Конспекты уроков по математике 5 класс, направленных на формирование регулятивных УУД
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Стасенко Татьяна Семёновна

Конспекты уроков по математике 5 класс по теме "Сложение и вычитание сложных чисел", направленных на формирование регулятивных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное планирование учебного материала
по математике в 5 классе по учебнику
Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова,
С. И. Шварцбурда
(5 часов в неделю)

Номер  урока

Содержание

учебного материала

Кол-во
часов

1

2

3

§ 2

Сложение и вычитание сложных чисел

15–19

Сложение натуральных чисел и его свойства

5

20–23

Вычитание

4

24

Самостоятельная работа

1

25

Контрольная работа  2

1

26–29

Числовые и буквенные выражения

4

30–32

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

3

33–36

Уравнение

4

37

Контрольная работа  3

1

 


Уроки 26-27. ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Цели деятельности учителя

Основная дидактическая цель: познакомить обучающихся с числовыми, буквенными выражениями и отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений.

Формировать УУД:

Регулятивные: умения определять и формулировать цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; умения составлять план учебной деятельности; умения оценивать правильность выполнения действий на уровне; умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь составлять числовые и буквенные выражения, находить значение выражений.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные:

 регулятивные - уметь определять и формулировать цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь составлять план учебной деятельности; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию

Основные понятия

Числовые и буквенные выражения, значение выражения

Ресурсы

•        Учебник, презентации «Числовые и буквенные выражения».

•        Попов, М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике : 5 класс : к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика.
5 класс» / М. А. Попов. - 7-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2014

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

Урок 26 «Числовые и буквенные выражения»

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

Форма работы

Деятельность

Конечные результаты

учителя

учащихся

Предметные

Регулятивные УУД

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, при помощи стихотворения проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку

Уметь подготовиться к учебной деятельности.

2

Мотивация и актуализация субъективного опыта

фронтальная

Мотивирует учащихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к цели и теме урока

Задание 1. Замените высказывание, одним словом.

-Сумма длин сторон многоугольника (периметр).

- Произведение скорости на время (расстояние).

-Произведение длины на ширину (площадь).

Задание 2. Приведите примеры записи высказываний.

-(периметр треугольника)

-(периметр прямоугольника)

- (периметр квадрата).

S=V*t-(расстояние)

S=a2-(площадь квадрата)

 S=a *b-(площадь прямоугольника)

Задание 3. (Умение формулировать и осознавать учебные цели)

На какие группы можно разделить выражения?

8 + b;   16 – 6  10;    5c;   (k + 12) – 4;   2p;   x + y;  (19 – 14) + 18.  

- Чем отличаются выражения 1 группы от выражений 2 группы?

- Как можно назвать выражения 2  группы?

- А выражения 1 группы?

-Сформулируйте тему и цели урока.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы,

 

Формулируют тему урока и цели

Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое периметр , расстояние, площадь

Уметь определять цель учебной деятельности.

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала и первичная проверка понимания

фронтальная

Работа в парах

Групповая работа

 Предлагает учащимся сформулировать определения числовых и буквенных выражений.  

-Сформулируйте, какое выражение

называют числовым?

Приведите примеры

-Сформулируйте, какое выражение

 называют буквенным?

(Выражением с переменной.)

Организует работу в парах на закрепление определений по карточкам

Задание 3. (Умение осуществлять контроль выполнения действий) (Приложение 1).

Предлагает учащимся применить свои знания к решению задачи.

Организует повторение практического применения имеющихся знаний

Задание 4.(Приложение 2)

Предлагает провести  физкультминутку.

Задание 5.

Создает проблемную ситуацию, предлагая составить выражение по условию задачи, помогает учащимся составить выражение

Задача 1 Поезд шел двое суток. В первые сутки он прошел 980км, а во вторые – на 50км больше. Сколько километров прошел поезд за двое суток?

Задача 2 Поезд шел двое суток. В первые сутки он прошел 980км, а во вторые – на а км больше. Сколько километров прошел поезд за двое суток?

Организует работу с учебником в группах по исследованию выражений

№297-299 стр 49-50

Формулируют определения числовых и буквенных выражений

Работают в парах. Выполняют задание на соответствие, при затруднении обращаются к учебнику. Контролируют свою деятельность

Составляют числовые и буквенные выражения по условию задачи.  И обратно, используя условие задачи, ответить что означает выражение.

Совместно с учителем составляют выражение, делают выводы о недостаточности буквенных выражений для их решения.

Работают в группах с учебником. Исследуют способы решения выражений.

Составлять числовое выражение, используя действия сложения  и вычитания, использовать их для нахождения значения этого выражения.

Составлять буквенное выражение  на основе числового выражения

Уметь правильно определять последовательность действий на уроке.

Уметь контролировать свою деятельность

4

Первичное закрепление

фронтальная

индивидуальная

Предлагает составить программу  вычисления  числового выражения и найти его значение

Задание 6 (Умение самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели) Составить план действий и вычислить:

(270 + 45  32) + (582 – 444 : 37)

Мотивирует учащихся, предлагая выполнить дифференцированное задание (Приложение 3)(Умение действовать в соответствии с планом)

Составляют программу вычисления выражения  и находят его значение.

Индивидуально решают выражение по выбору

Составлять и решать числовые выражения, составлять буквенные выражения, решать их, подставляя вместо буквы ее значение.

 Уметь работать по составленному плану; проговаривать последовательность действий на уроке

6

Итог урока, рефлексия

индивидуальная

Организует учащихся на самооценку

- Что нового узнали на уроке

- Что вам понравилось на уроке

- В чем вы испытывали затруднения

-Оцените свою работу на уроке с помощью кружочков

Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

7

Домашнее задание

Предлагает учащимся дифференцированное задание

П.8 стр 48-49

№328=330

Выбирают задание по своему уровню

 

                                                                                                       

                                                                                                         Приложение 1

  1.  Пете было предложено задание: Соотнеси определения и понятия. Проверь, верно ли выполнил его Петя.

