерами для работы в парах, рабочие листы с заданиями).
Используемые ресурсы:
1) «Математика 6», Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С Б Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова; Москва, «Просвещение», 2015.
2) Лукичева Е.Ю. «ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика)», Санкт-Петербург, 2015.
3) открытыйурок.рф
4) http://allpeterburg.ru
5) https://ru.wikipedia.org
Технологическая карта урока
Этап урока | Учебное содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный этап (1 мин) | Приветствие. Организация внимания. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. | Приветствие учащихся, включение в учебную деятельность. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Мотивация и актуализация знаний (3 мин) | Пронумерованные карточки с примерами по одной на парту. На доске листы с ответами, на обратной стороне напечатаны слова. | Предлагает выполнить задание на карточке, работая в паре. Найти свой ответ, перевернуть лист и прикрепить его под номером своей карточки. | Выполняют задание, работая в паре. Из листов на доске составляют четверостишие. | Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог. Регулятивные: взаимоконтроль. |
Целеполагание (2 мин) | Слайд 1. | Подводит под формулировку темы урока и определения цели урока. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной форме. |
Закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин) | Рабочие листы с заданиями. Задания № 1 – 5. Слайды 2 – 6. | Организует усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задания на доске и в рабочих листах. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: выполнение действий по алгоритму, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий. |
Физкультминутка (1 мин) | ||||
Закрепление изученного (10 мин) | Рабочие листы с заданиями. Задания № 6 – 7. | Организует выполнение учащимися заданий, работая в парах. Взаимопроверку. | Выполняют задания в рабочих листах, работая в парах. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, работать в парах. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция. Познавательные: поиск и выделение информации. |
Самостоятельная работа (10 мин) | Рабочие листы с заданиями. Задание № 8. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задания самостоятельно в рабочих листах, выбирая сложность выполняемого задания. Называют место своего затруднения, причину. Исправляют ошибки. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
Рефлексия (5 мин) | Подведение итога работы на уроке. Диагностическая карта. | Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: оценка результатов работы и коррекция собственной познавательной деятельности. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке:
Диагностика формируемых предметных и метапредметных умений проводится с помощью рабочих листов обучающихся.
Предметные умения проверяются в ходе выполнения самостоятельной работы (задание 8).
Личностные УУД проверяются на этапе рефлексии (подведение итогов, самооценка). Диагностика познавательных УУД проводится на примере заданий 1 – 5 (работа по алгоритму) и 7 (работа с таблицей). Регулятивные УУД проверяются в ходе выполнения заданий 2 («найди ошибку»), 6 (поиск информации в предложенном источнике, взаимоконтроль). Коммуникативные УУД диагностируются при работе в парах, при выполнении задания 6 (составь задание партнеру).
Интерпретация результатов осуществляется через такие методы, как наблюдение за поведением обучающихся на уроке, анализ полученных письменных работ.
Сценарий урока
- Организационный момент. Приветствие. Готовность к уроку.
- Мотивация и актуализация знаний.
Учитель: На каждой парте есть карточка с заданием. Выполните задание на карточке и сравните ответ с соседом по парте. Если ответы разные, то найдите ошибку в решении и исправьте ее. Затем один из вас выходит к доске, находит лист с ответом на вашу карточку, переворачивает его и прикрепляет под номером карточки. В итоге мы получаем четверостишие.
1 | 2 | 3 | |
Державный град, | возвышайся | над Невою, | |
4 | 5 | 6 | 7 |
Как дивный | храм, ты | сердцем | открыт! |
8 | 9 | 10 | 11 |
Сияй | в веках | красотой | живою, |
12 | 13 | 14 | 15 |
Дыханье | твое | Медный всадник | Хранит. |
Карточки:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
№ 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
№ 11 | № 12 | № 13 | № 14 | № 15 |
- Целеполагание.
Учитель: Какие задания вы сейчас выполняли? А значит, какая тема нашего урока? (Действия с десятичными дробями) У каждого из вас есть рабочий лист урока. Запишите, пожалуйста, тему урока. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока. (Закрепить умение выполнять действия с десятичными дробями) Обратите, пожалуйста, внимание на строки, которые у нас получились на доске. Прочитайте их. Скажите, о каком городе идет речь? (Санкт-Петербург) А кто-нибудь из вас знает, откуда это четверостишие? (Это отрывок из гимна Санкт-Петербурга) Мы сегодня будем выполнять задания, связанные с Санкт-Петербургом и я надеюсь, что вы узнаете что-нибудь новое и интересное о нашем городе. (Слайд 1)
- Закрепление.
