Проектная работа «Кейс- технология в условиях реализации ФГОС ООО »
проект (11 класс) по теме

 Проектный продукт : проектная идея о создании сборника кейсов по предмету «Математика: алгебра и начала анализа».

(Приложение- варианты кейса по теме «Проценты» - 11 класс, «Площади поверхности многогранников» - 10 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_k_pechati.docx89.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

«Кейс- технология

в условиях реализации ФГОС ООО »

Выполнила :Паляева Л.Е.

Муравленко –2017

                                                   Содержание:                                                  стр.

  1. Постановка проблемы……………………………………………………...3
  2. Цель проекта………………………………………………………………..4
  3. Задачи проекта……………………………………………………………...4
  4. Целевая группа проекта……………………………………………………4
  5. Срок реализации проекта…………………………………………………..4
  6. Место реализации проекта…………………………………………………4
  7. Этапы реализации проекта…………………………………………………5
  8. Введение……………………………………………………………………..5
  1. Что представляет собой кейс- технология ……………………           5
  2. Психологические особенности учащихся – основа для выбора педагогической технологии.

8.3  Кейсы: сущность, цели, виды, классификация, содержания, организации работы.

     8.4 Классификация кейсов.

  1. Структура кейсов.

     8.6 Этапы организации занятия:

Заключение……………………………………………………………......... .8

  1. Применение кейс технологии на уроках математики.

9.1 Методика преподавания математики по кейс–методу.

9.2 Схема обучения по кейс–методу.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………… ..8
  2.  Литература…………………………………………………………………...
  1. Список использованной литературы……………………………..10
  2. Список электронных адресов……………………………………..11

 Проектный продукт : проектная идея о создании сборника кейсов по предмету «Математика: алгебра и начала анализа».

(Приложение- варианты кейса по теме «Проценты» - 11 класс, «Площади поверхности многогранников» - 10 класс.

  1. Постановка проблемы.

В 2012 году принят закон о внедренииФГОС среднего общего образования.

И у всех участников образовательного процесса  возникал  вопрос: действительно ли способен Стандарт второго поколения повысить качество образования?

Новая система образования отказывается от традиционного  представления результатов обучения в виде знания, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика.

В основу разработки стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, отказ от прямого копирования западных моделей образования. При разработке стандарта был полностью учтён происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме.

Другой отличительной особенностью нового стандарта является переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Эта концепция отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на значимом и высоком инновационном потенциале.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Необходимо также отметить, что при переходе на обучения по ФГОС второго поколения:

во-первых, происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук;

во-вторых, в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность - ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс.

При реализации  ФГОС второго поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД).  Соответственно формирование УУД у старшеклассников в процессе обучения становится основной целью каждого урока.

Такой подход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.

Ведущее направление новых образовательных стандартов — это реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей здесь становится обеспечение развития универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Без математической подготовки невозможно стать успешным  и востребованным на современном рынке труда человеком т.к.:

  • в школе математика – опорный предмет для изучения предметов естественно – научного цикла: информатик, физики, химии, биологии и др.
  • при получении многих востребованных специальностей необходим высокий уровень математического образования : экономика, финансы, строительство и т.д.
  • красота и изящества математических рассуждений, восприятие геометрических форм, исследование идеи симметрии способствует эстетическому воспитанию обучающихся.

В соответствии профессиональных стандартов общего среднего образования одной из ведущих трудовых функций педагогической деятельности  учителя математики является:

  • формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств;
  • формирование у обучающихся умения  выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
  • формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)

Все предъявленные требования предполагают внедрение в современную школу системно- деятельностного подхода в организации образовательного процесса. Наиболее актуальными становятся технологии формирования образовательных компетенций учащихся, основными чертами которых выступают:

  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
  • познавательная рефлексия;
  • активная позиция  старшеклассника в процессе обучения (выбор варианта решения, оценка деятельности и своего выбора)

 Математическое образование должно стать на новую ступень развития, где учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Педагог – «партнер» по учебному исследованию. В центре внимания учителя –  деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание.