Какие ошибки допустил Петя? Исправь их.

Числовые выражения – это

Числа, которыми заменяют букву

Буквенные выражения – это

Выражения, составленные из чисел, знаков арифметических действий и скобок.

Значение выражения – это

Число, получаемое в результате выполнения всех указанных действий  в выражении.

Значения буквы – это

Выражения, составленные из чисел, букв, знаков арифметических действий и скобок

                                                                                         

Приложение 2

1.Составьте числовые и буквенные выражения по условию задачи:

Фрукты

Цена

Количество

Стоимость

Яблоки

а р.

4 кг

?

Сливы

12 р

3 кг

?

Вишня

b р.

  1. кг

?

2.Расшифруйте данные математические модели в соответствии с каждой из данных ситуаций.

Данные

Математическая модель

В стаде а овец и b коров

1) а+ b=30

2) а=3 b

3) а= b+15

4) а- b=17

5) а:5= b

Турист а км прошел пешком и b км проплыл на плоту

За конфеты заплатили а рублей, а за печенье b рублей.

В классе а девочек и b мальчиков.

Приложение 3.

1.Вычислите значение выражения:

  1. 265+ 135 +х  при х=10
  2. Х+ 200-у      при х=76   у=2
  3. 12х+5у   при х=5   у=7
  4. 5х+5у   при х=3   у=7
  5. Три банана можно купить за х рублей, а три апельсина за у рублей. На сколько рублей один банан дороже апельсина? Вычислите при х=18,  у=15

2. Составьте буквенные и числовые выражения по условию задачи.

Цена хризантемы – а р. за один цветок, а цена одной розы – на 30 р. больше.

 Запишите на математическом языке: цену розы; стоимость пяти хризантем; стоимость трех роз; стоимость букета из пяти хризантем и трех роз.

Урок 27 «Числовые и буквенные выражения»

Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов действий при решении задач

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

Форма работы

Деятельность

Конечные результаты

учителя

учащихся

предметные

 Регулятивные УУД

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку

Уметь подготовиться к учебной деятельности.

2

Мотивация и актуализация субъективного опыта

Работа в парах

Работа с учебником.

Мотивирует учащихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к цели и теме урока

Организует актуализацию

требований к ученику с позиций учебной деятельности

Задание 1. Работа с учебником стр. 50    №300, 301

Задание 2. (Умение действовать в соответствии с планом) (Приложение1)

Задание 3.Вычислите значение выражения при заданном значении переменной

    2c – 10d при c = 20, d = 4.

    15x + 3y при x = 2, y = 5.

-как называются эти выражения?

-Какие выражения называются буквенными?

-Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, тема урока «Числовые и буквенные выражения».

Задание 4. ( Умение  формулировать и осознавать учебные цели) Выберите из предложенных фраз ту, которая, на ваш взгляд, является целью урока:

1. рассмотреть буквенные и числовые выражения;

2. познакомиться с понятиями «Буквенные выражения», «числовые выражения»;

3. научиться записывать буквенные выражения;

4. решать задачи по математике.

Работают в парах по учебнику

Устно проговаривают вычисления

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

Взаимопроверка.

Формулируют тему урока и цель.

Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; формулировать учебные цели;

3

Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание 5. (Умение действовать в соответствии с планом) Организует работу учащихся на составление выражений по условию задачи в соответствии с алгоритмом.

Задача 1.Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АК, если АВ = х см, КВ = 3 см. Составьте выражение и найдите его значение при х = 12; 9.

План

1. Нарисуйте в тетради отрезок АВ.

2. Отметьте точку К.

3. Изобразите на отрезке расстояние АВ, обозначьте за Х.

4. Изобразите на отрезке расстояние КВ, обозначьте 3см.

5. Составьте выражение и найдите его значение при х = 12; 9.

Задача 2. Точка К – середина отрезка АВ. Найдите длину отрезка АВ, если КВ = х см. Составьте выражение и найдите его значение при х = 3; 5.

Составьте пошаговые действия решения задачи

(Учитель помогает и корректирует индивидуально)

Совместно с учителем составляют выражение, делают выводы о недостаточности буквенных выражений для их решения.

Работают   в парах

Составлять буквенные выражения по условию задачи и находить их значение при заданном  значении буквы

Составляют и решают задачу по предложенному плану.

Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Действовать в соответствии с планом;

4

Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок и их коррекция

индивидуальная

Задание 6. (Умение осуществлять пошаговый контроль)

1)Найдите периметр треугольника АВС, если АВ = 13 см, ВС = с см, АС = d см.

2)Составьте выражение и найдите его значение при:

с = 10 и d = 8;        с = 5 и d = 12

Организует анализ допущенных ошибок и их коррекцию

Составляют выражение и находят его значение

Решают индивидуально, проверка правильности по эталону.

Составлять и решать числовые выражения, составлять буквенные выражения, решать их, подставляя вместо буквы ее значение.

 Уметь оценивать правильность выполнения действия  на уроке 

6

Итог урока, рефлексия

Организует учащихся на самооценку

Подведем итог работы на уроке.

-        Какую цель мы ставили на уро
ке? Достигли ли цели? Назовите
тему урока.

-        Чему вы научились на уроке.

-        Оцените свою деятельность

на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи

Умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции

Уметь оценивать правильность выполнения действия  на уровне адекватной  оценки.

