Рабочая программа по математике 5-9 класс ФГОС
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по математике 5-9 класс ФГОС.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
- Содержание учебного предмета, курса
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- Оценочные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mat5-9chasov6.docx | 84.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Математика»
Содержание рабочей программы по предмету | № страницы |
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 1 |
2.Содержание учебного предмета, курса | 11 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 16 |
Оценочные материалы | 20 |
Планируемые результаты освоения учебной программы
Математика.
Личностные результаты:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
9) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
10) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
11) НРЭО:
- применение знаний и умений в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-целостного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде.
- В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы умение строить жизненные планы с учетом социально-исторических, политических и экономических условий Южно-Уральского региона.
Метапредметные результаты:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки
- НРЭО: использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности
Предметные результаты:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
- представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о фигурах и их свойствах;
- практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно: изображать фигуры на плоскости; использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур; распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры; выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах; проводить практические расчёты.
- НРЭО:
- формирование представлений о математике, ее роли в жизни и профессиональной деятельности человека, необходимость применения математических знаний для решения современных практических задач человечества, своей страны и родного края, в том числе с учетом рынке труда Челябинской области;
- овладение основными навыками получения, применения, интерпретации и презентации информации математического содержания, использования математических знаний в повседневной жизни и изучения других предметов, формирование представлений о реальном секторе экономики и рынке труда Челябинской области.
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Выпускник научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Выпускник научится:
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
- оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике
- развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
- оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Выпускник научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
- разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия. Числовые функции
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности
Выпускник научится:
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Описательная статистика
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Случайные события и вероятность
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
- научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
- приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
- приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
- решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
- применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
- вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
- овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;
- приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
- приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Векторы
Выпускник научится:
- оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
- находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
- вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
- овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;
- приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Основное содержание предмета Математика 5-9
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам. Отношение; выражение отношения в процентах. Пропорция; основное свойство пропорции.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение m/n, где m — целое число, а n — натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Степень с целым показателем.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени.
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа 2 и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел.
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.
Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя — степени десяти в записи числа.
Приближённое значение величины, точность приближения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства.
Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней. Решение дробно-рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах. Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства.
Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной.
Функции. Примеры зависимостей; прямая пропорциональность; обратная пропорциональность. Задание зависимостей формулами; вычисления по формулам. Зависимости между величинами. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.
Числовые функции. Понятие функции, область применения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функции, их отражение на графике. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, её график и свойства. Квадратичная функция, её график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций , , y =
Числовые последовательности. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых п-х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Представление о выборочном исследовании.
Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности противоположных событий. Достоверныеи невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятности.
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.
Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°, приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности, число π, длина дуги окружности.
Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера—Венна.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если..., то, в том и только в том случае, логические связки и, или.
Математика в историческом развитии. История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма. Ф. Виет. Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырёх. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н. X. Абель. Э. Галуа.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске.
Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. А. Н. Колмогоров.
От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Софизм, парадоксы.
Тематическое планирование по математике 5-9 классы
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5—6 классах основной школы отводит 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350ч, по 175 уроков в год. Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счёт вариативной части Базисного плана.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, учитывая мнения родителей (законных представителей) для реализации индивидуального и дифференциального подхода в образовательном процессе к обучающимся с высокими интеллектуальными способностями количество часов увеличено из компонента образовательного учреждения и распределено следующим образом. В 5-6 классе 7 часов 2 часа добавляется с целью повышения качества математической подготовки учащихся.
В 7-9 классах на изучение раздела алгебры БУП отводит не менее 3 часов в неделю и на изучение геометрии – 2 часа в неделю.
