5 класс, Распределительное свойство умножения
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Филатова Елена Владимировна

Конспект открытого  урока по математике  в 5 классе на тему: "Распределительное свойство умножения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 5 классе41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное

 учреждение    Лицей

Конспект открытого урока

по математике в 5 классе на тему:

«Распределительное свойство умножения».

Подготовила:

Филатова Елена Владимировна,

учитель математики и экономики МОУ лицей

Г.Электрогорск

г.о. Электрогорск

2018г.

Учитель

Филатова Елена Владимировна            

Тема урока

Распределительное свойство умножения.

Предмет

Математика

Класс

5 «Г»

Тип урока

Урок  - открытие нового знания

УМК

 Математика. 5 класс, авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф, 2017) и учебно-методического комплекта к нему. 

Цель урока

Цель:  научиться применять распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания к упрощению выражений и нахождению его значения.

Задачи урока

Регулятивные УУД:

  1. повторить переместительное и сочетательное свойства умножения,
  2. познакомить с распределительным свойством умножения относительно сложения.
  3. самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные УУД: 

  1. развивать умение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений,
  2. развивать умение устного счёта, интеллектуальные способности, внимание, логическое мышление.

3) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного,

Коммуникативные УУД: 

  1. воспитывать аккуратность, внимательность, ответственное отношение к выполнению задания,
  2. формировать способность адекватной самооценки,
  3. использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Личностные УУД:

1) уважение к личности и ее достоинству,

2) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,

3) устойчивый познавательный интерес

4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.                

2. Индивидуальная.                    

3. Групповая.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.


Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приемы, УУД

1.Организационный момент.

(2 мин.)

Активизация учащихся

Обеспечить мотивацию, создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устная работа.

  1. Решить пример 25*4-84=? (16)
  2. Какой сейчас месяц?  (ноябрь)
  3. Как вы думаете, с чем связана эта дата?

 (16 ноября – Международный день толерантности)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Личностные:

Мобилизация внимания,

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

(6 -7 мин)

Повторить  переместительное, сочетательное свойства умножения.

Активизировать мыслительные операции.

Слайд №1.Устная работа.

Сейчас мы с вами ответим на вопросы и узнаем, что же в себя включает понятие «толерантность»:

  1. Перечислите компоненты умножения (множитель, множитель, произведение).

ТЕРПЕНИЕ

  1. Сформулируйте переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не изменится).

УВАЖЕНИЕ

  1. Чему будет равно произведение чисел, если один  из множителей равен нулю? (если один из множителей равен нулю, то произведение равно нулю).

МИЛОСЕРДИЕ

  1. Чему равно произведение, если один из множителей равен одному? (второму множителю)

СОСТРАДАНИЕ

  1. Каким свойством обладают множители, если их произведение равно нулю? (один из множителей равен нулю).

ДРУЖБА

  1. Как записать с помощью букв переместительное свойство умножения  

( а*в = в*а)

ДОБРОТА ДУШИ

  Сегодня на уроке мы будем работать  с маршрутными листами, я прошу их подписать.

Выполнив следующее задание по группам, мы узнаем, что мы сегодня я на уроке будем исследовать.

1 группа:

  1. 4+4+4+4=       (т)
  2. 9+9+9+9+9=   (0)
  3. 64*100=          (й)
  4. 735*1=            (с)
  5. 0*5643=          (0)
  6. 10*32=            (в)
  7. 5*2*17=          (с)

2 группа:

  1. 6+6+6+6=            (н)
  2. 3+3+3+3+3=        (и)
  3. 55*100=               (о)
  4. 861*1=                 (у)
  5. 1*727=                 (я)
  6. 10*54=                (м)
  7. 15*0*120=          (ж)
  8. 5*2*12=              (е)

Ключ.