7

Домашнее задание

Предлагает учащимся дифференцированное задание

Домашнее задание: п. 8, с. 48-49,

№331,333,336

Выбирают задание по своему уровню

Приложением 1.

Прочитайте задачу:

Стоимость батона хлеба —х р., а стоимость плитки шоколада —15 р.

 Запишите в виде выражения:

-на сколько плитка шоколада дороже батона хлеба;

-во сколько раз плитка шоколада дороже батона хлеба;

-стоимость плитки шоколада и батона хлеба вместе;

-стоимость двух плиток шоколада;

-стоимость трёх батонов хлеба;

-стоимость двух плиток шоколада и трёх батонов хлеба вместе;

-на сколько две плитки шоколада дороже трёх батонов хлеба;

-во сколько раз две плитки шоколада дороже трёх батонов хлеба

Урок 30-32. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Цели деятельности учителя

Основная дидактическая цель: сформировать навык буквенной записи свойств сложения и вычитания и умения использовать эти свойства при вычислениях.

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки,

 и учёта сделанных ошибок; умения констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь применять свойства сложения и вычитания на практике.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные:

 регулятивные уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки,

 и учёта сделанных ошибок; умения констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач.

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать

Основные понятия

Свойства сложения и вычитания

Ресурсы

•Учебник, презентации «Буквенная запись свойств сложения и вычитания».

•Попов, М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике : 5 класс : к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика.

5 класс» / М. А. Попов. - 7-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2014

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

Урок 32. «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»

Тип урока: контроль  знаний и умений.

Организационная структура урока

Деятельность

Конечные результаты

Этапы урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные

Регулятивные УУД

1.Организационный момент

фронтальная

Приветствие учащихся  проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Приветствие учителя, показать готовность к учебному занятию. Включиться в рабочий ритм урока

Уметь подготовиться к  учебной деятельности

2. Мотивация и актуализация субъективного опыта

Индивидуальная работа у доски

Фронтальная работа

Устный счет

Задание1.Найдите значение выражение, предварительно его упростив

Задание 2. Упростите выражение

Задание 3. Вычислите удобным способом

Задание 4. Учитель показывает карточки, где нужно найти значение выражений удобным способом.

- Какие свойства сложения и вычитания вы использовали при вычислениях?

Задание 5.(Умение осуществлять контроль выполнения действий) Организует коллективную проверку индивидуальной работы у доски.

Выполняют вычисления

Отвечают на поставленные вопросы.

Уметь находить значение выражения

Уметь вычислять удобным способом, используя свойства сложения и вычитания

Знать свойства сложения и вычитания

Уметь осуществлять контроль выполнения действий

3.Сообщение темы урока

Фронтальная работа

-Вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

-Сформулируйте тему  урока?

-Сегодня на уроке мы проверим, как усвоил тему каждый из вас.

-Сформулируйте цели нашего урока.

Формулируют тему урока, цели.

Уметь записывать законы сложения и вычитания с буквенных выражений.

Уметь формулировать и осознавать учебные цели

4. Закрепление материала  

Работа в группах

Самостоятельная работа

1.Стр.56 № 345(Умение выполнять работу по предложенному плану, умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок)

- Разберите образец выполнения действий и определите на основе каких свойств они осуществляются:

-Упростите выражения.

2.Стр. 56 № 346

-Прочитайте задание.

- Что нужно сделать перед тем, как найти значение выражения?

-Что значит упростить?

3.Стр.57 № 358 (Умение проговаривать последовательность действий на уроке)

-Прочитайте задачу.

-Сколько альбомов с марками у Пети?

-Сколько марок в трех альбомах?

Сколько марок в первом альбоме?

4. Тестовая работа (с проверкой в парах). Приложение1

Выполняют задание под контролем учителя с последующей проверкой или комментированием.

Выполняют задания самостоятельно в тетради. Называют место затруднения, причину, исправляют ошибки.

Уметь применять свойства сложения и вычитания при упрощении выражений.

Уметь составлять числовые и буквенные выражения по условию задач.

Уметь действовать в соответствии с планом;

Проявлять целеустремленность и настойчивость в

достижении целей;

Уметь осуществлять контроль выполнения действий;

Уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

5.Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию.

Стр. 58 № 367 № 371 (б)

Учащиеся записывают в дневники задание.

6.Рефлексия (подведение итогов урока)

- Что лежит в основе упрощений выражений?

- Перечислите свойства сложения и вычитания, которые мы используем при упрощении выражений.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Аргументируют свой ответ.

 

Уметь констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач

Приложение 1

Тестовые задания по теме «Числовые и буквенные выражения»

Вариант 1                                                                                                                   Вариант 2

      1.Из предложенных выражений выберите буквенное

 а) 25+49;               в)(х-8)+у;  

 б) (81-44)3;          г) 88:8.

2.Запишите выражение символами:

Сумма разности чисел 309 и 247 и числа 619

 ----------------------------

3.Установите соответствие между числовым выражением и его значеним

А) 82+16                      1) 60

Б) 45-19                       2) 40

В) 440:11                     3) 80

Г) 154                          4) 26

                                      5) 98

А

Б

В

Г

     4. Упростите буквенное выражение  168-(х+47)  и выберите верный ответ:                   а)121-х;  б) 215-х; в) 121+х; г) 215+х   

5.Составьте буквенное выражение  по условию задачи.

Алеша в первой четверти получил 36 пятерок, а во второй на m пятерок меньше, чем в первой. Сколько всего пятерок за две четверти получил Алеша? 

Решите задачу при   m=9.

1.Из предложенных выражений выберите числовое 

а) a+d;               в) (12-5)c;      

б) 235:х-10;      г) 550:5-18.