Учебный план МАОУ «СОШ№5» отводит на изучение математики в 5-6 классе 6 часов, 1час добавляется из компонента образовательного учреждения с целью повышения качества математической подготовки учащихся
Тематическое планирование по математике 5-9 классы
Г.В. Дорофеев, С.С. Минаева, Л.О. Рослова
№ главы | Темараздела | Количество часов |
5 класс | ||
1 | Линии | 10 |
2 | Натуральные числа НРЭО: Численность населения крупных городов Челябинской области. Основной национальный состав Челябинской области 2010 г. Национальный состав Челябинской области в разные годы. | 16 |
3 | Действия с натуральнымичислами | 26 |
4 | Использование свойств действий при вычислениях | 15 |
5 | Углы и многоугольники. | 11 |
6 | Делимостьчисел | 17 |
7 | Треугольники и четырехугольники. | 13 |
8 | Дроби. | 21 |
9 | Действия с дробями | 38 |
10 | Многогранники. | 14 |
11 | Таблицы и диаграммы НРЭО: Национальный состав Челябинской области. Площади территорий населенных пунктов Саткинского района относительно территории Саткинского района. Объемы сырья и размеры формы для производства огнеупорного кирпича на ОАО «Комбинат Магнезит». Объемы сырья и размеры формы для производства огнеупорного кирпича на ОАО «Комбинат Магнезит». | 11 |
12 | Повторение. Итоговые контрольные работы (за 1 полугодие, за год) | 18 |
всего | 210 (6 ч/нед.) | |
6 класс | ||
№ главы | Тема раздела | Количество часов |
1 | Дроби и проценты | 22 |
2 | Прямые на плоскости и в пространстве | 9 |
3 | Десятичныедроби | 12 |
4 | Действия с десятичными дробями НРЭО: Климатические особенности Южного и Северного Урала в цифрах. Высоты Уральских гор и глубины крупнейших озер Урала в сравнении. | 33 |
5 | Окружность | 11 |
6 | Отношения и проценты | 17 |
7 | Симметрия | 11 |
8 | Выражения, формулы, уравнения | 17 |
9 | Целыечисла | 16 |
10 | Множества. Комбинаторика | 11 |
11 | Рациональные числа НРЭО: Челябинская область и основные еѐ города на карте. Численность населения крупнейших городов Челябинской области. Количествовыпускаемойпродукциина ОАО к-т «Магнезит» | 19 |
12 | Многоугольники и многогранники | 12 |
13 | Повторение. Итоговые контрольные работы (за 1 полугодие, за год) | 20 |
210 (6ч/нед.) | ||
7 класс | ||
№ главы | Тема раздела | Количествочасов |
1 | Дроби и проценты | 16 |
2 | Прямая и обратнаяпропорциональность | 10 |
3 | Введение в алгебру | 11 |
4 | Уравнения НРЭО: Составление текстовых задач по региональной тематике. Динамика численности населения Саткинского муниципального района. НациональныйсоставСаткинскогомуниципальногорайона. | 13 |
5 | Координаты и графики НРЭО: Построение графиков добычи железной руды в Саткинском районе. Построение графиков производства железной руды в Челябинской области. Построение графиков прироста населения в Саткинском районе с 2000-2016 годы. Построение графиков производства основных видов продукции обрабатывающих производств. Построение графиков динамики продолжительности жизни населения Челябинской области | 14 |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 12 |
7 | Многочлены | 20 |
8 | Разложениемногочленовнамножители | 21 |
9 | Частота и вероятность | 10 |
10 | Повторение. Итоговая контрольная работа | 13 |
всего | 140 (4ч /нд) | |
8 класс. Алгебра | ||
1 | Алгебраические дроби | 28 |
2 | Квадратные корни | 22 |
3 | Квадратные уравнения | 24 |
4 | Системы уравнений | 24 |
5 | Функции | 19 |
6 | Вероятность и статистика | 11 |
7 | Повторение. Итоговая контрольная работа | 12 |
всего | 140(4ч/нед.) | |
9 класс | ||
1 | Неравенства | 23 |
2 | Квадратичная функция | 24 |
3 | Уравнения и системы уравнений. НРЭО: Составление текстовых задач по региональной тематике | 34 |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 24 |
5 | Статистика и вероятность. НРЭО:Статистические данные по Челябинской области и Саткинскому району | 13 |
6 | Повторение. Итоговая контрольная работа | 16 |
всего | 136(4ч/нед.) |
Тематическое планирование. Раздел геометрия 7-9 классы
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическим комплектам по геометрии, выпускаемым издательством «Просвещение», не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного распределения содержания.
