Современные образовательные технологии в условмях реализации ФГОС
статья по математике на тему
Доклад на педсовете "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская деятельность | 73.57 КБ |
plan_proektnoy_deyatelnosti_po_matematike.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол № 4
заседания педагогического совета
МБОУ Семлёвской СОШ № 2
от 18.02. 2016 года
Присутствуют: 17 человек
Отсутствующих нет.
Повестка дня.
- Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС.
- Состояние учебно-воспитательной работы за II триместр.
1. По первому вопросу слушали доклад Шустрова В.Ф., зам. директора по УВР (Приложение на листах прилагается). В своём выступлении В.Ф.Шустров отметил, что одной из важнейших задач современного образования является достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. На решение этой задачи и направлена организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Докладчик, разграничил «исследовательские методы обучения» и «метод проектов», которые часто рассматриваются как синонимы, ознакомил с основными этапами проекта и исследования, классификацией проектно-исследовательской деятельности, видами проектов. Отдельно В.Ф. Шустров остановился на роли учителя в организации проектно-исследовательской деятельности.
Опытом применения проектно-исследовательских технологий обучения поделились Т.С.Иванова, учитель начальных классов, В.Л.Филиппова, учитель ИЗО и технологии, Т.Г.Галочкина, учитель физики, информатики и ИКТ, Е.А.Петрова, учитель русского языка и литературы.
Постановили:
1. Отметить положительный опыт учителей по применению метода проектов в учебном процессе.
2. Заместителю директора продолжить формирование активной позиции педагогов и обучающихся по применению проектно-исследовательской деятельности в ОУ.
3. Рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся.
Председатель_______________ Е.А.Петрова
Секретарь__________________ В.И.Перегоедова
Приложение к протоколу педсовета от 18.02.2016 г. № 4
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя
В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. Эта задача обуславливает необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям: 1) стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; 2) непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному; 3) всегда определять место изучаемого в системе известного.
Основными этапами проектной деятельности являются
- определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
- подготовка и защита презентации;
- анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Проект - это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Основные этапы исследования:
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов
В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется следующим образом: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации.
В практике используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- навыки коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач ;
- навыки делового партнерского общения ;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
2. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
3. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
4. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи ;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
5.Рефлексивные умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний ;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
6.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы; - Умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Вам, уважаемые коллеги, необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите:
- повысить мотивацию школьников к учению;
- расширить свой творческий потенциал;
- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
- способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
- наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности
Роль учителя при организации данного вида работы – это не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта учитель должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Из всего сказанного выше вытекают следующие вопросы: Смогут ли педагоги использовать потенциал проектной технологии? Станет ли метод проектов основой для повышения качества образовательного процесса? Школа будущего – школа проектов? Давайте попробуем на них ответить.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлёвская общеобразовательная средняя школа № 2
Вяземского района Смоленской области
П Л А Н
проектной деятельности по математике
Учитель математики
Шустров Валерий Фёдорович
Пояснительная записка
В проектной деятельности участвуют учащиеся 5 – 11 классов.
Учащиеся самостоятельно выбирают тему проектной (или исследовательской) работы. Основные блоки (или темы) предлагает учитель.
Например: 1. Занимательная математика
2. Великие учёные математики
3. Математические игры
4. Темы по разделам предмета и т. д.
Проектом предусматривается: создание презентации, написание исследовательской работы.
Применение компьютерных технологий(презентации, слайды, поиск информации по имеющимся источникам) заинтересовывает учащихся выбранной темой, что помогает лучше овладеть ЗУН.
Работа включает в себя теоретическое обоснование темы и выполнение практических заданий.
Цель проектной деятельности:
- научить обобщать и систематизировать полученные знания;
- развивать память, речь, творческое и логическое мышление;
- расширять кругозор учащихся; развивать познавательный и устойчивый интерес к математике.
Задачи проектной деятельности:
- сформировать умения и навыки исследовательской работы: самостоятельный поиск необходимой информации, работа со справочной литературой и Интернетом;
- научить работать в группах (индивидуально), учитывая интересы и познания одноклассников, выступать, вести переговоры, отстаивать своё мнение и интересы.
Последовательность работы над проектом
Стадии работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность уч-ся | Деятельность учителя |
1. Подготовительный этап | Мотивация, постановка проблемы, определение темы, цели и задач проекта | Обсуждение темы с учителем и получение, при необходимости, дополнительной информации | Ознакомление со смыслом проектного подхода и мотивации уч-ся, помощь в постановке целей |
2. Организационный этап | Формирование проектных групп; распределение обязанностей; составление плана работы: определение источников информации, определение способа сбора, анализа и хранения информации; определение способов предоставления результатов | Выработка плана действий, формирование задач и распределение обязанностей в каждой группе | Необходимая консультация и организационная помощь |
3. Поисково-информационный этап | Сбор информации | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет, решение промежуточных задач, подготовка сообщений, оформление портфолио проекта | Наблюдение, консультирование, косвенное руководство деятельностью |
4. Обобщающий (промежуточный) этап | Создание электронной презентации | Создание презентации, используя собранную информацию | Проведение консультаций по обобщению материала, внесение коррективы, оценивание проделанной работы |
5. Этап доработки проекта | Анализ полученных результатов. Доработка проекта | Доработка проекта с учётом замечаний и предложений, оформление результатов работы | Проведение консультаций, методическая помощь в подготовке защиты проекта |
6. Итоговый этап | Защита проекта, оценка конечного результата деятельности | Демонстрация результатов проделанной работы. Самооценка и оценка участниками проекта вклада каждого | Участие в обсуждении, анализе и оценке результатов проекта |
Планирование
- Определение темы и цели проекта.
- Формирование (при необходимости) проектных групп, распределение обязанностей, составление плана работы
- Сбор и обработка информации по выбранной теме
- Анализ и структурирование собранной информации
- Заслушивание сообщений
- Разработка электронных презентаций
- Доработка проектов с учётом замечаний и предложений
- Создание окончательной презентации проекта
- Демонстрация (защита) проекта (на уроке, в рамках недели математики в школе и других мероприятиях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Статья посвященна технологиям используемым на уроках английскоого языка в условиях реслизации ФГОС...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Методический материал по работе с современными образовательными технологиями в рамках ФГОС....
«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС в работе учителя-логопеда.В современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов образования...
Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС
Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что ново...
Современные образовательные технологи как средство реализации ФГОС
В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется учителем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет ег...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.
В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...