Слайд 2. Учитель: Назовите, что изображено на слайде. (Петропавловский собор) Где находится этот собор? (На территории Петропавловской крепости). Да, именно с этого места начал строиться Санкт-Петербург. В задании 1 вычислите примеры и впишите ответы в предложения после них. И вы узнаете некоторые данные о соборе. Задания выполняются на доске и в рабочих листах.
Задание 1.
1)
Высота Петрапавловского собора - ___________ м. Ответ: 122,5 м.
2)
Высота креста на шпиле собора - _____________ м. Ответ: 6,5 м.
3)
Размах крыльев ангела на шпиле собора - __________ м. Ответ: 3,8 м.
4)
Вес ангела вместе с крестом составляет примерно __________ кг. Ответ: 250 кг.
Слайд 3. Учитель: Как называется собор, изображенный на этом слайде? (Исаакиевский собор) В задании 2 вам дана таблица. Вычеркните неверные равенства и буквы над ними и вы узнаете фамилию архитектора Исаакиевского собора.
Ответ: МОНФЕРРАН.
Слайд 4. Учитель: Что вы видите на слайде? (Дворцовую площадь) Решите задание 3 и вы узнаете ее площадь. (Задание выполняется на доске и в рабочих листах)
Задание 3. Красная площадь в Москве занимает 2,3 га. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на 3,1 га больше. Найдите ее площадь. Ответ: 5,4 га.
Слайд 5. Учитель: Что находится в центре Дворцовой площади? (Александровская колонна) В задании 4 вам представлены некоторые характеристики Александровской колонны. Переведите эти величины в метры и округлите ответы до десятых. (Задание выполняется на доске и в рабочих листах)
Задание 4.
- Высота Александровской колоны вместе с пьедесталом и скульптурой составляет 155,84 фута (1 фут = 0,3048 м). Ответ: 47,5 м.
- Высота ствола (монолитной части) колонны - 12 саженей. (1 сажень = 2,13 м). Ответ: 25,6 м.
- Высота пьедестала – 4 аршина. (1 аршин = 0,71 м). Ответ: 2,8 м.
Слайд 6. Учитель: Как еще называют город Санкт-Петербург? (Культурная столица, Северная столица, Северная Венеция) Почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией? (Много рек и каналов) Верно. Выполняем задание 5. (На доске и в рабочих листах)
Задание 5. Общая протяженность рек и каналов Санкт-Петербурга 282 км. Их водная поверхность составляет 7% площади города. Найдите площадь водной поверхности, если площадь Санкт-Петербурга 1439 км². Ответ: 100,73 км².
Физкультминутка.
Учитель: Раз в городе много рек и каналов, то много и мостов через них. Самостоятельно прочитайте текст в задании 6 и выполните его. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно, проводят самопроверку)
Задание 6. В черте Санкт-Петербурга находится множество (в сумме 93) рек, рукавов, протоков и каналов и около 100 водоёмов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые перекинуто около 800 мостов (не считая мосты на территориях промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных.
Самый длинный мост – Большой Обуховский (вантовый)мост через Неву. Его длина примерно 2,84 км. Самый длинный разводной мост – мост Александра Невского через Неву. Его длина 0,629 км. Самый короткий мост перекинут через Лебяжью канавку. Это Верхний Лебяжий мост и его длина 18,8 м. Самый широкий мост на реке Мойке – Синий мост. Ширина этого моста 97,3 м. Самый узкий мост находится на канале Грибоедова. Это Банковский мост. Его ширина всего 1,9 м.
Найдите в тексте необходимые данные и ответьте на вопросы.
- Во сколько раз самый длинный мост больше самого короткого? Ответ: в 15 раз.
- На сколько метров Банковский мост уже Синего моста? Ответ: на 95,4 м.
Учитель: Выполняем задание 7. Заполните, пожалуйста, таблицу, пользуясь текстом из предыдущего задания.
Название моста | Длина (м) | Ширина (м) |
Большой Обуховский мост | 30 | |
Мост Александра Невского | 35 | |
Синий мост | 35 | |
Верхний Лебяжий мост | 15 | |
Банковский мост | 25,2 |
Выберите один из мостов и вычислите его площадь в квадратных метрах.
Возможные ответы: Большой Обуховский мост – 85 200 м²; мост Александра Невского – 22 015 м²; Синий мост – 3 405,5 м²; Верхний Лебяжий мост – 282 м²; Банковский мост – 47,88 м².
Учитель: Придумайте, пожалуйста, какой-нибудь вопрос к этой таблице. Запишите свой вопрос в рабочий лист соседа по парте. Ответьте на вопрос вашего соседа в своем листе.