2.Запишите выражение символами:

Разность суммы чисел 567 и 328и числа 409

     

       ---------------------------------

3.Установите соответствие между числовым выражением и его значеним

А) 165                      1) 210

Б) 82-14                     2) 28

В) 41+19                    3) 80

Г) 840:4                      4) 68

                                    5) 60

А

Б

В

Г

 

      4. Упростите буквенное выражение  ( 248+а)-24 и выберите верный ответ:

а)224-а;  б) 224+а; в) а-224; г) 272+a

5.Составьте буквенное выражение  по условию задачи.

На автостоянке было х машин. Сколько машин стало на стоянке к концу дня, если с неё уехало 27 машин и приехало 19?

Решите задачу при   х=98.

Урок 33-36. УРАВНЕНИЕ

Цели деятельности учителя

Основная дидактическая цель: Формировать решать уравнения.

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки,

 и учёта сделанных ошибок; умения констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь применять свойства сложения и вычитания на практике.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные:

 регулятивные уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки,

 и учёта сделанных ошибок; умения констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач.

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать

Основные понятия

Уравнение, корень уравнения, решить уравнение.

Ресурсы

•Учебник, презентации «Уравнение»

•Попов, М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике : 5 класс : к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика.

5 класс» / М. А. Попов. - 7-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2014

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

 

Урок 33. «Уравнение»

Тип урока: изучение и первичное закрепление  новых знаний и способов действий.

Организационная структура урока

Деятельность

Конечные результаты

Этапы урока

Форма работы

Учителя

Ученика

Предметные

 Регулятивные УУД

1.Организационный момент

Приветствие, отметить отсутствующих

Проверка готовности к уроку.

Уметь подготовиться к  учебной деятельности

2 .Мотивация и актуализация субъективного опыта

Индивидуальная

фронтальная

фронтальная

Задание 1. Работа по карточкам у доски.

А) Найди значение выражения, предварительно упростив его

34 + а + 18  при а =36, 91 (88, 143)

б) Вычисли удобным способом 

Карточка №1

 284-(37+84)

648-(148+85)

(467+295)+33

(467-295)+33        

Карточка №2

 (73+125)-25  

 (648-(148+85)                                          

 (187+214)-87

  75+87+25                                           

Задание 2.( Устную работа): Вставьте пропущенные числа:

□ + 10 = 90

40 + □ = 100

□ – 7 = 12

□ – 10 = 10

83 - □ = 83

1000 - □ = 750

Задание 3.(Умение  формулировать и осознавать учебные цели). 

а+ 34

52+ х

х=13 + 48

с- 57

у + 41

-Рассмотрите записи.

- Выберите лишнее.

-Почему вы так решили? Объясните.

 -Кто помнит как называется такое равенство? ( уравнение)

Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

Сформулируйте цель урока.

1.Два человека у доски.

2.Работают на месте на черновиках.

3.Отвечают на вопросы учителя.

 Оценивают себя.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока.

Уметь находить значение выражения;

уметь вычислять удобным способом, используя свойства сложения и вычитания;

знать свойства сложения и вычитания; уметь находить значение выражения

Уметь осуществлять контроль выполнения действий

Уметь формулировать и осознавать учебные цели.

3.Восприятие и осмысление учащимися нового материала и первичная проверка понимания

фронтальная

Задание 4. (умение определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата)

-Любое равенство можно назвать уравнением?

-Кто может дать определение?

-Придумайте свое уравнение.

информацию по теме?

( в учебнике)

1.с 58-60 (работа по статье учебника)

-Прочитайте определение уравнения?

-Что называется корнем уравнения?

-Что значит решить уравнение?

-Как найти неизвестное слагаемое?

-Уменьшаемое? Вычитаемое?

2. Комментированное решение уравнений. Организует работу у доски  (умение осуществлять контроль выполнения действий).

474 +м = 500   у-708=194     511-а=208

 №372 самостоятельно (Проверка у доски)

Слушают учителя, читают п 10, отвечают на вопросы.

Ученики работают у доски и в тетрадях, самостоятельно. Проверяют задание, исправляют ошибки. Оценивают себя.

Знать определение уравнения, корня уравнения; правила сложения и вычитания. Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий и находить его значение. Уметь решать уравнения

Умение определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата; умение осуществлять контроль выполнения действий; умение осуществлять последовательность действий.

4. Первичное закрепление знаний. Решение задач

Фронтальная

Работа с учебником.

Работа в группах

Многие задачи можно решать не только арифметическим, но и алгебраическим способом (с помощью уравнений). Неизвестное обозначаем буквой.

1.с 60. № 373(а)

-Прочитайте задачу. О чем говориться в задаче?

-Что требуется найти?

-Прочитайте вопрос задачи?

-Что же мы обозначим буквой?

-Пусть в корзине х гибов.

-Что сделали дальше?

-Какое выражение можно составить?

2. с 60. № 373(б) (Работа строиться аналогично)у доски.

3.Организует работу по повторению пройденного материала (в паре)

От лагеря до города 150 км. Автобус из лагеря в город ехал со скоростью 75 км/ч. За сколько часов автобус доехал до

города?

4. Организует выполнение творческого задания. Составить условие задачи по уравнению х+35+40=120

Слушают, отвечают на вопросы, решают задачи. Оценивают себя.

Выполняют задание на повторение по карточкам в паре. Проверяют, анализируют ошибки

Уметь решать задачи при помощи уравнения

Уметь составлять задачи по уравнению.

Уметь предвосхищать результат и условия его получения;

умеет действовать в соответствии с планом; проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей; уметь осуществлять контроль выполнения действий

.