1 группа:

735

320

45

6400

170

16

320

0

с

в

о

й

с

т

в

0

 2 группа:

861

540

24

5500

0

120

24

15

727

у

м

н

о

ж

е

н

и

я

        

   Учитель открывает на доске карточки с названиями «Свойство умножения».

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы.

Подписывают маршрутные листы.

  Выполняют работу в группах сначала самостоятельно, а потом капитан команды проверяет ответы остальных ребят своей команды.

Формируется цель исследования урока.

Регулятивные:

Умение высказывать свое предположение

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме.

Формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая критерии.

3.Целеполагание, создание проблемной ситуации

(5 мин)

Научится выполнять проверку в уравнениях, где используется деление с остатком.

     Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

     Ребята, на уроке математики  француз Пьер и англичанин Майкл решили найти произведение двух чисел 42*25. Пьер начал выполнять умножение столбиком, а Майкл задумался и посчитал устно быстрее, чем Майкл. Они оба справились с решением.

     Как вы думаете, сможем ли мы, используя изученные нами ранее свойства посчитать данный пример в уме? (нет)

   Значит, наверное, существует ещё какой-тол не изученное нами свойство, которое вы сейчас сами попробуете сформулировать.

 

 

 

 

Решают пример устно, приходят к выводу что

 Посчитать устно нельзя. Известный способ не подходит.

Формулируют цель.

 

Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Умение высказывать свое предположение

Умение принимать решение в проблемной ситуации.

Умение формулировать цель деятельности  

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме.

Формулировать собственное мнение, аргументировать его.

4.Формулировка проблемы,  постановка учебной задачи

(8 мин)

Первичное ознакомление, отработка и осознание теоретической модели, стандартных логарифмов.

Предлагаю вам решить задания по технологической карте.

          Задача.

     Дан прямоугольный участок земли, длина которого 32 метра, а ширина 18 метров. Найти периметр участка двумя способами.

 1 группа:

Р =32*2+18*2=100 (м)

  2 группа:

Р =(32+18) *2=100 (м)

 Какие у вас получились результаты?

Можем ли мы утверждать, что если равны правые части выражения, то равны и левые его части?

Какое равенство мы можем записать, заменив числа буквами?

а* (в +с)= а*в +а *с

Таким образом множитель как бы распределяется к слагаемым, поэтому как мы можем назвать данное свойство?

Тема урока: «Распределительное свойство умножения».

В группах ищут пути решения задачи.

По одному представителю от группы выходят к доске и показывают свои предложения.

Записывают тему урока в маршрутный лист.

Регулятивные:

Целеполагание, включая постановку новых целей.

Принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные:

Проводят наблюдения, создают математическую модель в буквенном виде.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5. Первичное усвоение новых знаний

(5 мин.)

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

 Читаем по учебнику (стр. 115)  формулировку распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания

 Устно работают по учебнику.

Учащиеся внимательно слушают  и записывают в памятку распределительное свойство умножения.

Познавательные:

Объясняют связи и отношения.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного.

Коммуникативные:

Слушать и слышать собеседника.

6.Первичное закрепление и контроль

(8 мин)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление  знаний.

Теперь посмотрим, как применяются новые знания при решении  примеров. Решение  №1, №2 с карточки (раздаточный материал) в группах с обсуждением. Сверяем ответы со слайдом.

Физкультминутка.

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Проведение самостоятельной работы  по группам с последующей взаимопроверкой по слайдам (раздаточный материал).

Критерии выставления оценки:

5 правильных ответов-«5»,

4 правильных ответа  - «4»,

3 правильных ответа  - «»,

2 правильных ответа  - «2».

  В журнал ставятся только положительные оценки.

Вопросы на повторение:

  1. Какую тему изучали на уроке?
  2. Как называют компоненты умножения?
  3. Перечислить все свойства умножения
  4. Сформулировать переместительное свойство умножения.
  5. Сформулировать сочетательное  свойство умножения.
  6. Сформулировать распределительное  свойство умножения.
  7. Как можно применить изученную тему на практике?
  8. Какое из изученных свойств умножения показалось вам самым сложным ? Почему?
  9. Можно ли применить распределительное свойство не только для двух множителей, но и для 3-х, 4-х?

