Современные образовательные технологии в условмях реализации ФГОС
статья по математике на тему

Шустров Валерий Фёдорович

Доклад на педсовете "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол № 4

 заседания педагогического совета

 МБОУ Семлёвской СОШ № 2

от 18.02. 2016 года

Присутствуют: 17 человек

Отсутствующих нет.

Повестка дня.

  1. Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС.
  2. Состояние учебно-воспитательной работы за II триместр.

Ход педагогического совета

1. По первому вопросу  слушали доклад Шустрова В.Ф., зам. директора по УВР (Приложение на  листах прилагается). В своём выступлении В.Ф.Шустров отметил, что одной из важнейших задач современного образования является  достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. На решение этой задачи и направлена организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Докладчик, разграничил  «исследовательские методы обучения» и «метод проектов», которые часто рассматриваются как синонимы, ознакомил с основными этапами проекта  и исследования, классификацией проектно-исследовательской деятельности, видами проектов.  Отдельно В.Ф. Шустров остановился на роли учителя в организации проектно-исследовательской деятельности.

Опытом применения проектно-исследовательских технологий обучения поделились Т.С.Иванова, учитель начальных классов, В.Л.Филиппова, учитель ИЗО и технологии, Т.Г.Галочкина, учитель физики, информатики и ИКТ, Е.А.Петрова, учитель русского языка и литературы.

          Постановили:

    

1. Отметить положительный опыт учителей по  применению  метода проектов в учебном процессе.  

2. Заместителю директора продолжить формирование активной позиции педагогов и обучающихся по применению проектно-исследовательской деятельности  в ОУ.

3. Рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся.

   

        

     Председатель_______________   Е.А.Петрова

     Секретарь__________________  В.И.Перегоедова

Приложение к протоколу педсовета от 18.02.2016 г. № 4

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

 В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. Эта задача обуславливает необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям: 1) стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; 2) непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному; 3) всегда определять место изучаемого в системе известного.

Основными этапами проектной деятельности являются

- определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

- выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

- подготовка и защита презентации;

- анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Проект - это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

 

Основные этапы  исследования:

- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

- Постановка цели и конкретных задач исследования.

- Определение объекта и предмета исследования.

- Выбор метода (методики) проведения исследования.

- Описание процесса исследования.

- Обсуждение результатов исследования.

- Формулирование выводов и оценка полученных результатов

 В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется следующим образом: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации.

В практике используются следующие виды проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности? 

  1. Умения и навыки работы в сотрудничестве: 

- навыки коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач ;

- навыки делового партнерского общения ;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

    2. Менеджерские умения и навыки:

    - умение проектировать процесс (изделие);

    - умение планировать деятельность, время,  ресурсы;

    - умение принимать решения и прогнозировать  их последствия;

    - навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

3. Коммуникативные умения: 

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

4. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи ;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

-  артистические умения;

-  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

5.Рефлексивные умения: 

- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний ;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

6.Поисковые (исследовательские) умения: 

- умение самостоятельно  изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

- умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

 - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - Умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

Вам, уважаемые коллеги,  необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися,  если Вы хотите:

- повысить мотивацию школьников к учению;

- расширить свой творческий потенциал;

- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

- способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

- наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности

Роль учителя при организации данного вида работы – это не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта учитель  должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Из всего сказанного выше вытекают следующие вопросы: Смогут ли педагоги использовать потенциал проектной технологии? Станет ли  метод проектов основой для повышения качества образовательного процесса?  Школа будущего – школа проектов? Давайте попробуем на них ответить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлёвская общеобразовательная средняя школа № 2

Вяземского района Смоленской области

П Л А Н

проектной деятельности по математике

Учитель математики

Шустров Валерий Фёдорович

Пояснительная записка

В проектной деятельности участвуют учащиеся 5 – 11 классов.

Учащиеся самостоятельно выбирают тему проектной (или исследовательской) работы. Основные блоки (или темы) предлагает учитель.

Например: 1. Занимательная математика

                    2. Великие учёные математики

                    3. Математические игры

                    4. Темы по разделам предмета и т. д.

Проектом предусматривается: создание презентации, написание исследовательской работы.

Применение компьютерных технологий(презентации, слайды, поиск информации по имеющимся источникам) заинтересовывает учащихся выбранной темой, что помогает лучше овладеть ЗУН.

Работа включает в себя теоретическое обоснование темы и выполнение практических заданий.

Цель проектной деятельности:

  • научить обобщать и систематизировать полученные знания;
  • развивать память, речь, творческое и логическое мышление;
  • расширять кругозор учащихся; развивать познавательный и устойчивый интерес к математике.

Задачи проектной деятельности:

  • сформировать умения и навыки исследовательской работы: самостоятельный поиск необходимой информации, работа со справочной литературой и Интернетом;
  • научить работать в группах (индивидуально), учитывая интересы и познания одноклассников, выступать, вести переговоры, отстаивать своё мнение и интересы.

Последовательность работы над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

1. Подготовительный этап

Мотивация, постановка проблемы, определение темы, цели и задач проекта

Обсуждение темы с учителем и получение, при необходимости, дополнительной информации

Ознакомление со смыслом проектного подхода и мотивации уч-ся, помощь в постановке целей

2. Организационный этап

Формирование проектных групп; распределение обязанностей; составление плана работы: определение источников информации, определение способа сбора, анализа и хранения информации; определение способов предоставления результатов

Выработка плана действий, формирование задач и распределение обязанностей в каждой группе

Необходимая консультация и организационная помощь

3. Поисково-информационный этап

Сбор информации

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет, решение промежуточных задач, подготовка сообщений, оформление портфолио проекта

Наблюдение, консультирование, косвенное руководство деятельностью

4. Обобщающий (промежуточный) этап

Создание электронной презентации

Создание презентации, используя собранную информацию

Проведение консультаций по обобщению материала, внесение коррективы, оценивание проделанной работы

5. Этап доработки проекта

Анализ полученных результатов. Доработка проекта

Доработка проекта с учётом замечаний и предложений, оформление результатов работы

Проведение консультаций, методическая помощь в подготовке защиты проекта

6. Итоговый этап

Защита проекта, оценка конечного результата деятельности

Демонстрация результатов проделанной работы. Самооценка и оценка участниками проекта вклада каждого

Участие в обсуждении, анализе и оценке результатов проекта

Планирование

  1. Определение темы и цели проекта.
  2. Формирование (при необходимости) проектных групп, распределение обязанностей, составление плана работы
  3. Сбор и обработка информации по выбранной теме
  4. Анализ и структурирование собранной информации
  5. Заслушивание сообщений
  6. Разработка электронных презентаций
  7. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений
  8. Создание окончательной презентации проекта
  9. Демонстрация (защита) проекта (на уроке, в рамках недели математики в школе и других мероприятиях)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Статья посвященна технологиям используемым на уроках английскоого языка в условиях реслизации ФГОС...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО

Методический материал по работе с современными образовательными технологиями в рамках ФГОС....

«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС в работе учителя-логопеда.В современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов образования...

Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС

Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что ново...

Современные образовательные технологи как средство реализации ФГОС

   В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется учителем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет ег...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...