Рабочая программа по элективному курсу
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа по элективному курсу математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Согласовано УТВЕРЖДАЮ
на заседании МОШ зам. директора по УВР директор МКОУ СОШ №12 протокол № 1 от 31.08.2018 приказ № 122 от 01.09.2018
рук. ШМО Кривонос Т. В. _____ /В.Н.Харченко/ _______/А.И.Кривонос/
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 с.Бурукшун
Ипатовского района Ставропольского края
Рабочая программа элективного курса по математике
«Уравнения и неравенства с параметрами»
11 класс
Учитель Кривонос Таисия Васильевна
2018 год
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс «Уравнения и неравенства с параметрами» позволит школьникам получить дополнительную подготовку и сдать ЕГЭ по предмету .
Целью обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) постоянно включаются уравнения и неравенства с параметрами и модулями. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления обучающегося и их математической культуры. Позволяют проверить первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Анализ результатов ЕГЭ за несколько предыдущих лет показывает, что выпускники с большим трудом решают такие задания, а многие даже не приступают к ним. Это связано с тем, что в учебниках по математике различных авторов, да и в программах министерства образования решению задач с параметрами и модулями уделяется мало внимания. Большинство обучающихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении курса для старшеклассников по теме: «Уравнения и неравенства с параметрами».
Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности-умению воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Курс рассчитан на 35 учебных часов.
Цели курса:
- Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
- Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
Воспитательное назначение курса.
Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Основные задачи данного курса:
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Работа курса строится на принципах: - научности;
- доступности;
- опережающей сложности;
- вариативности;
- самоконтроля
Основные требования к уровню математической подготовки обучающихся:
В результате изучения данного курса обучающиеся
должны знать:
- понятие параметра
- прочно усвоить понятие модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
- свойства функций в задачах с параметрами.
должны уметь:
- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
- уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
- строить графики уравнений, содержащие модули;
- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
- уметь решать неравенства с параметром;
- находить корни квадратичной функции;
- строить графики квадратичных функций;
- исследовать квадратный трехчлен;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований;
- использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
Содержание обучения.
- Решение задач с параметрами.
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
- Решение задач с модулем.
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений,
неравенств и систем, содержащих модули и параметры.
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
Учебно-методический комплект
Элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами»
Математика. 11 класс : Элективный курс «Уравнения и неравенства с параметрами» в профильном классе/ авт.-сост. Е. А. Полякова.-М: ИЛЕКСА, 2012. – 96 с.
№ | Наименование темы | Дата |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным | 04.09 | |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным | 11.09 | |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным | 18.09 | |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным, в заданиях единого государственного экзамена. | 25.09 | |
Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. | 02.10 | |
Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. | 09.10 | |
Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. | 16.10 | |
Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным, в заданиях единого государственного экзамена. | 23.10 | |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным. | 06.11 | |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным. | 13.11 | |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным. | 20.11 | |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным. в заданиях единого государственного экзамена. | 27.11 | |
Квадратные неравенства. | 04.12 | |
Квадратные неравенства. | 11.12 | |
Квадратные неравенства. | 18.12 | |
Квадратные неравенства, в заданиях единого государственного экзамена. | 25.12 | |
Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами. | 15.01 | |
Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами. | 15.01 | |
Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами. | 22.01 | |
Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами. | 29.01 | |
Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена. | 05.02 | |
Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена. | 12.02 | |
Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена. | 19.02 | |
Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена. | 26.02 | |
Системы уравнений. | 05.03 | |
Системы уравнений. | 12.03 | |
Системы уравнений. | 19.03 | |
Системы уравнений, в заданиях единого государственного экзамена. | 02.04 | |
Графические приемы при решении задач с параметрами | 09.04 | |
Графические приемы при решении задач с параметрами | 16.04 | |
Графические приемы при решении задач с параметрами | 23.04 | |
Применение производной при решении некоторых задач с параметрами | 07.05 | |
Применение производной при решении некоторых задач с параметрами | 14.05 | |
Применение производной при решении некоторых задач с параметрами | 21.05 | |
Решение задач с параметрами в заданиях единого государственного экзамена. | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/07/picture-44047-1688747827.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Элективный курс «Создай свой бизнес» Класс 9 Часов 34 Б...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74626.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...
Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178069-1358074381.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-97779-1355246960.jpg)
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-1244157-1587730140.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...