Для решения данной проблемы применяются многочисленные инновационные технологи на основе активных методов обучения. В основе отбора и конструировании методов обучения лежит структура соотвествующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании.        Выбор технологии обучения должен предполагать построение учебного процесса на концептуальной и крупноблочной, деятельностной и личностно- смысловой проблемной основе.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс технологией, а именно кейс – методом. Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках математики полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся  полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

  1. Цель:  Изучить технологию кейс – метода, рассмотреть возможности применения метода на уроках математики.
  2. Задачи проекта:
  1. Рассмотреть возможности и перспективы  кейс – технологии в школьном образовании.
  2. Обосновать,  что кейс – метод это  современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся при развитии общего интеллектуального и коммуникативного потенциала.
  3. Описать виды кейсов; содержание, организация работы.
  4. Изучить  основные направления и проблемы  при составлении кейса в учебном процессе.

Целевая группа проекта:   учащиеся 10-11 х  классов

 Срок реализации проекта:    2017 -2018 уч гг.

Место реализации проекта:    МБОУ    «Многопрофильный лицей»

4.  Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный (октябрь -  ноябрь 2017 г.)

    2. Основной (январь – февраль 2018 г.)

    3. Заключительный (март 2018 г. – апрель 2018 г.)

5. Объект исследования: интерактивный метод обучения старшеклассников математике– кейс - метод.

6. Предмет исследования: процесс осуществления развития  УУД учащихся через использование кейсов на уроке  математике.

7. Методы исследования: изучение опыта, анализ научной и методической литературы, дедуктивный метод.

8. Введение

В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, которые направлены на развитие личности и формирование здоровья, среди них метод проектов, ИКТ, кейс - технологии.

8.1 Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.

К кейс - технологиям относятся:

  • метод ситуационного анализа;
  • ситуационные задачи и упражнения;
  • анализ конкретных ситуаций ;
  • метод кейсов;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Теоретической основой кейс – метода является общая теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) на основе трудов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Методические основы кейс- технологий на современном этапе освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и Сурмина.Ю.П.

Кейс-технология достаточно сложное явление в методике преподавания.

Исторически Кейс-метод возник в начале XX в.в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался практический материал. В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.

К середине прошлого столетия данная технология приобрела четкий технологический алгоритм, стала активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании.

Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case - портфель, небольшой чемодан, другие – с латинским casus - сложный, запутанный случай. Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

В целом же многие темы математического анализа  полностью подходят для изучения их с помощью кейс – технологий.

  1.  Психологические особенности учащихся – основа для выбора педагогической технологии.

Почему так важно апробировать кейс-технологию  в обучении старших школьников?

Подростковый период (11―14/15 лет) занимает особое место в цикле детского развития, его принято характеризовать как «переходный», «трудный» или «критический». Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Возникновение и развитие самосознания — центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростка, отодвигая на второй план как учение, так и общение с родными. Подросток становится субъектом учебной деятельности. Учебная деятельность качественно трансформируется и приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико- дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Умение оперировать гипотезами — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций (рефлексия) и управление ими. Интеллектуализация затрагивает даже такой процесс, как восприятие: отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно- следственных зависимостей при работе с наглядным материалом (например, при чтении чертежа) означает не что иное, как подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений.

У современных подростков, как и у подростков периода «перестройки», выявлена тенденция снижения мотивации, связанной с актуальным периодом — периодом школьной жизни, и более выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью. Школа в сознании подростков в определённой мере обесценивается и выступает как ступенька к будущей жизни, а отношение к школе приобретает черты прагматичности.

Другой тенденцией является переориентация современных подростков на мотивационные объекты, связанные с потребительской мотивацией и мотивацией, связанной с собственным Я. Становление подростка как субъекта учебной деятельности связано со специальной организацией форм учебной деятельности, включая организацию учебного сотрудничества и взаимодействия её участников. Именно в 15- 17 лет происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Возникает возможность опробования подростком ролей «учителя», «умельца», «консультанта», «эксперта» и других социокультурных позиций. На этом этапе должно происходить изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества ― от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной и исследовательской. По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников метод кейс - технологий не столь известен. Еще менее опробован он в применении к математике в школе. Его преимущества: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков. Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. А что сейчас волнует многих школьников, изучающих математику в старших классах? Помимо проблемы итоговой аттестации возникает вопрос: в какой мере математические знания будут востребованы в дальнейшем.

8.3 Особенности технологии – кейс –метода.

Кейс-технология – это интерактивная технология для интерактивного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у старшеклассников  новых качеств и умений, необходимых для реализации их образовательных траекторий.

Преимущества этой технологии: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков столь привлекательны, что привлечение его к работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках школы имеет очень много плюсов.

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Кейс-технология эффективно сочетается с различными методами обучения: обучение в сотрудничестве, метод проектов, мозговая атака, дискуссия, портфель ученика.