- Самостоятельная работа.
Учитель: Теперь проведем небольшую самостоятельную работу. В задании 8 вам даны примеры разного уровня сложности. Они оцениваются в 1, 2 или 3 балла. Вы самостоятельно выбираете примеры, которые можете решить и записываете вычисления в рабочий лист. Не забудьте указать номер задания, которое вы выбрали. На оценку «5» вы должны набрать 9 баллов, на «4» - 6 баллов, на «3» - 4 балла.
Задания в 1 балл:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) ;
8) ;
9) ;
10) .
Задания в 2 балла:
11) ;
12) ;
13) ;
14) ;
15) ;
16).
Задания в 3 балла:
17) ;
18) .
19) .
Учитель: Завершаем работу над самостоятельной работой. Подведем итоги урока. Назовите, пожалуйста, какая была тема урока? Какие цели мы с вами ставили? Как вы считаете, достигли ли мы нашей цели?
Заполните, пожалуйста, таблицу в конце вашего рабочего лиса. Напротив каждого утверждения поставьте один из предложенных смайликов. (☺ - хорошо, • - так себе, ☹ - плохо)
Как я себя чувствовал в процессе учения | |
Насколько мне было комфортно | |
Насколько я доволен своей работой |
Рабочий лист урока
Тема урока:___________________________________________________________
Задание 1. Вычислите:
1)
Высота Петропавловского собора - ___________ м.
2)
Высота креста на шпиле собора - _____________ м.
3)
Размах крыльев ангела на шпиле собора - __________ м.
4)
Вес ангела вместе с крестом составляет примерно __________ кг.
Задание 2.
М | И | О | К | Н |
Л | Ф | Е | У | Р |
4,05-1,12=3,93 | ||||
Р | А | В | Н | Д |
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 3. Решите задачу:
Красная площадь в Москве занимает 2,3 га. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на 3,1 га больше. Найдите ее площадь.
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 4. Переведите данные длины в метры и округлите ответы до десятых:
- Высота Александровской колоны вместе с пьедесталом и скульптурой составляет 155,84 фута (1 фут = 0,3048 м).
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
- Высота ствола (монолитной части) колонны - 12 саженей. (1 сажень = 2,13 м).
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
- Высота пьедестала – 4 аршина. (1 аршин = 0,71 м)
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 5. Решите задачу:
Общая протяженность рек и каналов Санкт-Петербурга 282 км. Их водная поверхность составляет 7% площади города. Найдите площадь водной поверхности, если площадь Санкт-Петербурга 1439 км².
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 6. Прочитайте текст:
В черте Санкт-Петербурга находится множество (в сумме 93) рек, рукавов, протоков и каналов и около 100 водоёмов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые перекинуто около 800 мостов (не считая мосты на территориях промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных.
Самый длинный мост – Большой Обуховский (вантовый)мост через Неву. Его длина примерно 2,84 км. Самый длинный разводной мост – мост Александра Невского через Неву. Его длина 0,629 км. Самый короткий мост перекинут через Лебяжью канавку. Это Верхний Лебяжий мост и его длина 18,8 м.
Самый широкий мост на реке Мойке – Синий мост. Ширина этого моста 97,3 м. Самый узкий мост находится на канале Грибоедова. Это Банковский мост. Его ширина всего 1,9 м.
Найдите в тексте необходимые данные и ответьте на вопросы.
- Во сколько раз самый длинный мост больше самого короткого?
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
- На сколько метров Банковский мост уже Синего моста?
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 7. Заполните, пожалуйста, таблицу, пользуясь текстом из предыдущего задания.
Название моста | Длина (м) | Ширина (м) |
Большой Обуховский мост | 30 | |
Мост Александра Невского | 35 | |
Синий мост | 35 | |
Верхний Лебяжий мост | 15 | |
Банковский мост | 25,2 |
Выберите один из мостов и вычислите его площадь в квадратных метрах.
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
Вопрос:________________________________________________________________
Решение:
Ответ:_________________________________________________________________
Задание 8.
Задания в 1 балл:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) ;
8) ;
9) ;
10) .
Задания в 2 балла:
11) ;
12) ;
13) ;
14) ;
15) ;
16).
Задания в 3 балла:
17) ;
18) .
Решение:
Оцените свое самочувствие и свою работу на уроке (☺ - хорошо, • - так себе, ☹ - плохо)
Как я себя чувствовал в процессе учения | |
Насколько мне было комфортно | |
Насколько я доволен своей работой |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида
Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...
Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...
Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс
Технологическая карта урокаПредмет: МатематикаКласс: 5Тема урока: "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...