В примерном тематическом планировании разделы основного содержания по геометрии разбиты на темы в хронологии их изучения по соответствующим учебникам.
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев [и др.]
№ главы | Тема раздела | Количество часов |
7 класс | ||
1 | Начальные геометрические сведения | 7 |
2 | Треугольники | 14 |
3 | Параллельные прямые | 9 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 |
Обобщающее повторение. Решение задач | 4 | |
Резерв | 2 | |
всего | 52 (2ч/нед., 2.3,4четв) | |
8 класс | ||
5 | Четырехугольники | 14 |
6 | Площадь | 14 |
7 | Подобные треугольники | 19 |
8 | Окружность | 17 |
5 | Повторение | 4 |
Резерв | 2 | |
всего | 90 (2ч/нед.- 1полугодие; 3ч/нед.-2полугодие) | |
9 класс | ||
6 | Векторы | 8 |
7 | Метод координат | 10 |
8 | Соотношения между сторонами и углами треугольника.Скалярное произведение векторов | 11 |
9 | Длина окружности и площадь круга | 12 |
10 | Движения | 8 |
11 | Начальные сведения из стереометрии | 8 |
12 | Об аксиомах планиметрии | 2 |
Повторение. Решение задач | 9 | |
всего | 68 (2ч/нед) | |
всего за курс 7,8,9 кл | 210 ч |
Оценочные материалы
5 класс
№ п/п | Форма контроля | Назначение | Источник |
1 | Входная диагностическая работа | Работа проверяет практические навыки и умения записывать многозначные натуральные числа, выполнять действия с натуральными числами, решать задачи, распознавать геометрические фигуры, определять периметр прямоугольника и квадрата, читать диаграммы | КИМ по стартовой диагностике для обучающихся в 5-х классах. Методическое пособие для учителей 5 классов общеобразовательных организаций./ Н.Н. Титаренко, О.Б. Адаева, О.А. Горовая, А.А. Рузаков, Д. В. Мельникова, Е.А. Масляева – Челябинск:НП Инновационный центр «РОСТ»,2015 стр.18-28, вариант1,2. |
2 | Промежуточная контрольная работа за полугодие | Работа проверяет умения производить действия с натуральными числами, решать задачи. | Математика. Контрольные работы. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд .«Просвещение» - М: Просвещение, 2013. 1,2 вариант, стр. 55 |
3 | Итоговая контрольная работа | Работа проверяет практические умения и навыки производить действия с натуральными числами, вычислять площадь прямоугольника, решать уравнения, решать задачи на движение. | Стандартизированные контрольные работы. 5 класс/ авт.-сост.: БарановаЮ.Ю., Чипышева Л.Н., Зуева Т.П., Латыпова И.В., Маркина Е.И. -– Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ»,2015 вариант1,2. |
6 класс
№ п/п | Форма контроля | Назначение | Источник |
1 | Входная диагностическая работа | Работа проверяет практические навыки и умения записывать многозначные натуральные числа, выполнять действия с натуральными числами, решать задачи на движение, решать уравнения, вычислять площадь прямоугольника | Стандартизированные контрольные работы. 5 класс/ авт.-сост.: БарановаЮ.Ю., Чипышева Л.Н., Зуева Т.П., Латыпова И.В., Маркина Е.И. -– Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ»,2015 вариант1,2. |
2 | Промежуточная контрольная работа за полугодие | Работа проверяет умения производить действия с десятичными дробями, решать задачи на дроби и проценты, на движение | Математика. Контрольные работы. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд .«Просвещение» - М: Просвещение, 2013. 1,2 вариант, стр. 106 |
3 | Итоговая контрольная работа | Работа проверяет достижения выпускниками 6 классов уровня базовой подготовки. (в т.ч. выполнять действия с натуральными числами, дробями, рациональными числами, решать простейшие уравнения, измерять, записывать величины, распознавать геометрические фигуры) | Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Просвещение,2013 (вариант работы, спецификация стр.133-143) |
7 класс
№ п/п | Форма контроля | Назначение | Источник |
1 | Входная диагностическая работа | Работа проверяет практические умения и навыки вычисления десятичных дробей, целых и рациональных чисел, составлять формулы и вычислять по ним, решать задачи на проценты, отмечать точки на координатной плоскости. | Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Просвещение,2013 (вариант работы, спецификация стр.133-143) |