Планируют  в группах решение примеров.

Записывают решение на карточках.  Проводится  контроль (самоконтроль, взаимоконтроль в парах).

Проверяем все вместе  работу любого ученика со слайдом.

Учащиеся делают упражнения.

Выполняют самостоятельную работу индивидуально, затем меняются в парах тетрадями и проверяют.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Самостоятельно анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

(2 мин.)

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

§17 учить понятия выделенные курсивом и жирным шрифтом.

№425  №427

Творческое задание: придумать задачу, в которой необходимо было применить распределительное свойство умножения.

Записывают в дневник, знакомятся с заданиями, задают вопросы.

Личностные:

Мобилизация внимания,

волевая саморегуляция.

8. Рефлексия деятельности

(3 мин)

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

У каждого из ребят на столе лежат стикеры. Их необходимо приклеить к разным отсекам космического корабля:

  1. Если на уроке вам было трудно, но вы пытались, при этом вам необходимо ещё очень много работать, чтобы достичь хороших результатов.
  2.  Если у вас есть небольшие результаты в деятельности на уроке, но на достигнутом вы не останавливаетесь и заполняете пробелы в знаниях.
  3. В своей деятельности на уроке я достиг больших высот.

 В конце урока мне хочется сказать, что класс - это маленькая семья. Я надеюсь, что в этой семье всегда будут царить доброта, уважение и не будет ссор. Чтобы поверить в добро, надо начать его делать!

Анализируют свою деятельность. Осуществляют самооценку.

Сегодня я на уроке:

Узнал…

Научился…

Разобрался…

Не понял…

Регулятивные:

Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли.

Личностные:

Уметь осознавать свою успешность на уроке.

                                                                             

№1. Проверьте, верно ли раскрыты скобки. Если задание выполнено неверно, приведите верное решение:

  1.   3* (а+7)= 3а+7
  2.   (8-в)*5 =40-в
  3.   4* (2х+3)=8х+12
  4.   10* (14р-2)=140р+20

№2 .  Вычислите значение выражения, используя распределительное свойство умножения:

 427*74+427*26=(74+26)*427=_________________

716*384+284*384= ( __ + __ ) * ____ =  __________

918*1235- 918 *1225= ( ___ - ___ ) * ____ = _______

Самостоятельная работа.  Упростить выражение:

Лаборатория №1

Лаборатория №2

34*0*145=

25*0*254=

5*17*20=

5*34*20=

4*35*25=

4*48*25=

3*(а+8)=

2*(а+7)=

8* (6-Х)=

6* (9-Х)=

Название свойства

Буквенная запись

Формулировка

Примеры

1

Переместительное

а*в = в*а

От перестановки множителей произведение не меняется

2

 

Сочетательное

(а*в)*с = а* (в*с)

Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.

3

Действие с единицей

а*1=а

При умножении числа на единицу получается само число

4

Действие с нулём

а *о = о

При умножении числа на нуль получается нуль.

Список литературы.

  1. Математика. 5 класс, авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф, 2017) и учебно-методического комплекта к нему.

  1. Дидактические материалы по математике для 5 класса / Мерзляк А.Г.., Полонский В.Б., 2017.

  1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5класс/ Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В. – М.: “Интеллект-Центр”, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"

 Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...

5 класс.Распределительное свойство умножения,презентация к уроку

Презентация к уроку  математики в 5 классе по теме" Распределительное свойство умножения"...

разработка урока математики в 5 классе "Распределительное свойство умножения"

урок открытия новых знаний по теме "Распределительное свойство умножения" в 5 классе (УМК Н.Я.Виленкин и др.). Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используются элементы технологий: пробл...

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умноженияпрезентация...