Особенностью кейс - технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. А что сейчас волнует многих школьников, изучающих математику в старших классах? Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в коей мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение столь сложного предмета.

Данная технология имеет многоплановые цели:

  • научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;
  • сортировать информацию для решения выбранной задачи;
  • выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации;
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий:

Помимо этих целей при применении кейс - технологии достигаются и формирование  социальные компетентности.

Обучаемые:

  • получают коммуникативные навыки;
  • развивают презентационные умения;
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • приобретают экспертные умения и навыки;
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Кейс– один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.

Кейс-метод, метод конкретных ситуаций означает:

набор практических ситуаций, которые должны изучаться, анализироваться учащимися.

Цели кейс–метода:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения.

Сущность кейс-метода заключается в следующем:

  • Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
  • Блочно–модульное построение изучение нового материала.
  • Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.
  • Общение, обмен ответами между учащимися.
  • Концентрация всех видов деятельности по этапам работы. 

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися

     Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

      Для формирования универсальных учебных действий кейс – технология  формирует у учащихся умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.

8.4   Кейсы: классификация, содержания, организации работы.

Классификация кейсов.

По типу и направленности кейсы можно подразделить по различным признакам, а именно:

Признак

Тип кейса

Уровень творчества

Исполнительский

Конструктивный

Творческий

Вид деятельности

Исследовательский

Творческий

Информационный

Ролевой (игровой)

Прикладной

Содержание

Монопредметный

Межпредметный

Надпредметный

Количественный состав участников

Индивидуальный

Парный

Групповой

Продолжительность выполнения

Краткосрочный

Средней продолжительности

Долгосрочный

Формы продуктов деятельности

Внешний (материальные продукты: отчет, презентация, …)

Внутренний (продуктами являются личностные качества: знания, умения, способности, компетенции…)

Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре

Структурированные кейсы включают в себя сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определенное количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в некой области знаний.

Неструктурированные кейсы представляют собой материал с большим количеством данных. Они предназначены для оценки скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для этого вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов, и не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведется в группе, то способен ли учащийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему

Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. 

Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. 

Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

 1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай.

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако, степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений.

3. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

        Работа учителя и учащихся на уроке с применением кейс-технологии может быть многовариативна. Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Данный вариант тесно связан с методом «Знаю – хочу узнать – узнал новое».

Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.

Текст кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.

 Организация практической деятельности может быть и на отдельном уроке в малых группах или в парах, или индивидуально. Если работа строится по методу КСО, то и задания могут быть в виде дискретных индивидуальных кейс-текстов.

В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Если наметились два самостоятельных решения или диаметрально противоположные позиции (по типу «Да»-«Нет»), то вполне резонным будет выйти на следующий этап в форме публичных дебатов. Как и в иных случаях публичных презентаций, в классе формируется третейское жюри (экспертная группа).    Эксперты анализируют выступления, анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы, эффективность ораторского искусства, логичность доказательств, ответы на вопросы и корректность поведения. Обязательна также рефлексия на тему, решенную совместно проблему и приобретенные способы деятельности, умения и навыки.

 Со старшими учениками вполне возможен выход на уровень разработки кейсов по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам в рамках регионального компонента образования, проектной деятельности. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, отрабатывают коммуникативные компетентности, формируют способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.

8.5 Структура, этапы создания, разработки и работы с кейсом.

Структура кейса.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

•                 Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;

•                 Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;

•                 Комментарий ситуации, представленный автором;

•                 Вопросы или задания для работы с кейсом;

•                 Приложения

Этапы создания кейса:

Первый этаппредставляет собой сложную творческую работу по

созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.

Этапы разработки кейса:

  • Определение места кейса в системе образовательных целей;
  • Построение, или выбор модели ситуации;
  • Создание описания;
  • Сбор дополнительной информации;
  • Подготовка окончательного текста.

Этапы работы с кейсом:

  • Этап введения в кейс
  • Анализ ситуации
  • Этап презентации
  • Этап общей дискуссии
  • Этап подведения итогов
  • Презентация кейса, организация обсуждения .

8.6 Этапы организации занятия.

Организация работы с кейсом:

 Вариантов очень много, это возможность для творчества самого педагога. Мы предлагаем максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.

1. Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:

Текст КС может быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание учащимися материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

2. Этап организации совместной деятельности. 

Основная задача этого этапа– организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Педагог организует и направляет общую дискуссию.