2 | Промежуточная контрольная работа за полугодие | Работа проверяет практические умения и навыки вычисления по формуле, упрощать выражения, решать уравнения, находить неизвестный член пропорции, решать задачи на доказательство равенства треугольников и параллельности прямых. | Алгебра. Контрольные работы. 7-9 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. – М.: Просвещение, 2011, стр.38 |
3 | Итоговая контрольная работа | Работа проверяет практические умения и навыки применять свойства степени с натуральным показателем, выполнять действия с многочленами, применять формулы сокращенного умножения, раскладывать многочлен на множители, применять признаки равенства треугольников, и признаки параллельности прямых, свойства равнобедренного треугольника при решении задач |
|
8 класс | |||
Входная диагностическая работа | Работа проверяет практические умения и навыки применять свойства степени с натуральным показателем, выполнять действия с многочленами, применять формулы сокращенного умножения, раскладывать многочлен на множители, применять признаки равенства треугольников, и признаки параллельности прямых, свойства равнобедренного треугольника при решении задач |
| |
Промежуточная контрольная работа за полугодие | Работа проверяет практические умения и навыки выполнять действия с алгебраическими дробями, записывать число в стандартном виде, упрощать выражения, содержащие квадратные корни, применять свойства степени, применять свойства четырехугольников при решении задач. |
| |
Итоговая контрольная работа | Работа проверяет практические умения и навыки упрощения алгебраических дробей, решение квадратных уравнений, построение графиков функций, вычисление значения выражений, содержащих квадратные корни, применение свойств четырехугольников, признаков подобия треугольников, нахождение тригонометрических функций углов. |
| |
9 класс | |||
Входная диагностическая работа | Работа проверяет практические умения и навыки упрощения алгебраических дробей, решение квадратных уравнений, построение графиков функций, вычисление значения выражений, содержащих квадратные корни, применение свойств четырехугольников, признаков подобия треугольников, нахождение тригонометрических функций углов. |
| |
Промежуточная контрольная работа за полугодие | Работа проверяет практические умения и навыки решения неравенств и систем неравенств, построение графика квадратичной функции, определение промежутков возрастания и убывания этой функции |
| |
Итоговая контрольная работа | Работа проверяет практические умения и навыки, полученные учащимися в курсе математики основной школы |
(вариант работы, спецификация стр.143-153) |
Для проведения текущей оценки планируемых результатов используется
№п/п | Линия УМК | классы | источник |
1 | Г.В. Дорофеев[и др.] | 5-6 | Математика. Контрольные работы. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд .«Просвещение» - М: Просвещение, 2013 |
2 | 7-9 | Алгебра. Контрольные работы. 7-9 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. – М.: Просвещение, 2011 | |
3 | Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев [и др.] | 7-9 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5-6 классы. ФГОС
Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)с уче...
Рабочая программа по математике 5-6 класс ФГОС
Краснодарский край Выселковский район станица Выселки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя бщеобразовательная школа № 2 имени И...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 6 класса (ФГОС).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕдля 6 Б класса (ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 6 класса (ФГОС).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕдля 6 Б класса (ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 6 класса (ФГОС).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕдля 6 Б класса (ФГОС)...
Рабочая программа по математике для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена с учетом ФГОС к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича "Математика 5"....
Рабочая программа по математике для 6 класса (ФГОС)
Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича "Математика 6" составлена с учетом ФГОС....