Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

используемы технологии: Технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, технология обучения в сотрудничестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_drobey_s_raznymi_znamenatelyami.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Проект урока математики в 6 классе по теме:

«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве

Номинация: современные образовательные технологии

                

Автор - составитель:  учитель математики

Урсатий Светлана Александровна

Ст. Озерки 2018


Схема конспекта урока

Педагог (ФИО) Урсатий Светлана Александровна

Предмет математика                Класс 6

Тема урока Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Характеристика класса:  В данном классе обучается 21 ребенок: 6 мальчиков и 15 девочек. У ребят класса  сформирована учебная мотивация. Четыре ученика класса имеют высокую степень обучаемости, стремление к лидерству.

Дети любознательны, работоспособны, между ними установились дружеские отношения. На уроке свободно высказывают свою точку зрения, к заданиям подходят творчески. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Компоненты учебно-методического комплекса Н.Я.  Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова А.С. и  др.

Тема

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Цель  урока

Создание условий для освоения  правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Тип урока:

Урок применения знаний и умений

Формировать УУД:

Личностные:

ответственно относиться к учению; проявлять инициативу при выполнении заданий; повышать  ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи

Регулятивные:

работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленное задачей.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе  и следовать им (уметь работать в группе)

Познавательные

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания   (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке), уметь работать с текстом (смысловое чтение)

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать: правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Понимать: алгоритм применения изученных правил к решению упражнений по теме;

Уметь: выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;

 формулировать полученные результаты.

Личностные: уметь осуществлять самооценку  на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: определять цели своего обучения; самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность выполнения результата; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания; уметь работать с текстом.

Основные понятия

Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель.

Ресурсы (средства):

основные

дополнительные

Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. - М.: Мнемозина

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Формы урока

Индивидуальная, фронтальная,  парная, групповая 

Используемые технологии и методы

Технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, технология обучения в сотрудничестве.


Ход  урока.

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатели выполнения задачи

Организационный момент.  

Определение темы урока.

 Постановка целей и задач урока.

Актуализация знаний учащихся.

Закрепление знаний и их обобщение

Физкультминутка.

Закрепление новых знаний и их обобщение. (Продолжение.)

 Групповая работа.

Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.

Психологический настрой учащихся.

Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их УПД.

Актуализация имеющихся знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала.

Создание условий для формирования навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями при решении задач.

Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.

Создание условий для развития умения взаимоконтроля учащихся.

Создание условий для снятия напряжения учащихся.

Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.

Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений.

Создание условий для развития умения взаимоконтроля учащихся.

Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей в форме полилога.

На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.

Приветствие учащихся.

Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня на уроке они будут складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?.(слайд 1)

Мне кажется, если преодолеть горы, которые у нас на пути, то это станет известно.

Итак, я в путь вас приглашаю

Всем успеха пожелаю.

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро, правильно считать!

Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие. Для этого у нас есть карта (слайд 2), но на ней не указано, куда лежит наш путь.

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (слайд 3).

Запишите ее в тетрадь.

Итак, ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке, с чем должны познакомиться?

Просит заполнить лист самооценки (Приложение 1) (слайд 4)

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, отдохнем на поляне Отдыха, попробуем преодолеть горы Дробные, Лес сказочный и Озеро. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. Поскольку мы  хотим отправиться в путешествие, то нам необходимо выбрать вид транспорта. Но транспорт подойдет не любой, а только тот, который зашифрован. Для расшифровки достаточно из таблицы выбрать верные ответы и выписать под каждым примером букву, соответствующую ответу (Приложение 2)

Итак, сегодня мы отправимся в путь на ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ЗВЕЗДОЛЕТЕ. (Слайд 5)

Попасть в страну Дроби, минуя деревню Историческую, нельзя. Здесь мы узнаем об истории возникновения дробей. (Приложение 3)

Далее у нас на пути горы Дробные (слайд 6)

Организует фронтальную работу с классом. Учитель показывает учащимся слайды № 7, 8 и просит выполнить задание.

Что, ребята, вы устали?

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора,

Начинается игра!

(Приложение 4)

Далее нужно преодолеть Лес сказочный, те выполнить тест (приложение 5) (слайд 9)

Организует взаимопроверку выполненного задания с помощью слайда № 10.

На пути у нас Озеро «Числитель»! (слайд 11) Выполним задание «Поймай рыбку». Все работают самостоятельно,  один обучающийся работает на закрытой доске.

Организует групповую работу. Каждому ряду предлагается коллективно решить одну задачу. Задача считается решенной, если ее выполнил  весь ряд.  Кто будет затрудняться в решении, может поднять сигнальную карточку, которая находится у вас на парте. Те, кто быстро решит задачу может помочь своим товарищам

(Приложение 7)

Организует фронтальную работу с классом по выполнению данного упражнения. Учитель осуществляет визуальный контроль за выполнением задания.

Устная проверка решения задач.

Подошло к завершению наше путешествие.  Вы меня  порадовали своими знаниями и умениями. Что нового вы узнали на  уроке? Я  надеюсь, что каждый из вас  научился  складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Учитель просит заполнить листы самооценки  на конец урока  и анализируется отдельными обучающимися. (Слайд 12)

Учитель выставляет оценки за урок.

Домашнее задание: №№ 298, 295 (слайд 13) Повторить формулировку правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

(Слайд14)

Приветствуют учителя.

Желают друг другу успехов.

Записывают тему число и в тетрадь.