5. Итог урока. Рефлексия

индивидуальная

Выясняет достигли ли цели учащиеся и решили ли поставленные задачи. Направляет деятельность учеников по самооцениванию работы на уроке. Подводит общий

итог, оглашает свои оценки активно работавшим ученикам.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Назовите тему урока. Какую цель ставили? Достигли ее? С каким новым способом решения задач познакомились?

Что было сложно? Понравился ли урок?

Придумывают уравнения, читают их.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, выставляют оценку в  «Лист самоконтроля».

 

Ученики приводят в порядок рабочее место, сдают «Листы самоконтроля» на стол учителя.

Прощаются с учителем.

Уметь   констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач;

уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

6.Домашнее задание.

Стр. 58-60 изучить   № 395 (а,б,в) № 397 (а)

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Лист самоконтроля

Фамилия имя ученик.

Класс, дата

Самооценка за устную работу

Самооценка за решение задач у доски и в тетрадях

Самооценка за задание на повторение

Оценка учителя за творческое задание

Общий балл

Средняя арифмети-ческая

 оценка

Урок 35 «Уравнение»

Тип урока: контроль знаний и умений.

Организационная структура урока

Деятельность

Этапы урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Конечные результаты

Предметные

Регулятивные УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Фронтальная

- Прослушайте, пожалуйста, высказывание российского математика Александра Александрова, которое я взяла эпиграфом сегодняшнего урока: «Математика полезна тем, что она трудна» (слайд 1)

-  Как вы понимаете эти слова, согласны или  нет? Объясните, почему?

-  Сегодня на уроке математики, участвуя в работе, я, надеюсь, вы, не смотря на трудности, поймете о необходимости математических знаний!

-  Какую тему мы с вами изучаем?

На слайде - 2 записаны основные понятия  этой темы:

  1. Что такое уравнение?
  2. Корень уравнения
  3. Алгоритм нахождения неизвестного компонента

-  Что мы уже знаем?

-  Но, посмотрите, на тему! (решение уравнений) (слайд - 2)

-  Каковы наши дальнейшие действия?  (повторить, тренировать, закрепить, проверить и оценить свои знания)

Какую цель мы свами поставим, при работе над темой, которую мы уже изучили? Кому сложно, можно использовать опорные слова (слайд - 3): 

Узнать….                                         Закрепить …………

Находить……                                 Проверить …………..

Уметь использовать….                  Оценить ……………

На слайде – 4 появляются таблички с целями математически правильными целями урока.

- Настраиваемся на рабочую волну и мы будем шагать по ступеням знаний, назовите их

(слайд - 5):

Оцениваем

знания и умения

Проверяем знания и умения

Закрепляем тему

-  В течение всего урока мы будем проверять свои знания и умения, они у вас на «листах самооценки» (слайд - 6). Назовите, что нам необходимо повторить, проверить, оценить

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока

Формулируют цель

Формулируют план урока.

Проговаривают цели урока.

Знать определение уравнения, корня уравнения; правила сложения и вычитания. Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий и находить его значение. Уметь решать уравнения

Уметь формулировать и осознавать учебные цели

Уметь самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели;

уметь предвосхищать результат и условия его получения  

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Фронтальная

самостоятельная

С помощью чего мы можем закрепить, проверить, оценить свои знания?

  • Что нужно сделать перед самостоятельной работой? (повторить правила)
  • Верно, это мы и сделаем.
  • Посмотрите на слайд - 7,  что там записано?  (Эталоны)
  • А что такое эталон? ( Правило)
  • Придумайте задания с эталонами и уравнениями! (Выбрать уравнения, соответствующие каждому эталону, сгруппировать.)
  • Выполните задание устно, обсудив в парах

                                                                                                                                                                           

Эталон 1

Эталон 2

Эталон 3

x+a=b

x=b-a

x-a=b

x=b+a

a-x=b

x=a-b

х+15=46

108-y=92

98-n=15

k-88=203

t+56=107

x-126=18

-  Решите первое из каждой группы уравнений, результаты обсудите в парах. Фронтальная проверка.

-  На слайде - 8 задание: «Вычислите, предварительно упростив»(  умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок ; умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок)

(2356+834)-1356=(2356-1356)+834=1834

  • Каким законом вы воспользовались? (Вычитание числа из суммы)
  • Запишите самостоятельно буквенную формулу закона:

(a+b)-c=(a-c)+b

(a+b)-c=(b-c)+a

Эталон №4

Таким образом, мы получим Эталон №4.

8553-(936+1553)=8553-1553-936

  • Каким законом вы воспользовались? (Вычитанием суммы из числа)
  • Запишем буквенную формулу закона:          

a-(b+c)=a-b-c

Эталон №5

-  Сверьте эталоны 4 и 5 со слайдом - 9

  • Что вы сейчас повторили? (правила, эталоны)
  • Какой следующий шаг? (самостоятельная работа)
  • Что необходимо делать при выполнении работы? (указывать номера эталонов

Отвечают на вопросы учителя

Работают в парах

Выполняют задания. Обсуждают в парах.

Выполняют задание на вычисление и упрощение.

Отвечают на вопросы.

Записывают буквенную формула закона вычисление числа из суммы.

Записывают буквенную формулу закона вычитания суммы из числа.

Отвечают на вопросы.

Формирование умений использовать эталон для решения уравнений

 

Уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

индивидуальная

-  Решите двумя способами (слайд - 10)(умение планировать учебную деятельность; умеет осуществлять контроль выполнения действий)

а) 872-(х+72)=526

б) (923+у)-323=718

  • Что будем делать дальше? (проверка по образцу)
  • Для чего? (чтобы выявить затруднения, понять где и по какой причине или убедиться что их нет)
  • Что мы используем для работы по образцу? ( Алгоритм работы над ошибками)

Алгоритм работы над ошибками ( разработан совместно с детьми на первых уроках математики)

-  На слайде - 10 (появляется образец для проверки работы) Приложение1.