3.Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

 Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы.

Действия педагога могут быть следующими: Педагог завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное решение, подводит итоги.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так далее.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений, оригинальные нестандартные решения.

Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

 9. Применение кейс технологии на уроках математики.

9.1. Методика преподавания математики по кейс–методу

Кейс – технология, которая  позволяет на уроках математики, наряду с усвоением конкретных формул, свойств, научить преобразовывать и применять «математический» опыт для получения новых знаний. А именно, научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами  с целью отбора, поиска и извлечении информации для  ответов на вопросы, аргументация своей точки зрения.  

Кейс для уроков предмета «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия» должен заключать в себе проблему, которую следует изучить, проанализировать и предложить математическую модель решения, обоснованную рядом условий, свойств, преобразований на основе фундаментальных математических знаний.

Содержание кейса – не просто качественное описание реальной ситуации. Это информация, представленная таким образом, чтобы ученик погрузился в ту же самую информацию, что и автор кейса.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно – методическое обеспечение:

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

9.2  Технологическая схема урока математики.

Работа с материалами кейса на уроках математики зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленностиучащихся с данной информацией.

Возможны  альтернативные варианты знакомства  материалами тестами:

  • Ученики изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем дополнительной литературой, часть материала может изучена дома.
  • Ученики получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

Однако, независимо от объема и  структуры кейса, можно выделить основные технологические этапы урока.

Учитель

Учащиеся

1 этап – погружение в проблему

Формулирует:

- проблему, определенную в кейсе;

- сюжетную ситуацию;

- цель и задачи.

Осуществляют:

- личностное присвоение проблемы;

- вживание в ситуацию;

- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2 этап - организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

- организовывать группы;

- распределить амплуа в группах;

- спланировать деятельность по решению заданий кейса;

- возможные формы презентации результатов.

Осуществляют:

- разбивку на группы;

- распределение ролей в группе;

- планирование работы;

- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости;

- ненавязчиво контролирует;

- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают самостоятельно:

- консультируются по необходимости;

- «добывают» недостающие знания;

- подготавливают презентацию результатов.

4 этап - презентация

Принимает отчет:

- обобщает и резюмирует полученные результаты;

- подводит итоги обучения;

- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.;

- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели и задач;

- умение планировать и осуществлять работу;

- найденный способ решения проблемы;

- рефлексию деятельности и результата;

- дают взаимооценку  деятельности и ее результативности.

9.3 Методика этапов урока.

1. Подготовка учителем и учащимися:

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

Учащиеся  на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

3.Проверка усвоения изученного материала.

Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

4.Работа в микрогруппах:

Занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

  • Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
  • Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
  • Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
  • Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:

  • общность проблемы для всех;
  • общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
  • количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
  • выделение лидера (формального или неформального);
  • создание контролирующей группы (например, экспертов);
  • гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
  • учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).

  Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.

5. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

  • грамотное решение проблемы;   
  • новизна и неординарность решения проблемы;
  • краткость и четкость изложения теоретической части;
  • качество оформления решения проблемы;    
  • этика ведения дискуссии;   
  • активность работы всех членов микрогруппы.     

10. Заключение

Проанализировав методическую литературу по заданной теме идостаточное количество кейсов по математике, разработанных и представленных для обсуждения педагогическому  сообществу, я сделала следующее наблюдение. Кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности педагога, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Причем, кейс-технология не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени.Задания разного уровня, анализ информации на установление соответствия и с выбором ответа дают хороший результат активности, личностного соревновательного духа и вдохновения.

В результате работы я пришла к выводу, что использование технологии кейс-обучение в групповой формеспособствует:

  • активизации деятельности учащихся на уроках;
  • развитию познавательной деятельности;
  • лучшему запоминанию изученного материала;
  • развитию коммуникативных действий

Применение кейс - технологий в обучении математики позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Таким образом, кейс – технологии развивают умение:

  • анализировать и устанавливать проблему;
  • четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию
  • общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;
  • принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической ( достаточной или недостаточной) информацией.

Кейс – технологии помогают:

  • овладеть предметными навыками изучаемой темы в ситуации проектирования;
  • увидеть возможные решения метапредметных задач через построение математических моделей
  • выработать уверенность в себе и своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонентов;
  • сформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Применение кейс - технологий в обучении математики позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов на уроках математики, показывает, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

В заключение, могу сказать, кейс - методполностью соответствует конечным результатам обучения, зафиксированных в федеральных образовательных стандартах.


