Современный урок-2017г
статья по математике по теме
Основные особенности современного урока и условия его успешного проведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovr_urok.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кокшинская общеобразовательная школа – интернат »
Составитель Близнецова Н.А.
Учитель математики высшей категории
ноябрь 2017
Цель: определить основные особенности современного урока и условия его успешного проведени
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами.
Современный урок - это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога.
Сегодня этот урок малоизучен, его технологии только апробируются.
Почему же появилась необходимость нового урока, новых технологий, нового подхода к ученику и содержанию обучения?
Тема эта стоит всё острее, т.к. меняются требования общества к жизни, к себе, к учителю, смещаются приоритетные ценности, т.е. всё то, от чего зависит будущее этого самого общества.
«Учитель есть самая сущность школы и без учителя никакая школа немыслима, учитель должен быть создан для школы.
Учитель и его инструмент – урок – вот основа старой и новой концепции школы. Именно в наши руки отдан великий инструмент обучения – урок.
Учитель должен помнить «…что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением» -написал ещё в XIX веке К.П. Победоносцев
Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.
Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.
В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.
И всё-таки - урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.
А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.
Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию. Для этого добрый учитель обращается к двум душевным качествам, на которых утверждается любое знание: к любознательности и к наблюдательности.
Повторюсь, поскольку сейчас ученик стал субъектом урока крайне важна осознанность его действий.
Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей.
А поэтому ученику лучше проявить инициативу уже при определении целей и задач урока, плана действий на уроке.
К сожалению, сейчас ценности в содержании образования уходят на дальний план и очень часто оказываются оторваны от системы жизненных ценностей. А ученик в нашем понимании просто обязан их усваивать и считать важным то, что таковым для него не является.
Очень часто мы на уроке говорим «вы должны», «вы обязаны». Вам необходимо,… а это воспринимается как посягательство на личность и вызывает сопротивление.
Учителям предлагается определить причины нежелания учиться и пути преодоления их
Выводы:
Отсюда же и другая беда… Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов , среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:
Перегрузка
Телевидение
Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…
Что же делать?
Сделать учебную ситуацию мотивированной, т.е. надо минимизировать основные причины нежелания учиться и активизировать желание учиться.
Почему современный ученик не хочет учиться?
Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно
объем информации всё возрастает.
Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?
Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.
И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:
1.физиологическая безопасность: проветренный класс
хорошее освещение
достаточная
кубатура
сытость
выспавшиеся
здоровые
2. психологическая безопасность: потребность в принятии
уменьшение страха и стресса
По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. И здесь поможет технология положительной обратной связи. При оценке знаний + - - -+
Другой наш бич – инфантильность детей.
Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности сегодняшних детей.
Циклы внимания представляют последовательность: 90-110 минут активной деятельности, 10-20 минут снижение внимания. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся на минимуме внимания, особенно на уроках повторения, обобщения, закрепления.
Задания учителям: определить основные особенности урока, которые необходимо учитывать при его подготовке
Выводы:
Что же делать? Всеми доступными способами поддерживать внимание ученика.
Для поддержания внимания мотивированными должны быть все действия учащихся на уроке, соблюдение принципа контрастности… в звуках, движениях. эмоциях…
Отсутствие мотивов учения приводит к равнодушию ученика на уроке, полному отсутствию внимания…
Охотнее всего мы делаем то, к чему чувствуем свою готовность, это нормальное человеческое чувство – проявить себя в том, к чему мы чувствуем себя готовыми. Утверждают, что есть такие виды деятельности, которые учащийся вообще никогда не сможет усвоить (творческие, спортивные действия.)
Учёные считают, в ходе учебного процесса в мозгу учащегося происходит интуитивное сопоставление его возможностей и требований учебного предмета. В случае положительного для себя сигнала возникает потребность учения и работает учебная мотивация. В случае отрицательного сигнала учащийся стремится избежать изучения данного предмета, предвосхищая возможность неприятных ощущений. Таким образом
на уроке материал должен быть построен так, чтобы удовлетворять разные виды восприятия:
кинестетики,
визуалы, разным видам способностей:
рациональные
эмоциональные
интуитивные
деятельностные
Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе.
Почему? Колоссальная избыточность материала
Отсутствие уверенности в собственной психологической безопасности
Есть «кнут», мало «пряников»
В классе сидят дети с разными способностями
Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?
Задание: определить способы убеждения актуальности знаний по предмету
При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:
возбудить интерес
пробудить желание
побудить к действию
придумать изюминку урока
урок должен удивлять
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.
Инициативная активность
Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть… физически на уроке. Прийти в школу, донести своё бренное тело до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и порадовать самого себя.