-  Какой из способов был рациональным? ( Второй способ)

Решают предложенные уравнения.

Отвечают на вопросы учителя.

Проговаривают алгоритм работы над ошибками

Проверка применения правил нахождения неизвестных компонентов. Отработка навыков решения уравнений

Уметь планировать учебную деятельность; умеет осуществлять контроль выполнения действий;уметь действовать в соответствии с планом;

проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей; уметь осуществлять контроль выполнения действий.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

-  После завершения проверки по образцу работа с «листом самооценки», заполнение  I  графы (первичная самооценка)(умение  выяснения  необходимых дополнений и корректив в способ действия;

контроль в форме сличения способа действия и его результатом с заданным образцом; целеполагание,

планирование.)

                           I                

 

 I I                           II

1. Знаю эталоны.

2. Знаю, как правильно выбрать эталоны.

3. Умею применить арифметические свойства.

4. Не допускаю вычислительных ошибок.

5. Умею выбрать рациональный способ решения.

Заполняют листы самооценки

Применение эталонов.

Выбор наиболее эффективных способов решения с помощью эталонов.

Уметь констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач;

Уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

5. Этап реализации построенного проекта

Зафиксировать новое знание в речи и знаково

(эталон).

фронтальная

-  Какую цель ставят те учащиеся, у кого возникли затруднения? ( Исправить ошибки, потренироваться в решении аналогичных заданий).

-  Если у вас нет затруднений, какова цель вашей дальнейшей работы? ( Будем учиться применять эталоны в более сложных заданиях)

«Планируем свою работу»

Закрепление работы с эталонами

Уметь констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

фронтальная

Проговорить правила, эталоны всеми учащимися.

Учащиеся проговаривают правила, в которых были допущены ошибки, обсуждают применение эталонов наиболее рациональным способом

Закрепление работы с эталонами

Уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

индивидуальная

-  Выберите для себя задания (слайд – 11)

(умение проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей ;умение осуществлять контроль выполнения действий; умение констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач; умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок).

  • Задания на выбор (для тех учащихся, кто допустил ошибки). Выбирают 2 задания, аналогичные тем, где были допущены ошибки, проверяют по образцу.

1. (94 + у) – 84 = 117

2. 181 – (х +31) = 106

3. (83 + х) – 23 = 132

4. 111 – (81 + у) = 13        5. 99 – (29 + х) = 16

6. (х + 122) – 22 = 203

7. (х – 106) + 83 = 204

8. 78 + (у + 18) = 362

  • Задания для учащихся, не допустивших ошибок.
  1. ((х+2983)-271)+744=5642-834+1026
  2. (9525-(х+731))-1031=(3625-1864)+518

 Выполняют задания на выбор. Проверяют по образцу.

Проверка применения правил нахождения неизвестных компонентов. Отработка навыков решения уравнений

.

Уметь проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей ;уметь осуществлять контроль выполнения действий; уметь констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач; уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

8. Этап рефлексии деятельности на уроке

9.Домашняя работа.

индивидуальная

Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности. Организовать определение домашнего задания с элементами выбора.

-  Заполнение  II  графы (вторичная самооценка)

-  Какова тема, цели урока? (слайд - 4)

-  Какие из поставленных целей были выполнены? (на слайде исчезают карточки выполненных целей)

-  Какие из поставленных целей остались не выполненными? (нет  таких)

- Анализ «листов самооценки»  

Домашнее задание

-  Как вы думаете, какие задания вам встретятся в домашней работе?

        I группа (допустившие ошибки) № 462 (а, б), 448(1,2)

        II группа № 447(а), 444

Заполняют листы самооценки

Записывают домашнее задание.

 

Уметь констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач;

уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

Приложение 1

Образец проверки работы

А)  872 – (х+72) = 526

Способ  1:

872 – (х+72) = 526

х + 72 = 872 - 526

х + 72 = 346

х = 346 -72

х = 274

Эталон № 3; № 1

1. Определить чем является выражение в скобках.

2. Выразить выражение в скобках используя правило нахождения неизвестного вычитаемого.

3. В получившемся уравнении определить, чем является неизвестный Х.

4. Найти значение Х используя правило нахождения неизвестного слагаемого.

Способ 2:

872 – х – 72 = 526

800 – х = 526

х = 800-526

х = 274

Эталон № 5; № 3

1. Применить правило вычитания суммы из числа.

2. В получившемся уравнении определить, чем является неизвестный Х.

3. Найти значение Х, используя правило нахождения неизвестного вычитаемого.

Б) (923 + у) – 323 = 718

Способ 1:

923 + у = 718 + 323

923 + у = 1041

у = 1041 – 923

у = 118

Эталон № 1; № 2

1. Определить чем является выражение в скобках.

2. Выразить выражение в скобках используя правило нахождения неизвестного уменьшаемого.

3. В получившемся уравнении определить чем является неизвестный У.

4. Найти значение У используя правило нахождения неизвестного слагаемого

Способ 2:

( 923 + у) – 323 = 718

( 923 – 323) + у = 718

600 + у = 718

у = 718 – 600

у = 118

Эталон № 1; № 4

1. Применить правило вычитания числа из суммы.

2. В получившемся уравнении определить, чем является неизвестный «у».

3. Найти значение «у» используя правило нахождения неизвестного слагаемого


Урок 36 «Уравнение»

Тип урока: подготовка к контрольной работе

Организационная структура урока

Деятельность

Конечные результаты

Этапы урока

Форма работы

Учителя

Ученика

Предметные

 Регулятивные УУД

1.Организационный момент

Приветствие, отметить отсутствующих

Проверка готовности к уроку.