11.

  1. Даутова О.Б., Современные педагогические технологии в профильном
    обучении: учеб.-метод. пособие для учителей /О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; подред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1.
    /Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2006. – 816с.
  3. Устинова Т.Б., Кейс-технологии как условие активизации
    самостоятельной работы студентов колледжа, (Электронный ресурс):-
    festival.1september.ru/articles/512028/.
  4. Буравой, М. Углубленное сasestudy: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
  5. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  6. Козина, И. Casestudy: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.

Приложение 1.

Рассмотри примеры применения кейс-технологии на уроках математики.

Кейс «Проценты в жизни».

Вид кейса: печатный.

Тип кейса: практический.

Цели урока.

1. Развитие познавательного интереса к вычислению процентов, через решения жизненных задач;

2. Отработка практических навыков при решение задач на проценты;

3. Развитие интереса учащихся к математике. Расширение кругозора через решение задач связанными с жизненными ситуациями.

Задачи: образовательная: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач; развивающая: развитие умения распознавать типы задач на проценты; воспитательная: воспитание активности, побуждение познавательного интереса, воспитание настойчивости в достижении цели.

Пример фрагмента содержания кейса.

Текс.

Это было почти три года назад. Я взял в кредит ноутбук за 30 тысяч рублей. Исправно платил по 2500 рублей в месяц, в течение двух лет и трех месяцев, а потом вдруг лишился работы. На этот случай у меня были отложены деньги (приличная сумма), но, увы, деньги незадолго до моего увольнения я потратил на новый телефон.

Я устроился на работу, но пока стажировался, пока устраивался, пока получил зарплату прошло около двух месяцев. Два месяца я не платил кредит. Планировал, что буду платить с отсрочкой и ничего не будет. Вот наивный. Оказывается, мне начисляли штраф за каждый день просрочки. Долг рос с каждым днем….

Фрагмент документа.

Общий размер кредита - 30 000 тыс.рублей. Кредит предоставляется на оплатуноутбука.

Ссудозаемщик обязуется погасить кредит до "1" октября 2015г. При не поступлении средств в погашение кредита в указанный срок задолженность по ссуде, включая проценты, вносится на счет просроченных ссуд и списывается со счета N ____________________ в _________________________ банке.

За пользование кредитом Ссудозаемщик вносит плату в размере 18 процентов годовых. Проценты начисляются и взыскиваются Банком ежемесячно после 20 числа каждого месяца в бесспорном порядке инкассовым поручением с расчетного счета Ссудозаемщика. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты выдачи средств со ссудного счета и заканчивается датой зачисления средств в погашение кредита на ссудный счет Ссудозаемщика. В случае не поступления на счет Банка средств в погашение причитающихся со Ссудозаемщика процентов до 5 числа следующего месяца, причитающиеся со Ссудозаемщика проценты по кредиту считаются как несвоевременно оплаченные. В случае нарушения срока погашения кредита и уплаты процентов Банк взыскивает штраф в размере 5 процентов

Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с взятием кредита.

Задание №2. Исследовать представленную историю и документы. Выяснить причины, почему могла произойти такая ситуация.

Задание №3. Выписать все неизвестные термины и узнать их значение.

Задание №4. Рассчитать долг по кредиту. Предложить свои варианты решений данной ситуации. Проанализировать последствия принятия того или иного решения. Сформулировать советы людям, которые собираются брать кредит.

Задание №6. Представить полученные результаты своей работы

Предмет: геометрия

Класс: 10

Вид кейса:аналитический кейс

Тип кейса:практический

 Тема урока: Площадь боковой и полной поверхности призмы.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Изучить формулы площади
  2. Внимательно изучить, проанализировать информацию кейса.
  3. На основании анализа разработать и защитить проект выбора покупки продукции для отделки квартиры в определенной фирме, а также найма рабочих для проведения отделочных работ.

Данный проект должен обеспечить:

  • максимальное удовлетворение хозяина квартиры в стоимости отделочного материала.
  • экономичность, но качественность проведения отделочных работ.

Содержание кейсов.

Первый кейс.

План работы группы:

1. Определить организатора, перед которым будет стоять задача руководить работой группы

2. Определить секретаря, который будет фиксировать предложенные решения ситуаций

3. Внимательно изучить материалы кейса

4. Обсудить изученную информацию

5. Обменяться мнениями и составить план работы над задачей (ситуацией)

6. Проанализировать материал

7. Определить сущность ситуации

8. Зафиксировать основные и второстепенные проблемы

9. Работать над проблемой (дискуссия)

10. Выработать решение задачи.