Мы должны повторить правила сложения  вычитания дробей с разными знаменателями.

Заполняют листы самооценки.

Слушают учителя.

Работают с карточками.

Три ученика выступают с сообщениями.

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся осуществляют взаимопроверку выполненного задания.

Дают оценку учащемуся, сообщают о допущенных ошибках, разбирают причины допущенных ошибок и исправляют их.

Решают самостоятельно

Проводят взаимопроверку выполненного задания

Один ученик по желанию выходит к доске.

Записывают решение в тетрадях.

Решают задачу. .

Самостоятельно решают в тетрадях.

Учащиеся анализируют допущенные ошибки, если такие имеются.

Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: «Смогли потому что…», «Не получилось потому что…», «Дома и на следующем уроке надо потренироваться в…»

Ученики комментируют свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.

Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.

Создание атмосферы непринужденного сотрудничества.

Формулировка темы урока.

Постановка учебных задач урока.

Актуализация необходимых знаний и умений учащихся для лучшего восприятия материала урока..

Наличие продукта интеллектуальной деятельности учащихся.

Дает ученикам опыт  общения учащихся в парах.

Снятие напряжения учащихся

Умение использовать полученные знания на практике.

Взаимоконтроль и взаимооценка знаний

Наличие продукта интеллектуальной деятельности учащихся

Применение полученных знаний в новых  ситуациях.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

Формулировка новых знаний и умений, причин успеха и неуспеха

Принятие домашнего задания.

Точность и корректность вопросов.

Приложение 1

Ф.И.

 

да

нет

не всегда

п/п

Утверждение

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

1

Умею сокращать дробь

 

 

 

 

 

 

2

Умею выделять целую часть у неправильной дроби

 

 

 

 

 

 

3

Умею находить общий знаменатель для дробей

 

 

 

 

 

 

4

Умею находить дополнительный множитель для дроби

 

 

 

 

 

 

 

Умею складывать (вычитать) дроби

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

В нижних клетках выбирают  нужные буквы из таблицы:

С

О

Д

О

У

Б

Л

Т

В

Т

Е

З

Е

З

В


Приложение 3

Деревня Историческая

1 ученик. Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа  у них был специальный значок. Между прочим, та была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица,- все остальные дроби непременно имели в числителе 1(так называемые основные дроби): . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.

2 ученик. В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби  и т.д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.

3 ученик. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики.

До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 г. голландский математик и инженер Симон Стевин. Вот как он изображал дробь 14, 382:        14 0 3 1 8 2 2 3.

Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 г.; его запись дроби 14, 382:

14/382, 14 382.


Приложение 4

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть!


Приложение 5

1 вариант

№ 1.

Чему равна сумма чисел?

№2.

Чему равна разность чисел?

№3.

Вычислите:

№4.

Сократите дробь:

№ 5

Первый экскаватор может вырыть 5 метров траншеи за 4 часа, а второй -7метров за 5 часов. Какой экскаватор быстрее выроет один метр траншеи?

Первый

Второй

оба одновременно

в задаче не хватает данных

№ 6

Решите уравнение:  х + = +         

30

№ 7.

Из чисел 1; ;  ; 0,8;  выберите наименьшее.

0,8


2 вариант

№ 1.

Чему равна сумма чисел ?

№2.

Чему равна разность чисел ?

№3.

Вычислите:

№4.

Сократите дробь:

№ 5.

Первый рабочий может изготовить 10 деталей за 7 часов, а второй – 13 деталей за 8 часов. Какой рабочий быстрее изготовит 1 деталь?

Первый

Второй

оба одновременно

в задаче не хватает данных

№ 6.

Решите уравнение:  у -= -        

30

№ 7.

Из чисел 1; ; ; ; 0,9; выберите наименьшее.

0,9

1


Приложение 6

1) 0,04;

        

2) 0,16;

3) 0,15;

4) 0,5;

5) 0,25.

Ответ:


Приложение 7

Задача для 1 ряда

Сон школьника должен составлять суток. На отдых, занятие спортом, различные увлечения -  суток. На прием пищи и личную гигиену школьник тратит  суток. Какая часть суток приходится на учебу в школе и на выполнение домашнего задания?  Сколько часов школьник тратит на свое образование?

Задача для 2 ряда

Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время готовилась к зиме. Какую часть суток Стрекоза готовилась к зиме?

Задача для 3 ряда

 Народная мудрость гласит: «Здоровье человека  на  зависит от медицинской помощи, на  - от генетических факторов, на  - от экологии, и более чем на - от образа жизни». Проверьте математическим путем верность этой мудрости.


Список литературы

  1. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. - М.: Мнемозина. - 384 с.
  2. Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина и др. авторы — составители: З. С. Стромова, О. В. Пожарская. - Волгоград: Учитель, 2006. - 151 с.
  3. http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-12105
  4. hppt://le-savchen.ucos.ru/load/13-1-0-118
  5. http://www. openclass.ru/lessons/195318

Урсатий Светлана Александровна, учитель математики МКОУ «Новоозерская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цели урока: приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала; воспитание любви к предмету; систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Сложение и вычитан...

Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...

Урок алгебры в 8 классе на тему:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок обобщения знаний по данной теме . Урок постройн по плану игры "Кто хочет стать миллионером"....

Урок алгебры в 8 классе по теме:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок обобщения знаний. Конспект урока построен в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Три не сгораемые оценки......

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Урок по изучению нового материала с применением модулей ЦОР. Конспект урока представлен ввиде технологической карте....