Уметь подготовиться к  учебной деятельности

2.Мотивация к учебной деятельности

фронтальная

 Организует актуализаций учебной деятельности.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?

Сегодня на уроке, мы проверим как усвоил тему каждый из вас.

Проговорите правило поведения на самостоятельной работе

Проговаривают шаги учебной деятельности

Уметь решать уравнения

Выполнять арифметические действия

Уметь решать и составлять уравнение

Уметь находить значение выражение

Уметь самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели;

уметь предвосхищать результат и условия его получения  

3.Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Организует  выполнение учащимися диагностической работы

Приложение1

Выполняют диагностические задания

Уметь действовать в соответствии с планом;

уметь внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

4.Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы учителя

Уметь констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач


Приложение 1

Спецификация КИМ для проведения промежуточной

диагностики по теме: « Числовые и буквенные выражения. Уравнение».

Назначение диагностики: оценить уровень  сформированности регулятивных  ууд  учащимися 5 класса содержания темы «Числовые и буквенные выражения. Уравнение».  

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» учебного предмета «математика», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Н. Я. Виленкина и др.

Тестовая работа состоит из 2 частей и  6 заданий: 1 часть -5 заданий- базового уровня, 2 часть -1 задание - повышенного.  

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения

№ задания

Элементы содержания

Уровень сложности

Тип задания

Время выполнения

Максимальный балл за выполнение

1

2

3

4

5

6

Часть 1

1.

Числовые выражения. Значение числового выражения.

Б

РО

8

5

2.

Буквенные выражения. Значение буквенного выражения.

Б

РО

5

5

3.

Вычисление значения буквенных выражений

Б

РО

10

5

4.

Составление буквенных выражений

Б

РО

5

5

5.

Решение уравнений.

Б

РО

5

5

2 часть

1.

Решение текстовой задачи арифметическими приёмами.

П

РО

12

5

ИТОГО

45

30

Распределение заданий теста по видам умений и проверяемых действий.

Проверяемые умения и способы действия

Номер задания

Коды проверяемых требований (по кодификатору)

Максимальный балл за выполнения задания

Примерное время выполнения задания

1.  Умение самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели

1.1

2.1

РУУД-1

5

5

2. Умение осуществлять контроль выполнения действий

1.3

1.4

РУУД-2

5

5

3.Умение  внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

1.4

1.5

РУУД-3

5

5

На выполнение 6 заданий отводится 45 минут. Диагностическая  работа составлена в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.  Задания в оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице.  

№ задания

Количество баллов

1-6

5 балл - правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

30-26

5

25-20

4

19-12

3

меньше 12

2

Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения промежуточного тестирования регулятивных УУД по математике по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

Код раздела

Код контролируемого требования

        Требования (умения ), проверяемого заданиями теста

РУУД-1.

Умение организовывать учебную деятельность

1.1

Формулировать и осознавать учебные цели

1.2

Самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели .

1.3

Предвосхищать результат и условия его получения  

РУУД-2

Умение управлять учебной деятельностью

2.1

Действовать в соответствии с планом

2.2

Проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей

2.3

 Осуществлять контроль выполнения действий

РУУД-3

Умение по коррекции учебной деятельности

3.1

 констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач

3.2

внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

ТЕСТ №1

Инструкция по выполнению теста

1. На выполнение теста отводиться не более 45 минут.

2. Внимательно читайте условие каждого задания.

3. Задания можно выполнять в любом порядке с любой части.

4. Ответы к заданиям запишите в поле в тексте теста.

Часть 1.

Задание 1. Напишите программу для вычисления значения числовых выражений и найдите его значение:                  

                                            23+45*11-15

Ответ:

         

           

Критерии для оценки

Баллы

Проведены все необходимые действия программы и их последовательность для вычисления значения выражения

5

Проведены все необходимые действия , но есть неточности в их последовательности ИЛИ

Проведены необходимые действия программы, отличающиеся на 1 лишнее/недостаточное

3

Задание 2.  Рассмотри таблицу (колонка 2) приведён пример буквенного выражения. По аналогии заполните таблицу полностью. C:\Users\User\Desktop\1.PNG

Критерии для оценки

Баллы

Чёткое, последовательное и правильное выполненное действие в соответствии со всеми шагами предложенного плана

5

Имеются незначительные отклонения от порядка выполнения действий по предложенному плану

3

   

   Задание 3. 1) Пятиклассники решали задачу: На числовой прямой отмечены числа а, с и а + 1. Покажи на этой числовой прямой число с - 3.

  •                                                                   .

                       а+1              а                                                      с

             

Вот, что получилось у Саши, Маши, Даши

Саша

Даша

Маша

2) Выбери три критерия, которые ты считаешь нужными, из четырёх, указанных в таблице. Оцени,  работу ребят по этим трём критериям

Критерии для оценки

Саша

Маша

Даша

Определение направления числовой прямой

Определено верно-1балл

Определено неверно-0 баллов

Определение шага числовой прямой

Определен верно-1балл

Определен неверно-0баллов

Правильность

Выполнено верно-1балл

Выполнено неверно-0 баллов

Аккуратность

Выполнено аккуратно-1балл

Выполнено не аккуратно-0 баллов

Критерии для оценки

Баллы

Верный и обоснованный выбор критерий

5

Верный, но недостаточно обоснованный выбор критерий

3

Задание 4. На уроке учитель предложил следующую задачу: «В автобусе ехало 18 пассажиров. На первой остановке вышло х человек, на второй – на 3 человека больше, чем на первой. На третьей остановке вышло на 2 человека меньше, чем на первой. Запишите в виде равенства задачу» Маша и Даша предложили следующие способы решения:

Решение Маши

Решение Даши

х+х-3+х-2=18

х+(х+3)+(х-2)=18

Сравни ответы Маши и Даши. Кто из ребят достиг поставленной цели? Кто из ребят допустил ошибки? Исправь их.