требуется найти:

  1. стоимость всех материалов;
  2. стоимость проводимых работ.

Учащимся предлагается обсчитать стоимость ремонта в 3-х комнатной квартиры. Для решения поставленной задачи необходимо составить прайс-листы трех фирм (домашнее задание), ознакомившись с которыми на уроке необходимо выбрать самый оптимальный вариант по закупке строительного материала и найму рабочих.

Для решения поставленной задачи подготовлен кейс, в котором имеются характеристики квартиры, условия проведения ремонта, прайс-листы фирм. Обучающиеся должны произвести соответствующие практические расчеты и обоснованно объяснить выбор той или иной фирмы.

Дается время на обсуждение в подгруппах.

Задание группам.

Группа1. Составить прайс-лист цен магазина «LeruA». Произвести вычисления для проведения ремонта 1 комнаты и оплаты работы рабочим.

Группа 2. Составить прайс-лист цен магазина «Ашан». Произвести вычисления для проведения ремонта 2 комнаты и оплаты работы рабочим.

Группа 3. Составить прайс-лист магазина «Строй- Бастер». Произвести вычисления для проведения ремонта 3 комнаты и оплаты работы рабочим.

Второй кейс.

Цель: произвести отделочные работы в 3-х комнатной квартире.

Для отделки комнаты необходимо провести следующие работы:

  1. Выровнять стены гипсовой штукатуркой. Средний расход штукатурки на 1 квадратный метр поверхности при толщине в 0,1 см составляет 0,9 кг.
  2. Покрасить пол масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 125 г краски, а во второй – 75 г.
  3. Сделать потолок в каждой комнате. Для выполнения работы используются плитки квадратной формы со стороной 50 см, по периметру бордюр.
  4. Отделочные материалы выбрать в одной из трех предлагаемых фирм, исходя из наиболее экономичного варианта стоимости материала.

Для проведения отделочных работ выбрать наиболее экономически выгодную бригаду в тех же фирмах.

Посчитать сколько будет стоить самый выгодный вариант.

Размеры квартиры:

1 комната: 4×5×2,8, имеется окно, длина которого 2 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м.

2 комната: 3×3,5×2,8, имеется окно, длина которого 1,5 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м.

3 комната: 3,5×4×2,8, имеется окно, длина которого 2 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м.

Третий кейс. Теория.

Чтобы вычислить количество материала, необходимого для отделки квартиры необходимо использовать формулы площади полной или боковой поверхности призмы.

Формулы:

hello_html_4e7397a2.gif

hello_html_31c5dabf.gif

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ

  1. Обоснование выбора фирмы для покупки отделочного материала.
  2. Обоснование выбора фирмы для проведения отделочных работ.
  3. Стоимость отделочных работ квартиры.

Отчёт о выполнении заданий

Вопросы для обсуждения.

  • С чем вы сегодня познакомились?
  • Каким практическим навыкам вы научились?
  • Какие математические знания вам помогли на уроке?


Результат кейса – оптимальный выбор магазина строительных материалов для проведения ремонтных работ в квартире.

Аннотация к работе.

Метод кейсов в учебном процессе: описание, этапы, эффективность

Образование в наше время можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.

И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:

Во-первых, она должна позволять учащимся самостоятельно организовывать процесс освоения материала

Во-вторых, она должна мотивировать учащихся к различным видам деятельности

В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше.

В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп.

В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях

И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество учебных задач

И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.

        В своей работе я рассматриваю:

  • Особенности метода кейсов.
  • Психологические особенности учащихся как основу для выбора педагогической технологии
  • Виды кейсов: сущность, цели, виды, классификация, содержания, организации работы.
  • Методика преподавания математики по кейс – методу.
  • Привожу примеры кейсов для использования на уроках математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Power Point: «Проектная технология при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС».

Проектная  методика  является  передовой  педагогической   технологией обучения, необходимость использования, которой в условиях современного образования обусловлена инно...

Публичный отчёт учителя географии «Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»

В данной работе описан опыт учителя географии по организации проектной деятельности школьников...

Тема «Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС».

 В современной школе  проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познаватель...

Удостоверение №9070-АП, 21.04.2019г. о прохождении курса самообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС»

Данный документ подтверждает, что я прошла курс смообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС» в объеме 108 часов в апр...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...