Главное здесь – создание условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся: Надо давать возможность проявлять :
-быстроту, гибкость переключения с одного способа действий на другой
-способность действовать с полной затратой усилий
-способность доводить начатое до конца
-способность удерживать отдаленную цель
Как это сделать?:
-соревнование
-игра
-проблемность
-смена деятельности
-парадоксальность заданий
Юмор
Физминутки
Соблюдение принципа контрастности
Поощрение
Обращение к личному жизненному опыту
Дифференциация материала и способов действия в соответствии со способностями учащихся.
Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок… А вот тут масса возможностей для творчества учителя…
Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?
Основные компоненты урока:
1.содержательно-целевой Что и зачем?
2.организационно-практический Как?
3.контрольно-оценочный Что в итоге?
Цель – это результат, к которому надо прийти, усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал. Средство достижения своих целей , а они не всегда совпадают с целями учеников.
Как?
Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.)
Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.
Как победить негативное отношение ученика перед отметкой?
Что в итоге? 60% учеников испытывают страх перед отметкой.
Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. Оценка – качественная словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, а что – нет.
Оценка…для чего? Не только ведь для наказания или поощрения… А для
-диагностики
-констатации
-стимулирования а также функция
-регулятивная (воспитательный процесс со стороны родителей)
Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.
Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…
Как её организовать?
-взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка
-самостоятельный выбор заданий по уровню сложности
-сопоставление индивидуальных ответов
-работа под копирку
-работа без ошибок, но с отметкой
-работа без отметки, но с ошибками
-работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя
-комментарий учащихся
-«чистая доска» - всё, что надо запомнить, написано на доске. По мере работы стирается часть материала, а устно восстанавливаются пустоты.
-выбор вопроса
-договор в начале четверти с заявкой на итоговую оценку.
Заключение:
Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.
Приложение 1
Одной группе учителей дается задание проанализировать анкеты учащихся, ответы на которые получены при предварительном анкетировании учащихся.
Анализ анкетирования учащихся
Что надо сделать, чтобы повысить эффективность урока?
Тема урока должна объявляться в интересной форме
Доносить значимость материала, вырабатывать веру в эту значимость
Учащиеся должны понимать, о чём идёт речь
Использовать интересные примеры для понимания
Более живо и творчески давать материал, более тщательно объяснять
Материал давать чётко организованным ( в таблицах и схемах)
Давать интересный дополнительный материал
Обращаться к опыту учеников, современной жизни
БОЛЬШЕ ДЕЛА, МЕНЬШЕ СЛОВ
свободное обсуждение материала, свобода разговора
больше интересных и творческих заданий, дискуссий, видеофильмов, презентаций, проектов
использовать мультимедиа, интерактивную доску
меньше самостоятельных работ
Учитель должен быть другом ученика, понимать его
язык должен быть понятным, более простым
учитель должен быть небезразличен к уроку
уделять больше внимания ученикам, понимать их
всем одинаковое внимание
устранить страх перед оценкой
Более радостная атмосфера на уроке
Честно ставить оценки, а не за то, что ребёнок симпатичен
Не «нудеть», не монотонная речь
Прерывать урок шутками
P.S.
Сменить учителя
Чаще приглашать администрацию
Самоанализ урока
Тема урока:
(использование содержания домашней работы для определения темы, использование результатов подведения итогов предыдущих уроков, создание условий для возникновения потребности включения в учебный процесс)
Каково место урока в разделе, курсе? Как он связан с предыдущим материалом, на что опирается?
Какие задачи ставились и решались на уроке, почему?
–ставятся учебные задачи, требующие осмысления,
объяснения, доказательства
Почему избрана именно такая структура урока?
-рациональное использование времени, чёткая организация урока
-потери времени с точки зрения разумности
-занятость учащихся в течение всего урока
Почему был сделан акцент именно на данном содержании:
-связь с современной жизнью, опытом учащихся
-осуществляются межпредметные связи
-способствует развитию интеллектуальных, нравственных способностей,
выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения:
-соответствует содержанию материала, целям урока
-способствует развитию логичности мышления, наблюдательности
Осуществлялся ли дифференцированный подход к учащимся?
-учитель применяет способ индивидуализации и дифференциации заданий учащимся в зависимости от их индивидуальных особенностей
Как осуществлялось управление учебной деятельностью учащихся (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)?
-активная работа с одним учеником,
-использование методических приёмов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся
Какие условия созданы для проведения урока (учебно-материальные, психологические, эстетические, гигиенические, временные)?
9.Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?
10.Удалось ли решить поставленные задачи урока и избежать перегрузки
учащихся? Самооценка урока.
11.Каковы причины неудач и недостатков урока?
Какие выводы из результатов урока необходимо сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Современный урок современного учителя"
Материалы педсовета...
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы стоящие перед обществом.В современных условиях о...
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....