 

Критерии для оценки

Баллы

Верно и обоснованное указание всех ошибок и способов их исправления

5

Верное указание большинства допущенных ошибок и способов их исправления

3

 Задание 5. Определите, на каком шаге Незнайка допустил ошибки при решении следующего уравнения (х-64)-38=48

Решение Незнайки:

        

Проверь ответ, полученный Незнайкой. Укажи причины допущенных ошибок и придложите способ их исправления.

Критерии для оценки

Баллы

Верно и обоснованное указание всех ошибок и способов их исправления

5

Верное указание большинства допущенных ошибок и способов их исправления

3

Часть 2

1.Установите и запишите последовательность действий при решении следующей задачи.

 В одном бидоне молока в 3 раза больше, чем в другом. Когда из одного бидона перелили в другой 5 литров, молока в бидонах стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально? Реши задачу алгебраическим методом.

Критерии для оценки

Баллы

Верно составлен план решения задачи с обоснованием

5

Верно составлен план решения задачи без обоснований

3

Контрольная работа по теме  « Числовые и буквенные выражения. Уравнение».

Вид контроля: текущий.

Спецификация контрольной работы по математике

по теме  «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» для обучающихся  5  классов

1.Назначение контрольно-измерительных материалов  контрольной работы.

Контрольно-измерительные материалы позволяют оценить уровень подготовки по математике  обучающихся  5  классов  в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования.

2.Документы, определяющие содержание контрольно-измерительных материалов контрольной работы.

Содержание работы определяется на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование  (приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004) .

Содержание контрольной работы  по математике рассчитано на обучающихся  5 классов общеобразовательных учреждений, изучающих математику, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по математике  по учебнику (Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н.Я. и др. М.: Мнемозина) и учебно-методическим комплексам к ним, имеющими гриф Министерства образования и науки Российской Федерации.

3.Структура контрольной работы.

Работа состоит из одной части, которая направлена на проверку овладения содержанием курса математики  по теме «Числовые и буквенные выражения» на уровне базовой подготовки.  Работа  содержит 5 заданий и предусматривает развернутый  ответ  с записью решения.  

4.Обобщенный план варианта контрольно- измерительных материалов   контрольной работы по математике для обучающихся 5 классов.

Обозначения задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Максимальный балл за задание

1

1

Решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания.

1

2

2

Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях букв.

1

3

3

Нахождение значения числового выражения применяя свойства сложения и вычитания.

1

4

4

Решение задач составлением уравнения

1

5

5

Решение задачи арифметическим способом

(выбор способа решения, варианты решения)

1

5.Оценивание работы

Для оценивания результатов выполненных работ обучающихся используется общий балл.  Максимальный балл  работу в целом  – 5. Задание оценивается в 1 балл и  считается выполненными верно, если приведено верное решение и записан  верный ответ

Оценка

Баллы

5

5

4

4

3

3

2

Менее 3

6.Дополнительные материалы и оборудование: нет

7.Инструкция по выполнению работы. Время выполнение работы-45 минут (1урок). Все задания выполняются с полным пояснением.

Контрольная работа  по теме: «Числовые и буквенные выражения».

Вариант   1.                                        

  1. Решите  уравнение:

а)   21 + х = 56:          б)  у – 89 = 90.

  1. Найдите  значение  выражения:

а)   а + т,  если  а = 20,  т = 70:

б)   260 + b – 160, если  b = 93.

  1. Вычислите,  выбирая  удобный  порядок  действий:

а)  6 485 + 1 977 + 1 515:

б)  863 – ( 163 + 387 ).

  1. Решите  с  помощью  уравнения  задачу:

В  автобусе  было  78  пассажиров.  После  того  как  на  остановке  из  него  несколько  человек  вышли,  в  автобусе  осталось  59  пассажиров.  Сколько  человек  вышли  из  автобуса  на остановке?

  1. На  отрезке  МК = 19 см  отметили  точку  Р  так,  что  МР = 15 см,  и  точку  В  так,  что  ВК = 13 см.  Найдите  длину  отрезка  РВ.

Контрольная работа  по теме: «Числовые и буквенные выражения».

Вариант 2.                                          

  1. Решите  уравнение:

а)  х + 32 = 68:                 б)  76 – у = 24.

  1. Найдите  значение  выражения:

а)  с – п ,  если  с = 80,  п = 30:

б)  340 + k – 240 ,  если  k = 87.

  1. вычислите,  выбирая  удобный  порядок  действий:

а)  7 231 + 1 437 + 563:

б)   ( 964 + 479 ) – 264.

  1. Решите  с  помощью  уравнения  задачу:

В  санатории  было  97  отдыхающих.  После  того,  как  несколько  человек  уехали  на экскурсию,  в  санатории  осталось  78  отдыхающих.  Сколько  отдыхающих  уехали  на  экскурсию?

  1. На  отрезке  АВ = 25 см  отметили  точку  L так,  что  АL = 19 см,  и  точку  Р  так,  что  РВ = 17 см.  Найдите  длину  отрезка  LР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

План-конспект урока по технологии, деятельностной направленности по формированию универсальных учебных действий учащихся

Урок  разработан  в соответствии с требованием ФГОС ООО. Урок технологии в 5 классе. Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....

Фрагмент урока русского языка в 7 классе, направленный на формирование функциональной грамотности "Экскурсия в Ульяновске"

Фрагмент урока русского языка в 7 класс, направленный на  формирование функциональной грамотности "Экскурсия в Ульяновске"...